Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Юхименко Ирина Алексеевна

Продолжить знакомить детей с устным народным             творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка. Развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoe_dorogoe_skazka_-_3_klass.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое».

Цель: продолжить знакомить детей с устным народным             творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка. Развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

                                Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа над развитием речи учащихся.
  1. Ребята, сегодня к нам на урок пришли герои сказки, с которой мы сегодня познакомимся на уроке. Кто это? (дед, бабка и  Лесной дед)
  2. Они приготовили вам несколько заданий по развитию речи.
  1. Круговое чтение.

Громко

Тихо

Медленно

Быстро

Весело

Спокойно

Серьезно

Сердито

  1. Когда мы употребляем эти слова? (когда передаем речь героев)
  1. Работа с фразеологическим словарем.
  1. Прочитайте выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете?

Строить воздушные замки – фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечты.

 - Запишите это выражение в словарь.

        3.Работа по учебнику «Детская риторика» (стр.139-140).

  1. И последнее задание вам приготовил Лесной дед. Но вначале вспомним, что такое тема текста? (То, что «скрепляет, соединяет по смыслу отдельные предложения в единое целое – текст»).
  2. Что вы понимаете под заголовком? (Это как бы «вывеска» текста. Из него можно узнать, о чем пойдет речь в тексте).
  3. Что еще есть в тексте? (Основная мысль, которой «подчиняется» весь текст).
  4. Что такое ключевые слова? (Очень важные слова. Они помогают раскрыть тему текста, его основную мысль. С помощью этих слов легче передать содержание текста).
  5. А теперь прочитайте задание Лесного деда на стр. 139, № 139.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. На дом вам было задано стихотворение-пьеса наизусть «Два снежка» А. Л. Барто и Р. В. Зеленой. Но, прежде чем его рассказать вы должны сейчас мысленно вспомнить обязательно ремарку к это пьесе. Что такое ремарка? (Пояснение автора к тексту пьесы о том, как вести себя актеру).
  2. Что поможет вам раскрыть характер героя? ( Мимика, жесты, поза).
  3. Чья игра вам понравилась?
  4. Какие советы вы можете дать артистам?
  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию.

а). Чтение стихотворения учителем.

     О чем-то скрипит половица,

      И спице опять не спится,

      Присев на кровати, подушки

      Уже навострили ушки…

      И сразу меняются лица,

      Меняются звуки и краски.

       Тихонько скрепит половица,

       По комнате ходит сказка.

          б). Викторина по сказкам.

 - Я думаю, что вы уже догадались, что сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки. Прочитайте слова, записанные на доске.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

                                                    А. С. Пушкин

 - Как вы их понимаете?(сказки учат, преподносят нам уроки)

 - Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются… (авторские).

  1. А есть… (народные, те, которые сочинил народ)
  2. Как называли людей, которые собирали сказки, былины? (Сказители - создатель и рассказчик сказок, былин и других произведений устного творчества).

 - Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной.

Улетела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей. ( Р/с «Царевна-лягушка»).

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница, какая! («Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин)

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца. (Р/с «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку то голода спасла. («Дюймовочка» Х. К. Андерсен).

  1. Мне очень приятно, что вы можете отличать авторские сказки от народных.

        2. Первичное знакомство со сказкой «Самое дорогое» (комбинированное чтение с инсценированием).

  1.  А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое». Посмотрите на иллюстрацию к сказке и скажите, можно ли догадаться, кто главные герои сказки?

 - А теперь мы предлагаем вам сесть поудобней и посмотреть сказку. После ответите на вопрос: почему сказка называется «Самое дорогое»?

        3. Проверка восприятия.

 - Как вы думаете, почему сказка названа «Самое дорогое»? (Самое дорогое у человека его руки золотые и здоровье). Тогда все, что нужно, человек сам заработает)

        4.  Словарная работа.

 - В тексте вам встретятся новые слова. Прочитайте их и объясните.

Лен – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян масло.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.

        5. Повторное чтение по цепочке с целевой установкой.

 -А сейчас прочитаем сказку по цепочке. Обратите внимание, из каких частей состоит сказка. Отметьте их карандашом. Приготовьтесь ответить на вопросы.

         6. Анализ произведения.

  1. Какие части вы выделили в сказке? (Зачин, основная часть, концовка)
  2. Прочитайте зачин. На что он настраивает?
  3. Как представлены герои, что о них вы узнали? Прочитайте.
  4. Каким вы представили себе Лесного деда?
  5. Найдите слова в тексте, которые характеризуют Лесного деда?
  6. Выполнил ли он просьбу старика? Подтвердите словами из текста.
  7. Кто строил «воздушные замки» в сказке?

         7. Чтение по ролям.

  1. Перед чтением подумаем, как передать речь героев?
  2. Как может говорить дед? (используются слова, записанные для кругового чтения)…

 - По ходу чтения вам нужно будет найти отрывки, где четко слышится ритм, особая мелодика и даже присутствует рифма. Отметьте эти места карандашом.

 - Что такое рифма? (звуковые совпадения в конце строк)

        8. Работа с пословицами. Выявление главной мысли.

 - У вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками. Работать будете в четверках. Прочитайте эти пословицы, найдите ту, которая подходят к сказке, объясните ее.

Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица.

         9. Пересказ текста.

  1. Найдите в тексте ключевые слова, которые помогут вам пересказать сказку (отмечают карандашом).
  2. Кто перескажет сказку?
  1.  Итог урока.
  1. Чему учит эта сказка?

 - Кто вспомнит  сказки, где есть похожие события?

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония" “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель:познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.Задачи урока:образовательные:  познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,способствовать формированию у у...

Русская народная сказка "Самое дорогое"

Название УМК – «Гармония»Название вариативного учебника, автора учебника – Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Класс, в котором проводился урок  - 2  классЦель урока:Со...

Русская народная сказка"Самое дорогое"

Конспект урока чтения и развития речи для коррекционной школы VIII вида...

Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.

Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....

Самое дорогое русская народная сказка диафильм

Диафильм по русской народной сказке "Самое дорогое" в виде презентации. По программе "Гармония" 2 класс...

Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка в пересказе А.П.Платонова «Умная внучка»

Кроссворд по  литературному чтению. Русская народная сказка в пересказе А.П.Платонова «Умная внучка» УМК Школа 21 века 3 класс...