Планирование по литературному чтению 1 класс. Образовательная система "Начальная школа 21 век" .2013/2014 уч.год
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы Образовательной системы « Начальная школа 21 века» и учебника «Букварь» Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, «Литературное чтение» Автор: Л.А. Ефросинина.
Программа составлена в соответствии с учебным планом - 4 часа в неделю(33 учебные недели) - 132 часа за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 90.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Василеостровского района Санкт-Петербурга
“УТВЕРЖДАЮ”:
Директор ГБОУ школа № 15 _________ (Карпова Е.В.)
Приказ № _____ от “_____” _____________2013 г.
Рабочая программа
по литературному чтению
для начального уровня изучения
класс – 1 «Б»
срок реализации – 2013/2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Образовательной системы « Начальная школа 21 века» и учебника «Букварь» Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, «Литературное чтение» Автор: Л.А. Ефросинина.
Разработчик программы:
Н.В. Веселова
Дата составления – 2013 год
“РАССМОТРЕНА”:
на заседании МО учителей
__________________________________
Протокол № _____ от “__” _____2013 г.
Председатель МО ___________________ “СОГЛАСОВАНА”:
Зам. директора по УВР __________________
Тромпинская И.О.
“___” ______________2013 г.
Рабочая программа по русскому языку.
1 класс. УМК Начальная школа 21 века.
Автор: Веселова Н.В., учитель начальных классов ГБОУ школы №15 Василеостровского района СПБ
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению
Ступень обучения (класс) начальное общее образование , 1 класс
Количество часов 132ч. Уровень базовый
Составила: Веселова Н.В,учитель начальных классов
Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». 2013г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента, государственного стандарта, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI века» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник « Букварь» (I-II часть) 1 класс Л.Е. Ефросинина, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2009., учебник «Литературное чтение».1класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2010, Учебная хрестоматия. Литературное слушание. 1 класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2010, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс Л.А Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2010.
Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 68 часов, 17 рабочих недель. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии- учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение»
В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой- 1 час в неделю (33 часа в год) Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.
Рабочая программа по литературному слушанию реализует следующие цели обучения:
- формирование читательской деятельности:
-воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст);
-понимать читаемое (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
-производить текст (уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации;
-овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;
-освоение культуры речи.
Задачи курса литературного чтения:
-обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
-система работы над навыками чтения.
-включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.
-формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
-расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение
и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В 1-ом классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
Используется тематический и жанрово - тематический принципы. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа.
Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Межпредметные связи:
- с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
- с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
- с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.
В 1-ом классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать». Темп чтения 25-30 слов.
В I полугодии по литературному чтению проводится 4 текущих проверки и 1 итоговая; во II полугодии: 4 текущих проверки и 3 итоговых проверки.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
- слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
- знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
- самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
- работать с доступными книгами — справочниками и словарями.
Читательские умения:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения.
Литературное чтение и слушание.
Круг чтения:
- произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов,
- стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов — классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, научно-познавательная книги, юмористические произведения.
Примерная тематика:
- произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие:
- сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
- произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс,
- тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Восприятие литературного произведения:
- эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится — не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев,
- умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Творческая деятельность:
- проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй,
- разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх,
- сочинение историй с литературными героями,
- рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Навык чтения:
- плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся,
- выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания,
- чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения)
- I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
- II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25 – 30 слов в минуту.
Работа с текстом:
- практическое отличие текста от набора предложений,
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя,
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий,
- озаглавливайте текста (подбор заголовков),
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
- Перечень обязательных лабораторных,
- практических, контрольных и других видов работ
- 1 класс
- В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 30 – 40 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений.
- Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
В 1 классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому нодо больше читать».
Оценка «Читаешь хорошо» - ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок, темп чтения – 25-30 слов в минуту.
Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки» - ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает 1-2 ошибки, темп чтения – 20-25 слов в минуту.
Оценка «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому нодо больше читать» - ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок, темп чтения – 15-20 слов в минуту или ниже.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы (наизусть) | Проверочные работы |
1-4 | Читаем сказки, загадки, скороговорки | 4 | 1 | 1 |
5-15 | Учимся уму-разуму | 11 | 2 | 1 |
16-20 | Читаем о родной природе | 5 | 3 | |
21-30 | О наших друзьях - животных | 10 | 3 | 1 |
31-40 | Учимся уму-разуму | 10 | 1 | 1 |
41-50 | Читаем сказки, пословицы, считалки | 10 | 1 | 1 |
51-57 | О наших друзьях - животных | 7 | 1 | 1 |
58- | Читаем о родной природе | 11 | 2 | 1 |
Итого: | 68 | 14 | 7 |
Список литературы:
для учащихся:
- Л.Е. Ефросинина, А.О.Евдокимова М.:Вентана- Граф, 2013. 1 класс «Букварь» (I-II часть) -
- Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013. 1 класс «Литературное чтение»
- Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013. 1 класс «Учебная хрестоматия. Литературное слушание»
- Л.А Ефросинина М.: Вентана -Граф, 2013 рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс
- Л.А Ефросинина М.: Вентана -Граф, 2013 «Книгочей» Словарь-справочник по литературному чтению
для учителя:
- Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2013 Сборник программ «Начальная школа XXI»
- Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013. 1 класс «Учебная хрестоматия. Литературное слушание»
- Л.А Ефросинина М.: Вентана -Граф, 2013 Оценка знаний. Тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В двух частях.
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
предмет
Класс 1
Учителя : Веселова Н.В.,Братякина А.А.
Количество часов
Всего 132 час; в неделю 4 час.
64 часа - I полугодие (обучение грамоте), 68 часов – II полугодие (литературное чтение)
Проверочных работ – 7, наизусть – 14 ;
Административных контрольных уроков - 1 ( II полугодие) проверка техники чтения.
Планирование составлено на основе авторской программы по литературному чтению «Начальная школа XXI века» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф, 2010.
программа
Учебник: - 1 класс «Букварь» (I-II часть)Л.Е. Ефросинина, А.О.Евдокимова
М.:Вентана- Граф, 2013 ;
- 1 класс «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013.
- 1 класс «Учебная хрестоматия. Литературное слушание» Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013.
Дополнительная литература:
- Л.А Ефросинина М.: Вентана -Граф, 2013 рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс
- Л.А Ефросинина М.: Вентана -Граф, 2013 «Книгочей» Словарь-справочник по литературному чтению
Обучение грамоте (I полугодие)
№ | Наименова ние раздела программы (букварь 1-2) | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | |
План | Факт. | |||||
1 | День Знаний | |||||
2 | Добуквар ный период | Выделение предложения из речевого потока. Введение понятия «предложение» (с.4-5) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | ||
3 | Предложение. Составление предложений по сюжетной картинке (с.6-7) | 1 | интегрирован ный | |||
4 | Введение понятия «слово». Различение слова и предложения (с.8-9) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
5 | Значение слова. Различение понятий «перед», «за», «между» (с. 10-11) Лит.сл. С.Дрожжин «Привет» | 1 | интегрирован ный | |||
6 | Интонационное выделение первого звука в словах (с.12-13) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
7 | Изолированный звук. Сравнение звуков по твердости-мягкости (с.14-15) | 1 | комбинирован ный | |||
8 | Знакомство со схемой звукового состава слова «ау» (с.16-17) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
9 | Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова «мак» (с.18-19) Лит.сл. Е.Серова «Мой дом» | 1 | комбинирован ный | |||
10 | Звуковой анализ слов СЫР, НОС (с.20-21) | 1 | комбинированный | |||
11 | Сравнительный анализ слов типа КОТ, КИТ.. Составление рассказа по картинкам (с.22-23) | 1 | комбинированный | |||
12 | Сравнение слов типа ЛУК, ЛЕС по звуковой структуре (с.25-26) | 1 | комбинирован ный | |||
13 | Введение понятия «гласный звук» (с.27) Лит.сл.. Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
14 | Введение понятия «согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова (с.28-29) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
15 | Букварный период | Знакомство с буквой А (а) (с.30-31) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | ||
16 | Знакомство с буквой Я (я) (с.32-33) Лит.сл.. С.Романовсий «Москва» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
17 | Обозначение буквой «я» звукосочетания [йа] в начале слова (с.34-35) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
18 | Звук [о], буквы Оо (с.36-37) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
19 | Знакомство с буквой Ёё (с.38-39) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
20 | Обозначение буквой «ё» звукосочетания [йо] в начале слова (с.40-41) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
21 | Знакомство с буквой Уу (с.42-43) Лит.сл. «Берёзонька» народная песня | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
22 | Обозначение буквой «ю» гласного звука [у] и мягкости предшествующе-го согласного (с. 44-45) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
23 | Обозначение буквой «ю» звукосочетания [йу] в начале слова (с.46-47) Алфавит С.Маршак «Ты эти буквы заучи..» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
24 | Знакомство с буквой Э,э (с.48-49) В.Сутеев «Три котёнка» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
25 | Обозначение буквой «е» гласного звука [э] и мягкости предшествующего согласного (с.50-51) Лит.сл. Муса Гали «Земные краски» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
26 | Обозначение буквой «е» звукосочетания [йэ] в начале слова (с.52-53) Е.Пермяк «Про нос и язык» Г.Остер «Меня нет дома» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
27 | Знакомство с буквой «ы» (с.54-55) А.Шибаев «На зарядку – становись!» «Познакомились» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
28 | Буква «и» (с.56-57) Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
29 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных (закрепление) (с.58-59) Лит.сл. А.Барто «В школу» | 1 | комплексное использование знаний | |||
30 | Сопоставление слов, различающихся одним зву-ком (с.60-61) А.Шибаев «Всегда вместе» | 1 | комплексное использова-ние знаний | |||
31 | Звуки [м], [м'], обозначение их буквой «эм» (с.62-63) Г.Цыферов «Маленький тигр» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
32 | Знакомство с буквой «Н, н» Г.Остер «Середина сосиски» Я.Аким «Жадина» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
33 | Звуки [р], [р'], обозначение их буквой «Р,р» (с.66-68) Лит.сл.В.Железников «История с азбукой» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
34 | Знакомство с буквой «Л, л» (с.69-70). Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» Рукавичка (р.н.ск.) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
35 | Мягкий согласный звук [й], буква «ий» (с.71-73) В.Сутеев «Под грибом» Г.остер «Спускаться легче» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
36 | Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица (с.74-76). А.Шибаев «Что за шутки?» Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
37 | Знакомство с буквой «Г, г» (с.77-80), Лит.сл. Л.Пантелеев Буква «ы» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
38 | Звуки [к], [к'], буква «ка» (с.81-83) Б.Житков «Как меня назы-вали» А.Кушнер «Большая но-вость» Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
39 | Г.Остер. «Так не честно» (с.83). | 1 | комбинированный | |||
40 | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости (с.84-87). Е.Чарушин «Яшка» А.Кушнер «Что я знал» | 1 | комплексное использова-ние знаний | |||
41 | Знакомство с буквой «З, з» (с.88-90). Лит.сл. В.Сутеев «Дядя Миша» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
42 | Звуки [с],[с'], буква «С, с» (с.91-93). Ю.Дмитриев «Медвежата» Г.Снегирёв «Медвежата» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
43 | Сопоставление зву-ков [з] и [с] по звонкости-глухости (с.94-97). М.Карем «Растеряшка» В.Драгунский «Заколдованная буква» | 1 | комплексное использова-ние знаний | |||
44 | В.Голявкин. «Как я помогал маме мыть пол» (с.96-97). | 1 | комплексное использова-ние знаний | |||
45 | Знакомство с буквой «Д, д» (с.98-101). Лит.сл. Русская народная сказка «Привередница» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
46 | Я.Пинясов. «Хитрый огурчик» (с.100-101). | 1 | комплексное использова-ние знаний | |||
47 | Знакомство с буквой «Т, т» (с.102-104). О.Дриз «Горячий привет» Н.Носов «Ступеньки» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
48 | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости (с.105-108). Г.Остер «Привет мартышке» | 1 | комплексное использова-ние знаний | |||
49 | Звуки [б], [б'], буква «Б, б» (с.109-112). Лит.сл. Потешки. Пословицы. Скороговорки. Загадки | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
50 | Знакомство с буквой «П, п» (с.113-115). Е.Чарушин «Зайчата» Н.Сладков «Сорока и Заяц» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
51 | Знакомство с буквой «В, в (с..116-118). Н.Сладков «Лиса и Заяц» Н.Носов «Затейники» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
52 | Знакомство с буквой «Ф, ф» (с.119-121). Г.Сапгир «Людоед и принцесса» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
53 | Твердый согласный звук [ж], буква «Ж,ж» (с.122-123). Лит.сл. Г.Скребицкий «Мать» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
54 | Г.Юдин. «Поэты» (с.124). | 1 | комплексное использова-ние знаний | |||
55 | Твердый согласный звук [ш], буква «Ш,ш» (с.125-128). Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
56 | Мягкий согласный звук [ч'], буква «Ч,ч» (с.129-131). Лит.сл. Е.пермяк «Пичугин мост» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
57 | Мягкий согласный звук [щ'], буква «Щ,щ» (с.132-133). А.толстой «Ёж» Г.Цыферов «Зелёный заяц» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
58 | Знакомство с пра-вилом написания гласных после [ч'] и [щ']: ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ (с.134). В.драгунский «Он живой и светится» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
59 | Знакомство с буквой «Х, х» (с.135-137). «Лиса и журавль» р.н.ск. | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
60 | Твердый согласный звук [ц], буква «Ц, ц» (с.138-141). Лит.сл. С.Маршак «Тихая сказка» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
61 | Знакомство с буквой «Ь» (с.142-143). Н.Сладков «лиса и мышь» Г.Сапгир «Лошарик» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
62 | Г.Юдин. «Отец и мать» (с. 144). | 1 | комплексное использова-ние знаний | |||
63 | Разделительный мягкий знак (с.145-147). В.Берестов «Картинки в лужах! | 1 | изучение и первичное закрепление знаний | |||
64 | Разделительный твердый знак (с.148-151). Лит.сл. В.Сутеев «Ёлка» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
Литературное чтение (II полугодие)
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||
1 | Читаем сказки, загадки, скороговор-ки | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | ||
2 | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» В.Сутеев «Кораблик» | 1 | комбиниро ванный | |||
3 | К.Булычёв «Скороговорка» В.Бианки «Лис и Мышонок» | 1 | комбиниро ванный | |||
4 | Загадка Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН | |||
5 | Учимся уму-разуму | К.Ушинский «Играющие собаки» | 1 | комбиниро ванный | ||
6 | Л.Толстой «Косточка» | 1 | комбиниро ванный | |||
7 | В.Осеева «Кто назвал его?» Пословица | 1 | комбиниро ванный | |||
8 | И.Северянин «Её питомцы» (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | |||
9 | Е.Пермяк «Торопливый ножик» | 1 | комбиниро ванный | |||
10 | В.Осеева «Потерянный день» | 1 | комбиниро ванный | |||
11 | В.Осеева «Три товарища» | 1 | комбиниро ванный | |||
12 | В.Осеева «Печенье» | 1 | комбиниро ванный | |||
13 | А.Барто «Я – лишний» Я.Аким «Мама» (наизусть) | 1 | комбиниро ванны | |||
14 | Э.Успенский «Всё в порядке» | 1 | комбиниро ванный | |||
15 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН | |||
16 | Читаем о родной природе | Л.Толстой «Солнце и ветер» (наизусть ) | 1 | комбиниро ванный | ||
17 | В.Бианки «Синичкин календарь» Э.Мошковская «Лёд тронулся» (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | |||
18 | И.Соколов – Микитов «Русский лес» | 1 | комбиниро ванный | |||
19 | Русская народная песня «Берёзонька» С.Маршак «Апрель» | 1 | комбиниро ванный | |||
20 | М.Пришвин «Лесная капель» (наизусть) Книги о Родной природе | 1 | комбиниро ванный | |||
21 | О наших друзьях - животных | И.Мазнин «Давайте дружить» | 1 | комбиниро ванный | ||
22 | Ю.Коваль «Бабочка» Загадка (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | |||
23 | С.Михалков «Аисты и лягушки» Загадка | 1 | комбиниро ванный | |||
24 | Е.Чарушин «Томкины сны» | 1 | комбиниро ванный | |||
25 | И.Жуков «Нападение на зоопарк» М.Пришвин «Ёжик» | 1 | комбиниро ванный | |||
26 | Ю.Могутин «Убежал» Б.Заходер «Ёжик» (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | |||
27 | М.Пришвин «Норка и Жулька» Русская на-родная песня «Котик» (наизусть) Загадка | 1 | комбиниро ванный | |||
28 | Э.Шим «Глухарь» | 1 | комбиниро ванный | |||
29 | Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья» | 1 | комбиниро ванный | |||
30 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН | |||
31 | Учимся уму-разуму | М.Пляцковский «Добрая лошадь» | 1 | комбиниро ванный | ||
32 | В.Осеева «Кто хозяин?» | 1 | комбиниро ванный | |||
33 | В.Осеева «Просто старушка» | 1 | комбиниро ванный | |||
34 | В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» | 1 | комбиниро ванный | |||
35 | Е.Пермяк «Самое страшное» (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | |||
36 | С.Востоков «Кто кого» | 1 | комбиниро ванный | |||
37 | И.Бутман «Трус» | 1 | комбиниро ванный | |||
38 | Е.Пермяк «Бумажный змей» | 1 | комбиниро ванный | |||
39 | В.Берестов «Серёжа и гвозди» | 1 | комбиниро ванный | |||
40 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН | |||
41 | Читаем сказки, пословицы, считалки | М.Пляцковский «Урок дружбы» | 1 | комбиниро ванный | ||
42 43 | В.Орлов «Как Малышу нашли маму» | 2 | комбиниро ванный | |||
44 | А.Усачёв «Грамотная мышка» | 1 | комбиниро ванный | |||
45 | М.Яснов «В лесной библиотеке» (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | |||
46 | В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок» | 1 | комбиниро ванный | |||
47 | С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить» | 1 | комбиниро ванный | |||
48 49 | Д.Биссет «Дракон Комодо» | 2 | комбиниро ванный | |||
50 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН | |||
51 | О наших друзьях - животных | А.Барто «Жук» | 1 | комбиниро ванный | ||
52 | Н.Сладков «На одном бревне» Пословицы | 1 | комбиниро ванный | |||
53 54 | Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора» | 2 | комбиниро ванный | |||
55 | Е.Чарушин «Томка и корова» Загадка | 1 | комбиниро ванный | |||
56 | В.Берестов «Выводок» (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | |||
57 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН | |||
58 | Читаем о родной природе | И.Соколов-Микитов «Радуга» (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | ||
59 | Е.Трутнева «Эхо» Загадка | 1 | комбиниро ванный | |||
60 | И.Шевчук «Ленивое ухо» К.Чуковский «Загадка» | 1 | комбиниро ванный | |||
61 | И.Соколов-Микитов «Май» Загадка А.Плещеев «Травка зеленеет» | 1 | комбиниро ванный | |||
62 | Я.Тайц «Всё здесь» Я.Тайц «По ягоды» Загадка (наизусть) | 1 | комбиниро ванный | |||
63 | К.Чуковский «Радость» | 1 | комбиниро ванный | |||
64 | М.Есеновский «Моя небольшая родина» | 1 | комбиниро ванный | |||
65 | Ю.Коринец «Волшебное письмо» | 1 | комбиниро ванный | |||
66 | Р.Валеева «Здравствуй, лето!» | 1 | комбиниро ванный | |||
67 | В.Лунин «Я видела чудо» | 1 | комбиниро ванный | |||
68 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся | |
1 кл. | |||
Обучение грамоте ( литературное чтение) | 92 | ||
Фонетика | |||
Звуки речи. Осознание смысло-различительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения | Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыслоразличи-тельная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове, фиксацией звуков фишками. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак). Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звукагласные, твердые и мягкие согласные). Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н—м, р—л, с—ш и др.). Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки неродной речи. Контролировать этапы своей работы,оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука | |
Графика | |||
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Знакомство с русским алфавитом. | Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Функция букв. Обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. Функция букв е,ё,ю,я. Буквы, обозначающие согласнее звуки. Функция букв ь и ъ. Русский алфавит. Правильное название букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с—з, ш—ж, с—ш, з—ж, р—л, ц—ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о—а, и—у, п—т, л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д.). Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й']. Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов. | |
Чтение | |||
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании | Овладение способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Два вида чтения — орфографическое и орфоэпическое. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами | Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям. Читать орфоэпические правильно. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи- | |
Литературное чтение | |||
Аудирование (слушание) | |||
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений | Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий. Восприятие научно-популярного текста: основное содержание (информация) | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения Различать на слух речь родного и иностранного языков. | |
Чтение | |||
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации | Чтение вслух и про себя Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение про себя текстов разных жанров. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений | Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. | |
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно- вы разительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказы учебного и научно-популярного текстов. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, подзаголовок; оглавление, аннотация, предисловие и послесловие, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке | Работа с разными видами текста Текст Текст и набор предложений. Художественный текст. Научно-популярный текст. Учебный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного. Заголовок в тексте Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса. Тема текста Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о войне, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: об участии детей в Великой Отечественной войне, о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей). Главная мысль текста Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах - сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа с текстом Составление плана текста Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Подробный пересказ текста Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента текста. Пересказ текста. Краткий или сжатый пересказ текста Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Слова, выражения текста для устного высказывания. Сокращение текста. Краткий пересказ текста. Выборочный пересказ текста Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Составление текста на основе отобранных языковых средств (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряженного момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану( с помощью учителя). Рассказ по иллюстрации к тексту Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа (с помощью учителя, по коллективно составленному плану, самостоятельно). Работа с книгой Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог. Каталожная карточка, ее назначение. Выбор книги по рекомендованному списку. Отзыв на книгу | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.). ) Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге | |
Культура речевого общения | |||
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему | Диалог Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость - первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. Монолог Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. Устный рассказ Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чем хотел рассказать автор). Определение главной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор). Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть
Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть
В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС....
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС....
Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"
Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....
Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...
План работы методического объединения учителей начальных классов Синезерской средней школы на 2013 – 2014 учебный год
План работы методического объединения учителей начальных классов Синезерской средней школы на 2013 – 2014 учебный год на тему: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизац...