Календарно - тематическое планирование. 3 класс Кружок « Учимся скорочтению»
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Коданева Любовь Владимировна

Кружок по литературному чтению " Учимся скорочтению". 3 класс

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению.

«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека —есть наука самая занимательная

                                                                                                                                                                                                                Пушкин А.

«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущиесвой драгоценный груз от поколения к поколению».

                                                                                                                                                                                                                Фрэнсис Бэкон

«Чтение – вот лучшее учение!»

                                                     А.С.Пушкин


«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать точным».

                                                                                                                                                                    Ф.Бэкон

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. 
Уметь читать– значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский.- Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное». 
На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла. Однако, не все учащиеся в одинаковой мере овладевают навыком чтения.

Цель кружка – совершенствование навыка чтения, обеспечение общего и литературного развития, подготовка квалифицированного читателя.
Задачи: 
1. Научить скоростному чтению, т.е. сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать программу в среднем звене школы; 
2. Научить полноценно воспринимать различные виды текстов; 
3. Развивать артикуляционный аппарат, орфографическую зоркость, широкое поле зрения, внимание, мышление, оперативную память; 
4. Воспитывать любовь к чтению, литературе и активное отношение к читаемому, нравственную, эмоциональную и интеллектуальную культуру. 

Быстрое чтение – одно из средств совершенствования учебного процесса. 

Способы быстрого чтения можно разбить на несколько групп:

         1.Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка;            

        2.Панорамное быстрое. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т.е. разведение зрительных осей глаз. За счёт этого значительно повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного;      

       3.Выборочное. Разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит всё и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы;         

       4.Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие;          

      5.Чтение-сканирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии; слова, факта. Человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удаётся при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.  

     

                                                                             



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование , 3 класс

                                               Кружок « Учимся скорочтению»

(34 часа, 1 час в неделю)

                        ( «РОДНИЧОК»            Книга для внеклассного чтения в 3 классе )

№ п/п


по теме

Содержание

Понятия, термины

Художественное  произведение

Тематика

1.

1.

Введение.



Осознанность

Понимание




Правильность            Внутренняя                  Способ

                                                  речь                           чтения




                                                                     Темп.

              Выразительность                      Скорость чтения    


        





Навык чтения (схема) –умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, темп чтения

ЧТЕНИЕ  – ОКОШКО , ЧЕРЕЗ  КОТОРОЕ  ПОЗНАЕТСЯ  МИР.

Корни есть не только у дерева.

СМихалков

« Важный      

день»

Б Заходер

« Что красивей всего»

              ОСОЗНАННОСТЬ. ПОНИМАНИЕ.( 8 часов)

2.

1..

Осознанность,понимание

2 стороны :

- смысловая

-техническая

И.Тургенев

« Бежин луг»

Мир природы, мир волшебный

3.

2..

Смысловая сторона чтения.

Процесс понимания , уразумение читаемого.

Э.Шим

«Как распускается мак»

« Какой будет день»

4.

3.

Понимание значений слов.

употребляются в тексте как в прямом , так и в переносном смысле

Г.Скребицкий

« Маленький лесовод»

5.

4.

Понимание содержания каждого       из предложений, входящих в состав текста, уяснение смыс-ловой связи между предложе-ниями.

М. Пришвин

« Лягушонок»

Как трудно стать человеком.

6.

5.

Понимание содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей.

т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано

Д.Мамин- Сибиряк

« Медведко»

7.

6.

Понимание основного смысла всего содержания текста.

т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному

Ю.Дмитриев

«Сказки про Мышонка и его друзей»

Лаборато-рия

искусств.

8.

7.

Глубина и уровень осознанности и понимания.

Глубина осознанности зависит:

- возраста

- возможностей

-общей развитости

- интересов

- начитанности

- жизненного опыта

- запаса наблюдений

Глубина понимания имеет 2 плана содержания текста:

  1. ПРЕДМЕТНЫЙ ПЛАН- описание обстановки, действующих лиц, диалоги, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия , значения слов, предложений, абзацев
  2. СМЫСЛ ПРЕДМЕТНОГО ПЛАНА- это то,

о чем все это нам говорит, что всем предметным планом хотел сказать писатель

Ю.Дмитриев

«Обыкновенные чудеса»

Красота спасет мир.

9.

8.

Техническая сторона чтения.

Техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения.

Каждый из этих компонентов подчинен смысловой стороне.

В Алферов

«На исходе лета»

           ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА ЧТЕНИЯ (6 часов)

10.

1.

Способы чтения.

5 способов чтения:

1)  побуквенное

2)  отрывистое слоговое

3)  плавное слоговое

4)  плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов

5)  чтение целыми словами и группами слов

1,2 способы -непродуктивные

3,4,5сп. - продуктивные


О.Тихомиров

«Александр Невский»

Из истории Отечества

11.

2.

Темп (скорость ) чтения.

зависит от способа чтения

показатели темпа чтения

(слов / мин)

С.Алексеев

«Рассказы о Суворове»

12.

3.

Правильность чтения.

Избегаются  или допускаются :

- замены

- пропуски

- перестановки

- добавления

- искажения

- повторы букв (звуков) , слогов , слов в читаемом тексте

- ударения в словах

М.Ильин

«Сто тысяч почему»

Вещи вокруг нас.

13-14.

4-5

Правильность чтения.

А.Ивич

«Про чай»,«Про сахар»

15.

6.

Выразительность чтения.

Важнейшие средства выразительности- темп, интонация, паузы, логические ударения.

Выразительность чтения- компонент навыка чтения.

Выразительное чтение-тип чтения (худож-ого)

М.Лермонтов

«Осень», «Тучи»

А.Майков

«Осень»

С Маршак

«Ландыш»

Мир природы

                 ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ (10 часов)

16.

1.

Паузы.

Нужны для выявления содержания, смысла читаемого.

К.Паустовский

«Вода из реки Лимпопо»

Вперед по дороге открытий.

17.

2.

Логические ударения.

Ю.Нагибин

«Зимний дуб»

18.

3.

Знаки препинания.

Э.Мошковская

«Смотрите»

Э.Успенский

«Все в порядке»

Смешинки.

19.

4.

Интонация.

Умение вовремя распознать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию.

Э.Успенский

«Если был бы я девчонкой»

Б.Заходер

«Очень вежливый индюк»

20.

5.

Чтение громкое и внятное.

В.Драгунский

«Англичанин Павля»

Кульминация! Верши-на вообра-жения…

21.

6.

Основные сред-ства выразитель-ности для отраже-ния в чтении по-нимания.

Убедительно донести текст до слушателя, сделать понятной, раскрыть посредством своего чтения

В Драгунский

«…бы»

22.

7.

Оценка содержания и смысла текста.

Выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях применимо:

1.К художественным чтениям;

2.На заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда текст всесторонне рассмотрен, проанализирован и понятен ученикам.

П.Бажов

«Медной горы хозяйка»

Путешест-вие в сказ-ку.

23.

8.

Причины, влеку-щие  за  собой снижения темпа чтения.

П.Бажов

«Серебряное копытце»

24.

9

Тренировочные упражнения.

Р.Киплинг

«Откуда взялись броненосцы»

Развязка.распутанные тайны…

25.

10.

Устные формы речи.

Устные формы речи -слушание  и говорение.

Письменные формы

 речи - чтение и письмо.

А.Экзюпери

«Маленький принц»

Самые настоящие чудеса.

                              УСТНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ  ( 4 часа)

26.

1.

Речедвижения.

Р. -это основа мыслительной деятельности.

2 вида:

- много внимания уделять ГОВОРЕНИЮ  ребенка

(это чтение заученных наизусть стихотворений, рассказывание  прослу-шанных литературных произведений, просмот-ренных кинофильмов)

-ГРОМКОЕ чтение

А. Барто

«Три очка за старичка»

Д.Хармс

«Семь кошек»

Смешинки.    

27.

2.

Чтение вслух и про себя.

Рассказы А.Гайдара

В жизни всегда есть место подвигу.

28.

3.

Писание тесно связано с чтени-ем, читанием.

При чтении морфологи-зируются в сознании читающего графические элементы, т.е. буквы, разделения одного слова в предложении от друго-го , знаки препинания.

Басни И.Крылова

Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками.

29.

4.

Произнесения слов: орфоэпически и орфографически.

ОРФОЭПИЧЕСКИ ,т.е.

произнеси (прочитай) то или иное слово (фразу, предложение) так, как его говорят  , как произносит диктор радио  или телевидения а затем так , как его пишут в соответствии с нормами орфографии , т.е. ОРФОГРАФИЧЕСКИ.

С.В. Михалков

«Дают коровы молоко»

1) орфоэпически - как говорят

2)орфографически – как

надо записать

Такой незнакомый знакомый мир.

30.

1.

                    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ   (6 часов)

Общеучебный навык.

Чтение любого печатного и рукописного текста

(грамматико- орфографи-ческие упражнения, мате-матические задачи, при-родоведческие статьи…).

Чтение текстов из различных учебников.

Школьный мир.

31.

2.

Домашнее чтение.

Чтение книг любимых авторов.

32.

3.

Оценка результа-тивности чтения.

Охватывает 3 сферы:

  1. Уроки классного чтения;
  2. Уроки по всем другим учебным предметам началь-ного цикла;
  3. Домашнее чтение.

Тексты выбирает учитель.

33.

4.

Проверка сфор-мированности умений и навыков чтения.

3 процедуры:

1) Сложная - охватывает 3 сферы чтения;

2) Деликатная – атмосфера доброжелательности,

повышенного  внимания к каждому ученику;

3) Трудоемкая – значительная затрата сил, текстовый материал.

34.

5.

Индивидуальная и фронтальная проверка.

Индивидуальная проверка:

1) Текущая – каждодневные уроки чтения (проверка домашнего чтения, чтение нового текста, чтение дополнительного материала);  

 2) Рубежная – в конце четверти, полугодия, учебного года.

Фронтальная проверка:  

1) Текущая- чтение «цепочкой», фронтальная   самопроверка (ученикам предлагается один и тот же текст читать вполголоса на время);

2) Рубежная- чтение текстов из других учебников (рус.яз, природ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по математике к учебнику Л.Г. Петерсон "Учись учиться" 4 класс

Календарно - тематическое планирование по математике к учебнику Л.Г. Петерсон "Учись учиться" 4 классПланирование составлено на основе программы Л.Г. Петерсон для 4 класса из расчета 4 урока в неделю,...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Учимся общаться" (3 класс) .Использование программы Т. Ладыженской "Детская риторика"

В данном календарно-тематическом планировании представлены 34 темы внеклассных занятий. состоящие из  2 разделов: 1раздел- "Общение" (15ч), 2 раздел- "Речевые жанры (19ч).В планировании указаны ф...

Кружок весеннее цветение 2 класс. Календарно-тематическое планирование.

Кружок весеннее цветение 2 класс. Календарно-тематическое планирование. Кружок по изготовлению цветов из бумаги....

Календарно-тематическое планирование по курсу «Учимся работать с текстом» 2 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу «Учимся работать с текстом» 2 класс...

Календарно - тематическое планирование кружок "Занимательная математика" 1 класс

Календарно - тематическое планирование занятий  кружка "Занимательная математика" в 1 классе...