Урок внеклассного чтения во 2 классе. "Знаете ли вы Маршака?"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Материал может быть использован на уроках  внеклассного чтения и классных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_po_tem1.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по теме "Знаете ли вы Маршака?"

Цели урока:

1) Образовательная: пробуждать у детей интерес к творчеству С.Я. Маршака; учить вести ролевую игру; отрабатывать умение интонацией передать настроения и чувства героев;

2) Развивающая: развивать творческие возможности детей, память, внимание, прививать любовь к чтению.

3) Воспитывающая: воспитывать уважение к товарищам, ответственность, умение работать в команде.

4) Практическая: вовлекать детей в театральную постановку.

Ход урока

1.Орг.момент (Слайд   )

2.Работа с выставкой книг.

-Кому посвящается сегодняшний урок? (С.Я.Маршаку) (Слайд №   -портрет С.Я.Маршака)

- Корней Иванович Чуковский однажды весело сказал, что он знает не одного, а пятерых Маршаков:  (Слайд 3)

 Маршака - детского поэта,

 Маршака - пишущего стихи для взрослых,

Маршака- автора пьес для театра,

 Маршака- переводчика,

Маршака- сатирика

-Да, сегодня на уроке будут звучать его стихи, сказки, пьесы, а также мы узнаем много интересного о его творчестве. Но урок у нас будет необычным. Все, о чем мы будем с вами говорить, будет отображаться в нашей газете, т.е. мы с вами сегодня будем верстать нашу классную литературную газету.

- Итак, в редакции любой газеты есть корреспонденты. Они много путешествуют и в своих статьях рассказывают об увиденном. Кто такой корреспондент? (Работа с толковым словарем)

- Сейчас мы с вами корреспонденты. Отправляемся в путь.

3. Первая остановка- Маршак- поэт. (Слайд №  - г.Воронеж)

Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в г. Воронеже.  (Слайд   А первые детские годы провел в городе Острогожске. Отец у Маршака работал на частных заводиках – варил мыло, а мать вела хозяйство семьи, где было 6 детей. Семья была большая и дружная, родители старались вырастить своих детей образованными и трудолюбивыми . Говорят, что Самуил пошел в бабушку, которая любила говорить в рифму. (Слайд    )                                   

Еще в детстве он стал сочинять стихи, игры. Первое свое стихотворение Самуил придумал в 4 года. Слушателям особенно нравились его «суматохи» - необыкновенные истории с фантастическими концами.

А) Ребята первой группы выразительно читают стихи.

- В любой газете есть корректоры. ( Люди, которые исправляют ошибки в статьях- корректируют)

- Кто такие корректоры? (Работа с толковым словарем)

-. Вот и мы сейчас с вами будем корректорами. Исправьте ошибки в стихах.

Б) Викторина.

1. Эй, не стойте слишком близко –

   Я рысенок, а не киска.(Тигренок).

2.Рвать цветы легко и просто

Детям крошечного роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок. (Маленького)

3. Взгляни на маленьких котят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят – они едят.

Когда едят – они не спят. (Совят)

4. На прутике записка:

Не подходите ,киска!

Записке ты не верь –

Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,

Я сам не знаю, детки. (Близко)

- Молодцы, хорошие из вас получатся корректоры. Помещаем в нашу газету «статью» - рисунок к стихотворению.

4. Вторая остановка – Маршак – переводчик.

-Кто такой переводчик? (Слайд №   - г.Острогожск, Англия )

- С.Я.Маршак в 11 лет в г. Острогожске, будучи гимназистом, по заданию учителя, перевел оду Горация. Затем, когда ему было уже 25 лет, он едет учиться в Англию, в лондонский университет. Там он изучал английскую поэзию. В Англии появился  первый ребенок в его семье. И именно для него Маршак переводил многие английские песенки. С.Я.Маршак переводил также с латышского, польского, еврейского, чешского, казахского, венгерского, итальянского, украинского и армянского языков.

А)  Ребята второй группы выразительно читают английские песенки.

5. Физминутка.

Плывет, плывет кораблик

Кораблик золотой

Везет, везет кораблик

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спеша.

На палубе матросы

Четырнадцать мышат.

Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток.

Канаты - паутинки,

А парус - лепесток.

Соломенные весла

У маленьких гребцов.

Везет, везет кораблик

Полфунта леденцов.

Ведет кораблик утка,

Испытанный моряк.

- Земля! - сказала утка. -

Причаливайте! Кряк!

- Эта физминутка – тоже переведенная С.Я.Маршаком английская песенка. Помещаем в нашу газету – рисунок к песенкам.

6. Третья остановка. Маршак – драматург. (Слайд №    - г. Краснодар)

- Маршак говорил сам: « Я пришел в детскую литературу через театр». В 1920 году в г. Краснодаре он начал писать пьесы для детей. Их ставили в детском театре. Во время первой мировой войны и несколько лет после, в 1914-1919 годах Маршак жил на юге России, в Воронеже, а затем в Краснодаре. Там в те годы было очень много детей беженцев из мест, где шли бои и беспризорных детей. Маршак вел большую работу по оказанию помощи этим детям. В городе Краснодаре он организовал целый «Детский городок», в котором были классы для учебы, мастерские, кружки и детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки.

А) Инсценировка отрывка из пьесы «Терем-теремок».

– Чем сказка “Терем – теремок” С. Я. Маршака отличается от русской народной сказки? (Сказка Маршака авторская, а не народная. Самуил Яковлевич Маршак не ввёл в свою пьесу персонажа – зайца. Но зато есть добрый дед и злой дед.)

- Помещаем в нашу газету – рисунок к пьесе.

7. Четвертая остановка – загадочная.

- Маршак еще был и мастером загадок.

Загадки

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.  (Дождь)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)

В Полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать! (Утюг)

8. Пятая остановка. Маршак – сатирик, (Слайд   )

 который в годы Великой Отечественной войны высмеивал врагов. Своими меткими стихами он высмеивал фашистов и этим поднимал настроение нашим солдатам в короткие минуты отдыха между боями.

Такие сатирические стихи Маршака печатались в газете «Правда», на пачках с табаком, с гороховым концентратом. Все это направлялось на фронт.

- В бой, дивизия гвардейская!
Под огнем твоих атак
Отступает рать злодейская,
Дело Гитлера - табак.

Пообедал немец плохо,
На чужих живет хлебах,
Захотел поесть гороха
И остался на бобах.

-Что значит «Дело- табак»?

-Что значит «Остаться на бобах»? (Остаться ни с чем)         

         Видите, тема стихов серьезная - война с фашистами, а тон стихов задорный, шутливый, озорной. Фронтовики смеялись от души, читая эти надписи. Сатирические стихи Маршака прошли с армией всю войну.

А) Инсценировка стихотворения детьми. (Старуха, дверь закрой.)

- Какие черты характера высмеивает Маршак в этом стихотворении?

- И помещаем н нашу газету рисунок к сатирическому произведению Маршака.

- Кто узнал к какому? (Рассеянный с улицы Бассейной)

9. Шестая остановка. Маршак – редактор.

- Мы с вами хорошо потрудились и создали газету. Самый главный человек в редакции – редактор. (работа с толковым словарем)

- Осенью 1923 года в редакции литературного журнала «Петроград» возник разговор о том, что хорошо было бы организовать в Петрограде детский журнал.
Для этого имелась типография и бумага. Решили дать ему название простой птички «Воробей».
         На роль главного редактора был приглашён Маршак, который в то время работал в Театре Юных Зрителей и писал стихи и пьесы для детей. Маршак с радостью согласился. За год было издано 7 выпусков.
        Он объединил вокруг себя таких талантливых детских писателей и поэтов, как Агния Барто, Сергей Михалков, Борис Житков, Аркадий Гайдар, Леонид Пантелеев и многих других. И  помог создать
первое в мире издательство детской книги.

10. Тест по произведениям Маршака.

11. Итог урока.

- Сегодня мы раскрыли стороны профессиональной деятельности Маршака, познакомились с новыми понятиями.
-Чем занимался он в течение всей жизни? (Сочинял стихи, переводил, писал критические статьи, был редакторам)

- Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул в Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни:

тема добра,

 трудолюбия,

 уважения к старшим,

любви к Родине,

к природе и человеку,

стремления к знаниям,

 тема воспитания в человеке чести и достоинства.

- Я предлагаю закончить наш урок добрыми и мудрыми стихами.

 Стихотворение Маршака «Пожелание друзьям».

Желаю вам цвести, расти,

 Копить, крепить здоровье –

 Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас

А сердце умным будет.

Я от души желаю вам, друзья,

Всего хорошего!

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

- Как вы понимаете последние строки стихотворения «..а всё хорошее, друзья, даётся нам не дёшево.» (Надо много трудиться..)
- Ваш главный труд – учёба! Учитесь, читайте, трудитесь, чтобы в жизни быть такой же яркой личностью, как С.Я.Маршак.

  • В одном из своих писем С.Я. Маршак писал, что ему хотелось бы подарить каждому из ребят говорящую куколку. И чтобы она говорила только такие слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего.

 Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник».

Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее!»

Или: «Не обижайся. Будь умнее своего обидчика!».

    Но таких куколок не существует, и Маршак советовал ребятам говорить самому себе в трудную минуту те слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, умнее и терпеливее.  «А помочь тем, - писал он, - кому не придут умные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки. Надо только подобрать такие книжки, которые больше всего могут пригодиться и детям и большим, и молодым и старым».

- Как вы думаете, мы нашли с вами такие книжки?

12. Рефлексия.-Кому было интересно, увлекательно на уроке – прикрепите на нашу газету красные звездочки. А кому было скучно – синюю звездочку.

Приложение.

ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ В БЕРЛИН

                      То из Крыма, то из Рима

                      Отступает битый враг,

                      Треском лжи и тучей дыма

                      Прикрывая каждый шаг.

                      Есть на свете выраженье:

                      "Все пути приводят в Рим".

                      Мы внесли бы предложенье

                      Заменить его другим.

                      Зверь ползет к своей берлоге,

                      И теперь наш путь один:

                      Все тропинки, все дороги,

                      Все пути ведут в Берлин!

                                                     


РОБИН-БОББИН
Робин-Боббин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка
Утром рано,
Двух овечек
И барана,
Съел корову
Целиком
И прилавок
С мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен -
Да еще и недоволен!
Перевод С. Маршака

1. Автором какого из перечисленных произведений является Самуил Маршак?

  • Двенадцать месяцев.
  • Храбрый портяжка.
  • Сказка о рыбаке и рыбке

2. Сколько лет девочке из стихотворения «Усатый полосатый»?

  • 3 года
  • 4 года
  • 5 лет

3. Кого мышка-мать из «Сказки о глупом мышонке» не звала в няньки?

  • Лошадь
  • Муху
  • Щуку
  • Кошку

4. На какой улице жил человек рассеянный?

  • На Невском проспекте
  • На Садовой улице
  • На Бассейной улице

5. Какого персонажа нет в сказке «Теремок» С.Я. Маршака?

  • Петуха
  • Зайца
  • Ежа

7. Угадай животное:
- Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Зебра        

Да – Нет

1  .Багаж, Почта, Мойдодыр – это все стихи С.Я. Маршака.

2.  Человек рассеянный из стихотворения жил на улице Бассейной.

3.  Маршака зовут Сергей Викторович.

4.  «Мы не пишем грифелем на катке, а коньками пишем мы на катке.»

Это отрывок из стихотворения «Кот и лодыри».

5. В сказке «Теремок» Маршака нет такого персонажа как заяц.

6.  Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусала собака.

7. - Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Это – зебры.

8.  «Сказку о рыбаке и рыбке» написал С.Я.Маршак.

9.  В «Сказке о глупом мышонке» кошка съела мышонка.

10. Дама сдавала в багаж:

 диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и большого бульдога.

Ответы:

1.Нет

2. Да.

3.Нет.

4.Да.

5.Да

6.Нет

7.Да.

8.Нет

9. Да.

10. Нет.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...