Разработка урока по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Нечваль Нэля Ивановна

Формирование техники чтения и приёмов понимания текста, развитие устной речи, творческих способностей детей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением, приобщение детей к литературе как искусству  слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературному чтению М. Пришвин « Золотой луг»

Цели урока: формирование техники чтения и приёмов понимания текста, развитие устной речи, творческих способностей детей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением, приобщение детей к литературе как искусству  слова.

Ход урока:

1. Оргмомент. Введение в урок.

Чтение с доски стихотворения:

Июльская ночь

В три часа запевает ранняя птица.

А пенке птичьей пока ещё спится.

Песенку ночь укачает, остудит,

А птица её согревает и будит.  (Э.. Штритматтер)

2. Проверка домашнего задания

Дети читают придуманные загадки о камышовке и других лесных птицах.

Например:

Что за птичка- невеличка                          Эта птичка так пуглива;

У ручья на веточке,                                            чуть шумок и камнем вниз

Раскрывает клюв певичка,                                 Ну а песня - просто диво:

А поют - кузнечики                                            От сверчка не отличишь.

(Аудиокассета с записью «Голоса птиц»)

-А как поют другие обитатели леса?

-Что интересного вы узнали из произведения В. Бианки «Кто чем поёт?» Какие сделали открытия?

-После столь яркой разноголосицы послушаем тишину « освежённого ливнем луга»(Дети читают наизусть отрывки из рассказа «Неслышимка»)

3. Чтение авторского текста на с.105

4.Работа с текстом рассказа до чтения.

-Настя и папа уже подсказали нам тему нашего урока, мы даже знаем о чём этот рассказ.

-Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, почему этот рассказ называется

«Золотой Луг»?

-Мы уже не в первый раз встречались с произведениями М.Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали раньше?

-О чём обычно писал М.Пришвин?

-В чём отличительная особенность его рассказов?  (Они короткие,  написаны доступным  языком. В них открываются секреты привычных вещей,   о простом рассказывается по-новому)

5. Работа с текстом во время чтения.

а) Самостоятельное чтение рассказа «Золотой луг» про себя.

Вопросы после чтения.

-Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? Удалось ли автору поразить вас?

-Сумели ли вы представить всё то, о чём рассказывал автор?

-Подходит ли к тексту название рассказа?

-К какому типу текста можно отнести этот рассказ? (Текст- повествование с элементами описания)

-Какие три части должны присутствовать в любом тексте?

-В чём особенность каждой из них?

-Попробуем отыскать каждую из этих частей в рассказе.

б) Повторное чтение рассказа вслух, деление на части, комментирование.

Чтение первой части (Вступление)

-Автор подводит нас к главной теме рассказа.

-От какого лица ведётся повествование?

-Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (нет)

-Кто был старше из братьев? Почему?

-Как это идти в пяту?

-Какой промысел мог быть у мальчишек? Что обозначает это слово?

-Что значит  созревают одуванчики?

-Что такое забава? Что значит постоянная забава?

- В рассказе В.Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название - «неслышимка». Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе Пришвина? (фукну)

-От какого слова образовалось это слово?

-Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?

-Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?(Неинтересные цветы- простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)

-Каким предложение заканчивается первая часть? Как можно её озаглавить? (постоянная забава, цветы для забавы)

Чтение второй части Вопросы после чтения.

-Нашли ли вы подтверждение  того, почему луг назван «золотым». Прочитайте.

-Каким настроение отзывалась картина луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковёр?

-Что заставило мальчика заняться наблюдением?

-Какое объяснение происходящему нашёл рассказчик?

-С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?

-Как можно озаглавить вторую часть?(тайна золотого луга, маленькое открытие, секрет одуванчиков)

В чём главная мысль  этой части? (Раскрывается тайна названия луга)

Чтение третьей части.

-Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём, по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только увидеть, приглядеться)

-Как теперь называет одуванчики рассказчик?

-Как озаглавим третью часть? (один из самых интересных цветков, цветок моего детства)

На доске:1.Вступление. Цветы для забавы.

                  2.Основная часть. Маленькое открытие.

        3.Заключение. Цветок моего детства.

6. Работа с текстом после чтения.

а) Проблемный вопрос к тексту.

-Какое открытие сделал для себя писатель? А можно ли, на ваш взгляд, считать это открытием?

б) М. Пришвин- человек и писатель.

-Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых цветов»,сделать открытие? Каким вы его себе представляете?

Рассказ учителя о М. Пришвине.

в) – В чём поэтичность рассказа «Золотой луг»? Какие эмоционально-выразительные средства языка использует автор? Приведите примеры из текста.

7. Подготовка к выразительному чтению.

Поиск интонации к каждой части.

1-я часть - игриво весело. Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением.

2-я часть- с нежностью, с восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика.

3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно.

8.Выразительное чтение рассказов.

9.Возвращение к иллюстрации

-Какое предложение из текста вы бы подписали под иллюстрацией?

-Какие «секреты» одуванчика вы знаете?

«Одуванчик снимает шар - к дождю»

10.Подведение итогов

-Что роднит Пришвина с Бианки? Каким писателем можно считать М. Пришвина?

-Прочитайте слова К. Паустовского, которые подтверждают нашу мысль

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

11.Домашнее задание. Подготовка к сочинению.

-Мне бы хотелось, чтобы язык ваших сочинений был таким же живым и звучным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....