Урок 31. Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 5 и 6).
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Образовательна система "Школа2100..."
Урок 31. Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 5 и 6).
Конспект+Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_lit_2kl_ur31.doc | 88.5 КБ |
urok_31.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 31.
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Проверка домашнего задания. Показ рисунков с изображением героев. Рассказы учащихся о каждом из героев. Примерный план-опора для рассказа: 1. К какому сказочному народу относится герой? 2. Какой это персонаж – добрый или злой? 3. Как выглядит герой? Что в его внешности говорит о характере героя? | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2 4 3 1 1 2 3 I. Работа с текстом 5-й части. 1. Работа с текстом до чтения. Беседа. – Вспомните, на каком эпизоде мы остановились. – Как вы думаете, сможет ли Бильбо помочь гномам? – Как, по-вашему, поведёт себя Бильбо в этой ситуации? – Что бы вы сделали на его месте? (Ребята приходят к выводу, что Бильбо должен сейчас обязательно что-то сделать, чтобы спасти друзей.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1–2-й абзацы читает учитель, ведёт попутное комментирование текста и диалог с автором. Образец чтения: Бильбо понял, что настал момент действовать. (Надо срочно что-то делать.) Добраться до пауков он не мог, стрелять было нечем. (Что же делать?) Оглядевшись, он увидел углубление – очевидно, русло пересохшего ручья, – где валялось много камней. Бильбо недурно метал камни. Недолго думая, он подобрал гладкий, как яйцо, камень, очень удобно лёгший в ладонь. Мальчиком Бильбо много упражнялся, швыряя камни в разные предметы, так что кролики, белки и птицы разбегались и разлетались без оглядки, едва завидев, как он наклоняется. Став взрослым, он много времени отдавал метанию колец, дротика (метательное копьё на коротком древке), стрельбе по прутику, игре в кегли, шары и другие тихие игры метательного и швырятельного свойства. Бильбо вообще много чего умел помимо того, что пускал кольца дыма, загадывал загадки и стряпал. Просто мне некогда было рассказать об этом раньше. И сейчас тоже некогда. Пока он подбирал камни, паук долез до Бомбура, и через секунду тому бы несдобровать. И тут Бильбо бросил камень. Бац! – камень ударил паука по макушке, и паук без чувств шлёпнулся с дерева на землю, задрав лапы. (Представили?) Второй камень со свистом прорвал большую паутину и наповал сразил (сразу убил) паука, сидевшего в центре. В колонии пауков поднялась паника, и на время, могу вас уверить, они и думать забыли про гномов. Видеть Бильбо они не могли. Но сообразили, с какой стороны летят камни. С молниеносной быстротой они помчались по веткам, выбрасывая нити во всех направлениях. (В. Зачем? Ответы-предположения детей.) Пространство наполнилось смертоносными качелями. (П.) Беседа после чтения: – Что нового узнали мы о хоббите из этой части? (Он быстр и решителен, в детстве он упражнялся в метании и стрельбе и т.д.) – Каким стрелком был Бильбо? Докажите строчкой из текста. – Можно ли сказать, как к Бильбо относится автор? Хорошо ли знает своего героя? Почему автор раньше нам не рассказал всего этого о Бильбо? – И даже сейчас ему опять некогда. Почему? (Так быстро разворачиваются события, столько всего происходит!) – Как вы думаете, почему хоббит бросил второй камень именно в паука, сидящего в центре? – Первый паук шлёпнулся без чувств, а второго камень сразил наповал. Есть ли разница? – Что началось в колонии пауков? (Паника.) – Как вы думаете, на чьей стороне автор? Прочитайте, где автор сам вступает в разговор с читателем. – Почему пауки стали выбрасывать нити во все стороны? Чтение 3-го абзаца текста. Беседа после чтения: – Удалось ли паукам перехитрить Бильбо? – Что чувствовал Бильбо? – Удалось ли Бильбо отвлечь пауков от гномов? – Сколько пауков сбежалось к тому месту, где раньше стоял Бильбо? (Целых 50!) – Стало ли страшно хоббиту? – О каких чертах личности говорят действия героя? (Находчивость, решительность, смелость да ещё и литературный талант! Он своей песней не только дразнил пауков, но и поддерживал гномов.) – Как можно назвать песенку Бильбо? (Дразнилка.) – Как вы думаете, паукам понравится эта песня? Чтение 4-го абзаца. Словарная работа по ходу чтения. Пояснение значения выражений: не слишком складная дразнилка, экспромтом (т.е. без предварительной подготовки). Вопрос после чтения: – Как же отреагировали пауки на экспромт Бильбо? Перечитайте. Чтение 5-го абзаца. Словарная работа: объяснение значения слова неминуемо. Вопросы после чтения: – Что задумали озлобленные пауки? – Разгадал ли Бильбо план пауков? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем дальше. Чтение 5-й части до конца. Словарная работа: глаза вылезли из орбит, задыхались от ярости. – Как удалось Бильбо выбраться из западни? (Ему помог кинжал.) – Кстати, как хоббит называл свой кинжал? (Жало.) – Найдите слово, в котором автор выразил своё отношение к паукам. (Орава.) Какое это отношение? (В толковом словаре орава – беспорядочное, шумное скопление людей.) – Для чего он убежал в глубь леса? 3. Работа с текстом после чтения. Беседа. – Найдите в тексте и прочитайте всё, что хоббит умел делать. – Что нового узнали о Бильбо? II. Работа с текстом 6-й части. 1. Чтение текста. Образец чтения (диалог с автором, комментированное чтение). Времени у Бильбо было в обрез (почти не осталось. В. Почему? О): скоро обескураженные (растерянные, озадаченные) пауки, потеряв его, вернутся к гномам (П). До этого он должен успеть спасти своих друзей. Самое трудное – влезть на ту длинную ветвь, на которой болтаются свёртки. (Помните, что это за свёртки и почему они болтаются?) Сомневаюсь, чтобы он справился, если бы с ветки не свисала липкая нить, неосторожно оставленная каким-то пауком. Бильбо взобрался по ней наверх, обдирая кожу с ладоней, и столкнулся нос к носу со старым толстым противным пауком, караулившим пленников. Он занимался тем, что время от времени щипал их, чтобы распознать, который сочнее, и как раз думал угоститься до возвращения остальных (съесть одного из пленников), как вдруг мистер Бэггинс (Бильбо) без долгих размышлений пырнул (быстро ударил) его кинжалом, и паук шлёпнулся с дерева мёртвый. Следующей задачей было освободить ближайшего гнома. Но как? Разрубить нить, на которой тот висит? Несчастный свалится на землю с большой высоты. (Ответы-предположения детей.) Бильбо дополз до первого свёртка, качая ветку, отчего бедные гномы запрыгали и задергались. «Фили или Кили, – подумал Бильбо, увидев кончик голубого капюшона. – Скорей всего – Фили», – решил он, разглядев длинный острый нос, торчавший из свёртка. Перегнувшись вперёд, Бильбо ухитрился перерезать почти все крепкие липкие нити, опутавшие Фили, и тот, брыкаясь, предстал его глазам. Боюсь, что Бильбо, не удержавшись, расхохотался при виде того, как Фили дёргал затёкшими руками и ногами и плясал на нити, державшей его под мышками, точь-в-точь как игрушечный плясунчик. Наконец Фили с помощью Бильбо взобрался на ветку и тут показал себя с лучшей стороны – помог хоббиту освобождать остальных, хотя чувствовал себя прескверно (очень плохо): его мутило от паучьего яда и от того, что он провисел полдня и полночи, вращаясь вокруг своей оси (Как это? Покажите.) и дыша только носом. Ему далеко не сразу удалось содрать клейкую паутину с ресниц и бровей, а бороду – ту и вовсе потом пришлось местами выстричь. (Так и не сумел распутать, всё склеилось паутиной.) Итак, вдвоём они принялись подтягивать на ветку каждого гнома по очереди (П. Вот как они спасали гномов от падения.) и высвобождать из коконов (освобождать от намотанной паутины). Всем было так же худо, как Фили, а тем, у кого нос был короче или кто получил большую дозу яда, и того хуже (В. При чём тут длина носа? О.) Таким путём они освободили Кили, Бифура, Бофура, Дори и Нори. Бедняга Бомбур до того был измучен (его, как самого толстого, щипали чаще других), что скатился с ветки, хлопнулся на землю, на кучу листьев, и остался лежать без движения. Но пятеро гномов всё ещё болтались на конце ветки, когда начали возвращаться пауки, рассвирепевшие пуще прежнего. 2. Беседа после чтения: – Найдите слова, из которых видно отношение автора к гномам («бедные гномы...») и к Бильбо. – Показал ли автор что-то новое в характере Бильбо? (Он может увидеть смешное даже в такой сложной ситуации.) – Почему автор так подробно описывает спасение Фили? – Как вы думаете, успеют ли гномы и хоббит освободить остальных? А можно ли поступить иначе? III. Обобщающая беседа по тексту 5–6-й частей. 1. – Что нового мы узнали о Бильбо? Что допишем в тетрадь? 2. – Какие фрагменты текста понравились вам больше всего? 3. – А встретились ли нам картины природы в этих частях? Почему их нет, как вы думаете? (Действие развивается стремительно, и наблюдать картины природы трудно...) 4. – Разгадали ли вы смысл названия главы? 5. – Можем ли мы ответить на вопрос, куда шли гномы и Бильбо? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Мистер Бильбо Бэггинс от природы отнюдь не был героем: любил покой, уют, вкусно поесть… Что же позволяет нам назвать его настоящим героем? (Он мужествен, храбр, отважен, всё делает для спасения друзей…) – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Перечитать 5–6-ю части, подчеркнуть слова, рассказывающие о том, что умел делать Бильбо. |
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания
Работа с текстом до чтения. – Вспомните, на каком эпизоде мы остановились. – Как вы думаете, сможет ли Бильбо помочь гномам? – Как, по-вашему, поведёт себя Бильбо в этой ситуации? – Что бы вы сделали на его месте?
5 Часть. Бильбо понял, что настал момент действовать. (Надо срочно что-то делать.) Добраться до пауков он не мог, стрелять было нечем. (Что же делать?) Оглядевшись, он увидел углубление – очевидно, русло пересохшего ручья, – где валялось много камней. Бильбо недурно метал камни. Недолго думая, он подобрал гладкий, как яйцо, камень, очень удобно лёгший в ладонь. Мальчиком Бильбо много упражнялся, швыряя камни в разные предметы, так что кролики, белки и птицы разбегались и разлетались без оглядки, едва завидев, как он наклоняется.
Став взрослым, он много времени отдавал метанию колец, дротика ( метательное копьё на коротком древке ) , стрельбе по прутику, игре в кегли, шары и другие тихие игры метательного и швырятельного свойства. Бильбо вообще много чего умел помимо того, что пускал кольца дыма, загадывал загадки и стряпал. Просто мне некогда было рассказать об этом раньше. И сейчас тоже некогда. Пока он подбирал камни, паук долез до Бомбура, и через секунду тому бы несдобровать.
И тут Бильбо бросил камень. Бац! – камень ударил паука по макушке, и паук без чувств шлёпнулся с дерева на землю, задрав лапы. ( Представили? ) Второй камень со свистом прорвал большую паутину и наповал сразил ( сразу убил ) паука, сидевшего в центре. В колонии пауков поднялась паника, и на время, могу вас уверить, они и думать забыли про гномов. Видеть Бильбо они не могли. Но сообразили, с какой стороны летят камни. С молниеносной быстротой они помчались по веткам, выбрасывая нити во всех направлениях. (Зачем?) Пространство наполнилось смертоносными качелями.
Беседа после чтения: – Что нового узнали мы о хоббите из этой части? – Каким стрелком был Бильбо? Докажите строчкой из текста. – Можно ли сказать, как к Бильбо относится автор? Хорошо ли знает своего героя? Почему автор раньше нам не рассказал всего этого о Бильбо? – И даже сейчас ему опять некогда. Почему? – Как вы думаете, почему хоббит бросил второй камень именно в паука, сидящего в центре? – Первый паук шлёпнулся без чувств, а второго камень сразил наповал. Есть ли разница? – Что началось в колонии пауков? – Как вы думаете, на чьей стороне автор? Прочитайте, где автор сам вступает в разговор с читателем. – Почему пауки стали выбрасывать нити во все стороны?
Чтение 3-го абзаца текста. Беседа после чтения: – Удалось ли паукам перехитрить Бильбо? – Что чувствовал Бильбо? – Удалось ли Бильбо отвлечь пауков от гномов? – Сколько пауков сбежалось к тому месту, где раньше стоял Бильбо? – Стало ли страшно хоббиту? – О каких чертах личности говорят действия героя? – Как можно назвать песенку Бильбо? – Как вы думаете, паукам понравится эта песня?
Чтение 4-го абзаца. Словарная работа. «не слишком складная дразнилка , экспромтом» (т.е. без предварительной подготовки). Вопрос после чтения : – Как же отреагировали пауки на экспромт Бильбо? Перечитайте. Чтение 5-го абзаца. Словарная работа: объяснение значения слова неминуемо . Вопросы после чтения : – Что задумали озлобленные пауки? – Разгадал ли Бильбо план пауков? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем дальше.
Чтение 5-й части до конца. Словарная работа: глаза вылезли из орбит, задыхались от ярости . – Как удалось Бильбо выбраться из западни? – Кстати, как хоббит называл свой кинжал? – Найдите слово, в котором автор выразил своё отношение к паукам. Какое это отношение? – Для чего он убежал в глубь леса? ( В толковом словаре орава – беспорядочное, шумное скопление людей. )
Чтение 6 – й части. Беседа после чтения: – Найдите слова, из которых видно отношение автора к гномам и к Бильбо. – Показал ли автор что-то новое в характере Бильбо? – Почему автор так подробно описывает спасение Фили? – Как вы думаете, успеют ли гномы и хоббит освободить остальных? А можно ли поступить иначе?
Обобщающая беседа по тексту 5–6-й частей. 1. – Что нового мы узнали о Бильбо? 2. – Какие фрагменты текста понравились вам больше всего? 3. – А встретились ли нам картины природы в этих частях? Почему их нет, как вы думаете? 4. – Разгадали ли вы смысл названия главы? 5. – Можем ли мы ответить на вопрос, куда шли гномы и Бильбо?
Домашнее задание Перечитать 5–6-ю части, подчеркнуть слова, рассказывающие о том, что умел делать Бильбо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Урок окончен. Обучение продолжается…»
Эссе «Урок окончен. Обучение продолжается…» Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью ...
Урок литературного чтения "Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский "От двух до пяти"
Конспект данного урока иллюстрирует совокупность методов и способов обучения, развивающих мыслительную активность, творческие способности и креативное мышление учащихся. Урок спланирован в нетра...
Урок 29. Опасное путешествие Бильбо (Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2).
Образовательная система "Школа 2100.."Урок 29. Опасное путешествие Бильбо (Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2).Конспект+презентация...
Урок 30. Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 3 и 4).
Образовательная система "Школа 2100..."Урок 30. Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 3 и 4).Конспект+презентация...
Джон Рональд Руэл Толкин Хоббит глава «Пауки и мухи»
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Джон Рональд Руэл Толкин Хоббит глава «Пауки и мухи»...
Отважный сказочный герой Бильбо 5–6-я части главы «Пауки и мухи»
Отважный сказочный герой Бильбо Работа над 5–6-я частью главы «Пауки и мухи»...
Конспект урока "Э. Хогарт "Мафин и паук"
по литературному чтению...