Урок литературного чтения в 1 классе "Мир глазами поэтов"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок литературного чтения по системе Занкова. Цель урока формирование у учащихся интереса к художественным произведениям, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_l._chteniya_medvedevoy_e.n.docx | 25.25 КБ |
mir_glazami_poetov.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
Система Занкова
Тема: «Мир глазами поэта»
( раздел «Сады поэзии: из чего растут стихи»)
Методическое обеспечение: В.Ю. Свиридова
«Литературное чтение» учебник для 1 класса, 2008г.
Составила: учитель
начальных классов
МОУ «лицей №9»
Медведева Елена Николаевна
2011год
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование
- интереса к художественным произведениям, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
- содействовать формированию у учащихся позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи;
- создать условия для формирования у детей умения находить в тексте ответ на вопрос и делать несложные выводы;
- содействовать формированию у учащихся интереса к общению и групповой работе;
- способствовать формированию умения выделять и сравнивать художественные образы литературных произведений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учебного
материала, карточки для работы в парах, для работы в группах, карточки со словами «поэзия, стихотворение, поэт, сравнение, преувеличение, звукоподражание»
- Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Выберите слово, определяющее ваше настроение.
Дети из предложенных эпитетов (на карточках или на доске) выбирают и называют свои определения.
Учитель: Почему у нас прозвучали разные слова?
Ученики: У нас разное настроение.
Учитель: Посмотрите на картинку. Что вам представилось? (Слайд 2- дерево)
Дети называют свои ассоциации.
Учитель: Почему прозвучали такие разные ассоциации?
Ученики: Мы думаем по-разному…
Учитель: Как вы думаете, когда авторы пишут об одном и том же у них получается по-разному или одинаково?
Ученики: По-разному.
Учитель: А как это можно узнать? Дети высказывают мнения (проверить).
- Подготовительный этап
- Актуализация опорных знаний
Учитель: Прежде чем мы проверим ваши предположения, давайте вспомним, с каким разделом мы начали знакомство? (обращение к учебнику)
Ученики: Сады поэзии. Из чего растут стихи. (Карточка «поэзия»)
Учитель: С какими произведениями мы чаще встречаемся в этом разделе?
Ученики: Со стихами. (Карточка «стихотворение»)
Учитель: Чем стихотворение отличается от других произведений?
Дети: Есть рифма, ритм…
Учитель: Как называют людей, создающих стихи?
Дети: Это поэты. (Карточка «поэт»)
Учитель: Какие приёмы могут использовать поэты в своих произведениях?
Дети: Сравнение, преувеличение, звукоподражание. (Карточки)
- Формулирование цели урока.
Учитель: Какова цель нашего урока? Дети высказывают свои предположения (проверить, одинаково ли авторы пишут и от чего это зависит).
Учитель: Итак, нам необходимо проверить, действительно поэты, как и мы, по-разному смотрят на мир, и понаблюдать, какие приёмы они используют? (Слайд 3)
- Усвоение новых знаний и способов действий
- Первичное знакомство со стихотворением Н. Орловой (с.54)
Учитель: Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Нины Орловой «Дерево-жираф». Читает стихотворение.
Учитель: Я вижу, вы улыбаетесь. Почему?
Ученики: Весёлое стихотворение…
Учитель: Почему у стихотворения получилось такое настроение?
Ученики: Такое настроение у поэта.
Учитель: В каких словах вы это чувствуете?
Ученики находят строки из стихотворения и зачитывают (Например, мы с тобой поём, на плече украшен воробьём).
- Чтение стихотворения детьми.
Учитель: Прочитайте стихотворение друг другу в парах с настроением, которое мы выбрали.
Несколько учеников читают стихотворение выразительно вслух.
- Наблюдение нового литературного приёма
Учитель: Что значит «чуть свет»? Почему автор просит нас проснуться чуть свет?
Ученики: Значит, встать очень рано. Утром мир еще не пробудился, нет шума, природа может приоткрыть свои тайны.
Учитель: Какая особенность дерева нам кажется сказочной, необычной?
Ученики: Дерево гуляет, слушает.
Учитель: Какое превращение делает поэт?
Ученики: Дерево превращает в живое существо. (Слайд 4)
Учитель: Такой приём называется «олицетворение». (Слайд 5)
Учитель: Как сказать проще?
Ученики: Превращение неживого предмета в живой.
Учитель: От каких слов образовалось это слово?
Ученики: Лицо, творить.
Учитель: Что это значит?
Ученики: Представить, что у неживого предмета есть лицо, он похож на человека.
Физминутка
4.Первичное знакомство со стихотворением Льва Друскина
Учитель: А теперь представьте, что мы вместе с поэтом Л. Друскиным гуляем в парке. Послушайте его стихотворение и попробуйте представить картину, нарисованную поэтом.
Учитель: Какой поэтический образ вы представили?
Ученики: Образ дерева- человека. (Слайд 7)
Учитель: Чем отличается этот образ от того, который создала Нина Орлова?
Ученики: В стихотворении Орловой дерево было похоже на жирафа, а здесь на человека, предыдущий образ вызывал радостные чувства, а у Льва
Друскина – грусть.
Учитель: Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с жирафом, а другой - с несчастным человеком?
Ученики предлагают ответы (…характер автора)
Учитель: Какой же характер у него?
Ученики: …Чуткий.
Учитель: Если бы автор не признался, что видит в иве человека, вы бы догадались?
Учитель: В каких строках вы это чувствуете?
Ученики: Горькая калека, опираясь на костыль.
Учитель: Что значит «горькая калека»?
Учитель: Какой приём использует поэт? Почему так думаете?
Ученики: Олицетворение…
5.Чтение стихотворения детьми
Учитель: Прочитайте стихотворение выразительно друг другу, передав чувства автора.
III. Упражнения в применении знаний
1.Коллективная работа
Учитель предлагает детям в отрывках стихотворений найти олицетворение и определить настроение. Сначала дети работают коллективно (Слайд 8)
Дети читают отрывок сначала тихо для себя, а затем хором вслух и обсуждают.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем – совсем немного
Ждать седой зимы осталось.
Бодрое, спокойное, тоскливое
2.Работа в парах
Учитель предлагает детям произвольно поменяться местами. Учащиеся работают в парах с заданиями, предложенными на карточках. Сначала ученики 1 варианта читают тихо свои отрывки, находят олицетворения, определяют настроение, а ученики 2 варианта слушают и помогают, а затем ребята меняются ролями. После окончания работы результаты обсуждаются. ( Слайды 9,10)
1 вариант
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Грустное восхищённое тревожное
2 вариант
А в саду сердито
Выла буря злая,
Над окном деревья
Тёмные качая.
Тревожное весёлое спокойное
После обсуждения результатов работы ученики возвращаются на свои места.
IV.Первичное закрепление нового способа действий
Учитель организует работу в группах, предлагает детям выполнить творческое задание учебника, используя приём олицетворения.
1,2,3 группы составляют рассказ «О чём думает уютное кресло», 4,5,6 группы «Что чувствует цветок в вазе» (Слайды 11,12)
Дети получают карточки с предлагаемым началом:
«Закрылась входная дверь. Старое кресло…»
«Целый день никого не было дома. Уютное большое кресло...»
«Вся семья вечером собралась в комнате. Уютное мягкое кресло...»
«Мама принесла красивую розу и поставила её в вазу на окно...»
«На окне стоял горшок с фиалками...»
« На столе в вазе стояла ромашка...»
Ученики представляют результаты своей работы.
- Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Почему такими непохожими получились вами созданные образы?
Ученики делают вывод о том, что это зависело от характера, настроения, личного видения мира.
Учитель: А какова была цель нашего урока?
Ученики: По-разному или одинаково поэты смотрят на мир. Мы убедились, что по-разному, как и мы.
Учитель: Легко ли было вам создать свои образы?
Ребята делают вывод, что поэтом и писателем быть нелегко.
Учитель: Какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?
(Слайд 13)
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите прекрасное;
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
VI.Рефлексия эмоционального восприятия урока
Учитель предлагает детям выбрать, и объяснить к какой иллюстрации они хотели бы прикрепить листик. На доске иллюстрации к стихотворениям, с которыми работали на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: понаблюдать, как поэты смотрят на мир, и какие приёмы они используют в своих произведениях
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенесение человеческих чувств, действий, мыслей на неодушевленные предметы и явления
Олицетворение - это оживление неживого предмета
Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем – совсем немного Ждать седой зимы осталось . Бодрое спокойное тоскливое
Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зелёные серёжки , И горят серебряные росы. Груст ное восхищённое тревожное
А в саду сердито Выла буря злая, Над окном деревья Тёмные качая. Тревожное весёлое спокойное
О чём думает уютное кресло
Что чувствует цветок в вазе
Только ли из слов поэт «растит стихи»? Какой приём помогает поэтам раскрыть тайну увиденного им? Легко ли быть поэтом?
Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, Всматривайтесь в некрасивое – и увидите прекрасное, Всматривайтесь в простое – и увидите сложное…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения: «Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова».
На уроке дети знакомятся с произведениями С.Г. Козлова.Сказки Козлова вселяют в детей веру в добро, умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие....
Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты"
Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты" ....
Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты" (часть 3).
Презентация для уроков литературного чтения содержит иллюстративный материал и рекомендательные списки произведений авторов, изучаемых в начальных классах....
Технологическая карта урока литературного чтения "У страха глаза велики" 2 класс
Данный материал для урока литературного чтения...
Презентация к уроку литературного чтения "У страха глаза велики"
Иллюстрация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Перспектива"...
Урок литературного чтения "Поэтическое восприятие мира поэтами и художниками", 4 класс
Обнаружение необычного авторского взгляда на мир в стихотворении К. Бальмонта, хокку Кобаяси Иссы, картинах Анри Матисса, Густава Климта; чуткого, бережного отношения авторов к природе....
План конспект урока литературного чтения по теме " Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".
План конспект урока литературного чтения для 3 класса....