Литературное чтение 4 класс 2100. Обобщение. Стихи Шишкова
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок знакомит с творчеством поэта Шишкова, его жизнью и деятельностью. Дети рассматривают образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literat._chtenie_4_klass_2100._obobshchenie._stikhi_shishkova.rar | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».
Цели: 1) познакомить детей с творчеством А. С. Шишкова; учить давать характеристику героям произведений, находить главную мысль произведения; совершенствовать навыки работы с текстом; продолжить формирование представления о книжном мире для детей в XVIII веке, расширить круг чтения по этой теме;
2) развивать речь учащихся;
3) способствовать воспитанию интереса к литературе, чтению; нравственных качеств.
Задачи:
- Развитие у обучающихся умения выделять главное в прочитанном и прослушанном материале, проводить сравнение;
- Развитие коммуникативных способностей (умения слушать и слышать, анализировать ответы товарищей);
- способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и правильных поступков.
Оборудование:
Учебник, компьютер, медиапроектор, экран.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Стадия Вызова а)организация б) мотивация в) активизация имеющихся знаний Стадия Актуализации и выделения пробле-мы Стадия Осмыс-ления Стадия рефлек-сии Итог урока Дом. задание | Слайд № 1.
| ||
Слайд № 2. В 1858 году, когда Аксакову было 67 лет, он заканчивал работу над автобиографической повестью «Детские годы Багрова-внука» и решил освежить в памяти детские впечатления от чтения журнала Новикова. Пролистав комплект «Детского чтения», Аксаков написал одному из современников: «Ровно через 60 лет взял в руки эти драгоценные тогда для меня книжки - и поражён был изумлением...» Слайд № 3. - Чем был удивлён Аксаков спустя 60 лет? - Какими могли показаться ему эти тексты? - Какими кажутся они вам сейчас современным читателям? - В чём своеобразие построения текстов? Чем обычно они заканчиваются? - Прочитаем ещё раз из статей Николая Новикова нравоучительные выводы автора. -Могла ли детская литература того периода быть иной? -Чем определяется её характер? Слайд № 4. Давайте проверим наши предположения. Аксаков написал одному из современников: «Ровно через 60 лет взял в руки эти драгоценные тогда для меня книжки - и поражён был изумлением... Я никогда не видывал такого отсутствия понимания предмета, как тут, а между тем книжки производили сильное и благотворное впечатление». - Как вы это поняли? - Давайте сегодня познакомимся ещё с одним автором «Детского чтения», чьи произведения в то время производили на читателей очень сильное и незабываемое впечатление ( и на Аксакова в том числе). Слайд № 5. Александр Семёнович Шишков (1754-1841) Что можно сказать об этом авторе «Детского чтения», если: а) его книги (в том числе и периодику) любил читать Серёжа Аксаков, а детские песенки этого автора называл прелестью; б) он прославился во время войны со Швецией. За командование фрегатом «Николай» царь пожаловал его званием генерал-адъютанта; в) был министром народного просвещения России, президентом Российской академии наук; Слайд № 6. д) выступал против засилья иностранных слов, называл русский язык простым, чистым, ясным. г) составлял славянский словарь, комментировал древние памятники, в частности «Слово о полку Игореве». Являлся настоящим славянофилом. - Как в понимаете это выражение? Слайд № 7. Слайд № 6. - Давайте посмотрим сюжет о Александре Семёновиче Шишкове и проверим свои предположения. Слайд № 8. Слайд № 9. - Вы оказались во многом правы. - О чём Шишков мог писать в своих произведениях для детей? Какой характер они носили? - Для чего писал А. Шишков? Какими хотел видеть своих маленьких читателей Шишков? - Какова же тема урока? Образ «идеального ребёнка» в произведениях А. Шишкова. - Познакомимся с некоторыми его произведениями для детей. Слайд №10. Песенка на купание - Удачно ли выбрано слово «песенка» для названия вместо «песня»? Почему? - Что можно сказать о герое или героях – рассказчике? - Какие строки выражают особую радость? Найдите и в тексте. - Какие строки захотелось выучить? Слайд №11. Ягнёнок (басня) - Что такое басня? - Прочитайте определение на карточке 2. - Что могло произойти с героем басни? - Прослушаем стихотворение. - Почему меняется тональность чтения? - Что главное в этой басне? - К кому она обращено? Докажите это. Слайд №11. Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь. - Давайте, переведём на современный язык некоторые фразы и слова, которые будут встречаться в произведениях Шишкова. Возьмите карточки. - Послушайте это произведение и определите его жанр. – К какому виду произведений вы отнесёте этот текст? – Найдите в тексте признаки нравоучительной статьи. - Какова основная мысль текста? - Чем является заглавие? - Что объединяет все тексты А. С. Шишкова? - Какими хотел бы видеть детей автор? - О каком «идеальном» ребёнке мечтает автор? Слайд №13. – Закончите предложения 1) Я понял, что… Слайд №14 - Что беспокоило авторов «Детского чтения»? - Какой была детская литература XVIII и XIX веков? Слайд №15 Выучить одно стих-е, тет. с. 34 | Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы: - Простыми и наивными. - Очень полезными, поучительными. - Обычно заканчиваются нравоучительными выводами. Выборочное чтение текстов. - Нет. -С помощью книг необходимо было помочь родителям в воспитании и обучении их детей. Отвечают на вопрос: - Произведения очень просты и даже наивны. Но они понятны детям и поучительны. Рассматривают портрет и отвечают на вопросы (дают оценку и высказывают свои предположения) Высказывают предположения. Работают в словарях Просмотр сюжета Высказывают предположения. - Поучительный. ….. Прослушивание ролевого стихотворения и просмотр иллюстрации. Ответы на вопросы после прослушивания: - Да. Это шуточное, озорное весёлое стихотворение. - Он наблюдает за купающимися ребятами и сам купается вместе с ними. Ему очень хорошо. Читают строки из стих-ния. Ответы на вопросы до чтения. Чтение определения. Прослушивание басни и высказывание своих мнений - Не надо быть упрямым, надо слушать родителей
Подтверждение ответов чтением отрывка. Чтение и объяснение значения слов нет мочи (нет силы) Прослушивание ролевого рассказа . Ответы на вопросы после прослушивания: - Нравоучительная статья. - При желании можно исправить свои недостатки. - Нравоучительным выводом автора. - Простые, понятные, легко читать - Добрыми, послушными Высказывают свои мнения. - Воспитание детей - Нравоучительной | Д.з. Прочитать выразительно статьи, ответить на вопросы на с.78 тет. с. 34 Основание для выделения конкретных качеств человека Славянофил – сторонник славянской культуры и языка 3 мин видеофайл. Чтение стих-я наизусть подготовлен-ными учениками Работа с учебником (Басням будет посвящён отдельный урок.) Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, обычно вымысел, выдумка. Чтение стих-я наизусть подготовлен-ным учеником |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Обобщение знаний. Н.Н.Носов" 2 класс
Цели. Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова; развивать речь, мышление, интерес к чтению, умение работать в группе; фор¬мировать выразительное, осознанное чтение. Подготовительная...
Тематическое планирование Литературное чтение "Школа 2100" 3 класс
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению Развернутое календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе программы Р. Н. Буне...
Тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100" 3 класс
Развернутое тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Школа 2100" 3 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Веселые стихи Э. Успенского" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся со стихами Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», ...
Технологическая карта урока литературного чтения Р. Сеф «Веселые стихи» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: Р. Сеф «Веселые стихи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением Р. С...
Презентация к уроку литературное чтение Тема: А. Плещеев. Стихи. 2 класс
Данная презентация знакомит ребятс творчеством Плещеева...