Открытый урок по литературному чтению "Как белочка зимует"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Материал конспекта к открытому уроку по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. Программа «Начальная школа 21 века». 2 класс
Г. Скребицкий, В. Чаплина. « Как белочка зимует» (научно – познавательный рассказ).
Тема: « Г.Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» (научно-познавательный рассказ).
Цели: ознакомить учащихся с научно-познавательным рассказом «Как белочка зимует»; показать отличие научно-познавательного текста от художественного рассказа; совершенствовать навыки чтения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать доброе отношение к природе.
Оборудование: мультимедиапроектор, толковый словарь В.Даля, слова на карточках (натуралист, орнитолог, научно-познавательный рассказ), энциклопедия «Живой мир» К. Стокли. М., «РОСМЭН» 1999., слайды, учебник и рабочая тетрадь для учащихся 2класса.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Н.Некрасова «Саша» (отрывок) с.142-143 учебника. Подведение итогов.
3.Изучение нового материала.
- Необычен урок тем, что я хочу сейчас, когда в природе поздняя осень, пригласить вас на короткую заочную прогулку в зимний лес. Поднимите руку те, кто готов на прогулку. Во время прогулки мы побеседуем с вами, проведём наблюдения, возможно, кто- то из вас сделает для себя открытие и полюбуемся красотой зимнего леса и природой. (Звучит спокойная музыка для релаксации. Проецируется на экран картина зимнего леса).
-Ребята, скажите, можно ли встретить в зимнем лесу человека?
-Кто это может быть? (лыжник, охотник, фотограф)
- А можно встретить в лесу орнитолога, натуралиста? Кому непонятны значения этих слов? Давайте найдём значения слов в толковом словаре В. Даля. (Работа со словарём. Слова на карточках выставляются на магнитную доску).
- Можно ли услышать голоса птиц? Каких?
-А сейчас отгадайте мою загадку.
Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы.
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
-Что вы узнали из загадки о белке? ( Проецируется картинка с изображением белки в рыжей шубке).
- Кто может описать внешний вид белочки? (Проецируется изображение белки в серой шубке).
- Объясните, почему изменился цвет шубки.
-А знаете ли вы, где живут белки? (Проецируется гнездо белки).
-Рассмотрите жильё белочки, расскажите, как построено её гнездо.
-Молодцы, ребята! Вы внимательны и наблюдательны, поэтому ваши ответы верные. Много интересного вы узнаете, прочитав рассказ Г.Скребицкого и В. Чаплиной «Как зимует белочка». (Проецируются портреты писателей, внизу заголовок рассказа).
4. Рассказ читает учитель.
-Вы прослушали текст. Какой это текст? Это текст - описание? (В 1- м предложении не назван предмет описания, не перечислены признаки предмета описания, текст не заканчивается выводом).
Это текст – повествование? (Нет повествования о том, что? где? когда? с кем? произошло).
- Тогда, что же это за текст? Давайте попытаемся найти ответ в самом тексте.
- Прочитайте заголовок текста. О чём будет этот рассказ? ( О том, как зимует белочка).
- Сколько в тексте абзацев? (4). Прочитайте 1-й абзац.
-О чём здесь рассказывается? ( О том, что белочке зима не страшна).
-2-й и 3-й абзацы прочитайте самостоятельно.
-Что вы здесь узнали? Узнали, как устроено гнездо белочки. Прочитайте, как устроено гнездо. Совпали ли наши наблюдения со сведениями авторов? Авторы текста – натуралисты, знатоки природы.
В своём рассказе они не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения.
4 - абзац прочитаем цепочкой. - О чём мы узнали в этом абзаце? (Узнали, как зимует белочка).
Кто сможет подвести итог нашей работы? ( Мы познали много сведений о том, как зимует белочка. Сведения эти точные, без всякого вымысла и преувеличений, данные изучены учёными, в данном случае натуралиста-ми.)
- Так, как можно назвать такой рассказ, в котором мы узнали много интересного, с точными научными сведениями? (Научно-познаватель- ный рассказ). Слова на карточке выставляются на магнитную доску.
Учитель дополняет. Отличает научно – познавательный текст от других его язык. В нём нет образности, красочности. Он более сухой по сравнению с языком художественной литературой. Такие тексты можно найти в энциклопедиях, справочниках, учебниках ( показываю).
Физминутка.
5.Выполняется задание №3 на странице 145 учебника.
-Подумай, как авторы относятся к маленькой белочке? Подтверди ответ словами текста. (Авторы относятся к маленькой белочке с любовью, доброжелательно. Подтверждают слова – белочка, свернётся клубочком, пушистый хвостик, кладовочка.)
-Верно. Авторы используют слова в уменьшительно- ласкательной форме, этим подчёркивается доброе отношение к зверьку.
6. Самостоятельная работа.
-Выполните задания № 1-2 на странице 70 в рабочей тетради.
7. Рефлексия.
- Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнала…»,«На уроке мне было…»
8. Домашнее задание.
Задания на выбор – 1. чтение и подробный пересказ текста ,
2. решить кроссворд в рабочей тетради на с
3. прочитать другой научно – познавательный рассказ.
Учитель подводит итог урока, благодарит ребят за работу. Прогулка в зимний лес завершилась. Красота зимнего леса и новая встреча с прекрасным дала нам заряд бодрости и напомнила о добром отношении ко всему окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Открытый урок по развитию речи "Признаки зимы"
- формировать умение анализировать состояние погоды, выделять заданные признаки;- развивать и корректировать активный словарь, учить выстраивать диалогическую и монологическую речь, развивать логическ...
Открытый урок для будущих первоклассников. Тема "Зима"
Данный урок поможет учителям знакомству с будущими первоклассниками, а ребятам - познакомиться со школой, учителем, с будущими одноклассниками. Урок нацелен на систематизацию знаний детей о времени го...
Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...
Открытый урок по литературному чтению «Идет волшебница-зима»
Открытый урок по литературному чтению«Идет волшебница-зима»...
Открытый урок по литературному чтению по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.
сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.ЦЕЛЬ:Ознакомление учащихся с произведениями русских поэ...
Открытый урок по литературному чтению Федор Иванович «Зима недаром злится»
Тип урока: изучение новогоЦель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»; формировать умение анализировать художественный текст; работа...