рабочая программа по литературному чтению 2 класс Э.Э. Кац
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
рабочая программа по чтению "Планета Знаний" на 170 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Климовска
Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1.
«Утверждено» «Утверждаю»
Педагогический совет Директор МОУ СОШ № 1
« » _________________2010г. ________________ С.Н.Чугунов
« » __________________2010г.
Рабочая программа
по курсу «Литературное чтение»
во 2 «В» классе
на 2010 – 2011 уч.год.
Учитель начальных классов:
Т.В. Митнева
Российская Федерация
Московская область
Городской округ Климовск
2010 год
Пояснительная записка.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эстетически развитой, эмоциональной, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, скрепленные сквозными темами.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовиться к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автор, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенный в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С.Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того известно, что к 6-7 годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.
Во втором и третьих классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроке, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Основные задачи курса литературного чтения:
- формирование потребности чтения художественной литературы;
- развитие навыков чтения вслух и про себя;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, развитие эстетического отношения к жизни;
- развитие воображения, творческих способностей ребенка;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
5 часов в неделю. Всего 170 часов.
Круг чтения
Осень пришла
Вспомним лето
С. Щипачев «Подсолнух», И. Суриков «Степь», И. Соколов- Микитов «Вертушинка», О. Дриз «Кончилось лето».
Внеклассное чтение: русские народные сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль»; «Петушок и бобовое зернышко»; «У страха глаза велики».
Здравствуй, осень
М. Пришвин «Полянка в лесу», А. Майков «Осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», К.Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение
М. Пришвин «Последние цветы», К.Ушинский «Пчелы и муха», А. Барто «Вам не нужна сорока?», С. Аксаков «Осень», В. Берестов «Урок листопада».
Народные песни, сказки, пословицы
Песни. Русские народные песни «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…», шотландская народная песня «Спляшем!», чешские народные песни «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; нененская сказка «Кукушка»; татарская сказка « Три дочери»; мордовская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Березонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…».
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка « Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи – век учись».
Пословицы. О правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе.
Внеклассное чтение. « Гуси – лебеди»; «Царевна – лягушка»; «Кот в сапогах», «Дюймовочка»; А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…», шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылек». Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братя»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины
И. Никитин «Встреча зимы»( отрывок); К.Паустовский «Первый зимний день»; С.Есенин «Пороша»; А.Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н.Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак « Двенадцать месяцев» ( отрывок).
Загадки о зиме.
Внеклассное чтение. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», повторяем сказки, И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, щука, рак», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух».
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» ( отрывок); С. Есенин «Поет зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки
К.Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И.Токмакова «Гном»; Х.-К. Андерсен «Оле-Лкойе» ( главы); А. Толстой «Золотой ключик» ( главы); С.Хопп « Волшебный мелок» ( главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» ( главы); Б.Заходер ( из Ю.Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой «Котенок», А.П.Гайдар «Чук и .Гек», В.А. Осеева, «Сыновья», К.Г.Паустовский «Стальное колечко», В.В. Медведев «Обыкновенный великан»; М.М. Зощенко «Елка»; В.П.Катаев «Цветик – семицветик».
Самостоятельное чтение. Дж.Крюс «Колдун в чернильнице», Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей
Авторские колыбельные. Л. Мей «Баю – баюшки – баю…»; А. Майков «Спи, дитя мое, усни…»; И. Токмакова « Как на горке – снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н.Носов «Фантазеры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю.Владимиров «Чудаки»; Л.Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово», Л. Пантелеев «Трус»; В.Железников «Рыцарь»; А.Алексин «Первый снег»; С. Маршак «Друзья – товарищи».
Внеклассное чтение. В. В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка – трусишка»; Б.С.Житков «Храбрый утенок»; Г.А. Скоебницкий «Кот Иваныч»; Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; Н. Носов «Заплатка»; В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение
Русские народные песни «Идет матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» ( отрывок); В.Вересаев «Перелетные птицы»; А.Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Черный «Зеленые стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б.Заходер «Что красивее всего?»
Внеклассное чтение. С.Я. Маршак «Кот и лодыри», «Школьнику на память», « Рассказ о неизвестном герое»; С.В. Михалков «Чистописание», « Мой щенок», « Дядя Степа», «А что у вас?»; Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна – красна», «Вырастай, яблонька»; Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…»; О.Дриз «Зеленая карета»; М.Пришвин «Трясогузка».
Навык и культура чтения.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
* осознанно, плавно, правильно читать целыми словами;
* соблюдать нужную интонацию, темп и грамкость речи.
Работа с текстом и книгой.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
* объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;
* прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
* делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя;
* определять с помощью учителя основную мысль текса;
* выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос;
* выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;
* характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять сделанный выбор;
* объяснять причины поступков героя;
* пересказывать небольшое произведение или его фрагмент;
* выражать на доступном уровне в речи свое отношение к герою произведения и к произведению в целом.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
* пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;
* развивать сюжет произведения;
* писать сочинения-миниатюры ( 3-4 предложения) по литературным впечатлениям;
* составлять устные рассказы по рисункам;
* читать по ролям ( драматизация художественного произведения);
* выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Литературоведческая пропедевтика.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
* находить сравнения в тексте произведения;
* выделять в стихотворении рифму.
Тематическое планирование курса «Литературное чтение»
( рассчитано на 5 часов в неделю)
№ урока | Тема и произведение | Дата |
ОСЕНЬ ПРИШЛА ( 13 ч) | ||
ВСПОМНИМ ЛЕТО | ||
1. | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Литературное чтение» | |
2. | С.П.Щипачев «Подсолнух» | |
3. | И.З. Суриков «Степь» ( отрывок) | |
4. | И.С. Соколов-Микитов «Вертушинка» | |
5. | Внеклассное чтение. Русские народные сказки «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль» | |
6. | О.О.Дриз «Кончилось лето» | |
7. | М.М. Пришвин «Полянка в лесу» | |
8. | А.Н.Майков «Осень» ( отрывок) | |
9. | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | |
10. | К.Г. Паустовский «Прощание с летом» ( отрывок) | |
11. | Внеклассное чтение. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики» | |
12. | Картинная галерея. И.И. Машков «Натюрморт. Камелия» | |
13. | Самостоятельное чтение. | |
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ ( 41 ч) | ||
ПЕСНИ ( 8 ч) | ||
14. | Статья о песнях «Как на тоненький ледок…» Русская народная песенка | |
15. | «Ходит конь по бережку…» Русская народная песенка | |
16. | «Заинька, где ты был…» Русская народная песенка | |
17. | Внеклассное чтение. «Гуси-лебеди» Русская народная сказка | |
18. | Самостоятельное чтение | |
19-20 | «Спляшем!» Шотландская народная песенка. Чешские народные песенки «Разговор лягушек», «Сенокос» | |
21 | «Дом, который построил Джек». Английская народная песенка. | |
СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ (20 ч) | ||
22-24 | Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка | |
25. | Картинная галерея. В.М.Васнецов «Аленушка» | |
26. | Внеклассное чтение. «Царевна-лягушка». Русская народная сказка. | |
27-28 | «Хаврошечка». Русская народная сказка. | |
29-30 | «Мальчик с пальчик». Русская народная сказка. | |
31. | «Каша из топора». Русская народная сказка | |
32. | Внеклассное чтение. «Снегурочка». Русская народная сказка | |
33. | «Кукушка». Нененская народная песня. | |
34-35 | «Три дочери». Татарская народная сказка. | |
36. | «Врозь – плохо, вместе – хорошо». Мордовская народная сказка | |
37. | Внеклассное чтение. Ш.Перро «Кот в сапогах» | |
38. | Самостоятельно чтение | |
39-40 | «Как проявляется дружба». Лезгинская народная сказка | |
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ ( 3 Ч) | ||
41-43 | «Березонька скрип-скрип…». Русская колыбельная. «Нашей Любице…» Сербская колыбельная. «Спи, усни, мой медвежонок…». Латышская колыбельная | |
СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА ( 6 Ч) | ||
44-45 | «Золотая рыба». Индийская народная сказка | |
46. | Внеклассное чтение. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» | |
47. | «Счастливый мальчик». Иранская народная сказка. | |
48-49. | «Два ленивца». Сербская народная сказка. «Век живи – век учись». Хорватская народная сказка | |
ПОСЛОВИЦЫ ( 4 Ч) | ||
50-51 | Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе | |
52. | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» | |
53. | Самостоятельное чтение | |
ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (13ч) | ||
54. | И. С. Никитин «Встреча зимы» ( отрывок) | |
55. | К.Г.Паустовский «Первый зимний день» | |
56. | Картинная галерея. А.А.Пластов «Первый снег» | |
57-58 | С.А.Есенин «Пороша» | |
59. | Внеклассное чтение. В.И. Даль «Девочка Снегурочка» | |
60-61 | А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» | |
62. | Н.И.Сладков «Песенки подо льдом» | |
63. | С.Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…» | |
64-65 | Загадки о зиме | |
66. | Внеклассное чтение. Повторяем сказки. | |
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ ( 42 ч) | ||
67. | К.Д.Ушинский «Мена» | |
68-72 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
73. | Внеклассное чтение. И.А.Крылов. Басни. | |
74. | Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Котенок» | |
75- 77 | Братья Гримм «Храбрый портной» | |
78. | И.П.Токмакова «Гном» | |
79-81 | Х.-К. Андерсен «Оле – Лукойе» ( отрывок) | |
82. | Внеклассное чтение. А.П. Гайдар «Чук и Гек» | |
83-85 | А.Н.Толстой. Отрывки из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | |
86. | Внеклассное чтение. В.А.Осеева «Сыновья». | |
87. | Самостоятельное чтение. | |
88. | Картинная галерея. А.Муха «Плакат» | |
89-92 | С.Хопп.Отрывки из книги «Волшебный мелок» | |
93. | Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский «Стальное колечко» | |
94-97 | Н.Н.Носов. отрывки из книги «Приключения Незнайки и его друзей» | |
98 | Внеклассное чтение. В.В.Медведев «Обыкновенный великан» | |
99-100 | Б.В.Заходер «Про пана Трулялинского» ( из Ю.Тувима) | |
101-103 | Дж.Родари «Волшебный барабан» ( в сокращении) | |
104. | Внеклассное чтение. М.М.Зощенко «Елка» | |
105. | С.А.Седов «Два медведя» | |
106-107. | О.О.Дриз «Очень высокий Человек» | |
108. | Внеклассное чтение. В.П.Катаев «Цветик – семицветик» | |
109. | Самостоятельное чтение | |
ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ ( 41) | ||
110-113 | Л.А.Мей «Баю-баюшки…» А.Н.Майков «Спи, дитя мое, усни…» И.П.Токмакова «Как на горке снег, снег…» О.О.Дриз «Нашумелись…» | |
114 | А.Л.Барто «Колыбельная» | |
115-116 | Внеклассное чтение. В. В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка – трусишка» | |
117-119 | Н.Н.Носов «Фантазеры» | |
120 . | А.Л.Барто «Олень» | |
121. | Внеклассное чтение. Б.С.Житков «Храбрый утенок» | |
122 | С.Я.Маршак «Чего боялся Петя?» | |
123. | О.Ф.Кургузов «Надоело летать» | |
124. | Ю.М.Владимиров «Чудаки» | |
125. | Л.Н.Толстой «Косточка» | |
126. | Внеклассное чтение. Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» | |
127. | А.П.Гайдар «Совесть» | |
128-130. | В.Ю.Драгунский «Друг детства» | |
131-132. | Внеклассное чтение. Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | |
133. | Самостоятельное чтение. | |
134-135 | Л.Н.Толстой «Птичка» | |
136-137 | В.А.Осеева «Волшебное слово» | |
138. | Л.Пантелеев «Трус» | |
139. | Внеклассное чтение. Н.Н.Носов «Заплатка» | |
140. | Н.Н.Носов «Живая шляпа» | |
141-142 | А.Л.Барто «Снегирь» | |
143-144 | В.К. Железников «Рыцарь» | |
145 | Внеклассное чтение. В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы» | |
146. | Самостоятельное чтение. | |
147-148 | А.Г.Алексин «Первый день» | |
149. | С.Я.Маршак «Друзья-товарищи» | |
150. | Самостоятельное чтение | |
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ ( 20 ч) | ||
151-153 | «Идет матушка-весна…» Русская народная песня. «Сад» Русская народная песня | |
154 | Внеклассное чтение. С.Я. Маршак «Кот и лодыри», «Школьнику на память», « Рассказ о неизвестном герое» | |
155-156 | А.Н.Плещеев «Птичка», «Весна» ( отрывок) | |
157. | Внеклассное чтение. С.В. Михалков «Чистописание», « Мой щенок», « Дядя Степа», «А что у вас?» | |
158. | Картинная галерея. И.И.Левитан «Март» | |
159. | А.С.Пушкин «Только что на проталинах весенних» | |
160. | В.В.Вересаев «Перелетные птицы» | |
161. | А.Н.Толстой «Весна» | |
162. | Саша Черный «Зеленые стихи» | |
163. | Внеклассное чтение. Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы». | |
164-165 | Л.Милева «Синяя сказка» | |
166-167 | О.Ф.Кургузов «Мы пишем рассказ» | |
168. | Б.В.Заходер «Что красивей всего?» | |
169. | Внеклассное чтение. А.Л.Барто «Стихи для школьника». | |
170. | Заключительный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...