Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа (чтение, 4 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с положением о рабочей программе педагога, на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.)
Программа рассчитана на 102 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.: ил.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 48 с.: ил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc | 391 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано» Руководитель МО Луценко В.И. __________________ Протокол № ___ от «____»____________ 2012 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МОУ «Ракитянская СОШ №1» Псарёва И.Н. ___________________ «____»_________ 2012 г. | «Рассмотрено» на заседании педсовета Протокол №____от «____»_________ 2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ«Ракитянская СОШ №1» Ткачёв В.Н. ____________________ Приказ № ___от «___»____2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение
4 «А» класс
(УМК «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Учитель начальных классов
Мозговая Татьяна Николаевна
2012 – 2013 учебный год
II. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с положением о рабочей программе педагога, на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.), в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707) и базисным планом школы (Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 №1381 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений начального общего образования в рамках введения ФГОС второго поколения».
Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 №1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»)
Программа рассчитана на 102 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.: ил.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 48 с.: ил.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.
В авторскую программу изменения не внесены.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
- Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
- Система работы над навыками чтения.
- Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
- Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
- в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
- содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В 1 классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного; произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.
Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Программа включает следующие основные рубрики
круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие
произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умения и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.
Основные линии программы:
- развитие навыка чтения;
- развитие восприятия произведения;
- развитие литературоведческих представлений и понятий;
- развитие речевых умений;
- развитие творческой деятельности.
. Содержание программы
4 класс (102 ч) Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание
собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение
мечты парода.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
- обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
- самостоятельный выбор книги на определенную тему;
- чтение детской периодики;
- использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
III.Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
знать:
- название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
• сказок народных и литературных;
• стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
• виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план;
- пересказывать и рассказывать произведение по плану;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- определять тему и жанр незнакомой книги;
- работать со справочной литературой.
IV. Календарно- тематическое планирование
Литературное чтение
4 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Дата | |
По плану | фактически | ||||
I четверть (27 часов) Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (7 ч ) | |||||
1 | Малые формы фольклора. Повторение «Иван –царевич и Серый волк» русская народная сказка | 1 | Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Определять эмоциональный характер текста Ранжировать произведения по их тематике. | 3.09 | |
2 | Дополнительное чтение Русская народная сказка "Марья Моревна" | 1 | Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | 5.09 | |
3 | Былина "Волх Всеславович" Народные песни. Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения" | 1 | Читать «про себя», понимая содержа- ние текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Самостоятельно оценивать свою начитанность. | 7.09 | |
4 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Былины "Вольга Святославович", «Святогор» | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Выделить особенности былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | 10.09 | |
5 | Библейское предание «Блудный сын». Народные легенды. "Легенда о граде Китеже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком" | 1 | Понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Выделять основную мысль произведения характеризовать героев положительных и отрицательных Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. | 12.09 | |
6 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Шотландская легенда "Рыцарь-Эльф". Библейская легенда "Суд Соломона" | 1 | Воспринимать на слух произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений | 14.09 | |
7 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Песня-слава "Русская Земля", героическая песня "Суворов приказывает армии переплыть море" Обобщение по разделу "Проверьте себя" Текущая проверка: « Навык чтения вслух» | 1 | Выполнять задания в учебнике и тетради Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) | 17.09 | |
Басни. Русские баснописцы (5 ч ) | |||||
8. | И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"; И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи" | 1 | Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Сравнивать различные предметы (объекты), Выявлять сходства и различия предметов. Объяснять значение понятий : басня, мораль, вступление, рассказ. | 19.09 | |
9. | И.И.Хемницер "Друзья". Слушание и работа с книгами басен. Дополнительное чтение И.А.Крылов "Крестьянин в беде" | 1 | Читать «про себя», понимая содержа- ние текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Самостоятельно оценивать свою начитанность | 21.09 | |
10. | А.Е.Измайлов "Кукушка". И.А.Крылов "Осел и соловей", А.Е.Измайлов «Лестница» | 1 | Понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен. Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку | 24.09 | |
11. | И.А.Крылов "Мартышка и очки", "Квартет". Дополнительное чтение С.В.Михалков "Слово о Крылове" | 1 | Понимать основное содержание басен, давать характеристику героям Характеризовать героев, выражать своё отношение к их поступкам и характерам. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | 26.09 | |
12. | Слушание и работа с детскими книгами. И.И.Дмитриев "Муха", Дополнительное чтение "Петух, кот и мышонок". Работа с детскими журналами Обобщение по разделу "Проверьте себя» Текущая проверка: « Навык чтения молча» | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных Самостоятельно оценивать свою начитанность. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | 28.09 | |
Произведения В.А.Жуковского (4 ч ) | |||||
13 | В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания» | 1 | Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | 1.10 | |
14 | Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна" | 1 | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Самостоятельно оценивать свою начитанность. | 3.10 | |
15. | Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского. Дополнительное чтение В.А.Жуковский "Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери" | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Читать «про себя», понимая содержа- ние текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Самостоятельно оценивать свою начитанность | 5.10 | |
16. | Стихи В.А.Жуковского "Вечер", "Там небеса и воды ясны!", "Загадки"."Светлана". «Проверьте себя» | 1 | Определять тему стихотворения, Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений | 8.10 | |
Произведения А.С.Пушкина (5 ч ) | |||||
17. | Повторение изученных произведений А. С. Пушкина. А.С.Пушкин "Осень". Дополнительное чтение Г.Н. Волков "Удивительный Александр Сергеевич" (в сокращении) | 1 | Объяснять понятия: эпитет, сравнение, рифма. Выделять этапы собственной работы и их последовательность, оценивать меру освоения этих этапов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | 10.10 | |
18. | А.С.Пушкин "И.И. Пущину", И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок). А.С.Пушкин "Зимняя дорога" | 1 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Находить эпитет, сравнение, рифму Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | 12.10 | |
19. | Из "Воспоминаний В.И.Даля". Дополнительное чтение А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". | 1 | Читать «про себя», понимая содержа- ние текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных. Самостоятельно оценивать свою начитанность. | 15.10 | |
20 | Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» Комплексная контрольная работа №1 « Начитанность и читательские умения» | 1 | Слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений по содержанию литературного текста Элементарно иллюстриро- вать текст. Составлять рассказ по иллю- страции и на основе собственных впечатлений | 17.10 | |
21. | Библиотечный урок «Наш Пушкин» Фольклор, летописи и произведения А.С.Пушкина | 1 | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений .Работать с книгами для дополнительного чтения | 19.10 | |
Произведения М.Ю.Лермонтова ( 4 ч ) | |||||
22 | Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус" | 1 | Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов. Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | 22.10 | |
23- 24 | Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…" Дополнительное чтение М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб", восточная сказка | 2 | Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку Выделять этапы собственной работы и их последовательность, оценивать меру освоения этих этапов. Определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | 24.10 26.10 | |
25 | Слушание и работа с книгами М.Ю.Лермонтова «Казачья колыбельная песня», «Три пальмы». Контрольная работа № 2 Текущая проверка «Сформированность учебной и читательской деятельности» | 1 | Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | 29.10 | |
Произведения П. П. Ершова ( 2 ч) | |||||
26 | Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок" | 1 | Определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки Планировать действия по их решению. Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | 31.10 | |
27 | П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?" Обобщение по разделу "Проверьте себя" Итоговая проверка « Навык чтения вслух» | 1 | Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | 2.11 | |
II четверть (21 час) | |||||
Произведения В.М.Гаршина ( 4 ч ) | |||||
28 | В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" | 1 | Делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности | 12.11 | |
29- 30 | Слушание и работа с книгами. Дополнительное чтение В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" В.Гаршин стихотворение «Пленница». "Attalea Princeps" | 2 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Знать способы решения конкретных учебных задач. понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы Сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов | 14.11 16.11 | |
Произведения русских писателей о детях Н.Г.Гарин-Михайловский ( 5 ч ) | |||||
31 | Обобщение по разделу "Проверьте себя" Дополнительное чтение В.М.Гаршин «Сказание о гордом Аггее» | 1 | Выполнять задания в учебнике и тетради Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | 19.11 | |
32 - 33 | Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодец" ( глава из повести "Детство "Темы") | 2 | Характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи | 21.11 23.11 | |
34-35 | Слушание и работа с книгами. Дополнительное чтение К.М. Станюкович "Максимка". | 2 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных. Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | 26.11 28.11 | |
36 | Произведения русских писателей о детях. « Проверь себя» Дополнительное чтение Д.Н.Мамин-Сибиряк "Вертел" | 1 | Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов. Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом | 30.11 | |
37-38 | Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( отдельные главы) | 2 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | 3.12 5.12 | |
Произведения зарубежных писателей ( 8 ч ) | |||||
39 | Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Работа с книгами М.Твена "Приключения Тома Сойера","Приключения Гекльберри Финна" Дополнительное чтение ( 1 и 8 глава из повести М.Твена " Приключения Гекльберри Финна" ) | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных. Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. | 7.12 | |
40 | Дополнительное чтение В.Гюго "Козетта" (отдельные главы) | 1 | Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов. Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом | 10.12 | |
41-42 | Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди». Дополнительное чтение "Самое невероятное" | 2 | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений | 12.12 14.12 | |
43 | Стихотворение Х.К.Андерсена "Дети года Итоговая проверка «Выразительности чтения» | 1 | Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | 17.12 | |
44 | Дополнительное чтение Х.К.Андерсен "Девочка со спичками". | 1 | Читать «про себя», понимая содержа- ние текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Самостоятельно оценивать свою начитанность. | 19.12 | |
45 | К.Г.Паустовский "Великий сказочник" Обобщение по разделу «Проверьте себя" | 1 | Выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать Выполнять задания в учебнике и тетради Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) | 21.12 | |
46 | Комплексная контрольная работа№3 ( итоговая) за 1 полугодие[1] ( один из вариантов) Тест (вид итоговой проверки уровня начитанности и читательских умений | 1 | Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | 24.12 | |
Мифы народов мира (3 ч ) | |||||
47 | Древнегреческий миф "Арион". "Дедал и Икар" Славянский миф "Ярило-солнце". Древнеиндийские мифы "Творение" | 1 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение Читать текст с интонационным выделением знаков препинания | 26.12 | |
48 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение "Создание ночи» Мифы народов мира. Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И" Обобщение по разделу «Проверьте себя» | 1 | Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов. Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений | 28.12 | |
III четверть (30 часов) Книги Древней Руси (2ч ) | |||||
49 | Книги Древней Руси. Отрывок из "Повести временных лет" "О князе Владимире"."Деятельность Ярослава «Похвала книгам» | 1 | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) | ||
50 | Отрывок из «Повести временных лет»."Поучение Владимира Мономаха". Обобщение по разделу. «Проверьте себя» Слушание и работа с книгами. | 1 | Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения Выполнять задания в учебнике и тетради Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) Читать текст с интонационным выделением знаков препинания | ||
Произведения Л.Н.Толстого ( 8 ч ) | |||||
51 | Повторение изученных произведений Л.Н.Толстого. Дополнительное чтение Воспоминания Л.Н.Толстого" | 1 | Принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев. Планировать действия по их решению. | ||
52 | Рассказ "Акула" | 1 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | ||
53 | Сказка «Два брата» Басня «Мужик и Водяной» | 1 | |||
54 | Рассказ «Черепаха» Рассказ «Русак» | 1 | Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | ||
55 | Былина «Святогор-богатырь» Дополнительное чтение Народная былина « Святогор», « Повесть о Никите Кожемяке» | 1 | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Самостоятельно оценивать свою начитанность | ||
56- 57 | Дополнительное чтение Быль Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" | 2 | Понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) | ||
58 | Итоговая проверка: Контрольная работа № 4 «Сформированность учебной и читательской деятельности» | 1 | Выполнить задания в учебнике и тетради. Выявлять особенности (качества, Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста признаки) объектов изучения. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||
Стихи А.А.Блока ( 2 ч ) | |||||
59 | Стихи о Родине. "Россия", "Рождество" | 1 | Определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку Ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия. Моделировать обложку. | ||
60 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение А.А.Блок "На поле Куликовом" | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия. | ||
Стихи К.Д.Бальмонта ( 4 ч) | |||||
61 | Стихи о Родине, о природе. "Россия", "К зиме" | 1 | Работать с моделями. Определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов. | ||
62 | Стихи о природе. "Снежинка", "Камыши" | 1 | |||
63 | Сказочные стихи. "У чудищ", "Как я пишу стихи" Текущая проверка: «Выразительность чтения» | 1 | Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | ||
64 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение К.Д.Бальмонт "Русский язык", "Золотая рыбка" | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||
Произведения А. И. Куприна ( 4 ч) | |||||
65 | «Скворцы» | 1 | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образы героев положительных и отрицательных. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Самостоятельно оценивать свою начитанность | ||
66 | Слушание и работа с детской книгой. Сказки и легенды русских писателей. Дополнительное чтение А.И.Куприн «Четверо нищих» | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Выявлять сходства и различия предметов. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||
67 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетона-Томпсона" | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||
68 | Дополнительное чтение Очерк «Воспоминания об А.П.Чехове» Обобщение по разделу "Проверьте себя | 1 | Выполнить задания в учебнике и тетради. Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) | ||
Стихи И.А.Бунина ( 4 ч) | |||||
69 | И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет" "Детство". "Шире, грудь, распахнись для принятия…" | 1 | Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм Слушать стихотворения, выделять их главную мысль | ||
70 | И.А.Бунин "Листопад" | 1 | Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
71 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин". К.И.Чуковский "Н.А.Некрасов" | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||
72 | «Проверьте себя". Контрольная работа №5 « Начитанность и читательские умения» | 1 | Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | ||
Произведения С.Я.Маршака (6 ч) | |||||
73 | Повторение изученных произведений. С.Я.Маршака "Словарь". Дополнительное чтение С.Я.Маршак "Загадки", "Зеленая застава" | 1 | Принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача Читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. | ||
74 -75 | Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" (отдельные картины) | 2 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | ||
76 | Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. Дополнительное чтение С.Я.Маршак "Сказка про козла» С.Я.Маршак -переводчик. Р.Бернс "В горах мое сердце…" ( Перевод С.Я.Маршака)" | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Уметь работать самостоятельно. Определять тему стихотворения, выразительно читать, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) | ||
77 | Контрольная работа № 6 Текущая проверка: «Сформированность учебной и читательской деятельности» | 1 | Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | ||
78 | Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. Дополнительное чтение С.Я.Маршак "Ледяной остров" Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт. драматург, переводчик» | 1 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия. Работать с книгами для дополнительного чтения Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||
IV четверть ( 24 часа) | |||||
Произведения Н.А.Заболоцкого ( 2 ч ) | |||||
79 | Н.А.Заболоцкий "Детство»,"Лебедь в зоопарке" | 1 | Планировать действия по их решению. Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | ||
80 | Библиотечный урок Книги со стихотворениями, изученными в 3 и 4 классах Дополнительное чтение Н.А.Заболоцкий "Весна в лесу", | 1 | Выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | ||
Произведения о детях войны ( 2 ч) | |||||
81 | Дополнительное чтение В.П.Катаев "Сын полка" ( отдельные главы) | 1 | Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения Выявлять сходства и различия предметов. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | ||
82 | Слушание и работа с детскими книгами о детях. Работа с детскими журналами и книгами. Дополнительное чтение Стихотворение К.М.Симонова "Сын артиллериста". | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных .Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений | ||
Стихи Н.А.Рубцова ( 3 ч) | |||||
83 | Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Береза", "Тихая моя родина", Дополнительное чтение "Ласточка" | 1 | Планировать действия по их решению. Анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора Читать текст с интонационным выделением знаков препинания | ||
84 | Произведения о Родине. Дополнительное чтение Сказка-быль А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | 1 | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | ||
85 | Обобщение по разделу "Проверьте себя". Итоговая проверка: « Навык чтения вслух» | 1 | Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | ||
86 | Произведения С.В.Михалкова "Школа", "Хижина дяди Тома". Дополнительное чтение С.В.Михалков «Как бы жили мы без книг?» | 1 | Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями Объяснять понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. | ||
Произведения С.В.Михалкова ( 2 ч ) | |||||
87 | Басни С.В.Михалкова "Зеркало". Дополнительное чтение "Любитель книг" | 1 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку | ||
88 | Слушание и работа с детскими книгами С.В.Михалкова. Сказка "Как старик корову продавал", "Чужая беда», «Дым без огня» | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||
89 | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов "Федина задача" | 1 | Принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача Выделять этапы собственной работы и их последовательность, оценивать меру освоения этих этапов. Объяснять понятия юмор, ирония | ||
Юмористические произведения ( 2ч ) | |||||
90 | Юмористические стихи. И.Л. Гамазкова «Страдания» | 1 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) |
| |
91 | Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей. Работа с детскими журналами и газетами В.Ю.Драгунский "Тайное становится явным", А. М.Горький «Пепе» | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
Очерки ( 4 ч ) | |||||
92 | Очерки о Родине. И.С.Соколов -Микитов "Родина". Дополнительное чтение М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна".Ю.Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Определять тему произведения и авторскую позицию Планировать действия по их решению. Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. | ||
93 | Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина». Н.Шер "Картины-сказки" | 1 | Выделять основную мысль произведения характеризовать героев . Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | ||
94 | « Проверьте себя" Контрольная работа № 7 Итоговая проверка: «Начитанность и читательские умения» | 1 | Решать учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. | ||
95 | Библиотечный урок. «Писатели о писателях» Слушание и работа с книгами. Дополнительное чтение Р.Сеф "О стихах Джона Чиарди". Детские журналы, газеты | 1 | Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия. | ||
Путешествия, приключения, фантастика ( 7 ) | |||||
96 -97 | Н.П.Вагнер "Фея Фантаста", "Береза" | 2 | Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения Читать текст с интонационным выделением знаков препинания |
| |
98 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Н.П.Вагнер "Сказка", "Руф и Руфина" | 1 | Понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||
99 | Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" ( отдельные главы) | 1 | Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения Сравнивать различные предметы (объекты), Выявлять сходства и различия предметов. | ||
100 | Слушание и работа с книгами о путешествиях и путешественниках. Очерк В.Рыбакова "О книге Дж. Свифта" | 1 | Слушать произведение, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) | ||
101 | Контрольная работа № 8 Итоговая проверка: «Сформированность учебной и читательской деятельности» | 1 | Принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задач Выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.. | ||
102 | Библиотечный урок " В мире книг". Рекомендации для летнего чтения | 1 | Работать с книгами для дополнительного чтения. |
VI.Формы и средства контроля
Тестирование | 4 |
Навык чтения вслух | 2 |
Выразительность чтения. | 2 |
Итого | 8 |
№ п/п | Вид контроля и тема работы | Форма проведения | Время работы |
1 | Текущая проверка: « Навык чтения вслух» | Работа с текстом | 25 мин. |
2 | Текущая проверка: « Навык чтения молча» | Работа с текстом | 25 мин. |
3 | Комплексная контрольная работа № 1 « Начитанность и читательские умения» | Диагностические тесты и задания | 30 мин. |
4 | Контрольная работа №2 Текущая проверка «Сформированность учебной и читательской деятельности» | Диагностические тесты и задания | 30 мин. |
5 | Итоговая проверка «Навык чтения вслух» | Работа с текстом | 25 мин |
6 | Итоговая проверка : «Выразительность чтения» | Работа с текстом | 25 мин. |
7 | Комплексная контрольная работа № 3 Тест (вид итоговой проверки уровня начитанности и читательских умений ) | Диагностические тесты и задания | 45 мин. |
8 | Контрольная работа №4 Итоговая проверка: «Сформированность учебной и читательской деятельности» | Диагностические тесты и задания | 30 мин. |
9 | Текущая проверка: «Выразительность чтения» | Работа с текстом | 25 мин |
10 | Контрольная работа № 5 Текущая проверка « Начитанность и читательские умения» | Диагностические тесты и задания | 30 мин |
11 | Контрольная работа №6 Текущая проверка: «Сформированность учебной и читательской деятельности» | Диагностические тесты и задания | 45 мин |
12 | Итоговая проверка: « Навык чтения вслух» | Работа с текстом | 25 мин |
13 | Контрольная работа № 7 Итоговая проверка: «Начитанность и читательские умения» | Диагностические тесты и задания | 45 мин |
14 | Контрольная работа № 8 Итоговая проверка: «Сформированность учебной и читательской деятельности» | Диагностические тесты и задания | 45мин |
Контрольная работа №1
Навык чтения вслух.
Н.И.Сладков
Синичка необыкновенная
Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц – пухляков, московок, лазоревок. Но что обыкновенная, с этим я не мог согласиться!
Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руки, и она …умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы – и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её, подержал – и положил на пенёк. И только руку отвёл – синичка вскрикнула и улетела!
Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет – умрёт, захочет – воскреснет.
Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи.
(146 слов)
Словарь
Западок – приспособление для ловли птиц.
Вопросы и задания
1.Подумай, почему так озаглавлен рассказ. Объясни.
2.Чем обыкновенная синица отличается от других синиц? Какая особенность есть у этой синички?
3.В каком предложении передано восхищение героиней рассказа? Прочитай.
4.Какие факты из жизни птиц описаны в этом рассказе? Что тебя удивило? Расскажи.
Контрольная работа №2
Тест
I вариант
1. Отметь жанр фольклора.
рассказ
басня
былина
повесть
стихотворение
2. Отметь заголовок русской народной сказки.
□ «Марья Моревна»
□ «Блудный сын»
□ «Волх Всеславович»
□ «Ярило-Солнце»
3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
Ярило — герой мифа.
древнегреческого
древнекитайского
славянского
древнеиндийского
африканского
4. Отметь фамилию автора басни «Квартет».
И.И. Хемницер
Эзоп
Л.Н. Толстой
А.Е. Измайлов
И.А. Крылов
5. Что такое мораль? Отметь ответ.
□ правило □ установка
нравоучение
□ закон
□ присказка
6. Отметь лишнее слово.
былина
сказка
потешка
рассказ
пословица
7. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
И.И. Хемницер и И.А. Крылов — это ...
□ сказочники
поэты
баснописцы
летописцы
8. Кто автор баллады «Светлана»? Отметь ответ.
И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский
9. Допиши одно слово в ряд других.
Арион, Ярило, Брахма, Яма,
10. Что тебе поможет быстро найти нужное произведение в книге-сборнике?
Отметь ответы.
□ фамилия автора
□ титульный лист □ предисловие
□ оглавление (содержание)
□ иллюстрация
II вариант
1. Отметь фамилию русского баснописца.
□ Л.Н. Толстой
□ Н.А. Некрасов
И.И. Хемницер
А.А. Блок
□ С.А. Есенин
2. Отметь заголовок героической песни.
□ «Берёзонька»
□ «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» □ «Марья Моревна»
□ «Святогор»
П «Волх Всеславович»
3. Допиши предложение.
Сказку «Спящая царевна» написал В.А. Жуковский, а «Сказку о золотом петушке» - __________________
4. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? Отметь ответ.
□ И.А. Крылов
□ Л.Н. Толстой
□ И.И. Хемницер □ А.Е. Измайлов
5. Отметь лишнее имя героя произведения.
□ Илья Муромец
□ Святогор
□ Марья Моревна □ Добрыня Никитич
□ Волх Всеславович
6. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
В сказках бывает присказка, а в баснях ...
□ заголовок
□ герои
□ абзацы
□ мораль
□ текст
7. Допиши предложение.
Сказка, пословица, потешка, былина — это произведения ___________________________________________________________________
8. Отметь имя героя «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина.
□ царь Салтан
□ князь Гвидон
□ царь Дадон
□ царь Матвей
□ царь Берендей
9. Допиши одно слово в ряд других.
И.А. Крылов, Л.Н. Толстой, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев
_______________________________________________________________
10. Что является элементом (частью) книги? Отметь ответ.
□ сказка
□ миф
□ легенда
□ оглавление (содержание)
□ шутка
Контрольная работа №3
Выразительность чтения
Г.А.Скребицкий
Самые быстрые крылья.
Мы увидели на дороге чёрную птицу с изогнутыми крыльями. Птица неуклюже подпрыгивала, старалась взлететь и не могла.
-Она подшибленная?
-Нет, - сказал Санька.
-Плохо летает?
-Сейчас увидишь.
Птица доковыляла до края дороги. Нырнула в глубокую канаву, как пловец ныряет с вышки.
Распахнулись во время прыжка крылья. Не коснулась птица земли, а вынеслась из канавы. Со свистом сделала полукруг над нами.
Мне почудилось даже, что в воздухе след остался, как от реактивного самолёта.
-Да ведь это стриж!
-Стриж.
-Я знаю: он летает быстрей голубя, быстрей ласточки! Быстрей всех наших птиц!
-Верно.
-А почему же с дороги не мог взлететь?
-Да крылья длинные. О землю задевают.
Подготовь выразительное чтение.
1.Прочитай и определи задачу выразительного чтения: передать удивление ребят полётом стрижа.
2.Определи тон и темп чтения слов автора, участников диалога.
3. Укажи паузы и логические ударения.
4. Поупражняйся в выразительном чтении и оцени своё чтение.
Контрольная работа №4 Тест
I вариант
1. Отметь фамилию автора сказания.
□ К.М. Станюкович
□ Н.А. Некрасов
□ Х.К. Андерсен
□ В.М. Гаршин
□ М.Ю. Лермонтов
2. Отметь заголовок сказки Х.К. Андерсена.
□ «Самое невероятное»
□ «Конёк-Горбунок»
□ «Спящая царевна»
3. Допиши предложение.
Сказку «Ашик-Кериб» написал _____________________________
4. Отметь лишнее слово.
□баллада
□ рассказ
□басня
□ былина
□ стихотворение
5. Кто автор стихотворения «Песнь о вещем Олеге»? Отметь ответ.
□ М.Ю. Лермонтов □ Н.А. Некрасов
□ А.А. Фет
□ А.С. Пушкин
□ С.А. Есенин
6. Дополни предложение.
Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Ершова —
7. Отметь обобщающие слова, которыми можно дополнить предложение.
А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов — это ...
□ баснописцы
□ летописцы
□ поэты
□ авторы сказок
8. Отметь имя героя произведения Виктора Гюго.
□ Гек Финн
□ тётя Полли
□ Аггей
□ Тенардье
□ Сид
9. Отметь жанры произведений М.Ю. Лермонтова.
□ баллада
□ стихотворение
□ легенда
□ сказка
□ песня
10. Допиши одну фамилию писателя в ряд других.
В. Гюго, М. Твен, Х.К. Андерсен, Ш. Перро, ____________________________________
II вариант
1. Отметь имя и отчество Гарина-Михайловского.
□ Михаил Юрьевич
□ Николай Георгиевич
□ Пётр Павлович
□ Василий Андреевич
□ Лев Николаевич
2. Отметь заголовок сказки В.М. Гаршина.
□ «Ашик-Кериб»
□ «Спящая царевна»
□ «Лягушка-путешественница»
□ «Сказка о золотом петушке»
□ «Марья Моревна»
3. Допиши предложение.
Виктор Гюго написал произведение о детях «Козетта»,
а Марк Твен - __________________________________________________________________
Запиши полное имя французского писателя Гюго.
________________________________________________________________
Кто автор сказки «Самое невероятное»? Отметь ответ
Ш. Перро
братья Гримм
□ Х.К. Андерсен
Ц. Топелиус
6. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.
D А.С. Пушкин
С.А. Есенин
Н.А. Некрасов
В. Гюго
М.Ю. Лермонтов
7. Допиши предложение.
Имя и отчество Жуковского — Василий Андреевич,
а Лермонтова — __________________________
8. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.
Н.Г. Гарин-Михайловский и Марк Твен писали произведения...
о животных
о природе
о детях
9. Отметь фамилию баснописца.
□ А.С. Пушкин
□ М.Ю. Лермонтов
□ И.И. Хемницер
В.М. Гаршин
П.П. Ершов
10. Допиши одно слово в ряд других.
Козетта, Максимка, Фенька, Сид, ________________________________
Контрольная работа №5
Навык чтения вслух
Н.И.Сладков
Отчего у лисы длинный хвост?
От любопытства! Не оттого же, в самом деле, что она следы свои будто бы хвостом заметает. Длинным лисий хвост становится от любопытства.
Начинается всё с той поры, как прорежутся у лисят глаза. Хвосты у них в эту пору совсем ещё маленькие и короткие. Но вот глаза прорезались – и хвосты сразу же начинают вытягиваться! Становятся всё длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята изо всех силёнок тянутся к светлому пятнышку – к выходу из норы. Ещё бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет нечуянным!
Только вот страшно. Страшно вдруг оторваться от обжитой норы. И потоиу высовываются лисята из неё только на длину своего короткого хвостика. Словно придерживаются кончиком хвоста за родимый порог. Чуть что – чур-чура – я дома!
А белый свет манит. Цветы кивают: понюхайте нас! Камни блестят: потрогайте нас! Жуки скрипят: поймайте нас!
Лисята тянутся, тянутся всё дальше и дальше. Хвостишки их вытягиваются, растягиваются. И становятся всё длиннеё и длинней. От любопытства, конечно. Отчего же ещё?
Вопросы и задания
1.Когда у лисят начинают расти хвосты? Прочитай.
2.Как автор говорит о лисятах? В каких словах передана авторская точка зрения?
3.Что манит лисят? Прочитай.
4.Отчего у лисы длинный хвост? Как на этот вопрос отвечает автор? Как ответишь ты?
Контрольная работа №6
Тест
I вариант
1. Отметь жанры произведений Л.Н. Толстого.
□ сказка
□ рассказ
басня
стихотворение
□ быль
2. Отметь фамилию поэта.
А.П. Чехов
Л.Н. Толстой
□ И.А. Бунин
А.П. Платонов
Д.Н. Мамин-Сибиряк
3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
И.А. Бунин, А.А. Блок, С.А. Есенин, К.Д. Бальмонт — русские ...
□ летописцы
□ поэты
баснописцы
сказители
4. Отметь имя и отчество Бунина.
□ Александр Александрович
□ Сергей Александрович
□ Александр Сергеевич
□ Иван Алексеевич
□ Самуил Яковлевич
5. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.
□ И.А. Бунин
□ А.А. Блок
□ Л.Н. Толстой
□ Н.А. Некрасов
□ Ш. Перро
6. Кто автор рассказа «Вертел»? Отметь ответ.
Л.Н. Толстой
Д.Н. Мамин-Сибиряк
К.М. Станюкович
В.М. Гаршин
А.П. Чехов
7. Допиши одно слово в ряд других. Обложка, заголовок, титульный лист, иллюстрация,
8. Кто автор стихотворения «Золотая рыбка»? Отметь ответ.
□ С.А. Есенин
А.А. Блок
Н.А. Некрасов
□ И.А. Бунин
К.Д. Бальмонт
9. Отметь заголовки произведений С.Я. Маршака.
□ «Зелёная застава
□ «Подснежник»
«Снежинка»
«Детство»
□ «Словарь»
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, С.Я.Маршак,__________________________________________________
II вариант
1. Отметь жанры произведений С.Я. Маршака.
рассказ
стихотворение
басня
былина
загадка
2. Отметь заголовки произведений В.В. Вересаева.
«Россия» '
«Легенда»
□ «Детство»
«Листопад»
□ «Звезда»
3. Допиши предложение.
Адеил — герой
4. Отметь лишнее слово.
рассказ
□ сказка
□ легенда
□ былина
переплёт
5. Кто автор восточной сказки «Звезда»? Отметь ответ.
□ А.А. Блок
□ М.Ю. Лермонтов
□ К.Д. Бальмонт
□В.В. Вересаев
□ А.П. Чехов
6. Закончи предложение, отметив ответ.
Бунина зовут Иван Алексеевич, а Платонова —
□ Иван Сергеевич
Антон Павлович
Лев Николаевич
Дмитрий Наркисович
Андрей Платонович
7. Что может помочь тебе быстро выбрать нужную книгу в библиотеке? Отметь ответы.
название книги
цвет обложки
переплёт
□ объём книги
□ каталог
8. Запиши одно слово в ряд других.
Сказка, рассказ, стихотворение, басня, ___________
9. Отметь заголовки стихотворений К.Д. Бальмонта.
«Детство»
«Русский язык»
«Россия»
«Словарь»
«Снежинка»
10. Героем какого произведения является профессор?
Отметь ответ.
□ рассказа А.П. Чехова
сказки В.В. Вересаева
пьесы-сказки С.Я. Маршака
Контрольная работа №7
Выразительность чтения
Н.И.Сладков
Ледяные цветы
Холодина!
Слипаются ресницы, слипаются ноздри.
Вздохнёшь – стынут от холода зубы.
Снег визжит под ногами, как поросёнок.
На солнце смотреть нельзя: колют глаза синие лучики, усыпанные толчёным стеклом инея.
Речушка замёрзла, но на самой быстрине чёрная водомоина. Над полыньёй пар – речка дышит…
От её холодного дыхания вырастают на закраинах льда белые венчики цветов.
Дыхание зимы, как и дыхание весны, родит чудесные цветы. Только зимние ледяные цветы холодны и мертвы.
Подготовь выразительное чтение
1.Определи задачу чтения (что хочешь передать слушателям).
2.Подумай, как изменяется тон речи. Выдели логические ударения, паузы.
3.Прочитай текст вслух, оцени своё чтение.
Контрольная работа №8 Тест
I вариант
1. Отметь жанр и тему рассказа Н.Н. Носова «Федина задача».
рассказ о животных
рассказ о природе
сказка о детях
рассказ о детях
сказка о животных
2. Отметь заголовок стихотворения.
О «Сын полка»
«Фея Фантаста»
«Тихая моя родина»
«Звезда»
«Двенадцать месяцев»
3. Допиши предложение.
Адеил — герой сказки В.В. Вересаева «Звезда», а Ваня Солнцев -_____________________________________________________________________
4. Отметь лишнее слово.
двустишие
□ пятистишие
□ эпитет
□ четверостишие
восьмистишие
5. Кто автор очерка «Катины-сказки»? Отметь ответ.
Ю.Я. Яковлев
А.И. Куприн
□ М.А. Шолохов
Н.С. Шер □ В.М. Песков
6. Допиши предложение.
Маршака зовут Самуил Яковлевич, а Михалкова - ________________________________________________________________
7. Допиши предложение.
С.Я. Маршак, СВ. Михалков, А.Л. Барто- это_____________________________________________________________
8. Кто автор очерка «Любимая мать-отчизна». Отметь ответ.
□ Н.Н. Носов
□ А.И. Куприн
□ М.А. Шолохов
□ Н.С. Шер
Ю.Я. Яковлев
9. Отметь заголовки произведений Н.П. Вагнера. □ «Берёза»
«Акула»
«Руф и Руфина»
□ «Вертел»
□ «Сказка»
10. Допиши одно слово в ряд других.
Сказка, рассказ, легенда, очерк,____________________________________
II вариант
1. Отметь имя и отчество поэта Рубцова.
□ Сергей Владимирович
Иван Алексеевич
Сергей Александрович
Александр Александрович
Николай Михайлович
2. Отметь заголовки произведений СВ. Михалкова.
□ «Хижина дяди Тома»
□ «Зеркало»
□ «Весна в лесу» D «Чужая беда»
□ «Леночка с букетом»
3. Допиши предложение.
Х.К. Андерсен написал сказку «Девочка со спичками»,
а Н.П. Вагнер —_________________________________________________
4. Отметь лишнее слово.
□ рассказ
сказка
эпитет
басня
□ былина
5. Кто автор басни «Зеркало»? Отметь ответ.
□ И.И. Хемницер
□ И.А. Крылов
СВ. Михалков
□И.И. Дмитриев
А.Е. Измайлов
6. Допиши предложение.
Заболоцкого зовут Николай Алексеевич, а Рубцова —
7. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.
Самуил Яковлевич Маршак — ...
□ летописец
□ детский писатель
□ баснописец
□переводчик
□ поэт
8. Отметь фамилию поэта.
□ В.П. Катаев
□ Н.М. Рубцов
□ Н.П. Вагнер
□ А.П. Платонов
□ Дж. Свифт
9. Отметь лишнее слово в ряду других.
□ обложка
□ эпитет
□ метафора
□ сказка
□ повесть
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А, Фет, И.А. Бунин,________________________________________________________
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
- Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие : 4 класс/ Л.А. Ефросинина. – 3 –е изд., доп. М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.
- Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2009.
Литература для учащихся и родителей
- Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Литературное чтение: 4 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...