Русская народная сказка "Самое дорогое"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Название УМК – «Гармония»
Название вариативного учебника, автора учебника – Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы.
Класс, в котором проводился урок - 2 класс
Цель урока:
Создавать условия для овладения навыками и умениями понимания и анализа текста.
Формировать коммуникативную компетентность через использование ЦОР.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Самое дорогое».
Формировать умение определять характеры героев и мотивы их поведения.
Учить определять главную мысль произведения.
2. Формировать навык правильного (безошибочного), сознательного, выразительного чтения.
3. Развивать речь учащихся через умение строить ответы на поставленные вопросы и знакомство со значениями слов. Расширять активный и пассивный словарь детей.
4. Развивать логическое мышление.
5. Продолжить обучение работе в паре:
Развивать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнение других людей.
6. Прививать интерес к устному народному творчеству. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 21.09 КБ |
Презентация 1 часть | 2.97 МБ |
Презентация 2 часть | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская народная сказка «Самое дорогое».
Название УМК – «Гармония»
Название вариативного учебника, автора учебника – Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы.
Класс, в котором проводился урок - 2 класс
Цель урока:
Создавать условия для овладения навыками и умениями понимания и анализа текста.
Формировать коммуникативную компетентность через использование ЦОР.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Самое дорогое».
Формировать умение определять характеры героев и мотивы их поведения.
Учить определять главную мысль произведения.
2. Формировать навык правильного (безошибочного), сознательного, выразительного чтения.
3. Развивать речь учащихся через умение строить ответы на поставленные вопросы и знакомство со значениями слов. Расширять активный и пассивный словарь детей.
4. Развивать логическое мышление.
5. Продолжить обучение работе в паре:
Развивать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнение других людей.
6. Прививать интерес к устному народному творчеству. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: простой карандаш, 28 листочков, компьютер, презентация к уроку с использованием ЦОР с визуальной информацией, ЦОР с аудио информацией, звоночек.
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Технологии: работа с ЦОР, со словарями, технология критического мышления через чтение.
Ход урока:
1.Орг. момент. Мы рады, что сегодня на уроке гости. Ведь недаром народная мудрость гласит «Гости в доме – хозяевам радость».
2.Актуализация знаний учащихся.
-Давайте прочитаем фразу, которая сейчас появится на экране. (Самое дорогое) Слайд №1
-Подумайте, а что для вас самое дорогое?
-Давайте мы с вами запишем это на листочках, которые лежат перед вами.
-Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с русской народной сказкой, которая так и называется «Самое дорогое». Слайд №1
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
-В конце урока мы вернемся к нашим предположениям и посмотрим, были ли мы правы.
3. Постановка задач урока.
-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 156. Найдите в содержании это произведение. В какой раздел автор учебника его поместил? (Учимся читать. Читая – думаем.) Слайд № 2
-Как вы думаете, чему же мы будем учиться на уроке? (учиться читать правильно (без ошибок), выразительно)
-А что значит, читая - думаем? (Будем размышлять о поступках героев, о том, чему учит эта сказка).
Переверните учебник.
4. Первичное чтение.
-Итак, хотите оказаться в сказке?
-Закройте глазки и произнесите шепотом «Хочу оказаться в сказке».
Учитель включает начало сказки до слов: “Сходи-ка ты в лес, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу”.
- Получили подсказку, о чем сказка? (О ноже и прялке)
Слушаем далее.
Учитель читает до слов: “Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем?”
-Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой? (предположения детей: прялку, нож, богатство, молодость).
-Слушаем дальше.
Учитель включает сказку до конца.
-Ожидали ли вы такое окончание сказки? (Нет)
5. Проверка первичного восприятия.
-Понравилась ли вам сказка?
-Чем?
-Кто герои этой сказки? Слайд № 3
-Какой момент запомнился или понравился больше всего?
Хотелось бы вам еще раз, но самим прочитать эту сказку?
Упражнение в чтении трудных слов.
-В тексте встречаются трудные для прочтения слова, давайте потренируемся их читать правильно. Они находятся на странице 52 учебника в рамочке. Чтение трудных слов (из учебника).
6. Вторичное чтение с постановкой проблемной ситуации.
-Давайте прочитаем эту сказку про себя и отметим карандашом те слова, значение которых будет непонятно
и подумаем, почему старик изменил свое решение?
Физминутка для глаз.
Долго тянется урок...
7.Словарная работа.
-Встретились ли вам слова, значение которых вы не знаете?
-Какие слова вы подчеркнули?
-Кто знает, что обозначает это слово? Слайд №4, 5
-В классе есть группа ребят, которые готовились к словарной работе в классной библиотеке, работая со словарём.
-Ребята, вы согласны с данным объяснением или что-то можете добавить?
(дополнения подготовленных учащихся).
Кормиться – добывать средства к жизни, к пропитанию.
Прут – тонкая ветка без листьев.
Ивовый – сделанный из ветвей ивы.
Прялка – приспособление для ручного скручивания шерстяной нити.
Лён - известное волокнистое растение, из которого выделывают нитки и ткут полотна.
Прясть - крутить нить из волокон.
Ткать - Изготовлять ткань путём плотного перекрестного переплетения продольных и поперечных нитей.
Чаща - густой, частый, труднопроходимый лес, заросль.
-Если у вас возникают трудности в толковании слов вы всегда можете обратиться к словарю.
8.Решение проблемной ситуации через анализ произведения.
Итак, главный вопрос, на который мы должны ответить:
-Почему старик изменил свое решение?
Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос.
-Чем занимался старик и старуха? (объяснить и показать)
-Как вы думаете, а для чего они этим занимались? Найдите и прочитайте (Тем и кормились.)
-Зачем старик пошел в лес? Слайд №6.
-Кого встретил старик в лесу?
-Что Лесной Дед предложил старику? Найдите и ответьте словами из текста.
Работа в парах постоянного состава.
Чтобы ответить на главный вопрос, нам необходимо выполнить задание в парах. Каждая пара получает свое задание.
Каждая пара первого ряда получает карточку №1.
Задание карточки №1.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда в первый раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.
Каждая пара второго ряда получает карточку №2.
Задание карточки №2.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда во второй раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.
Каждая пара третьего ряда получает карточку №3.
Задание карточки №3.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда в третий раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.
Отчет пар о выполненной работе.
Какая пара готова представить выполненное задание?
Какое задание было у пар первого ряда?
Отвечают пары 1 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №8.
Переходим ко 2 ряду: Как звучало ваше задание?
Отвечают пары 2 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №9.
Переходим к 3 ряду: Как звучало ваше задание?
Отвечают пары 3 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №10.
-Что общего вы заметили в просьбах старика? Чем они все похожи? (везде акцент сделан на количество: много-много, большое-пребольшое, тысяча).
-Что же все-таки попросил старик у Лесного Деда?
Найдите и прочитайте. Слайд №11.
-А почему он это выбрал? Докажите словами из текста. (Было бы здоровье, и они сами все себе заработают).
-Почему он изменил свои взгляды? (Он понял, что сегодня этого всего много, а завтра этого может не быть).
-Подумайте, кто помог ему это понять? (Старуха).
9.Обобщающая беседа.
-Найдите и прочитайте, как же живут теперь старик со старухой. (Живут-поживают. И хорошо живут, счастливо!)
-А как жили? (Жили-были)
-Что же человеку нужно, чтобы жить счастливо? (Не много денег, богатства, а здоровье).
-Деньги сегодня есть, богатство есть, а завтра их может и не быть. А здоровье и умение работать помогут вам жить хорошо, счастливо.
-Так что же самое дорогое в жизни? (здоровье, умение трудиться, выполнять работу, владеть каким-либо ремеслом).
-А теперь прочитайте записи на листочках, сделанные в начале урока?
Каждый из вас написал что-то свое. И это тоже правильно.
Но кто знает, может быть, сегодня кто-нибудь изменит свое мнение о самом дорогом.
-Чему учит сказка? Найдите и прочитайте главную мысль произведения.
Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь.
Работа над пословицами. Работа в паре.
Как вы думаете, какая из этих пословиц подходит к прочитанной сказке: Слайд №12.
1.Где труд, там и счастье.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3. Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял.
Обсудите в парах и поднимите карточку с правильным ответом.
Почему вы так решили?
10.Подведение итога урока.
-С какой сказкой познакомились?
-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
-Смогли ли мы их решить и ответить на главный вопрос урока?
11. Рефлексия.
Перед вами несколько фраз. Слайд №13
.Прочитайте их про себя и подумайте, какой из них вам бы хотелось закончить наш урок? Поднимите карточку, с соответствующей ей цветом и закончите это предложение.
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
12. Домашнее задание.
1. Подготовьте выразительное чтение сказки.
2. Нарисуйте Лесного деда. ТПО с. …
3. -Представьте, что, гуляя по лесу, вы тоже встретили Лесного деда. О чём бы вы его попросили? Слайд №14
-Напишите мини-сочинение на эту тему.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская народная сказка Самое дорогое
Учимся читать Читая - думаем
Почему старик изменил свое решение?
тонкая ветка без листьев. ПРУТИК
приспособление для ручного скручивания шерстяной нити. ПРЯЛКА
Почему старик изменил свое решение?
Много-много
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тысяча
Какая пословица подходит к этой сказке? Скучен день до вечера, коли делать нечего. Где труд, там и счастье. Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.
Я сегодня узнал.. . Мне было... Я рад... Я научился...
Домашняя работа: Напиши мини-сочинение на тему:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония" “Русская народная сказка “Самое дорогое”
Цель:познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.Задачи урока:образовательные: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,способствовать формированию у у...
Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Самое дорогое" 2 класс
Русская народная сказка "Самое дорогое"...
Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое»
Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать...
Русская народная сказка"Самое дорогое"
Конспект урока чтения и развития речи для коррекционной школы VIII вида...
Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.
Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....
Самое дорогое русская народная сказка диафильм
Диафильм по русской народной сказке "Самое дорогое" в виде презентации. По программе "Гармония" 2 класс...
Самое дорогое русская народная сказка диафильм
Диафильм по русской народной сказке "Самое дорогое" в виде презентации. Программа "Гармония" 2 класс...