Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

           Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования, Концепции и программы для начальных классов «Школа России» (научный руководитель проекта  А.А. Плешаков) – М.: Просвещение, 2009. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Полужская  основная

общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца

                                   ИНН   3208003574          ОГРН 1023201937230

                         243370, Брянская  область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,

                                           ул. Луговая, дом 1    Тел. 89051015449                 

Согласовано на заседании МО                                       Утверждаю.

учителей начальных классов,                                       Директор школы______

протокол №____от__________.                                  (Никитина Л.Я.)

Руководитель МО____________

(Карпекина И.В.)

Рабочая программа

по литературному чтению

4 класс

Учитель: Пинчукова Елена Фёдоровна.

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка.

           Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования, Концепции и программы для начальных классов «Школа России» (научный руководитель проекта  А.А. Плешаков) – М.: Просвещение, 2009.

            Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которого художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

              Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

              Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  1. Художественно-эстетический принцип.

В круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты, именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

  1. Литературоведческий принцип.

Он реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания художественно-словесного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ образных средств  языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

  1. Коммуникативно-речевой принцип.

Он нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.

         При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

         Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в его содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даёт возможность включить в процесс обучения те приёмы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Место курса в учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в год, а именно, 3 часа в неделю.

В связи с тем,  что школа перешла на пятидневное обучение, на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 2,5 часа в неделю, из которых     1 учебный час в две недели отводится на урок внеклассного чтения, а остальные часы – на классное чтение.  Уроки внеклассного чтения способствуют более углубленному изучению предмета: формированию умения ориентироваться в мире книг, для воспитания интереса к книге и чтению.

В связи с производственной необходимостью разрешено вносить изменения в календарно-тематическое планирование.

В итоге в рабочей программе по литературному чтению на изучение данного предмета в 4 классе отводится

- в неделю – 2,5 часа;

- за учебный год – 85 часов (из них – 17 часов – внеклассное чтение).

Распределение учебного материала.

№ п/п

Название темы

Количество часов

по программе

по рабочей программе

1.

Былины. Летописи. Жития.

6

7

2.

Из русской классической литературы.

20

15

3.

Поэтическая тетрадь.

19

19

4.

Сказки русских писателей.

9

5.

Делу время – потехе час.

6

6.

Страна далёкого детства.

6

7.

Природа и мы.

8

8.

Родина.

4

9.

Страна «Фантазия».

2

10.

Зарубежная литература.

7

8

11.

Итого:

102

85

Реферативное описание тем.

Былины. Летописи. Жития  – 7  часов.

       Откуда пошла Русская земля: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»;  «И вспомнил Олег коня своего…»; «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы –17  часов.

        П.П. Ершов «Конёк -горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мёртвой царевне и  семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство» (главы из автобиографической повести); «Как мужик убрал камень» (басня); А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь – 19  часов.

(Произведения данной темы распределены в течение учебного года на поэтические тетради):

Поэтическая тетрадь 1 – 9 часов.

        Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»;

 А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»;  И. А. Бунин «Листо-пад».

Поэтическая тетрадь 2 – 4 часа.

          В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Поэтическая тетрадь 3  - 6 часов

   Б. Л. Пастернак «Золотая осень»; Д. Б. Кедрин «Бабье лето»;  С. А. Клычков «Весна в лесу»; Н. М. Рубцов «Сентябрь»; С. А. Есенин «Лебё-душка»;

Сказки русских писателей – 9 часов.

           В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;  В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; П.П. Бажов «Серебряное копытце»;  С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час – 6 часов.

          Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Страна далёкого детства -  6 часов.

        Б. С. Житков «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко «Ёлка».

Природа и мы – 8 часов.

        Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А. И. Куприн «Барбос и Жулька»;

М. М. Пришвин  «Выскочка»; Е. И. Чарушин «Кабан»;  В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

Родина – 4 часа.

        И. С. Никитин «Русь» ; С. Д. Дрожжин «Родине»; А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»;  Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» - 2 часа.

        Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»; К. Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература –8  часов.

        Д. Свифт «Путешествие Гулливера;  Г.-Х. Андерсен «Русалочка»;

М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

Календарно-тематическое планирование.

Дата проведения

№ п/п

Тема урока

Колво часов

по плану

по факту

1 четверть.

  1. Летописи. Былины. Жития. – 7 часов.

1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

2

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

1

3-4

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

2

5

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

1

6

Внеклассное чтение «Произведения устного народного творчества. Былины».

1

7

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

1

  1. Из русской классической литературы – 15 часов.

8-9

П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (отрывок).

2

10

Внеклассное чтение. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах.

1

11

А. С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

1

12-14

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3

15

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина.

1

16

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – приём изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».

1

17-18

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

2

19

Л. Н. Толстой «Детство» (главы из автобиографической повести); «Как мужик убрал камень» (басня).

1

20-21

А. П. Чехов «Мальчики».

2

22

Внеклассное чтение «Чудесный мир классикики».Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1

2 четверть.

  1. Поэтическая тетрадь - 9 часов.

23

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.

1

24

А. А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь».

1

25.

Внеклассное чтение «Восточные сказки»

1

26

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…».

1

27

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

Картины сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

28

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

1

29

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».

1

30

Внеклассное чтение «Здравствуй, гостья-зима!» Стихи русских поэтов о зиме.

1

31

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

4.Сказки русских писателей – 9 часов.

32-33

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

2

34

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

1

35

Внеклассное чтение «Сказки писателей о детях».

1

36-37

Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. Особенности речи героев сказа.

2

38-39

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

2

40

Внеклассное чтение «Литературные сказки».

1

  1. четверть.

5.Делу время – потехе час – 6 часов.

41-42

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Поучительный смысл сказки.

2

43

В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». Средства создания комического эффекта.

1

44

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

1

45

Внеклассное чтение «В путь, друзья!». Книги о путешественниках  и путешествиях, настоящих и вымышленных.

1

46

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

6.Страна далёкого детства – 6 часов.

47

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.  Плохое и хорошее в поступках людей.

1

48-49

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Средства художественной выразительности, используемые в рассказе.

2

50

Внеклассное чтение «Серии книг» и их назначение».

1

51

М. М. Зощенко «Ёлка». Комическое в рассказе, средства его создания.

1

52

Обобщение по разделу «Страна детства».

1

7.Поэтическая тетрадь – 4 часа.

53

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» и С. А. Есенина «Бабушкины сказки».

1

54

Тема природы в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

1

55

Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа.

1

56

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

8.Природа и мы – 9 часов.

57-58

Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

2

59

Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе.

1

60

Внеклассное чтение «Что? Где? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц.

1

61

Писательская наблюдательность

 М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка».

1

62

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении.

1

63-64

Тема природы в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

2

65

Внеклассное чтение «Природа и мы». Рассказы о животных.

1

  1. четверть.

9.Поэтическая тетрадь – 6 часов.

66

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»  и Д. Б. Кедрина «Бабье лето».

1

67

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу».

1

68

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь».

1

69

Иносказательный смысл произведения

С. А. Есенина «Лебёдушка».

1

70

Внеклассное чтение «М.М. Пришвин – певец русской природы».

1

71

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

10.Родина – 4  часа.

72

Тема любви к Родине и её героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» и

С. Д. Дрожжина «Родине».

1

73

Красота и величие природы в стихотворении

А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске».

1

74

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».

Обобщение по разделу «Родина».

1

75

Внеклассное чтение «Произведения о прошлом нашей Родины».

1

11.Страна «Фантазия» – 2 часа.

76

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» (отрывки из повести).

1

  77

Кир Булычёв «Путешествие  Алисы».

1

12.Зарубежная литература – 8 часов.

78

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера».

1

79, 81

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

2

80

Внеклассное чтение «В мире фантастики».

1

82-83

Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера».

2

84

Библейские сказания. С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

1

85

Внеклассное чтение «В стране литературных героев». Книги, рекомендуемые для прочтения летом.

1

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной  школы.

Обучающиеся должны:

- знать /понимать

  1.  Знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков.
  2. Знать наизусть не менее 15  стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.
  3.  Знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать.
  4.  Знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
  5. Понимать содержание прочитанного произведения.

- уметь

  1. Определять  тему (о чём оно) произведения, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её  своими словами.
  2. Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение.
  3. Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный).
  4. Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуж-дения и цитирования.
  5. Выделять в тексте слова автора и действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.
  6. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.
  7. Уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.
  8.  Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
  9. Владеть навыком сознательно, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словам и при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.).

2. Самостоятельного выбора и чтения книг по интересующей тематике.

3. Ориентации в мире книг.

4. Создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

5. Овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Литература:

  1. Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 частях. Составители Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2008.

  1. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс – М.: ВАКО, 2008.

  1. С.В. Кутявина. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...