Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования, Концепции и программы для начальных классов «Школа России» (научный руководитель проекта А.А. Плешаков) – М.: Просвещение, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Полужская основная
общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца
ИНН 3208003574 ОГРН 1023201937230
243370, Брянская область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,
ул. Луговая, дом 1 Тел. 89051015449
Согласовано на заседании МО Утверждаю.
учителей начальных классов, Директор школы______
протокол №____от__________. (Никитина Л.Я.)
Руководитель МО____________
(Карпекина И.В.)
Рабочая программа
по литературному чтению
4 класс
Учитель: Пинчукова Елена Фёдоровна.
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования, Концепции и программы для начальных классов «Школа России» (научный руководитель проекта А.А. Плешаков) – М.: Просвещение, 2009.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которого художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
- Художественно-эстетический принцип.
В круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты, именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
- Литературоведческий принцип.
Он реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания художественно-словесного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
- Коммуникативно-речевой принцип.
Он нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в его содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даёт возможность включить в процесс обучения те приёмы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Место курса в учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в год, а именно, 3 часа в неделю.
В связи с тем, что школа перешла на пятидневное обучение, на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 2,5 часа в неделю, из которых 1 учебный час в две недели отводится на урок внеклассного чтения, а остальные часы – на классное чтение. Уроки внеклассного чтения способствуют более углубленному изучению предмета: формированию умения ориентироваться в мире книг, для воспитания интереса к книге и чтению.
В связи с производственной необходимостью разрешено вносить изменения в календарно-тематическое планирование.
В итоге в рабочей программе по литературному чтению на изучение данного предмета в 4 классе отводится
- в неделю – 2,5 часа;
- за учебный год – 85 часов (из них – 17 часов – внеклассное чтение).
Распределение учебного материала.
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
по программе | по рабочей программе | ||
1. | Былины. Летописи. Жития. | 6 | 7 |
2. | Из русской классической литературы. | 20 | 15 |
3. | Поэтическая тетрадь. | 19 | 19 |
4. | Сказки русских писателей. | 9 | |
5. | Делу время – потехе час. | 6 | |
6. | Страна далёкого детства. | 6 | |
7. | Природа и мы. | 8 | |
8. | Родина. | 4 | |
9. | Страна «Фантазия». | 2 | |
10. | Зарубежная литература. | 7 | 8 |
11. | Итого: | 102 | 85 |
Реферативное описание тем.
Былины. Летописи. Жития – 7 часов.
Откуда пошла Русская земля: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»; «И вспомнил Олег коня своего…»; «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы –17 часов.
П.П. Ершов «Конёк -горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство» (главы из автобиографической повести); «Как мужик убрал камень» (басня); А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь – 19 часов.
(Произведения данной темы распределены в течение учебного года на поэтические тетради):
Поэтическая тетрадь 1 – 9 часов.
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»;
А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И. А. Бунин «Листо-пад».
Поэтическая тетрадь 2 – 4 часа.
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Поэтическая тетрадь 3 - 6 часов
Б. Л. Пастернак «Золотая осень»; Д. Б. Кедрин «Бабье лето»; С. А. Клычков «Весна в лесу»; Н. М. Рубцов «Сентябрь»; С. А. Есенин «Лебё-душка»;
Сказки русских писателей – 9 часов.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; П.П. Бажов «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час – 6 часов.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Страна далёкого детства - 6 часов.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко «Ёлка».
Природа и мы – 8 часов.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А. И. Куприн «Барбос и Жулька»;
М. М. Пришвин «Выскочка»; Е. И. Чарушин «Кабан»; В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
Родина – 4 часа.
И. С. Никитин «Русь» ; С. Д. Дрожжин «Родине»; А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»; Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».
Страна «Фантазия» - 2 часа.
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»; К. Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература –8 часов.
Д. Свифт «Путешествие Гулливера; Г.-Х. Андерсен «Русалочка»;
М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
Календарно-тематическое планирование.
Дата проведения | № п/п | Тема урока | Колво часов | |
по плану | по факту | |||
1 четверть.
| ||||
1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | ||
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | ||
3-4 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». | 2 | ||
5 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. | 1 | ||
6 | Внеклассное чтение «Произведения устного народного творчества. Былины». | 1 | ||
7 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». | 1 | ||
| ||||
8-9 | П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (отрывок). | 2 | ||
10 | Внеклассное чтение. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах. | 1 | ||
11 | А. С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | 1 | ||
12-14 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 3 | ||
15 | Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина. | 1 | ||
16 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – приём изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». | 1 | ||
17-18 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). | 2 | ||
19 | Л. Н. Толстой «Детство» (главы из автобиографической повести); «Как мужик убрал камень» (басня). | 1 | ||
20-21 | А. П. Чехов «Мальчики». | 2 | ||
22 | Внеклассное чтение «Чудесный мир классикики».Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | ||
2 четверть.
| ||||
23 | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. | 1 | ||
24 | А. А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь». | 1 | ||
25. | Внеклассное чтение «Восточные сказки» | 1 | ||
26 | Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…». | 1 | ||
27 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» Картины сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка». | 1 | ||
28 | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». | 1 | ||
29 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». | 1 | ||
30 | Внеклассное чтение «Здравствуй, гостья-зима!» Стихи русских поэтов о зиме. | 1 | ||
31 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
4.Сказки русских писателей – 9 часов. | ||||
32-33 | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | 2 | ||
34 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». | 1 | ||
35 | Внеклассное чтение «Сказки писателей о детях». | 1 | ||
36-37 | Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. Особенности речи героев сказа. | 2 | ||
38-39 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 2 | ||
40 | Внеклассное чтение «Литературные сказки». | 1 | ||
5.Делу время – потехе час – 6 часов. | ||||
41-42 | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Поучительный смысл сказки. | 2 | ||
43 | В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». Средства создания комического эффекта. | 1 | ||
44 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». | 1 | ||
45 | Внеклассное чтение «В путь, друзья!». Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных. | 1 | ||
46 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | 1 | ||
6.Страна далёкого детства – 6 часов. | ||||
47 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. Плохое и хорошее в поступках людей. | 1 | ||
48-49 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Средства художественной выразительности, используемые в рассказе. | 2 | ||
50 | Внеклассное чтение «Серии книг» и их назначение». | 1 | ||
51 | М. М. Зощенко «Ёлка». Комическое в рассказе, средства его создания. | 1 | ||
52 | Обобщение по разделу «Страна детства». | 1 | ||
7.Поэтическая тетрадь – 4 часа. | ||||
53 | Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» и С. А. Есенина «Бабушкины сказки». | 1 | ||
54 | Тема природы в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | 1 | ||
55 | Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа. | 1 | ||
56 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
8.Природа и мы – 9 часов. | ||||
57-58 | Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». | 2 | ||
59 | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. | 1 | ||
60 | Внеклассное чтение «Что? Где? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц. | 1 | ||
61 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка». | 1 | ||
62 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении. | 1 | ||
63-64 | Тема природы в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип». | 2 | ||
65 | Внеклассное чтение «Природа и мы». Рассказы о животных. | 1 | ||
9.Поэтическая тетрадь – 6 часов. | ||||
66 | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» и Д. Б. Кедрина «Бабье лето». | 1 | ||
67 | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу». | 1 | ||
68 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь». | 1 | ||
69 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебёдушка». | 1 | ||
70 | Внеклассное чтение «М.М. Пришвин – певец русской природы». | 1 | ||
71 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
10.Родина – 4 часа. | ||||
72 | Тема любви к Родине и её героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» и С. Д. Дрожжина «Родине». | 1 | ||
73 | Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». | 1 | ||
74 | Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина». | 1 | ||
75 | Внеклассное чтение «Произведения о прошлом нашей Родины». | 1 | ||
11.Страна «Фантазия» – 2 часа. | ||||
76 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» (отрывки из повести). | 1 | ||
77 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | 1 | ||
12.Зарубежная литература – 8 часов. | ||||
78 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера». | 1 | ||
79, 81 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 2 | ||
80 | Внеклассное чтение «В мире фантастики». | 1 | ||
82-83 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера». | 2 | ||
84 | Библейские сказания. С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». | 1 | ||
85 | Внеклассное чтение «В стране литературных героев». Книги, рекомендуемые для прочтения летом. | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы.
Обучающиеся должны:
- знать /понимать
- Знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков.
- Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.
- Знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать.
- Знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
- Понимать содержание прочитанного произведения.
- уметь
- Определять тему (о чём оно) произведения, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами.
- Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение.
- Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный).
- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуж-дения и цитирования.
- Выделять в тексте слова автора и действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.
- Уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
- Владеть навыком сознательно, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словам и при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.).
2. Самостоятельного выбора и чтения книг по интересующей тематике.
3. Ориентации в мире книг.
4. Создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
5. Овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Литература:
- Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 частях. Составители Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2008.
- С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс – М.: ВАКО, 2008.
- С.В. Кутявина. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...