А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Познакомить с элементами литературоведческого анализа текста;
с литературоведческими понятиями; развивать речь;
знакомить через литературу с миром человеческих отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_tsare_saltane.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».
Цели: знакомить с элементами литературоведческого анализа текста; практически знакомить с литературоведческими понятиями; развивать речь; знакомить через литературу с миром человеческих отношений.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. Продолжим путешествие в 1831 год. И не случайно. Как вы думаете почему?( Пушкин и Гоголь жили тогда в Царском Селе, там же часто бывал и Жуковский. Там состоялось состязание двух поэтов. Оно заключалось в том, что тогда, летом 1831 года, оба они сочиняли сказки в стихах на народные сюжеты, а Гоголь был первым читателем их сказок.) -Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни… Пушкин был «человек в поэзии и поэт в жизни». 1.Проверка дом. задания. -Дома вы вспомнили известные вам сказки Пушкина. (Выразительное чтение отрывков) - Что вы помните наизусть? - На доске вы видите иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Определите какая иллюстрация к какой сказке относится. 2. Введение в тему урока. Сегодня мы с вами будем открывать для себя интересное и новое, неожиданное и прекрасное в творчестве А.С.Пушкина. -Эпиграфом к уроку послужат слова Пушкина « Ну что за прелесть эти сказки» | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | I. Работа с текстом рассказа. 1. Работа с текстом до чтения. Обсуждение названия сказки. - Сравните название сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В чём разница? - Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел? (Он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.) -Посмотрите на доску. Прочитайте слова (рассказ, сказка, стихотворение, повесть, сказка – поэма) - Как это можно назвать одним словом? ( Жанр.) - С названием какого жанра вы встречаетесь впервые? - Результатом труда поэта стал новый литературный жанр: сказка – поэма. - В 1831 году Пушкин написал сказку – поэму … - Давайте прочитаем её название. - Что ещё необычного в названии сказки? - Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Самостоятельное чтение уч-ся начала сказки. - На что обратили внимание при первом чтении? - Какой эпизод особенно взволновал? 2.Деление текста на смысловые части. - На сколько частей можно разделить прочитанное? - Приведите пример зачина. - О чём говорит отсутствие зачина? - Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие? (Торги). - Обратите внимание на построение предложений в первой части. ( Прямая речь). Читаем по ролям. - В чём необычность царя? 3.Выборочное чтение. -Каков Салтан? Можно ли его отнести к положительным или отрицательным героям? Подтвердить цитатами. -Итак, он не похож на традиц. героев сказки. - Вернёмся к другим героям, поневоле отправившимся в путешествие. -Прочитайте выразительно, как царица плыла в бочке. Как надо читать? -Докажите, что в этих строках есть описание природы, чувств, действия. Реальные или сказочные? - Как же спасаются герои? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? -Согласны ли вы с высказыванием Пушкина? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
ΙV. Домашнее задание. | Письменная творческая работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие ...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...
«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...
Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане
Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане 3 кл. Чтение...
Сценарий к сказке А.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Методический материал подходит для проведения уроков, классных часов и праздников....