Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка. Развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoe_dorogoe_skazka_-_3_klass.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое».
Цель: продолжить знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка. Развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Работа над развитием речи учащихся.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли герои сказки, с которой мы сегодня познакомимся на уроке. Кто это? (дед, бабка и Лесной дед)
- Они приготовили вам несколько заданий по развитию речи.
- Круговое чтение.
Громко
Тихо
Медленно
Быстро
Весело
Спокойно
Серьезно
Сердито
- Когда мы употребляем эти слова? (когда передаем речь героев)
- Работа с фразеологическим словарем.
- Прочитайте выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете?
Строить воздушные замки – фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечты.
- Запишите это выражение в словарь.
3.Работа по учебнику «Детская риторика» (стр.139-140).
- И последнее задание вам приготовил Лесной дед. Но вначале вспомним, что такое тема текста? (То, что «скрепляет, соединяет по смыслу отдельные предложения в единое целое – текст»).
- Что вы понимаете под заголовком? (Это как бы «вывеска» текста. Из него можно узнать, о чем пойдет речь в тексте).
- Что еще есть в тексте? (Основная мысль, которой «подчиняется» весь текст).
- Что такое ключевые слова? (Очень важные слова. Они помогают раскрыть тему текста, его основную мысль. С помощью этих слов легче передать содержание текста).
- А теперь прочитайте задание Лесного деда на стр. 139, № 139.
- Проверка домашнего задания.
- На дом вам было задано стихотворение-пьеса наизусть «Два снежка» А. Л. Барто и Р. В. Зеленой. Но, прежде чем его рассказать вы должны сейчас мысленно вспомнить обязательно ремарку к это пьесе. Что такое ремарка? (Пояснение автора к тексту пьесы о том, как вести себя актеру).
- Что поможет вам раскрыть характер героя? ( Мимика, жесты, поза).
- Чья игра вам понравилась?
- Какие советы вы можете дать артистам?
- Сообщение темы и целей урока.
- Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию.
а). Чтение стихотворения учителем.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрепит половица,
По комнате ходит сказка.
б). Викторина по сказкам.
- Я думаю, что вы уже догадались, что сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки. Прочитайте слова, записанные на доске.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
А. С. Пушкин
- Как вы их понимаете?(сказки учат, преподносят нам уроки)
- Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются… (авторские).
- А есть… (народные, те, которые сочинил народ)
- Как называли людей, которые собирали сказки, былины? (Сказители - создатель и рассказчик сказок, былин и других произведений устного творчества).
- Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной.
Улетела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей. ( Р/с «Царевна-лягушка»).
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая! («Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин)
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца. (Р/с «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку то голода спасла. («Дюймовочка» Х. К. Андерсен).
- Мне очень приятно, что вы можете отличать авторские сказки от народных.
2. Первичное знакомство со сказкой «Самое дорогое» (комбинированное чтение с инсценированием).
- А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое». Посмотрите на иллюстрацию к сказке и скажите, можно ли догадаться, кто главные герои сказки?
- А теперь мы предлагаем вам сесть поудобней и посмотреть сказку. После ответите на вопрос: почему сказка называется «Самое дорогое»?
3. Проверка восприятия.
- Как вы думаете, почему сказка названа «Самое дорогое»? (Самое дорогое у человека его руки золотые и здоровье). Тогда все, что нужно, человек сам заработает)
4. Словарная работа.
- В тексте вам встретятся новые слова. Прочитайте их и объясните.
Лен – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян масло.
Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.
5. Повторное чтение по цепочке с целевой установкой.
-А сейчас прочитаем сказку по цепочке. Обратите внимание, из каких частей состоит сказка. Отметьте их карандашом. Приготовьтесь ответить на вопросы.
6. Анализ произведения.
- Какие части вы выделили в сказке? (Зачин, основная часть, концовка)
- Прочитайте зачин. На что он настраивает?
- Как представлены герои, что о них вы узнали? Прочитайте.
- Каким вы представили себе Лесного деда?
- Найдите слова в тексте, которые характеризуют Лесного деда?
- Выполнил ли он просьбу старика? Подтвердите словами из текста.
- Кто строил «воздушные замки» в сказке?
7. Чтение по ролям.
- Перед чтением подумаем, как передать речь героев?
- Как может говорить дед? (используются слова, записанные для кругового чтения)…
- По ходу чтения вам нужно будет найти отрывки, где четко слышится ритм, особая мелодика и даже присутствует рифма. Отметьте эти места карандашом.
- Что такое рифма? (звуковые совпадения в конце строк)
8. Работа с пословицами. Выявление главной мысли.
- У вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками. Работать будете в четверках. Прочитайте эти пословицы, найдите ту, которая подходят к сказке, объясните ее.
Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица.
9. Пересказ текста.
- Найдите в тексте ключевые слова, которые помогут вам пересказать сказку (отмечают карандашом).
- Кто перескажет сказку?
- Итог урока.
- Чему учит эта сказка?
- Кто вспомнит сказки, где есть похожие события?
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония" “Русская народная сказка “Самое дорогое”
Цель:познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.Задачи урока:образовательные: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,способствовать формированию у у...
Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Самое дорогое" 2 класс
Русская народная сказка "Самое дорогое"...
Русская народная сказка "Самое дорогое"
Название УМК – «Гармония»Название вариативного учебника, автора учебника – Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Класс, в котором проводился урок - 2 классЦель урока:Со...
Русская народная сказка"Самое дорогое"
Конспект урока чтения и развития речи для коррекционной школы VIII вида...
Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.
Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....
Самое дорогое русская народная сказка диафильм
Диафильм по русской народной сказке "Самое дорогое" в виде презентации. По программе "Гармония" 2 класс...
Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка в пересказе А.П.Платонова «Умная внучка»
Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка в пересказе А.П.Платонова «Умная внучка» УМК Школа 21 века 3 класс...