Литературная игра «В Лукоморье»
план-конспект занятия по чтению (4 класс) по теме

Брылёва НатальяСергеевна

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_v_lukomore.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «В Лукоморье».

(по сказкам А. С. Пушкина).

Кл. руководитель 4 класса  Брылева Н.С.

Цели: 1.Развитие познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина.

            2.Развитие внимания, мышления, памяти, речи учащихся

            3.Развитие творческой активности учащихся.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, игровое поле, листы, фломастеры, чёрный ящик, яблоко, зеркальце, белочка, петушок, фонограмма музыки Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

Ход игры.

Представление команд. Представление жюри.                                                  

ВЕДУЩАЯ: И так, друзья, начнём программу,

                  Затей у нас большой запас!

                  А для кого они?

                  Для вас!

                  Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски,

                  Но нет ничего интереснее, чем наши волшебные сказки.

-Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив, кусочек отравленного яблока, то белка поёт песенки, то из моря выходят 33 богатыря. Всё это очень интересно! Сегодня мы с вами проведём литературную игру «В Лукоморье» по сказкам А.С.Пушкина.

-Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года. В этом году исполнилось … со дня рождения великого поэта и сказочника. А давайте вспомним, какие сказки он написал?

-«Сказка о рыбаке и рыбке»,»Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой  царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о медведихе», сказочная поэма «Руслан и Людмила».                                                                                                                    -А теперь начинаем нашу игру. Перед вами игровое поле, состоящее из клеток с заданиями. Каждая команда по очереди будет выбирать задание. Команды выполняют это задание, а жюри подводит итоги. После того, как разыграются все 9 конкурсов, жюри объявляет окончательный результат игры.

- Итак, выбираем 1 конкурс!

                                   

1. Подскажи словечко.

    -День за днём идёт, мелькая,

     А царевна молодая

     Всё в лесу. Не скучно ей

     У семи….(богатырей).

                              -В синем небе звёзды блещут,

                               В синем море волны хлещут,

                               Тучка по небу идёт,

                               Бочка по морю…(плывёт).

    -Вот мудрец перед Дадоном

      Стал и вынул из мешка

      Золотого …(петушка).

                              -Воротился старик ко старухе,

                               Рассказал ей великое …(чудо).

   -Там на неведомых…(дорожках)

    Следы невидаданных…(зверей)

    Избушка там на курьих…(ножках)

    Стоит без окон, без …(дверей).

2. Там на неведомых дорожках.

-Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.

  1. «Живёт он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых». ( Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. «Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела.

И умом и всем взяла». ( Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи

                                                           богатырях»)

3. «Говорят, царевна есть,

      Что не можно глаз отвесть,

      Днём свет божий затмевает,

      Ночью землю освещает». ( Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане…»)

4. «Чуть опасность где видна,

      Верный сторож, как во сне,

      Шевельнётся, встрепенётся,

      К той сторонке обернётся». ( Золотой петушок. «Сказка о золотом

                                                                                          петушке.»)

5. «Все красавцы молодые,

      Великаны удалые.

      Все равны, как на подбор,

      С ними дядька Черномор». ( 33 богатыря. «Сказка о царе Салтане…»)

6. «Парчовая на маковке кичка,

      Жемчуги огрузили шею,

      На руках золотые перстни,

      На ногах красные сапожки». ( Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Так всё начиналось.

-У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?

1. Жил-был поп,

    Толоконный лоб.

    Пошёл поп по базару

    Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и его работнике Балде»)

2.Жил старик со своею старухой

   У самого синего моря. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.Три девицы под окном

   Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)

4.Царь с царицею простился,

   В путь-дорогу снарядился,

   И царица у окна

   Стала ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне…»)

4.За морем житьё не худо.

-За морем житьё не худо,

В свете ж вот какое чудо…

-Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание «заморских чудес». Что это как не хорошая реклама? В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы «чуда», привезённого из-за моря (на подготовку даётся 2 минуты).

1команда – белочка, 2 команда – золотой петушок.

5. Чудесные предметы.

- Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок приходилось разгадывать сложные загадки. В следующем конкурсе вам придётся задавать вопросы, чтобы узнать, что же находится в чёрном ящике. Я буду отвечать только «да» или «нет». В ящике находится предмет, имеющий отношение к сказкам А.С.Пушкина (для зрителей – зеркальце, для команды - яблоко).

                    6. Следы нечистой силы (конкурс художников).

-Вспомните строку из поэмы А.С.Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»Никто никогда не видел ни этих следов, ни зверей. Попробуйте нарисовать невиданного зверя. (Листы, фломастеры.)

(Пока дети рисуют звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».)

7.Вопросы учёного кота (блиц турнир за1 минуту)

     

 1 команда.

1.Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)

2. Как звали пса. Который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)

3. Мимо какого острова проплывали гости-господа? (Мимо острова Буяна)

4.Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)

5. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года)

6. Что кричал золотой петушок с высокой спицы на приближение врага? («Кири-ку-ку, Царствуй лёжа на боку!»)

     2 команда.

1. Под каким деревом белка грызла орешки? (Под елью).

2.Как звали жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне…»? (Елисей)

3.Где встретились поп и Балда? (На базаре)

4. Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде».)

5. За какую плату нанялся Балда на работу к попу? (В год за 3 щелчка по лбу)

6. В кого превращалась Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)

 8.Что за прелесть эти сказки (сказочные объявления)

1.Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей. Мой адрес…(Балда)

2.Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… Обращаться к (царице-мачехе из «Сказки о мёртвой царевне…»)

3. «Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес…» («Сказка о золотом петушке»)

4. «Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или новый дом? Обращаться…»(к золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

9. Узнай голосок.

1.Ты прекрасна, спору нет,

   Но царевна всё ж милее,

   Всё ж румяней и белее. (Зеркальце)

2. Буду служить тебе славно,

   Усердно и очень исправно,

   В год за три щелчка тебе по лбу,

   Есть же мне давай варёную полбу. (Балда)

3.Отпусти ты, старче, меня в море,

   Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь. (Золотая рыбка)

4.Если только жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу. (Царь Салтан)

Жюри подводит итоги. Проходит награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра - викторина "Литературная шкатулка" по произведениям Э.Н. Успенского.

Участниками литературной игры - викторины  являются обучающиеся 2 классов. Формируются и соревнуются  команды. Этапы игры выстроены в форме путешествий по станциям. Каждый этап оценивает выб...

Программа дополнительного образования литературно- театральной студии "Лукоморье"

Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (а его кризис можно приравнять к национальному бедствию), перед учителем начальной школы как никогда остро встаёт задача защищать ценность чтения, поднять его с...

Презентация к уроку литературного чтения "У лукоморья дуб зеленый" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку литературного чтения "У лукоморья дуб зеленый" 3 класс программа "Планета знаний"...

Открытый урок по литературному чтению "У лукоморья дуб зелёный" во 2 классе УМК "Школа России"

Учебно-методический комплекс "Школа России". Урок литературного чтения, разработан в соответствии с требования ФГОС. Используется информационно-компьютерные технологии. Методическая разработка урока с...

Литературные игры на уроках литературного чтения

Виды творческих заданий на различные темы по пройденным темам на литературном чтении....

Конспект урока литературного чтения «У Лукоморья дуб зелёный» (УМК Школа России 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением; овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора.Планируемые результаты:Предметные: Знать ж...