Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Баева Татьяна Ивановна

Данная программа составлена включая УУД, по учебнику Клемановой А.Ф. соблюдая требования ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx98.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Ардатовская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа - интернат IVвида.

                                                            Учитель начальных классов Баева Татьяна Ивановна.

                                                                         

                                                                     Пояснительная записка

1.Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения  по другим предметам начальной школы.

2. Адресат

Рабочая учебная программа предназначена  для  учащихся 3 класса  общеобразовательных школ.

3. Соответствие

Государственному

образовательному стандарту

Рабочая  программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования УМК " Школа России", авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное  чтение  для  2-4 классов четырехлетней начальной школы", утверждённой МО РФ (Москва, 2004г.), в соответствии с требованиями  ФГОС  НОО второго поколения.

Для   реализации   программного содержания используются:

1.Учебник в 2-х частях " Литературное чтение "Л.Ф.Климанова и др. - М. Просвещение 2013г.

2.Уроки литературного чтения.(методическое пособие к данному учебнику) - М. Просвещение 2013г.

3.Рабочая тетрадь по литературному чтению 3 класс.

4.Кимы по литературному чтению 3 класс - М.  "ВАКО" 2013г.

Логика изложения и содержание авторской программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

4. Цели программы

Изучение курса литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.                                                                                

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

5. Задачи программы

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.            

6. Специфика программы

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX-XX вв., а также современных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

 Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

7. Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  1.Устное народное творчество

 2.Поэтическая тетрадь

        3.Литературные сказки

4. Великие русские писатели

5.Зарубежная литература

6. Люби живое

7. Были-небылицы

8. Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать/понимать:

- различенные произведения устного народного творчества

- названия, основное содержание изученных литературных произведений

- имена, фамилии изученных литературных произведений

- содержание прочитанного

Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

- улавливать главную мысль произведения, смысловые и интонационные связи в тексте

- пересказывать текс объёмом не более 1,5 страниц

- делить текст на смысловые части

- составлять простой прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям

-  бегло, выразительно, осознанно читать  текст

- читать стихотворные произведения наизусть

- осуществлять выбор произведения для чтения перед аудиторией

- читать осознанно текст художественного произведения « про себя» (без учёта скорости)

- приводить примеры  художественных произведений разной тематики по изученному материалу

- отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

- оценивать события, героев произведения

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

- использовать приобретённые знание и умения в практической жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

- выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы

- чётко, ясно, развёрнуто излагать мысли в устной и письменной форме

- проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы

9. Виды и формы организации учебного процесса

Виды: урок, экскурсия, КВН,конференции.

Формы:

фронтальная форма познавательной деятельности

(одновременное выполнение общих заданий всеми   учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед     определённой группой школьников);

 индивидуальная форма, проектно-исследовательская, коллективная.

10. Планируемые результаты

 (УУД)

          Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;   понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;     интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;     наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;    этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. 

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью,

  корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы. 

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

11. Объём и сроки изучения

Программа курса общим объемом  136 часов в год, 4 часа в неделю изучается в течение всего года.

Количество часов в I четверти - 36

Количество часов во II четверти - 28

Количество часов в III четверти -

Количество часов в IVчетверти -

12.Формы и средства  контроля.

 Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, тестовая работа, проверочная работа, контрольная работа, практические задания, рост техники чтения.

Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е  полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.

Критерии оценки по технике чтения в III классе

Отмет

ки

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

III

не менее 60 слов

не менее 75 слов

не менее 55 слов

не менее 70 слов

не менее 50 слов

не менее 65 слов

не менее 35 слов

не менее 50 слов

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:

- в третьем классе – 1/3 страницы.

Контроль уровня обученности

№ п/п

Тема

1

четверть

2 четверть

3

четверть

4

четверть

Всего

1

Проверочные  работы. Тесты.

 (после каждого изученного раздела)

16

2

Техника чтения.

2 ( на начало и конец четверти)

1( на конец четверти)

1 ( на конец четверти)

1 ( на конец четверти)

5

                                        Нормы оценок по литературному чтению.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;
  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;
  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4" – знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,    

                         самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения
  • Соблюдение пауз
  • Правильный выбор темпа
  • Соблюдение нужной интонации
  • Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно все требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова
  • Подбирать правильную интонацию
  • Читать безошибочно
  • Читать выразительно

Оценка "5" – выполнены все требования

Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям

        

Пересказ

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не                

                         упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на  

                         вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" – пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет  

                         последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.

13. Перечень учебно - методических средств обучения.

                                 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Учебно – методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов ( программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)

             Печатные пособия.

1.Словари: толковый, фразеологизмов,орфографический,словообразовательный.

2.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ, указанными в программе и методических пособиях.

       Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.

1.Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

                    Технические средства обучения.

1.Доска с набором приспособлений для крепления картин и таблиц.

2.Экспозиционный экран.

3.Персональный компьютер.

4.Проектор.

5.Образовательные ресурсы ( диски)

                   Демонстрационные пособия.

1.Наглядные пособия.

2.Объекты, предназначенные для демонстрации (портреты, картины и др.)

                   Оборудование класса.

1.Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

2.Стол учительский с тумбой.

3.Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий и др.

4.Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

14. Список литературы.

1. Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4 классы, М, «Просвещение» 2011г.

2.Поурочные разработки по литературному чтению  3 класс  к УМК Л.Ф. Климановой и др. (« Школа России») М, « Просвещение» 2013 г.

3.Контрольно – измерительные материалы по литературному чтению 3 класс С.В. Кутявина М, «ВАКО» 2013г.

4. Учебник « Литературное чтение» 3 класс в 2-х частях Л.Ф. Климанова и др.М, « Просвещение» 2013г.

5.Рабочая тетрадь к учебнику « Литературное чтение» 3 класс 2013г.

4.Хрестоматия по литературному чтению 3класс

                                                                                Содержание  программы

Раздел. Содержание раздела

Характеристика деятельности уч-ся

Вводный урок по курсу литературное чтение (1ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Самое великое чудо на свете (4ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст - объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.

Оценка достижений.

 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную  информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим  каталогом.

Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

Устное народное творчество (14ч).

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Оценка достижений.  

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

 Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

 Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

Русские поэты XIX - XX веков.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение - миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой». Картины природы. Эпитеты – слова,  рисующие картины природы.

Выразительное чтение стихотворения.

И. С. Никитин «Полно, степь моя…». «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».

И. З. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно  стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторение ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Великие русские писатели (24ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А. С. Пушкин. Подготовка сообщения  «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о  царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. Книг о Крылове. Скульптурный портрет И. А. Крылову.

Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов ( тема. Главная мысль. События. Герои). Рассказ – описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте.   Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Оценка достижений.

 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирические и прозаические произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведения литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

 Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

Поэтическая тетрадь 2 (6ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.

К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин.  Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений.

 

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Литературные сказки (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В. М. Гаршин  «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Планировать работу на уроке.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и  народной  сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Были-небылицы (10ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ,  сочинение продолжения сказки.

К. Г. Паустовский «Растрёпаный воробей». Определение жанра произведения.  Герои произведения. Характеристика героев.

А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям.

Поэтическая тетрадь 1 (6ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Саша чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.

А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черемухи.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.  

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби живое (16ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок – входная дверь в текст. Основная мысль текста.

Сочинение на основе художественного текста.

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».  Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В. П. Астафьев «Капалуха". Герои произведения.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится". Нравственный смысл рассказа.

Оценивание достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план рассказа.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.    

Поэтическая тетрадь 2  (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение.

С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение.

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение.

Проект: «Праздник поэзии»

Оценка достижений.  

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.  

Читать  и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая поэзию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и  его содержание; высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок  (12ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама» Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех;  определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

По страницам детских журналов (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели»

 Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи. Своего дома, своего города.

Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке  (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи»

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Зарубежная литература (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г. Х Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя)

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя)

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений,  прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Количество часов за год: 136 часов

                                            в неделю: 4 часа

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1.

Вводный урок

Cамое великое чудо на свете  

1 час

4 часа

2.

Устное народное творчество  

14 часов

3.

Поэтическая тетрадь 1  ( 1 часть)

11 часов

4.

Великие русские писатели  

24 часа

5.

Поэтическая тетрадь 2

6 часов

6.

Литературные сказки

8 часов

7.

Были – небылицы

10 часов

8.

Поэтическая тетрадь 1  (2 часть)

6 часов

          9.

Люби живое

16 часов

        10.

Поэтическая тетрадь 2

8 часов

        11.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12 часов

        12.

По страницам детских .

8 часов

        13.

Зарубежная литература

8 часов

       

 

Итого:

136 часов

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение», 3 класс.

урока

Тема

Дата

Планируемые результаты

Тип урока

По плану

Факт

Знания

Умения

УУД

1

1.1

1 четверть – 36 часов

Введение. Знакомство с учебником

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Уметь находить главу и нужное произведение в содержании учебника,

пользоваться словарем в конце учебника.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способами решения проблем творческого  и поискового характера.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличие.

Урок открытия нового знания.

1.Самое великое чудо на свете (4 часа)

  2  

1.1

Знакомство с названием раздела

Знать содержание раздела, значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Самостоятельно и по заданию находить в тексте отдельные отрывки.

Урок открытия нового

  3  

1.2

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

УОН

4

1.3

Первопечатник Иван Федоров

УОН

5

1.4

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. Тест № 1

Урок развивающего контроля

                     2.Устное народное творчество (14 часов)

6

2.1

Знакомство с названием раздела.

Контроль техники чтения

Знать виды прикладного искусства, знать и отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Уметь делить текст на части, ускорять и замедлять темп при чтении, пересказывать текст по самостоятель-

ному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Характеризо-

вать героев произведения

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно-

го искусства

Комбинирован-ный урок

7

2.2

Русские народные песни

Урок систематизации знаний

8

2.3

Докучные сказки.Сочинение докучных сказок.

Открытие нового знания

9

2.4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Урок открытия нового

10

2.5

Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Урок открытия нового

11

2.6

Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Урок систематизации знаний

12

2.7

Р.н.с."Иван-царевич и Серый волк"

Урок открытия нового

13

2.8

Р.н.с."Иван-царевич и Серый волк"

Урок систематизации знаний

14

2.9

Р.н.с. "Иван-царевич и Серый волк"

Комбинирован-ный урок

15

2.10

Р.н.с." Сивка-бурка"

УОН

16

2.11

Р.н.с. " Сивка-бурка"

УСЗ

17

2.12

Художники-иллюстраторы  В.Васнецов и И. Билибин.

УОН

18

2.13

К.В.Н.( обобщающий урок о разделу " Устное народное творчество")

Урок рефлексии

19

2.14

Проект "Сочиняем волшебную сказку" Оценка достижений. Тест

№2

Комбинорован-ный урок

3.Поэтическая тетрадь 1. (11 часов)

20

3.1

Знакомство с названием раздела.

Проверочная работа №1 к теме: «Устное народное творчество»

Литературоведчес -

кие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.

Находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Определять средства выразитель

ности, находить рифмующие слова, использовать приемы интонационного чтения.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения.

УОН

21

3.2

Проект"Как научиться читать стихи"(статья Я.Смоленского)

Урок - проект

22

3.3

Ф. Тютчев "Весенняя гроза"

УОН

23

3.4

Ф. Тютчев "Листья".Сочинение-миниатюра "О чем расскажут осенние листья"

УОН

24

3.5

А.Фет" Мама, глянь-ка из окошка..."; "Зреет рожь над жаркой нивой..."

УОН

25

3.6

И. Никитин "Полно, степь  моя, спать беспробудно..."

УОН

26

3.7

И. Никитин " Встреча зимы"

УОН

27

3.8

И. Суриков "Детство"

УОН

28

3.9

И.Суриков "Зима." Сравнение как средство картины природы в лирическом стихотворение.

УОН

29

3.10

Путешествие в Литературную страну. (обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 1"

УСЗ

30

3.11

Оценка достижений. Тест №3

УРК

4.Великие русские писатели (24 часов)

31

4.1

Знакомство с названием раздела.

Проверочная работа №2 к разделу: «Поэтическая тетрадь»

Знать лирические и прозаические произведения, отличительные особенности стихотворного текста. Знать особенности литературной сказки.

Уметь читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Уметь различать лирическое и прозаическое произведение.

Уметь находить средства художествен

ной выразитель

ности в лирических текстах(

эпитеты, сравнения)

Определять нравственный смысл литературного произведения, сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Определять самостоятельно тему и главную мысль произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в произведениях изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

УОН

32

4.2

А Пушкин. Подготовка сообщения " Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина"

УОН

33

4.3

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения.

УОН

34

4.4

А.С.Пушкин "Зимнее утро"

УОН

35

4.5

А.С. Пушкин "Зимний вечер".

УОН

36

4.6

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

УОН

37

4.7

      2 четверть – 28 часов

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

УСЗ

38

4.8

А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане…»

УСЗ

39

4.9

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…»

УСЗ

40

4.10

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. Тест №4

УОН

41

4.11

И. Крылов Подготовка сообщения о Крылове на основе статьи из учебника, книг о Крылове.

УОН

42

4.12

И. Крылов «Мартышка и Очки»

УОН

43

4.13

И.Крылов «Зеркало и Обезъяна»

УОН

44

4.14

И.Крылов « Ворона и лисица»

УОН

45

4.15

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

УОН

46

4.16

М. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко…»

УОН

47

4.17

М. Лермонтов «Утес», «Осень»

УОН

48

4.18

Детство Л. Толстого ( из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

УОН

49

4.19

Л. Толстой « Акула»

УОН

50

4.20

Л. Толстой « Прыжок»

УОН

51

4.21

Л. Толстой « Лев и собачка»

УОН

52

4.22

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

УОН

53

4.23

Оценка достижений . Тест №5

УРК

54

4.24

Литературный праздник ( обобщающий урок по разделу

« Великие русские писатели») Тест №6( по темам данного раздела)

Комбинированный урок

                                                                                              5. Поэтическая тетрадь  2. (6 часов)

55

5.1

Знакомство с названием раздела. Проверочная работа №3 по разделу: «Великие русские писатели»

Знать литературовед-

ческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.

Находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи. Уметь читать стихи выразительно, выражая авторское настроение.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения, высказывать свои впечатления о прочитанном стихотворении. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Оценивать себя и своего товарища.

УОН

56

5.2

Н. Некрасов"Славная осень!...", " Не ветер бушует над бором..."

УОН

57

5.3

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

УОН

58

5.4

К. Бальмонт "Золотое слово"

УОН

59

5.5

И. Бунин .Выразительное чтение стихотворений.

УСЗ

60

5.6

Развивающий час ( урок-обобщение по разделу " Поэтическая тетрадь 2") Оценка достижений . Тест №7

УРК

6. Литературные сказки (8 часов)

61

6.1

Знакомство с названием раздела. Проверочная работа № 4 к разделу: «Поэтическая тетрадь2»

 Знать содержание раздела, содержание литературной и народной сказок.

Литературовед-

ческие понятия: литературная сказка.

Уметь находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); Уметь

определять нравственный смысл сказки. Уметь читать сказку в лицах.

Определять авторское отношение к изобра-

жаемому.

Активное использование речевых средств для решения коммуникатив

ных и познавательных задач;

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

УОН

62

6.2

Д. Мамин – Сибиряк

« Аленушкины сказки»

УОН

63

6.3

Д. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.»

УОН

64

6.4

В. Гаршин « Лягушка – путешественница»

Проверка техники чтения за 1 полугодие.

УОН

65

6.5

3 четверть – 40 часов

В. Гаршин « Лягушка – путешественница»

Контрольная работа за 1 полугодие.

УСЗ

66

6.6

В. Одоевский « Мороз Иванович»

УОН

67

6.7

В. Одоевский « Мороз Иванович» Тест №8

Комбинирован-ный урок

68

6.8

Оценка достижений. Проверочная работа № 5 к разделу: «Литературные сказки» КВН.

УРК

7. Были-небылицы (10 часов)

69

7.1

Знакомство с названием раздела.

Знать содержание раздела. Знать особенности сказки и рассказа. Знать средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Уметь различать вымышленные события и реальные. Уметь выражать собственное отношение к поступкам героев с сказочных и реальных событиях.

Развитие этических чувств, доброжела-тельности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

УОН

70

7.2

М. Горький « Случай С Евсейкой»

УОН

71

7.3

М. Горький « Случай с Евсейкой»

УСЗ

72

7.4

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

УОН

73

7.5

К. Паустовский « Растрепанный воробей»

УОН

74

7.6

К. Паустовский « Растрепанный воробей»

УСЗ

75

7.7

А. Куприн « Слон»

УОН

76

7.8

А. Куприн « Слон»

УОН

77

7.9

А. Куприн « Слон»

УСЗ

78

7.10

Урок – путешествие по разделу

« Были – небылицы» Оценка достижений Тест №9

Комбинирован-ный урок

8. Поэтическая тетрадь 1 (2 часть учебника) (6 часов)

79

8.1

Знакомство с названием раздела.

С. Черный « Что ты тискаешь утенка?» Проверочная работа №6 к разделу « Были – небылицы»

Знать стихи  разных поэтов наизусть. Знать и находить в стихотворениях

Уметь сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в

УОН

яркие, образные выражения и слова.

Уметь объяснять смысл выражения с опорой на текст.Уметь выразительно читать стихи.

соответствии с целями и задачами. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Давать оценку своих суждений.

80

8.2

С. Черный « Воробей», «Слон»

УОН

81

8.3

А. Блок «Ветхая избушка»

УОН

82

8.4

А.Блок « Сны», « Ворона»

УОН

83

8.5

С. Есенин « Черемуха»

УОН

84

8.6

Урок – викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1» ( с использованием проверочной работы №7) Оценка достижений.

УРК

9. Люби живое (16 часов)

85

9.1

Знакомство с названием раздела. Тест № 10 по разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть2)

Знать содержание раздела, знать и определять жанр произведения

Уметь определять авторскую позицию;

-пересказывать подробно и кратко;

- выражать свою точку зрения;

- читать вслух и про себя быстро и правильно.

Уметь составить план произведения и пересказать.

Придумывать свои рассказы о животных.

Формирование средствами литературных произведений

целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

Формирование бережного отношения к окружающему нас миру и всему живому.

Развитие самостоятель-ности и личной ответственности за свои поступки.

УОН

86

9.2

М. Пришвин « Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

Комбинирован-ный урок

87

9.3

О. Соколов-Микитов «Листопадничек»

УОН

88

9.4

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

УОН

89

9.5

В.Белов «Малька провинилась»

УОН

90

9.6

В. Белов « Еще раз про Мальку»

УОН

91

9.7

В.Бианки « Мышонок Пик»

УОН

92

9.8

В. Бианки « Мышонок Пик»

Оценка достижений. Тест №11

УСЗ

93

9.9

Б. Житков «Про обезъянку»

УОН

94

9.10

Б. Житков « Про обезъянку»

УОН

95

9.11

Б. Житков « Про обезъянку»

УСЗ

96

9.12

В. Дуров «Наша жучка»

УОН

97

9.13

В. Астафьев «Капалуха»

УОН

98

9.14

В. Драгунский «Он живой и светится…»

УОН

99

9.15

Урок конференция « Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу « Люби живое»)

УСЗ

100

9.16

Оценка достижений. Тест № 12

УРК

10. Поэтическая тетрадь 2  (8часов)

101

10.1

Знакомство с названием раздела.

Литературовед-ческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.

Находить  в произведениях средства

художественной выразитель-ности: эпитеты, устойчивые эпитеты, сравнения, олицетворения

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Воспитание художественного-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

УОН

102

10.2

С. Маршак « Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

УОН

103

10.3

А. Барто «Разлука»

УОН

104

10.4

А. Барто « В театре»

УОН

105

10.5

4 четверть – 32 часа

С. Михалков «Если», « Рисунок».

УОН

105

10.6

Е. Благинина «Кукушка»,

« Котёнок»

УОН

107

10.7

« Крестики – нолики» (обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2»)

108

10.8

Оценка достижений. Тест№13

УРК

11.Собирай по ягодке – наберешь кузовок.(12 часов)

109

11.1

Знакомство с названием раздела. Проверочная работа № 8 к разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Знать понятия: авторская позиция, автор-рассказчик;

- краткий и подробный пересказ;

Уметь определять авторскую позицию;

-пересказывать подробно и кратко;

- выражать свою точку зрения; -объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответст-вующие теме.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

Проверять себя и давать оценку.

УОН

110

11.2

Б. Шергин « Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения.

УОН

111

11.3

А. Платонов «Цветок на земле»

УОН

112

11.4

А. Платонов « Цветок на земле»

УСЗ

113

11.5

А. Платонов « Еще мама»

УОН

114

11.6

А. Платонов « Еще мама»

УСЗ

115

11.7

М. Зощенко « Золотые слова»

УОН

116

11.8

М. Зощенко «Великие путешественники»

УОН

117

11.9

Н. Носов « Федина задачка»

УОН

118

11.10

Н. Носов « Телефон»

УОН

119

11.11

В. Драгунский «Друг детства»

УОН

120

11.12

Урок – конкурс по разделу « Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Оценка достижений. Тест№14

Урок творчества

12. По страницам детских журналов ( 8 часов)

121

12.1

Знакомство с названием раздела. Проверочная работа №9 по теме: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Знать название раздела. Знать названия детских журналов и интересные детские разделы в них.

Уметь находить интересную информацию в журнале, готовить сообщения, используя информацию журнала.

Умение работать с разными видами текстов. Находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

УОН

122

12.2

Л. Кассиль « Отметки Риммы Лебедевой"

УОН

123

12.3

Ю.Ермолаев " Проговорился"

УОН

124

12.4

Ю. Ермолаев " Воспитатели"

УОН

125

12.5

Г. Остер "Вредные советы"

УОН

126

12.6

Г. Остер " Как получаются легенды"

УОН

127

12.7

Р.Сеф "Веселые стихи"

УОН

128

12.8

Читательская конференция " По страницам детских журналов"

 ( обобщающий урок)

 Оценка достижений. Тест №15

Комбинирован-ный урок

13. Зарубежная литература (8 часов)

129

13.1

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

Знать мифологические тексты, эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей, о мире. Знать название произведений  и авторов зарубежной литературы.

Уметь пересказывать выборочно произведение.Уметь составлять рассказ о творчестве писателя, сравнивать сказки разных народов, выражать точку зрения о прочитанном.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций..Оцени-вать свои достижения.

УОН

130

13.2

Мифы Древней Греции.

УОН

131

13.3

Мифы Древней Греции.

УОН

132

13.4

Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок"

УОН

133

13.5

Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок"

УСЗ

134

13.6

Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок" Проверка техники чтения за

 2 полугодие.

Комбинирован-ный урок

135

13.7

Развивающий час по теме " Зарубежная литература" Тест № 16

УРК

136

13.8

" Брейн - ринг" ( обобщающий урок за курс 3 класса.Контрольная работа

 за 2 полугодие.)

УРК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...