Рабочая программа Литературное чтение 3 класс
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
- программы автора В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 553.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
- Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
- программы автора В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.
Содержание курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса по литературному чтению.
В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.
Общий объём времени, отводимого на изучение литературного чтения в 1-4 классах, составляет 540 часов. В каждом классе урок литературного чтения проводится 4 раза в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 ч (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 136 ч (34 учебных недели).
Обучение литературному чтению в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а так же развитую способность к творческой деятельности.
Важнейшими задачами обучения являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;
- развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа;
- развитее речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества.
В 3 классе усложняются учебные задачи в основном виде деятельности учащихся на уроках литературного чтения – в анализе художественного текста. Это происходит через:
– работу с более сложными и объемными текстами;
– освоение детьми новых способов анализа художественного текста и, главное, осмысление их именно как способов анализа художественного текста в его родовой и жанровой специфике;
– усложнение видов работ и повышение уровня самостоятельности в письменных и творческих работах учащихся.
Работая над более сложными произведениями, дети расширяют круг аналитических
умений:
– осмысливать эволюцию художественного образа;
– выявлять роль автора и способы выражения авторской позиции не только в лирическом, но и в эпическом тексте, например, в авторской сказке;
– находить в тексте и объяснять эпитеты;
– видеть сюжет произведения;
– находить средства художественного изображения и выражения чувств.
Главные учебные цели и задачи этого года обучения:
– продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами;
– углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям жанрах эпических произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них произведениями: мифом, былиной, сказом;
– познакомить детей с драмой как особым литературным родом;
– углубить их представления о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте;
– начать подготовку детей к работе в более старших классах с классическими учебниками, в которых знания будут излагаться в форме научных статей;
– продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют ФГОС, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в образовательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
В авторскую программу изменений не внесено.
Данная программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.. – 224 с.
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г..
- Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г..
- Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
Программа 3 класса составлена из расчёта 4 часа в неделю, 136 часов в год, в том числе 8 ч предусмотрено на проведение контрольных работ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах.
В основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).
Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.
Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.
Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.
Используемые методы и формы обучения обеспечивают:
- адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
- достаточную двигательную активность учащихся на уроке;
- учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
- учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;
- включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
- дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
- обратную связь;
- объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
- контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
- профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;
- доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.
Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.
Характер, объём и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.
2. Результаты освоения предмета «Литературное чтение»
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- интерес к содержанию и форме художественных произведений;
- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
- общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
- понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
- понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
- понимания своей семейной и этнической идентичности;
- любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
- чувства ответственности за мир природы;
- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
- первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
- понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Метапредметными результатами являются:
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
- выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
- пересказывать текст по плану;
- структурировать знания при сопоставлении текстов;
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- искать информацию, представлять найденную информацию;
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
- понимать структуру построения рассуждения;
- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в учебном диалоге; проявлять самостоятельность в групповой работе;
- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
3. Планируемые результаты обучения
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
- читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
- ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание,
рассуждение;
- кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
- соотносить главную мысль и название произведения;
- находить портрет и пейзаж в произведении;
- видеть особенности юмористических текстов;
- соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал
Обучающийся получит возможность научиться:
- пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
- представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
- осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
- находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
- понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
- понимать особенности жанра басни;
- определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
- находить в юмористических текстах приемы создания комического;
- оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
- самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
- самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
- осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
- осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
- готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
- понимать назначение аннотации на литературное произведение;
- называть одно периодическое литературно-художественное издание.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
- составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
- писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
- создавать презентации книг различной тематики;
- сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
- участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
- различать малые жанры фольклора;
- различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
- определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
- выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
- понимать многозначность поэтического слова
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
- обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
- обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
- выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
- понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
- самостоятельно находить мораль басни;
- понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:
- пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
- читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
- передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
- создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
- читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
- подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
- читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
- сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.
4. Содержание программы учебного курса
3 класс (136 ч)
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.
Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.
Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.
Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.
Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Общие мотивы в сказках разных народов.
Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Круг чтения третьего года обучения
Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.
Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов
«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.
«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой.
И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,
B. Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*. Японские трехстишия.
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
Планируемая дата | Фактическая дата | |||||
Человек вступает в неизведанный мир | ||||||
1 | Развитие навыков выразительного чтения. Ю.Мориц "1 сентября" | Участие в беседе. Слушание. Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания текста. Характеристика книги. Анализ и характеристика иллюстраций. Характеристика поэтического текста. | 1 | 02.сен |
|
|
2 | Формирование общего представления о мифе | Выразительное чтение текстов, с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Слушание. Участие в беседе, в анализе текста. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме. Участие в диалоге. | 1 | 03.сен |
|
|
3 | Что такое миф. "Калевала" | Чтение вслух. Слушание. Участие в беседе, в анализе текста. Выразительное чтение. | 1 | 05.сен | 4.09 |
|
4 | Бинарные представления в мифе. Русская народная сказка «Яичко» | Участие в беседе. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Построение монологической речи. Выразительное чтение. Пересказ. Анализ произведения. | 1 | 06.сен | 7.09 |
|
5 | Связь стихотворения с народной сказкой. С.Маршак "Дом, который построил Джек" | Сравнивать стихи с фольклорными произведениями, находить сходство с народной сказкой. Творческая работа « сочиняем докучные сказки». Чтение с разной мотивацией | 1 | 09.сен |
|
|
6 | Связь стихотворения с народной сказкой. М.Бородицкая "Убежала молоко" | Сравнивать стихи с фольклорными произведениями, находить сходство в народной сказкой. Творческая работа « сочиняем докучные сказки». Чтение с разной мотивацией | 1 | 10.сен |
|
|
7 | Представление о мировом дереве | Презентация своего сочинения. Выразительное чтение. Участие в беседе. Участие в диалоге, групповой и парной работе. | 1 | 12.сен | 11.09 |
|
8 | Представление о мировом дереве. Русская народная сказка "Петушок-золотой гребешок и жерновцы" | Выразительное чтение. Анализ произведения. Составление плана. Словесное рисование. Пересказ по картинному плану. | 1 | 13.сен | 14.09 |
|
9 | Отражение мифологических представлений о мире. Русская народная сказка "Царевна-лягушка" | Анализ картины В.Васнецова «Царевна- - лягушка» | 1 | 16.сен |
|
|
10 | Особенности сюжета (помощь волшебного помощника). Русская народная сказка "Сивка-бурка" | Выразительное чтение. Анализ произведения. Составление плана. Словесное рисование. Пересказ по картинному плану. | 1 | 17.сен |
|
|
11 | Особенности сюжета. Русская народная сказка "Сивка-бурка". Загадки | Анализ загадок. Сравнение их со сказкой. Сочинение собственных загадок на тот же сюжет. | 1 | 19.сен | 18.09 |
|
12 | Особенности сюжета (помощь волшебного помощника). Русская народная сказка "Хаврошечка" | Выразительное чтение. Участие в беседе и анализе сказки. Деление текста на смысловые части. Пересказ. Исследование текста. Составление отзыва о произведении. | 1 | 20.сен | 21.09 |
|
13 | Особенности поэтического взгляда на мир. Г.Новицкая "Берёза", И.Бунин "Всё лес и лес", Ф.Тютчев "Полдень" | Презентация отзыва по произведению. Выразительное чтение стихов. Участие в анализе стихотворения. Сравнение стихов со сказками. Рассматривание и анализ картины М.Врубеля «Пан» | 1 | 23.сен |
|
|
14 | Герой рассказа: особенности характера. Н.Носов "Шурик у дедушки" | Выразительное чтение по ролям. Анализ произведения. Участие в диалоге. Деление текста на части и составление плана. Пересказ по плану. Рассматривание и анализ картины Поля Синьяка «Красный буй» | 1 | 24.сен |
|
|
15 | Средства художественной выразительности. М.Исаковский "Попрощаться с тёплым летом…" | Выразительное чтение стихотворения. Работа с толковым словарем. Анализ стихотворения. Участие в диалоге. | 1 | 26.сен |
|
|
16 | Контрольная работа № 1 "По дорогам сказок" | Творческая работа. Работа с лентой времени. | 1 | 27.сен |
|
|
17 | Виртуальная экскурсия в художественные музеи. Работа над проектом. | Участие в беседе. Презентация своих сказок и иллюстраций к ним. Составление сборника сказок. | 1 | 28.сен |
|
|
В единой семье всего живого | ||||||
18 | Представление о пантеоне богов (древние греки) | Построение предположений на основе имеющихся знаний. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов. | 1 | 30.сен |
|
|
19 | Подвиги героя. "Прометей" | Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме | 1 | 01.окт |
|
|
20 | Подвиги героя. "Подвиги Геракла" | Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Формулирование предположений и простых выводов. | 1 | 03.окт |
| хрест |
21 | Создание яркого образа. В.Жуковский "Родного неба милый свет…", А.Толстой "Край ты мой, родимый…" | Осмысление настроения прочитанного произведения, поиск в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выделение в текстах сравнения. Сравнение стихотворений. | 1 | 04.окт |
|
|
22 | Представление о пантеоне богов (древние славяне). Легенда "Земля со дна океана" | Построение предположений. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика древнегреческих и славянских богов. | 1 | 07.окт |
|
|
23 | Одухотворение сил природы. Русская народная сказка "Мороз, Солнце и Ветер" | Презентация своих рисунков. Выразительное чтение. Пересказ. Словесное рисование. Анализ текста. | 1 | 08.окт |
|
|
24 | Образ ветра в литературе, живописи, музыке. | Рассматривание и анализ картины А.Рылова «В голубом просторе». Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста. Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений. | 1 | 15.окт |
|
|
25 | Авторские сказки классической русской литературы. А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" | Высказывание оценочных суждений. Восприятие на слух информации учителя. Упражнение в восприятии на слух стихотворного текста в исполнении учителя или ученика. | 1 | 17.окт |
|
|
26 | Авторские сказки классической русской литературы. А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" | Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текста. Определение цели, средств выразительности, отношения автора к изображаемому. Анализ сюжета авторской сказки, нахождение сходства и различия с сюжетом фольклорной сказки. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Нахождение и зачитывание тех частей текста, которые подтверждают или опровергают высказанное суждение. Рассматривание и анализ иллюстрации | 1 | 18.окт |
|
|
27 | Авторские сказки классической русской литературы. А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" | 1 | 21.окт |
|
| |
28 | Авторские сказки классической русской литературы. А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" | 1 | 22.окт |
|
| |
29 | Выбор книг в библиотеке. Алфавитный каталог | Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Работа в группе. Характеристика книги, рассматривание и анализ иллюстраций | 1 | 24.окт |
| сказки Пушкина |
30 | Использование в мини-сочинениях выразительных средств языка | Рассматривание и анализ картины А.Рылова «Зеленый шум». Творческая работа Создание собственного текста. Выразительное чтение собственного текста с подчеркиванием с помощью темпа, интонации, других средств выразительности его деталей и особенностей. | 1 | 25.окт |
| сочинение по картине |
31 | Олицетворение в поэтическом и живописном образах. А.Фет "Глубь небес опять ясна" | Декламировать стихотворный текст, выразительно читать на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических). | 1 | 28.окт |
|
|
32 | Олицетворение в поэтическом образе. М.Лермонтов "На севере диком" | Выразительное чтение стихотворного текста, с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины) | 1 | 29.окт |
|
|
33 | Авторские сказки современной литературы. С.Козлов "Такое дерево" | Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение текста. | 1 | 31.окт |
|
|
34 | Необычное в обычном. Г. Снегирёв "Чудесная лодка" | Упражнение в восприятии текста. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Нахождение и зачитывание частей текста, доказывающих или опровергающих высказанное суждение. Выразительное чтение текста. | 1 | 01.ноя |
|
|
35 | Олицетворение в поэтическом образе. А.Фет "Летний вечер тих и ясен". Е.Евтушенко "Заря у клёна на руках" | Осознанно воспринимать содержание текста стихотворений. Оценивать характер, настроение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, | 1 | 04.ноя |
|
|
36 | Необычное в обычном. С.Козлов "Как поймать облако" | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Формулирование главной мысли произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного: поэтические открытия. Анализировать средства выразительности. | 1 | 05.ноя |
|
|
37 | Сравнительный анализ характеров героев в сказках С.Козлова | Осознанно воспринимать сказки или мультфильмы, снятые по сказкам. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализировать текст: выделять способ передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки. | 1 | 07.ноя |
|
|
38 | Необычное в обычном. Хокку Басё, Кикаку, Исса. С. Есенин "С добрым утром" | Упражнение в восприятии текста на слух. Анализ текстов. Работа со словом, средствами выразительности как способом передавать отношение автора к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов. | 1 | 08.ноя |
|
|
39 | Контрольная работа № 2 "Тема и идея произведения" | Самостоятельная работа | 1 | 11.ноя |
|
|
Открываем мир заново | ||||||
40 | Пословицы. "Мать сыра Земля" | Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположения. | 1 | 12.ноя |
|
|
41 | Отношения человека и Природы в древности. "Похищение Персефоны" | Чтение и толкование пословиц. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Формулирование вопросов одноклассникам. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника. | 1 | 14.ноя | ||
42 | Отношения человека и Природы в древности. "Небесные великаны" | 1 | 15.ноя | |||
43 | Времена года в художественной литературе. К.Паустовсукий "Прощание с летом" | Уметь различать художественное и научно-популярное проведение; анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли. Анализ текста. Деление на смысловые части, пересказ. Отзыв о произведении. Выборочное чтение. | 1 | 18.ноя |
|
|
44 | Особенности поэтического взгляда на мир. А.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя", Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою" | Выразительное чтение, чтение наизусть. Анализ стихов. Словесное рисование. Участие в диалоге. Знать поэтические приемы, украшающие образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст. | 1 | 25.ноя |
|
|
45 | Создание собственного текста | Творческая работа. Презентация своего сочинения "Чудесная жизнь леса зимой". | 1 | 26.ноя |
| |
46 | Особенности фольклорного текста. Корякская сказка "Хитрая лиса" | Чтение по ролям. Пересказ. Характеристика героев. Образ. Мораль. | 1 | 28.ноя |
|
|
47 | Особый почерк автора. Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" | Особенности характеров героев в сказке. Уметь озаглавливать части произведения. Уметь представлять творческую работу. | 1 | 29.ноя |
|
|
48 | Особый почерк автора. Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" | 1 | 30.ноя |
|
| |
49 | Сказка или рассказ? Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" | 1 | 02.дек |
|
| |
50 | Особенности поэтического взгляда на мир. М.Яснов "Мы и птицы" | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, | 1 | 03.дек |
|
|
51 | Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов "Серебряное копытце" | Оценка своих эмоциональных реакций. Определение общего содержания произведения: различать основной и второстепенный план (действия, события, герои). Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста (сюжет, внешность, «речь», поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. | 1 | 05.дек |
|
|
52 | Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов "Серебряное копытце" | 1 | 06.дек |
|
| |
53 | Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов "Серебряное копытце" | 1 | 07.дек |
|
| |
54 | Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов "Серебряное копытце" | 1 | 09.дек |
|
| |
55 | Точность поэтических образов. А.Фет "Чудная картина", М.Лермонтов "Горные вершины" | Выразительное чтение (или наизусть) стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. Представлять отзыв, обсуждать представленные работы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем. | 1 | 10.дек |
|
|
56 | Поэтические образы малой родины. Н.Рыленков "Все в тающей дымке" | Выразительное чтение. Анализ стихотворения. Рассматривание картины и ее анализ. Участие в обсуждении. Построение монологического высказывания. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Презентация своей работы одноклассникам. | 1 | 12.дек |
|
|
57 | Проверь себя по теме «Открываем мир заново» | Уметь работать в группе, координировать свои действия. Работа с лентой времени. Отбор произведений для сборника. Презентация сборника пословиц, загадок, закличек и др. создание иллюстраций для общего сборника. | 1 | 13.дек |
|
|
58 | Контрольная работа № 3 "Учимся понимать стихи" | Самостоятельная работа | 1 | 16.дек |
|
|
Времена, когда звери говорили | ||||||
59 | Этиологическая сказка о животных. "Почему звери друг от друга отличаются" (нанайская сказка) | Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Определение жанровых особенностей произведения, нахождение и зачитывание частей текста, подтверждающих или опровергающих суждение. Осознанно воспринимать содержание, оценивать его характер, особенности, анализировать текст | 1 | 17.дек |
|
|
60 | Этиологическая сказка о животных. "Почему у зайца длинные уши" (мансийская сказка) | Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости, художественной выразительности. Нахождение черт различия между "объяснительными" сказками, сказками о животных и волшебными. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Выразительное чтение, чтение по ролям. | 1 | 19.дек |
|
|
61 | Этиологическая сказка о животных. "Медведь и бурундук" (нивхская сказка) | Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Уметь интерпретировать прочитанное, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание. Работать со словом, различать слова, выражающие отношения между героями произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | 1 | 20.дек |
|
|
62 | Особенности поэтического взгляда на мир. А.Барто "Зимние гости" | Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Анализ текстов, сравнение цели их написания, использованных средств художественной выразительности. | 1 | 23.дек |
|
|
63 | Авторские "объяснительные" сказки. Р.Киплинг "Отчего у Верблюда горб" | Выявление в тексте поучительного смысла, особенностей выразительных средств. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в авторском произведении черт «объяснительной» сказки. Выявление в тексте особенностей авторских средств выразительности. | 1 | 24.дек |
|
|
64 | Авторские "объяснительные" сказки. Р.Киплинг "Отчего у Верблюда горб" | 1 | 26.дек |
|
| |
65 | Наедине с книгой. Сказки Р.Киплинга о животных | Характеристика книги: анализ обложки, иллюстрации, аннотации. Выбор книги в библиотеке. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Конструирование монологического высказывания | 1 | 27.дек |
| хрест |
66 | Определение особенностей научно-популярного текста. И. Акимушкин "Обезьяньи носы" | Высказывание оценочных суждений. Уметь анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Уметь высказывать оценочное суждение (в соответствии с правилами речевого этикета). | 1 | 30.дек |
|
|
67 | Определение особенностей научно-популярного текста. И. Акимушкин "Броненосцы" | Осознавать отличия научно-популярного текста от научного и художественного. Уметь выделять признаки принадлежности текста к тому или иному стилю. Участвовать в диалоге, приводить аргументированные доводы для доказательства собственного суждения. Воспринимать содержание художественного текста. | 1 | 09.янв |
|
|
68 | Авторские произведения о происхождении животных. Т.Собакин "Две коровы и коровка" | Декламация стихотворения. Упражнение в восприятии произведения на слух, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Участие в диалоге. | 1 | 10.янв |
| 24-25 |
69 | Создание собственного текста на основе художественного произведения | Выразительное чтение собственного текста, подчеркивание с помощью темпа, интонации, других средств выразительности его деталей и особенностей. Высказывание оценочных суждений. Проведение оценки результата работы группы, оценка собственного вклада в общую работу | 1 | 13.янв |
|
|
70 | Создание собственного текста на основе художественного произведения | 1 | 14.янв |
|
| |
71 | Жанровые особенности сказочной повести. К.Паустовский "Стальное колечко" | Уметь приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе диспута. Уметь определять жанровую принадлежность текста (сказка или рассказ), выявлять возраст и характер героев по их проявлениям и деталям текста. Устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного. Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализировать текст | 1 | 16.янв |
|
|
72 | Жанровые особенности сказочной повести. К.Паустовский "Стальное колечко" | 1 | 17.янв |
|
| |
73 | Жанровые особенности сказочной повести. К.Паустовский "Стальное колечко" | 1 | 20.янв |
|
| |
74 | Создание собственного текста на основе художественного произведения | Использование в письменной речи выразительных средств языка | 1 | 21.янв |
| соч-отзыв |
75 | Представление о проявлении любви к родине в литературе. И.Бунин "Родник" | Понимать эстетическую ценность стихотворного текста, уметь высказывать собственное суждение. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. | 1 | 23.янв |
|
|
76 | Развитие представлений о жанре рассказа. Ю.Коваль "Тузик" | Формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа. | 1 | 24.янв |
|
|
77 | Развитие представлений о жанре рассказа. Ю.Коваль "Висячий мостик" | Определение настроения художественного произведения, нахождение отражения авторского отношения к изображаемому. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, особенностей и причин его поведения. Участие в диалоге. | 1 | 27.янв | ||
78 | Развитие представлений о жанре рассказа. Ю.Коваль "Тучка и галки" | 1 | 28.янв |
|
| |
79 | Особенности поэтического взгляда на мир. А.Фет "Весенний дождь" | Анализ образов, созданных в стихотворении. Определение настроения поэтического произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению | 1 | 30.янв |
|
|
80 | Особенности поэтического взгляда на мир. С. Маршак "Ландыш" | 1 | 31.янв |
|
| |
81 | Особенности поэтического взгляда на мир. Н.Матвеева "Солнечный зайчик". И.Грабарь "Мартовский снег" | Определение настроения живописного произведения. Участие в диалоге при обсуждении картины. Создание устного текста (анализ репродукции картины). | 1 | 03.фев |
|
|
82 | Создание собственного текста на основе репродукции И.Грабаря "Мартовский снег" | Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Уметь письменно выражать отношение от увиденного. | 1 | 04.фев |
|
|
83 | Мир чувств героя. В.Драгунский "Красный шарик в синем небе" | Осознанно воспринимать содержание авторского текста. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. | 1 | 06.фев |
|
|
84 | Проверь себя по теме "Времена, когда звери говорили". | Уметь представлять проекты в соответствии с заданиями рубрики «Проверь себя», подготовленные в процессе работы над произведениями главы. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия). Работать с лентой времени | 1 | 07.фев |
|
|
Всмотрись в мир своей души | ||||||
85 | Мифы о происхождении человека. "Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины" | Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, | 1 | 10.фев |
|
|
86 | Раскрытие внутреннего мира. Н.Матвеева "Девочка и пластилин". В.Кандинский "Два овала" | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). | 1 | 11.фев |
|
|
87 | Контрольная работа № 4 "Сказка. Рассказ. Стихотворение" | Самостоятельная работа | 1 | 13.фев |
|
|
88 | Двучленная структура басни. И.Крылов "Ворона и Лисица" | Осознанно воспринимать содержание текста басни. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Знать понятие мораль басни; уметь сравнивать басни и сказки о животных. Уметь сравнивать образы Эзопа и героев русских сказок, басен; Уметь различать автора и героев басни. Уметь слушать и оценивать ответы товарищей. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уметь формулировать простые выводы. Определять особенности языка жанра. Осознавать характеры и человеческие недостатки, представленные в басне. Участвовать в инсценировании басни, декламировать ее. Осознанно воспринимать содержание текста. | 1 | 14.фев |
|
|
89 | Двучленная структура басни. И. Крылов "Ворона и Лисица". Иллюстрации В.Серова | 1 | 17.фев |
|
| |
90 | Использование сходных сюжетов. Басни Эзопа | 1 | 18.фев |
|
| |
91 | Сочинение басни в прозе | Конструирование высказывания на заданную тему: формулировка главной мысли, продумывание сюжета, логичное и последовательное построение текста, выбор средств выразительности. | 1 | 20.фев |
|
|
92 | Библиотечный урок. Работа с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова | Высказывание оценочных суждений. Упражнение в восприятии на слух басни в исполнении учителя или ученика и затем при самостоятельном чтении. Сравнение басен, написанных в разное время, разными авторами. Объяснение нравственного содержания произведения. Выбор книги в библиотеке | 1 | 21.фев |
|
|
93 | Жизнь жанра басни во времени. С.Михалков "Два барана" | Выразительное чтение стихотворного текста на основе эмоционального восприятия. Объяснение нравственного содержания произведения. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения. Сравнение басен разных авторов. Определение жанровой принадлежности стихотворения. | 1 | 03.мар |
|
|
94 | Сказка, похожая на басню. Русская народная сказка "У страха глаза велики" | Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Актуализация знаний об этапах бытования сказки. Уметь анализировать построение сказки, его традиционность. Пересказывать близко к тексту с использованием языка сказки. | 1 | 04.мар |
|
|
95 | Поучительный смысл сказки. В.Гаршин. "Лягушка-путешест-венница" | Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Уметь прогнозировать содержание текста. Уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросу; прослеживать композицию сказки. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Создавать собственный текст – мораль к сказке. Формулировать выводы о жанровых особенностях авторской сказки | 1 | 06.мар |
|
|
96 | Поучительный смысл сказки. В.Гаршин. "Лягушка-путешест-венница" | 1 | 07.мар |
|
| |
97 | Басенная основа сказки (фрагмент из "Панчатантры" | Высказывание оценочных суждений. Анализ текста фрагмента и сравнение со сказкой Гаршина (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев). Дополнение своего или чужого высказывания. Упражнение в восприятии информации на слух. Рассмотрение книги, знакомство с ней по обложке, аннотации и иллюстрациям. | 1 | 10.мар |
|
|
98 | Выявление средств художественной выразительности. К.Паустовский "Кот Ворюга" | Пересказ текста с использованием средств художественной выразительности авторского текста. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. Участие в диалоге. Формулирование выводов. Выразительное чтение текста с передачей авторского и собственного отношения к описываемому | 1 | 11.мар |
|
|
99 | Выявление средств художественной выразительности. К.Паустовский "Кот Ворюга" | 1 | 13.мар |
|
| |
100 | Анализ характеров героев. И.Пивоварова "Плохие сны" | Осознанно воспринимать содержание текстов и оценивать их юмористический и поучительный характер. Ориентироваться в содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. | 1 | 14.мар |
|
|
101 | Анализ характеров героев. В.Голявкин "Был не крайний случай". | Упражнение в восприятии текстов на слух. Анализ текстов. Рассмотрение и характеристика составленных одноклассниками сборников. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов. Высказывание оценочных суждений. | 1 | 17.мар |
|
|
102 | Контрольная работа № 5 "Басни" | Работа с лентой времени. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников. | 1 | 18.мар |
|
|
Пересоздаем мир в творчестве | ||||||
103 | Формирование представления о мифе. Миф "Орфей и Эвридика" | Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Восприятие текста мифа в исполнении учителя или при самостоятельном чтении. | 1 | 20.мар |
|
|
104 | Формирование представления о мифе. Миф "Орфей и Эвридика" | Построение предположения о продолжении сюжета, роли героев или персонажей на основании сходства мифов и сказок. Формулирование предположений и простых выводов. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника | 1 | 21.мар | ||
105 | Особенности поэтического взгляда на мир. М.Бородицкая "Художник". А.Герасимов "После дождя" | Презентация своей работы одноклассникам, ответы на вопросы. Определение настроения произведения. Выявление главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства | 1 | 24.мар |
|
|
106 | Выявление средств художественной выразительности. Ю.Коваль "Соловьи" | Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Понимание и использование при анализе терминов: «звукоподражание», «необычные способы записи», «слова, изобретенные писателем», «повторы». | 1 | 25.мар |
|
|
107 | Раскрытие внутреннего мира автора. Б.Заходер "Что такое стихи?", К.Бальмонт "Трудно Фее", "Гномы" | Уметь понимать секреты поэтического творчества. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер и особенности. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворения, поэтические образы. Находить мотивы народного творчества. | 1 | 27.мар |
|
|
108 | Отзыв о произведении. «Терешечка», Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик». | Характеристика книги. Нахождение книги по определенной тематике в школьной библиотеке. Упражнение в восприятии учебной информации на слух | 1 | 28.мар |
|
|
109 | Авторские сказки зарубежной литературы. Г.Х.Андерсен "Дюймовочка" | Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. | 1 | 31.мар |
|
|
110 | Авторские сказки зарубежной литературы. Г.Х.Андерсен "Дюймовочка" | Строить предположение о дальнейшем развитии событий на основе осознания того, что сказка - волшебная. Иметь представление об особенностях авторской сказки. Объяснять секрет имени героини. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. Уметь сравнивать составленные планы | 1 | 01.апр | ||
111 | Авторские сказки зарубежной литературы. Г.Х.Андерсен "Дюймовочка" | 1 | 03.апр |
|
| |
112 | Инсценирование отрывков из сказки "Дюймовочка" | Инсценировать художественное произведение (его часть): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные средства выразительности, мизансцены | 1 | 04.апр |
|
|
113 | Жанровые особенности сказочной повести. С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" | Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценивание своих эмоциональных реакций. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Построение предположения о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с опорой на принадлежность произведения к авторской сказке. Анализ текста. Уметь представлять рассказ о характере Нильса | 1 | 07.апр |
|
|
114 | Жанровые особенности сказочной повести. С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" | 1 | 08.апр |
|
| |
115 | Нравственное содержание прочитанного. С.Лагерлёф "Как трудно стать человеком" | Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана. Отслеживание развития характеров героя и персонажей, дальнейшего развития сюжета. Анализ текста (сюжет, речь и поступки Нильса, средства художественной выразительности, используемые в произведении, отношение автора к герою). Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Участие в диалоге. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Обсуждать нравственную проблему, формулировать выводы. | 1 | 14.апр |
| хрест |
116 | Нравственное содержание прочитанного. С.Лагерлёф "Как трудно стать человеком" | 1 | 15.апр |
|
| |
117 | Нравственное содержание прочитанного. С.Лагерлёф "Как трудно стать человеком" | 1 | 17.апр |
|
| |
118 | Создание собственного текста на основе художественного произведения (мини-сочинение) | Уметь представлять свой отзыв. Понимать учебную информацию об аннотации. Уметь сравнивать аннотацию с читательским отзывом, высказывать оценочные суждения. | 1 | 18.апр |
|
|
119 | Выявление средств художественной выразительности. М.Пришвин "Разговор деревьев" | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение. | 1 | 21.апр |
|
|
120 | Выражение чувства в поэзии. М.Бородицкая "В гостях у лесника" | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение. Уметь анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем, выявлять прием олицетворения. | 1 | 22.апр |
|
|
121 | Контрольная работа № 6 "Авторские сказки" | Упражнение в восприятии текстов на слух. Анализ текстов. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов. Работать с лентой времени. | 1 | 24.апр |
|
|
Без тебя мир неполный | ||||||
122 | Бинарные представления в мифе. "Девкалеон и Пирра" | Сравнение мифологических представлений разных народов с опорой на информацию учебника и информацию, предоставленную читателем. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположения, проведение аналогий. Понимать нравственные ценности мифа. Уметь высказывать собственное суждение. | 1 | 25.апр |
|
|
123 | Сюжетное развёртывание переживания. Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. Ориентироваться в нравственном содержании, понимать сущность поведения героя стихотворения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. | 1 | 28.апр |
| А.Дюрер. Заяц |
124 | Средства художественной выразительности. Ю.Кушак "Подарок в день рождения", М.Бородицкая "Котёнок" | Выразительное чтение стихотворения. Оценивание достоинства выразительного чтения учеников. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, средств выразительности, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. | 1 | 29.апр |
|
|
125 | Выявление средств художественной выразительности. И.Тургенев "Воробей" | Анализ текста. Уметь определять главную мысль рассказа. Подробный пересказ текста. Определение особенностей художественного текста. | 1 | 02.май |
|
|
126 | Герой рассказа: характер и мир чувств. Н.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка" | Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Строить предположение о дальнейшем развитии событий, о причине поступков Темы. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя. Высказывать предположения о характере Темы, подтверждать суждения цитатами из текста. Деление текста на части, озаглавливание каждой части, пересказ. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев. Уметь интерпретировать прочитанное, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа. | 1 | 05.май |
|
|
127 | Герой рассказа: характер и мир чувств. Н.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка" | 1 | 06.май |
|
| |
128 | Герой рассказа: характер и мир чувств. Н.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка" | 1 | 08.май |
|
| |
129 | Использование в письменной речи выразительных средств языка (письмо Тёме) | Уметь конструировать высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, логично и последовательно строить текст, отбирать средства выразительности | 1 | 12.май |
|
|
130 | Итоговая контрольная работа (№ 7) | Самостоятельная работа | 1 | 13.май |
|
|
131 | Открытое выражение чувства. Э.Мошковская "Нужен он…" | Осознанно воспринимать стихотворный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. | 1 | 15.май |
|
|
132 | Мир чувств героя. В.Драгунский "Девочка на шаре" | Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, его чувства и переживания по деталям текста. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа: о чувствах героя, об отношениях Дениски и отца. | 1 | 16.май |
|
|
133 | Мир чувств героя. В.Драгунский "Девочка на шаре" | 1 | 19.май |
|
| |
134 | Мир чувств героя. В.Драгунский "Девочка на шаре" | 1 | 20.май |
|
| |
135 | Контрольная работа № 8 "Характер литературного героя" | Самостоятельная работа | 1 | 22.май |
|
|
136 | Особенности поэтического взгляда на мир. С.Махотин "В тридцатом веке" | Осознанно воспринимать стихотворный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения. Чтение стихотворения наизусть. | 1 | 23.май |
|
|
6. Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются тематические контрольные работы (8). Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению производится в форме комплексной работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс».
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по литературному чтению:
- текущий устный опрос;
- проверочная работа;
- текущая самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- итоговый контроль;
- тест-опрос;
- фронтальный опрос;
- индивидуальные задания;
- тематический контроль;
- контроль навыков чтения вслух,
- чтение наизусть,
- пересказ по готовому плану.
Примерный график контрольных работ
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
1 | Контрольная работа № 1 | "По дорогам сказок" | 27.09 |
2 | Контрольная работа № 2 | “Тема и идея произведения” | 11.11 |
3 | Контрольная работа № 3 | “Учимся понимать стихи” | 16.12 |
4 | Контрольная работа № 4 | “Сказка. Рассказ. Стихотворение” | 13.02 |
5 | Контрольная работа № 5 | “Басни” | 18.03 |
6 | Контрольная работа № 6 | “Авторская сказка” | 24.04 |
7 | Контрольная работа № 7 | Итоговая | 13.05 |
8 | Контрольная работа № 8 | "Характер литературного героя" | 22.05 |
Контрольно-измерительные материалы см. Приложение № 2
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащённости |
Основная | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. | 1 | 1 | 100 |
Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова. | 1 | 1 | 100 |
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл.: В 2 частях. | 22 | 22 | 100 |
Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. | 22 | 22 | 100 |
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 кл. | 1 | 1 | 100 |
Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 3 кл.: В 2 частях. | 22 | 22 | 100 |
Дополнительная | |||
Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). | 1 | - | - |
Наборы сюжетных картинок. | 1 | 1 | 100 |
Портреты поэтов и писателей. | 1 | 1 | 100 |
Репродукции картин и художественные фотографии. | 1 | 1 | 100 |
Детские книги различных типов из круга детского чтения. | + | + | + |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. | 1 | 1 | 100 |
Оборудование и приборы
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Компьютер с программным обеспечением | 1 | 1 | 100 |
Ноутбук | 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор | 1 | 1 | 100 |
Интерактивная доска | 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп | 1 | - | - |
Транспоранты к кодоскопу | + | - | - |
Учебные кинофрагменты | + | - | - |
Телевизор | 1 | - | - |
Диапроектор | 1 | - | - |
Магнитная доска | 1 | 1 | 100 |
Диапозитивы, диафильмы, слайды | + | - | - |
Учебные звукозаписи художественного исполнения изучаемых произведений | + | - | - |
Фонохрестоматия для начальной школы | 1 | - | - |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. | + | + | + |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007. | 1 | 1 | 100 |
Мультимедийные образовательные ресурсы. | + | - | - |
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения | + | - | - |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучающиеся должны
иметь представление:
– об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
– об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
– об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
– об особенностях жанра басни;
знать:
– наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;
– имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70–80 слов в минуту;
– различать малые жанры фольклора;
–находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературы;
– отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
– выявлять авторское отношение к герою;
– рассказывать о любимом литературном герое;
– устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника)
Шмакова Александра Семёновна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-71865-1349707889.jpg)
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-71865-1349707889.jpg)
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/05/picture-106213.jpg)
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-260186-1369744245.jpg)
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...