Цикл уроков по развитию речи.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Татьяна Юрьевна Ивлева

Литературное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цикл уроков по развитию речи.20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл уроков по развитию речи.

Сочинение  на тему:

«Какой сказочный человечек мне нравится больше всего?»

Урок первый.

Учимся описывать героя (портрет, речевая характеристика).

План.

1. Определение темы урока вместе с детьми. Показ картинок разных героев сказок. Выбираем из них сказочных человечков. О чем мы будем сегодня говорить? Дети сами отвечают: о сказочных человечках.

2. Проблемная ситуация. Определить, о каком из этих человечков пойдёт речь? Загадать ребятам загадки. Попросить их отгадать. О каком человечке больше учеников отгадает, о таком и будем рассуждать.

3. Знакомим детей с типом речи «описание». Проблемная ситуация. Спросить ребят, что мы можем описать? Оказывается всё, что захотим. Показываем картинку сказочного человечка, которого выбрали.

4.Открываем текст с описанием портрета героя. Просим детей подчеркнуть карандашом все слова, которые отвечают на вопрос «какой?». Давайте представим, что этих слов в тексте нет. Как будет читаться описание героя без этих слов? Почему текст неинтересно читать?

Как вы думаете, как называется описание внешности героя в произведении? Это  называется ПОРТРЕТ.  Запоминаем, как пишется слово «пОртрет». Что вы можете добавить к портрету героя?

Открываем текст, где говорится о том, как герой разговаривает. Скажите, Вам нравится его речь? Почему? О каких чертах характера говорит речь героя?

Домашнее задание:

Составьте описание героя, о котором мы говорили в классе.

План работы.

  1. Полное имя героя, название сказки, кто автор? (1-2 предложения).
  2. Описание внешности (2-3 предложения).
  3. Описание речи героя (2-3 предложения).

Урок второй.

Учимся описывать героя (поведение героя, отношения с другими героями).

План.

1. Повторяем пройденное на предыдущем уроке. Проблемная ситуация. На интерактивной доске сделать коллаж из нескольких сказочных человечков, всё перепутать. Попросить ребят восстановить портрет героя и дать описание внешности и речи.

2. Проблемная ситуация. Мы с вами описывали внешность героя. Скажите, а можно описать человека «изнутри», его характер, привычки? Это тоже описание. Зачитать 2 заготовленных заранее примера, чтобы ребята определили, о хорошем или о плохом человеке (сказочном герое) идёт речь.

3. Развитие навыков устной речи. Написать на доске какое-либо из положительных качеств или признаков и попросить ребят подобрать к этому слову похожие по значению слова (учимся находить синонимы). Например: доброта — щедрость – великодушие (широта души) – хороший.  Объяснить оттенки значений, например, добрый-щедрый, значит, не жадный, раскрывается значение слова «добрый» с точки зрения жадный-не жадный; добрый – великодушный, раскрывается значение слова «добрый» с точки зрения душевных качеств человека, например, умение прощать. То же самое сделать с каким-либо отрицательным качеством или признаком.

4. Работаем с текстом. Читаем фрагменты с описанием черт характера нашего героя. Подчеркиваем слова, которые отвечают на вопрос какой? И обозначают ту или иную черту характера. Попросить детей подобрать к подчеркнутым словам как можно больше слов, близких по значению (выстраиваем синонимические ряды).

Домашнее задание:

Опишите одного из своих друзей или знакомых по следующему плану:

  1. Как зовут вашего друга, сколько ему лет? Где он живёт, где учится? (2-3 предложения)
  2. Опишите характер вашего друга. Составьте предложения по схемам:

      а) Кто? какой?

      б) Какой? кто? что делает?

     (2-3 предложения)

  1. Завершая описание, скажите, нравится вам характер вашего товарища или нет

(1  предложение).

Урок третий.

Учимся описывать героя (отношения с другими героями).

План.

1. Повторяем пройденное на предыдущем уроке. Проблемная ситуация. На интерактивной доске изображение нашего сказочного человечка, рядом с ним (или чуть ниже) с правой стороны герой-помощник или герой-друг, с левой стороны --- герой-недруг (антагонист). Попросить ребят назвать героев, которые изображены слева и справа от нашего героя. Попросить ребят описать черты характера, как положительного героя, так и отрицательного.  

2. Написать на доске 2 афоризма или народные пословицы о дружбе, попросить объяснить значение пословиц.

   Попросить ребят назвать всех друзей нашего героя. Какими чертами характера они обладают? В основном теми же, что и наш герой.

3. Написать на доске 2 афоризма или народные пословицы о врагах, недругах попросить ребят объяснить значение пословиц. Записать черты характера, которые назовут ребята, на левой половине доски.

   Попросить ребят назвать всех врагов нашего героя. Какими чертами характера они обладают? Противоположными тем, которыми обладают положительные герои. Записать черты характера, которые назовут ребята, на правой половине доски.

4. Составляем на доске таблицу. В левую колонку пишем положительные черты характера, свойственные положительным героям, в правую колонку пишем противоположные качества характера, свойственные отрицательным героям. Таким образом, у нас получаются антонимические пары (добрый-злой, честный-лживый, храбрый-трусливый, красивый-уродливый и т. д.). Обращаем внимание ребят, что у нас получились пары слов с противоположным значением.

5. Как наш герой ведёт себя по отношению к друзьям? Как он ведёт себя по отношению к врагам?

Домашнее задание.

  1. Дать две народные пословицы: одну о дружбе, одну о вражде. Попросить объяснить смысл каждой пословицы в одном-двух простых предложениях.
  2. Перечислите, какими качествами должен обладать, по-вашему, настоящий герой. Стройте предложения по следующим моделям:

           а) Какой? кто? что должен уметь делать?

           б) Какой? кто? каким должен быть?

\

Урок четвёртый.

Учимся описывать героя (подготовка к сочинению).

План.

1. Повторяем пройденное на предыдущем уроке. Класс разделить на две команды. Пусть  команда № 1 называет положительные качества человека, команда № 2 – отрицательные. Кто больше? Пусть  команда №1 назовёт отрицательных героев сказок, а команда №2 – положительных. Кто больше?

2. Проблемная ситуация. Мы очень много узнали о нашем герое, научились его описывать: мы можем дать его портрет, можем описать черты его характера. Если мы будем писать о нём сочинение, как мы должны по порядку распределить весь материал, который мы собрали?

Как вы думаете, из скольких частей должна состоять любая письменная работа?

Из трёх: вступление, главная часть, заключение.

3. Написать на доске тему сочинения.

РАСПРЕДЕЛЯЕМ МАТЕРИАЛ ПО ЧАСТЯМ

Вступление.

Какой материал мы должны  поместить во вступление?

Кто автор произведения, в какой стране он живет (жил), как называется книга, о герое которой мы пишем, как зовут героя?

(Объём вступления: 2-3 предложения)

Основная часть.

а) портрет героя,

б) черты характера,

в) с кем герой дружит, с кем враждует, почему?

г) моё отношение к герою.

(4-8 предложений)

Какими грамматическими средствами выразить своё отношение? (Мне нравится  (не нравится) кто? (потому что) он какой? (потому что) он что делает?), (Кто? Какой? (поэтому) он мне нравится (не нравится)), (Кто? Что делает? (поэтому) он мне нравится  (не нравится)).

Заключение.

Постарайтесь ответить на вопрос: почему сказка этого писателя живёт уже много лет и будет жить ещё долго? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны сказать, чему учит эта сказка?

(Объём заключения: 1-2 предложения)

Домашнее задание

Повторить пройденный материал, продумать сочинение, подготовится к классной работе.

Урок пятый.

Учимся описывать героя (классное сочинение, обозначить тему сочинения).

Объём письменной работы: (7-14 предложений). К сочинению дети готовятся дома.

 Работа пишется в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ«ВРЕМЕНА ГОДА.ЗИМА»

В данной разработке предтавлены конспекты тематических занятий по развитию речи для детей 5-8 лет. Занятия построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами, что исключает п...

Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...

Цикл занятий по развитию речи детей

Цикл занятий по развитию речи состоит из 4 занятий, направленных на развитие познавательных функций ребенка. Занятия содержат упражнения, игры, задания по мнемотехнике, применяются коллажи, тактильне ...