Урок внеклассного чтения во 2 классе. "Знаете ли вы Маршака?"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения и классных часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_tem1.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по теме "Знаете ли вы Маршака?"
Цели урока:
1) Образовательная: пробуждать у детей интерес к творчеству С.Я. Маршака; учить вести ролевую игру; отрабатывать умение интонацией передать настроения и чувства героев;
2) Развивающая: развивать творческие возможности детей, память, внимание, прививать любовь к чтению.
3) Воспитывающая: воспитывать уважение к товарищам, ответственность, умение работать в команде.
4) Практическая: вовлекать детей в театральную постановку.
Ход урока
1.Орг.момент (Слайд )
2.Работа с выставкой книг.
-Кому посвящается сегодняшний урок? (С.Я.Маршаку) (Слайд № -портрет С.Я.Маршака)
- Корней Иванович Чуковский однажды весело сказал, что он знает не одного, а пятерых Маршаков: (Слайд 3)
Маршака - детского поэта,
Маршака - пишущего стихи для взрослых,
Маршака- автора пьес для театра,
Маршака- переводчика,
Маршака- сатирика
-Да, сегодня на уроке будут звучать его стихи, сказки, пьесы, а также мы узнаем много интересного о его творчестве. Но урок у нас будет необычным. Все, о чем мы будем с вами говорить, будет отображаться в нашей газете, т.е. мы с вами сегодня будем верстать нашу классную литературную газету.
- Итак, в редакции любой газеты есть корреспонденты. Они много путешествуют и в своих статьях рассказывают об увиденном. Кто такой корреспондент? (Работа с толковым словарем)
- Сейчас мы с вами корреспонденты. Отправляемся в путь.
3. Первая остановка- Маршак- поэт. (Слайд № - г.Воронеж)
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в г. Воронеже. (Слайд А первые детские годы провел в городе Острогожске. Отец у Маршака работал на частных заводиках – варил мыло, а мать вела хозяйство семьи, где было 6 детей. Семья была большая и дружная, родители старались вырастить своих детей образованными и трудолюбивыми . Говорят, что Самуил пошел в бабушку, которая любила говорить в рифму. (Слайд )
Еще в детстве он стал сочинять стихи, игры. Первое свое стихотворение Самуил придумал в 4 года. Слушателям особенно нравились его «суматохи» - необыкновенные истории с фантастическими концами.
А) Ребята первой группы выразительно читают стихи.
- В любой газете есть корректоры. ( Люди, которые исправляют ошибки в статьях- корректируют)
- Кто такие корректоры? (Работа с толковым словарем)
-. Вот и мы сейчас с вами будем корректорами. Исправьте ошибки в стихах.
Б) Викторина.
1. Эй, не стойте слишком близко –
Я рысенок, а не киска.(Тигренок).
2.Рвать цветы легко и просто
Детям крошечного роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок. (Маленького)
3. Взгляни на маленьких котят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят – они едят.
Когда едят – они не спят. (Совят)
4. На прутике записка:
Не подходите ,киска!
Записке ты не верь –
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки. (Близко)
- Молодцы, хорошие из вас получатся корректоры. Помещаем в нашу газету «статью» - рисунок к стихотворению.
4. Вторая остановка – Маршак – переводчик.
-Кто такой переводчик? (Слайд № - г.Острогожск, Англия )
- С.Я.Маршак в 11 лет в г. Острогожске, будучи гимназистом, по заданию учителя, перевел оду Горация. Затем, когда ему было уже 25 лет, он едет учиться в Англию, в лондонский университет. Там он изучал английскую поэзию. В Англии появился первый ребенок в его семье. И именно для него Маршак переводил многие английские песенки. С.Я.Маршак переводил также с латышского, польского, еврейского, чешского, казахского, венгерского, итальянского, украинского и армянского языков.
А) Ребята второй группы выразительно читают английские песенки.
5. Физминутка.
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой
Везет, везет кораблик
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спеша.
На палубе матросы
Четырнадцать мышат.
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
Соломенные весла
У маленьких гребцов.
Везет, везет кораблик
Полфунта леденцов.
Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк.
- Земля! - сказала утка. -
Причаливайте! Кряк!
- Эта физминутка – тоже переведенная С.Я.Маршаком английская песенка. Помещаем в нашу газету – рисунок к песенкам.
6. Третья остановка. Маршак – драматург. (Слайд № - г. Краснодар)
- Маршак говорил сам: « Я пришел в детскую литературу через театр». В 1920 году в г. Краснодаре он начал писать пьесы для детей. Их ставили в детском театре. Во время первой мировой войны и несколько лет после, в 1914-1919 годах Маршак жил на юге России, в Воронеже, а затем в Краснодаре. Там в те годы было очень много детей беженцев из мест, где шли бои и беспризорных детей. Маршак вел большую работу по оказанию помощи этим детям. В городе Краснодаре он организовал целый «Детский городок», в котором были классы для учебы, мастерские, кружки и детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки.
А) Инсценировка отрывка из пьесы «Терем-теремок».
– Чем сказка “Терем – теремок” С. Я. Маршака отличается от русской народной сказки? (Сказка Маршака авторская, а не народная. Самуил Яковлевич Маршак не ввёл в свою пьесу персонажа – зайца. Но зато есть добрый дед и злой дед.)
- Помещаем в нашу газету – рисунок к пьесе.
7. Четвертая остановка – загадочная.
- Маршак еще был и мастером загадок.
Загадки
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)
В Полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать! (Утюг)
8. Пятая остановка. Маршак – сатирик, (Слайд )
который в годы Великой Отечественной войны высмеивал врагов. Своими меткими стихами он высмеивал фашистов и этим поднимал настроение нашим солдатам в короткие минуты отдыха между боями.
Такие сатирические стихи Маршака печатались в газете «Правда», на пачках с табаком, с гороховым концентратом. Все это направлялось на фронт.
- В бой, дивизия гвардейская!
Под огнем твоих атак
Отступает рать злодейская,
Дело Гитлера - табак.
Пообедал немец плохо,
На чужих живет хлебах,
Захотел поесть гороха
И остался на бобах.
-Что значит «Дело- табак»?
-Что значит «Остаться на бобах»? (Остаться ни с чем)
Видите, тема стихов серьезная - война с фашистами, а тон стихов задорный, шутливый, озорной. Фронтовики смеялись от души, читая эти надписи. Сатирические стихи Маршака прошли с армией всю войну.
А) Инсценировка стихотворения детьми. (Старуха, дверь закрой.)
- Какие черты характера высмеивает Маршак в этом стихотворении?
- И помещаем н нашу газету рисунок к сатирическому произведению Маршака.
- Кто узнал к какому? (Рассеянный с улицы Бассейной)
9. Шестая остановка. Маршак – редактор.
- Мы с вами хорошо потрудились и создали газету. Самый главный человек в редакции – редактор. (работа с толковым словарем)
- Осенью 1923 года в редакции литературного журнала «Петроград» возник разговор о том, что хорошо было бы организовать в Петрограде детский журнал.
Для этого имелась типография и бумага. Решили дать ему название простой птички «Воробей».
На роль главного редактора был приглашён Маршак, который в то время работал в Театре Юных Зрителей и писал стихи и пьесы для детей. Маршак с радостью согласился. За год было издано 7 выпусков.
Он объединил вокруг себя таких талантливых детских писателей и поэтов, как Агния Барто, Сергей Михалков, Борис Житков, Аркадий Гайдар, Леонид Пантелеев и многих других. И помог создать первое в мире издательство детской книги.
10. Тест по произведениям Маршака.
11. Итог урока.
- Сегодня мы раскрыли стороны профессиональной деятельности Маршака, познакомились с новыми понятиями.
-Чем занимался он в течение всей жизни? (Сочинял стихи, переводил, писал критические статьи, был редакторам)
- Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул в Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни:
тема добра,
трудолюбия,
уважения к старшим,
любви к Родине,
к природе и человеку,
стремления к знаниям,
тема воспитания в человеке чести и достоинства.
- Я предлагаю закончить наш урок добрыми и мудрыми стихами.
Стихотворение Маршака «Пожелание друзьям».
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье –
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас
А сердце умным будет.
Я от души желаю вам, друзья,
Всего хорошего!
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
- Как вы понимаете последние строки стихотворения «..а всё хорошее, друзья, даётся нам не дёшево.» (Надо много трудиться..)
- Ваш главный труд – учёба! Учитесь, читайте, трудитесь, чтобы в жизни быть такой же яркой личностью, как С.Я.Маршак.
- В одном из своих писем С.Я. Маршак писал, что ему хотелось бы подарить каждому из ребят говорящую куколку. И чтобы она говорила только такие слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего.
Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник».
Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее!»
Или: «Не обижайся. Будь умнее своего обидчика!».
Но таких куколок не существует, и Маршак советовал ребятам говорить самому себе в трудную минуту те слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, умнее и терпеливее. «А помочь тем, - писал он, - кому не придут умные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки. Надо только подобрать такие книжки, которые больше всего могут пригодиться и детям и большим, и молодым и старым».
- Как вы думаете, мы нашли с вами такие книжки?
12. Рефлексия.-Кому было интересно, увлекательно на уроке – прикрепите на нашу газету красные звездочки. А кому было скучно – синюю звездочку.
Приложение.
ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ В БЕРЛИН
То из Крыма, то из Рима
Отступает битый враг,
Треском лжи и тучей дыма
Прикрывая каждый шаг.
Есть на свете выраженье:
"Все пути приводят в Рим".
Мы внесли бы предложенье
Заменить его другим.
Зверь ползет к своей берлоге,
И теперь наш путь один:
Все тропинки, все дороги,
Все пути ведут в Берлин!
РОБИН-БОББИН
Робин-Боббин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка
Утром рано,
Двух овечек
И барана,
Съел корову
Целиком
И прилавок
С мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен -
Да еще и недоволен!
Перевод С. Маршака
1. Автором какого из перечисленных произведений является Самуил Маршак?
- Двенадцать месяцев.
- Храбрый портяжка.
- Сказка о рыбаке и рыбке
2. Сколько лет девочке из стихотворения «Усатый полосатый»?
- 3 года
- 4 года
- 5 лет
3. Кого мышка-мать из «Сказки о глупом мышонке» не звала в няньки?
- Лошадь
- Муху
- Щуку
- Кошку
4. На какой улице жил человек рассеянный?
- На Невском проспекте
- На Садовой улице
- На Бассейной улице
5. Какого персонажа нет в сказке «Теремок» С.Я. Маршака?
- Петуха
- Зайца
- Ежа
7. Угадай животное:
- Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Зебра
Да – Нет
1 .Багаж, Почта, Мойдодыр – это все стихи С.Я. Маршака.
2. Человек рассеянный из стихотворения жил на улице Бассейной.
3. Маршака зовут Сергей Викторович.
4. «Мы не пишем грифелем на катке, а коньками пишем мы на катке.»
Это отрывок из стихотворения «Кот и лодыри».
5. В сказке «Теремок» Маршака нет такого персонажа как заяц.
6. Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусала собака.
7. - Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Это – зебры.
8. «Сказку о рыбаке и рыбке» написал С.Я.Маршак.
9. В «Сказке о глупом мышонке» кошка съела мышонка.
10. Дама сдавала в багаж:
диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и большого бульдога.
Ответы:
1.Нет
2. Да.
3.Нет.
4.Да.
5.Да
6.Нет
7.Да.
8.Нет
9. Да.
10. Нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"
Конспект урока, используемая литература....
урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения
На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...