Рабочая прогрвмма по литературному чтению (2 класс)
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaja_programma_po_chteniju_na_2012_2_g.docx | 84.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению на 2013/14 уч.год
2 «Б» класс Шнуркова Л.Н.
Методическое обеспечение.
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями:
- Учебник по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева.
- «Тетрадь по литературному чтению» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
- Методические рекомендации для учителя, авторы Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева.
Количество часов на изучение программы: 136ч
Количество часов в неделю: 4ч
Рабочая программа создана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта НОО;
- Учебного плана ГБОУ СОШ №996 на 2012-13 учебный год;
- В соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
- Пояснительная записка.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цели и задачи курса
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
- Содержание учебной программы
Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.
1. Тематика чтения:
- «Там, на неведомых дорожках...». (24 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки. (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.-Р.-Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри. (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...». (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка – ложь, да в ней намек...». (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо». (31 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
- Техника чтения:
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
- Формирование приемов понимания прочитанного:
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
- Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного:
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
- Практическое знакомство с литературоведческими понятиями:
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.
Практическая часть
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | год | |
Проверочная работа | 2 | 2 | 2 | 6 |
Проверка техники чтения | 2 | 1 | 1 | 4 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | № в теме | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | УУД | Оборудование по ФГОС | ЭККО | Контроль за ЗУН |
Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...» (24 ч) | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку. | ||||||||
1 | 1 | Знакомство с учебной книгой. Б. Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка», Т | ОНЗ | работа со стихотв. | Дом без книги – день без солнца | ||||
2 | 2 | Вн. чт. Книги, прочитанные летом. Проверка техники чтения. | рефлексия | Книга - друг человека. | Т/чт Старт срез | ||||
3 | 3 | Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б. Заходер «Сказочка» | ОНЗ | Жанр сказка | Всякой сказке бывает конец. | ||||
4 | 4 | Русские народные сказки. Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Т | ОНЗ | Сказка, признаки, | Всякая прибаутка в сказке хороша. | ||||
5 | 5 | Народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки Т | комбинир. | признаки волшеб. сказки | Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай. | ||||
6 | 6 | Как сказки сказываются Т | комбинир. | Красна сказка складом, а песня-ладом. | |||||
7 | 7 | «Народная» сказка П. Ершова «Конёк Горбунок» Т | ОНЗ | признаки волшеб. сказки | Либо дело делать, либо сказки сказывать. | ||||
8 | 8 | Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк Горбунок») Т | комбинир. | Характеристика героев | На сказках, что на салазках. | ||||
9 | 9 | Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк Горбунок» Т | комбинир. | признаки волшеб. сказки | Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка. | ||||
10 | 10 | «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Т | ОНЗ | признаки волшеб. сказки | Сказка-складка: послушать сладко. | ||||
11 | 11 | Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» Т | комбинир. | Характеристика героев | Книга мала, а ума придала. | ||||
12 | 12 | А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | комбинир. | Сказочные приметы | Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается. | ||||
13 | 13 | А. С. Пушкин – сказочник | комбинир. | Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. | |||||
14 | 14 | Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» Т | ОНЗ | Характеристика текста | Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. | ||||
15 | 15 | «Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») | комбинир. | Диалог с автором | Глядит в книгу, а видит фигу. | ||||
16 | 16 | От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович») | комбинир. | Характеристика текста, сравнение сказок | Книги не говорят, а правду сказывают. | ||||
17 | 17 | Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце») Т | ОНЗ | Сказ, диалог с автором | Книги читать - скуки не знать. | ||||
18 | 18 | Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце») Т | комбинир. | Сказ и сказка - сравнение | Не красна книга письмом, а красна умом. | ||||
19 | 19 | Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | ОНЗ | Признаки сказки | Книги читать - не в ладушки играть. | ||||
20 | 20 | Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») Т | комбинир. | Сказочные приметы | Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает | ||||
21 | 21 | Сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | комбинир. | Характеристика героев | Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. | ||||
22 | 22 | Всех скороговорок не перескороговоришь Т | комбинир. | Одна книга тысячу людей учит. | |||||
23 | 23 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 Т | проверка знаний | Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно. | Проверочная работа № 1 | ||||
24 | 24 | Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок | рефлексия | Испокон века книга растит человека. | |||||
Раздел II. «Сказочные человечки» (28 ч) | |||||||||
25 | 1 | Введение в новый раздел. Голландская народная песенка «Морская прогулка» | ОНЗ | Работа со стихотворением | Книга - лучший подарок. | ||||
26 | 2 | Знакомство с Муми-семейством. Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (Вступление. 1-я часть) Т | ОНЗ | Характеристика текста, диалог с автором | Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет. | ||||
27 | 3 | Тайны шляпы Волшебника. Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (2-я часть) | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором | С книгою жить – век не тужить. | ||||
28 | 4 | Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3-4-я части) | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором | Кто много читает, тот много знает | ||||
29 | 5 | Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» | комбинир. | Характеристика героев | «Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель.» Джозеф Конрад | ||||
30 | 6 | Опасное путешествие Бильбо (Дж. -Р.-Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2) Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором | «Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости». А.Навои | ||||
31 | 7 | Путешествие продолжается (3-4-я части) Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором | Кто в бою не бывал, тот и храбрости не ис пытал | ||||
32 | 8 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором | Трус славит себя языком, а храбрец - штыком | ||||
33 | 9 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором | Храброму смерть не страшна. | ||||
34 | 10 | Авторская сказочная повесть Дж. -Р.-Р. Толкина «Хоббит» Т | ОНЗ | Признаки сказочной повести | Будь храбрым и ты будешь сильным. | ||||
35 | 11 | Проверка техники чтения | рефлексия | Проверка техники чтения | |||||
36 | 12 | Смешная история. А. Милн «Винни-Пух» (глава 3) | ОНЗ | Характеристика текста, диалог с автором | Без беды друга не узнаешь. | ||||
37 | 13 | Наблюдение над характерами героев, языком сказки А. Милна «Винни-Пух» | комбинир. | Характеристика героев | Друга на деньги не купишь. | ||||
38 | 14 | Главный герой сказки А. Милна «Винни-Пух» | комбинир. | Характеристика героев | Единственный способ иметь друга - это быть другом. | ||||
39 | 15 | Песенки сказочных человечков | Человек без друга, что земля без воды. | ||||||
40 | 16 | Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») | ОНЗ | Характеристика текста, диалог с автором | Без друга в жизни туго. | ||||
41 | 17 | Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но всё кончается благополучно») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Друг в беде - друг вдвойне. | ||||
42 | 18 | Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Т | комбинир. | Добро и зло в сказке | Знал дружка в радости, не оставляй в горести. | ||||
43 | 19 | Повесть -сказка А. Толстого «Приключения Буратино» Т | комбинир. | Признаки сказочной повести | Над другом посмеёшься - над собой поплачешь. | ||||
44 | 20 | Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | ОНЗ | Характеристика героев | Назвался другом - помогай в беде. | ||||
45 | 21 | Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. | ||||
46 | 22 | Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг. | ||||
47 | 23 | Фантазии А. Лингрен «Малыш и Карлсон» (1-2-я части) | ОНЗ | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Всякий выбирает себе друга по своему нраву. | ||||
48 | 24 | Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я) | комбинир. | Характеристика главного героя | Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости. | ||||
49 | 25 | Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» (Часть 4-я) Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Для друга ничего не жаль. | ||||
50 | 26 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 2 | проверка знаний | Для дружбы нет расстояния | Проверочная работа № 2 | ||||
51 | 27 | Сочинение-рассказ о сказочном человечке Т | р/р | Друг — ценный клад, недругу никто не рад. | |||||
52 | 28 | Вн. чт. «Любимые герои – сказочные человечки» | рефлексия | Друг в нужде — истинный друг. | |||||
Раздел III. «Сказочные богатыри» (13 ч) | |||||||||
53 | 1 | Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Друг верен, во всем измерен. | ||||
54 | 2 | Былина как фольклорный жанр | ОНЗ | Признаки жанра былина | Быль за сказкой не угонится. | ||||
55 | 3 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Богатырь умрёт, имя его останется. | ||||
56 | 4 | Илья Муромец – богатырь земли Русской Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Богатыря узнаешь на поле брани. | ||||
57 | 5 | Илья Муромец – любимый народный богатырь. Былина «Илья Муромец и Святогор» | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Славна богатырями земля русская. | ||||
58 | 6 | Сравнение богатырской сказки и былины Т | комбинир. | Сказка и былина - сравнение | Испокон века книги растят человека. | ||||
59 | 7 | Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Ростом до крыши, а трусливее мыши. | ||||
60 | 8 | Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Боязливому и своя тень страшна. | ||||
61 | 9 | Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Напуганная ворона и воробья боится. | ||||
62 | 10 | «Богатырь» Назнай | комбинир. | Характеристика героя по плану, опорные слова, пересказ | Победа впереди - трус позади. | ||||
63 | 11 | Повторение по теме «Былины и богатырские сказки» | рефлексия | Герой умирает раз, трус - тысячу раз. | |||||
64 | 12 | Обобщающий урок по разделу Проверочная работа № 3 | проверка знаний | Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт. | Проверочная работа № 3 | ||||
65 | 13 | Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой (сценарий урока внеклассного чтения) Проверка техники чтения | рефлексия | Велико ли перо, а большие книги пишет | Проверка техники чтения | ||||
Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (20 ч) | |||||||||
66 | 1 | Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» | ОНЗ | Жанр стихотворение | Золото добывают из земли, а знания - из книги | ||||
67 | 2 | Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Старик, да лучше семерых молодых. | ||||
68 | 3 | Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») Т | комбинир. | Признаки бытовой сказки | Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде. | ||||
69 | 4 | Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Неграмотный - как слепой, а книга глаза открывает. | ||||
70 | 5 | Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» Т | комбинир. | Характеристика героя по плану, опорные слова, пересказ | Мудрый ничего не делает не подумав. | ||||
71 | 6 | Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | На деньги ума не купишь. | ||||
72 | 7 | Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Красота приглядится, а ум всегда пригодится. | ||||
73 | 8 | К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Скупой ни к чему охоты не имеет, а только денег жалеет. | ||||
74 | 9 | Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Быть добрым легко, быть справедливым - трудно | ||||
75 | 10 | Что высмеивают сказки? Японская сказка «Настоятель и служка» 1-я часть | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Верь не силе, а правде | ||||
76 | 11 | Что высмеивают сказки? Японская сказка «Настоятель и служка» 2-я часть | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки | Засыпь правду золотом, затопчи её в грязь, а она всё равно наружу выйдет. | ||||
77 | 12 | Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка» | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Человек без ума, что сноп без перевязки. | ||||
78 | 13 | «Сказка о глупости» И. Франко | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Сам кудрявый, а ум дырявый. | ||||
79 | 14 | «Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Чего в голове нет, того к ушам не пришьёшь. | ||||
80 | 15 | Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки Т | ОНЗ | Жанр пословица и поговорка | Мудрость в голове, а не в бороде. | ||||
81 | 16 | Мудростью богаты. Русские народные загадки Т | комбинир. | Жанр уст.нар.творчества- загадка | Не тот умён, кто много говорит, а тот, кто слов не тратит. | ||||
82 | 17 | Как придумать загадку? Литературные загадки | р/р | Сочинение загадки | Не копьём побивают, а умом. | ||||
83 | 18 | Обобщающий урок . Проверочная работа № 4 Т | проверка знаний | Сильный телом победит одного, сильный умом - тысячи. | Проверочная работа № 4 | ||||
84 | 19 | Зачем поют колыбельные песни Т | ОНЗ | Жанр уст.нар.творчества- колыбельная песня | Умный с полслова речь понимает | ||||
85 | 20 | Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? | рефлексия | С хитростью - до обеда, а с умом - целый день. | |||||
Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намёк...» (21 ч) | |||||||||
86 | 1 | Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...» | ОНЗ | Умный молчит, когда дурак кричит. | |||||
87 | 2 | Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц») | комбинир. | Сказки о животных - признаки | Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое. | ||||
88 | 3 | Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | У умной головы сто рук. | ||||
89 | 4 | Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Лучше с умным потерять, чем с дураком найти. | ||||
90 | 5 | Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Не копьём побивают, а умом. | ||||
91 | 6 | Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Умную голову почитают смолоду | ||||
92 | 7 | Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил брат- ца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Мудрый ничего не делает не подумав. | ||||
93 | 8 | Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Разок надоумить можно, а на век ума не дашь. | ||||
94 | 9 | Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай. | ||||
95 | 10 | Любимые герои сказок | комбинир. | Жизнь дана на добрые дела. | |||||
96 | 11 | Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Жизнь - наука, она учит опытом. | ||||
97 | 12 | Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. | ||||
98 | 13 | Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | В добре жить хорошо. | ||||
99 | 14 | Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором | Никакое худо до добра не доведёт. | ||||
100 | 15 | Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук», Ю. Мориц «Резиновый ёжик») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором | Вода у друга лучше, чем у врага мёд. | ||||
101 | 16 | Авторские считалки | комбинир. | Жанр - считалка | Маленькая дружба лучше большой ссоры. | ||||
102 | 17 | О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия» | комбинир. | Характеристика считалки | Дружба любит дело. | ||||
103 | 18 | Сочиняем считалку | р/р | Сочинение считалки | Лучше друг верный, чем камень драгоценный. | ||||
104 | 19 | Обощение по разделу V. Колыбельные русских поэтов Т | рефлексия | Признаки колыбельной | Дружба - великая сила. | ||||
105 | 20 | Проверочная работа № 5 Т | проверка знаний | Проверочная работа № 5 | |||||
106 | 21 | Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки | рефлексия | ||||||
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (24 ч) | |||||||||
107 | 1 | Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» | ОНЗ | Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит. | |||||
108 | 2 | Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Расстояние дружбе не мешает. | ||||
109 | 3 | Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть) | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Человек без друзей, что сокол без крыльев. | ||||
110 | 4 | Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3-4-я части) | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. | ||||
111 | 5 | Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5-6-я части) | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова | Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга. | ||||
112 | 6 | Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Друг спорит, а недруг поддакивает. | ||||
113 | 7 | Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Без друга в жизни туго. | ||||
114 | 8 | Чудеса вокруг нас. (Валентин Берестов «Честное гусеничное») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Из-за нового приятеля не теряй старого. | ||||
115 | 9 | Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Что за тем гоняться, кто не хочет знаться. | ||||
116 | 10 | «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок. | ||||
117 | 11 | Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Друга ищи, а нашел береги. | ||||
118 | 12 | Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик») Т | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Друзей-приятелей много, а друга нет. | ||||
119 | 13 | Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный» | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Был я у друга, пил воду - слаще мёду | ||||
120 | 14 | Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры | р/р | ||||||
121 | 15 | Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Дружба не служба; а кому дружить, на того служить. | ||||
122 | 16 | Уроки творчества Дж. Родари | комбинир. | Был бы друг, будет и досуг. | |||||
123 | 17 | Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Как при пире, при беседе - много друзей; как при горе, при кручине - нет никого. | ||||
124 | 18 | Весёлые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Скажи, кто твои друзья и я скажу, кто ты. | ||||
125 | 19 | Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце») | комбинир. | Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова | Царь и нищий всегда без друзей. | ||||
126 | 20 | Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6 | проверка знаний | Без друга, который потерян - плохо, но плохо и с другом, который не верен. | Проверочная работа № 6 | ||||
127 | 21 | Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» | рефлексия | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. | |||||
128 | 22 | Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» | рефлексия | Для дружбы нет расстояния. | |||||
129 | 23 | Проверка техники чтения | рефлексия | С кем поведёшься от того и наберёшься. | Проверка техники чтения | ||||
130 | 24 | Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки» | рефлексия | Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. | |||||
131 | Резервные уроки | ||||||||
132 | Резервные уроки | ||||||||
133 | Резервные уроки | ||||||||
134 | Резервные уроки | ||||||||
135 | Резервные уроки | ||||||||
136 | Резервные уроки |
Результаты изучения учебного предмета
Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
2-й класс | ||
• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами; | • размышления о характере и поступках героя; | • умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; |
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Джежелей)
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Джежелей), 2016- 17 уч. год...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ...