Разработка урока по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Формирование техники чтения и приёмов понимания текста, развитие устной речи, творческих способностей детей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением, приобщение детей к литературе как искусству слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературному чтению М. Пришвин « Золотой луг»
Цели урока: формирование техники чтения и приёмов понимания текста, развитие устной речи, творческих способностей детей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением, приобщение детей к литературе как искусству слова.
Ход урока:
1. Оргмомент. Введение в урок.
Чтение с доски стихотворения:
Июльская ночь
В три часа запевает ранняя птица.
А пенке птичьей пока ещё спится.
Песенку ночь укачает, остудит,
А птица её согревает и будит. (Э.. Штритматтер)
2. Проверка домашнего задания
Дети читают придуманные загадки о камышовке и других лесных птицах.
Например:
Что за птичка- невеличка Эта птичка так пуглива;
У ручья на веточке, чуть шумок и камнем вниз
Раскрывает клюв певичка, Ну а песня - просто диво:
А поют - кузнечики От сверчка не отличишь.
(Аудиокассета с записью «Голоса птиц»)
-А как поют другие обитатели леса?
-Что интересного вы узнали из произведения В. Бианки «Кто чем поёт?» Какие сделали открытия?
-После столь яркой разноголосицы послушаем тишину « освежённого ливнем луга»(Дети читают наизусть отрывки из рассказа «Неслышимка»)
3. Чтение авторского текста на с.105
4.Работа с текстом рассказа до чтения.
-Настя и папа уже подсказали нам тему нашего урока, мы даже знаем о чём этот рассказ.
-Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, почему этот рассказ называется
«Золотой Луг»?
-Мы уже не в первый раз встречались с произведениями М.Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали раньше?
-О чём обычно писал М.Пришвин?
-В чём отличительная особенность его рассказов? (Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по-новому)
5. Работа с текстом во время чтения.
а) Самостоятельное чтение рассказа «Золотой луг» про себя.
Вопросы после чтения.
-Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? Удалось ли автору поразить вас?
-Сумели ли вы представить всё то, о чём рассказывал автор?
-Подходит ли к тексту название рассказа?
-К какому типу текста можно отнести этот рассказ? (Текст- повествование с элементами описания)
-Какие три части должны присутствовать в любом тексте?
-В чём особенность каждой из них?
-Попробуем отыскать каждую из этих частей в рассказе.
б) Повторное чтение рассказа вслух, деление на части, комментирование.
Чтение первой части (Вступление)
-Автор подводит нас к главной теме рассказа.
-От какого лица ведётся повествование?
-Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (нет)
-Кто был старше из братьев? Почему?
-Как это идти в пяту?
-Какой промысел мог быть у мальчишек? Что обозначает это слово?
-Что значит созревают одуванчики?
-Что такое забава? Что значит постоянная забава?
- В рассказе В.Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название - «неслышимка». Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе Пришвина? (фукну)
-От какого слова образовалось это слово?
-Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?
-Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?(Неинтересные цветы- простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)
-Каким предложение заканчивается первая часть? Как можно её озаглавить? (постоянная забава, цветы для забавы)
Чтение второй части Вопросы после чтения.
-Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым». Прочитайте.
-Каким настроение отзывалась картина луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковёр?
-Что заставило мальчика заняться наблюдением?
-Какое объяснение происходящему нашёл рассказчик?
-С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?
-Как можно озаглавить вторую часть?(тайна золотого луга, маленькое открытие, секрет одуванчиков)
В чём главная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга)
Чтение третьей части.
-Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём, по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только увидеть, приглядеться)
-Как теперь называет одуванчики рассказчик?
-Как озаглавим третью часть? (один из самых интересных цветков, цветок моего детства)
На доске:1.Вступление. Цветы для забавы.
2.Основная часть. Маленькое открытие.
3.Заключение. Цветок моего детства.
6. Работа с текстом после чтения.
а) Проблемный вопрос к тексту.
-Какое открытие сделал для себя писатель? А можно ли, на ваш взгляд, считать это открытием?
б) М. Пришвин- человек и писатель.
-Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых цветов»,сделать открытие? Каким вы его себе представляете?
Рассказ учителя о М. Пришвине.
в) – В чём поэтичность рассказа «Золотой луг»? Какие эмоционально-выразительные средства языка использует автор? Приведите примеры из текста.
7. Подготовка к выразительному чтению.
Поиск интонации к каждой части.
1-я часть - игриво весело. Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением.
2-я часть- с нежностью, с восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика.
3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно.
8.Выразительное чтение рассказов.
9.Возвращение к иллюстрации
-Какое предложение из текста вы бы подписали под иллюстрацией?
-Какие «секреты» одуванчика вы знаете?
«Одуванчик снимает шар - к дождю»
10.Подведение итогов
-Что роднит Пришвина с Бианки? Каким писателем можно считать М. Пришвина?
-Прочитайте слова К. Паустовского, которые подтверждают нашу мысль
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».
11.Домашнее задание. Подготовка к сочинению.
-Мне бы хотелось, чтобы язык ваших сочинений был таким же живым и звучным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....