урок чтения в четвертом классе М.Зощенко "Ёлка"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме
Представлен современный, обучающий, воспитательный, развивающий и интересный урок литературного чтения. Урок включает в себя новые технологии,самостоятельную работу учащихся, работу в парах, в группах, выборочное чтение, музыкальную физминутку и самооценку учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._zoshchenko.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «ООШ» с. Березичский стеклозавод
Учитель 4 класса: Серегина А.А.
Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения
- Развивающие:
- корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Ход урока
- Организационный момент
Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке чтения у нас присутствовало хорошее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.
Ребята, есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна.
В стране Фантазий и Проказ ( Слайд 1)
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
- О какой стране идёт речь?
- Давайте вспомним, с произведениями, каких писателей мы познакомились?
II. Проверка домашнего задания (5 мин.) (Слайд 2)
1. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно.
2. Составить синквейн на тему «Рояль», «Дагни Педерсен», «Эдвард Григ».
(Слайд3)
Памятка:
- Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным).
- Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья Строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (обычно глаголами).
- Четвертая строка – фраза, показывающая отношение к теме (чувство).
- Пятая строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.
III. Речевая разминка (Слайд 4)
1. Развитие внимания
- кёлкайтснегывц (елка, снег)
- щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
2. Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки
- У елки иголки колки.
- Сыплет снегопад с неба снег.
– После такой разминки мы должны читать и говорить как?
– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.
IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6)
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)
- Золотушный ребенок – больной ребенок
- Длинновязая – высокая
- Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
- Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
- Фарфоровая кукла
V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)
Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (прослушивание текста – 7 мин.)
VI. Проверка первичного восприятия
– Понравился рассказа?
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
Физминутка музыкальная (Слайд «Дед Мороз»)
VII. Повторное восприятие (Слайд 10)
Работа по карточкам
Работа в группах: 1 и 2 группы.
Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:
Выборочное чтение.
У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.
| Девочки | Мальчики |
| Леля | Минька |
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
Характер | Исключительно бойкая | Тихий |
Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать |
Как ест? | Моментально съедает | Откусываю |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
3 группа
Самостоятельная работа ответить на вопросы:
- Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
- Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
- Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
- Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
- Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
4 группа (Слайд 11)
Выборочное чтение.
К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.
- 1 рисунок – стр
- 2 рисунок – стр.
- 3 рисунок – стр.
Проверка работы в группах.
Физминутка (Упражнение для глаз)
(Слайд 17)
3. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)
– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Работа с пословицами:
- На что и клад, если в семье лад.
- Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
- Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
- Почему не нужен клад, если в семье дружно?
- как вы понимаете 2 пословицу?
- почему надо учить детей пока они маленькие?
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
VI. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
VII. Домашнее задание
- Приготовить пересказ от лица Миньки.
- Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия
(Слайд 20) Самооценивание
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4
Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...