Урок-викторина ''Волшебный мир сказок!''
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок-викторина «Волшебный мир сказок».
Сегодня мы поговорим о наших самых любимых произведениях – сказках. Сказки появились очень давно, когда еще не было письменности, поэтому передавались они устно от одного человека к другому. Часто новый рассказчик что-то добавлял, изменял, при этом никто не заботился о сохранении имени самого первого рассказчика, придумавшего увлекательную историю. И те сказки, которые дошли до нас, создавались в результате коллективного творчества многих сказочников, поэтому они и названы народными сказками. Наиболее древние сказки – сказки о животных. Очень давно люби считали животных своими предками и богами и придумывали про них фантастические истории, в которых животные умели говорить. Из далекого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них речь идет о подвигах, приключениях. В волшебных сказках с помощью волшебства можно было превратить одного героя в другого. Герои могли оживать после смерти. Как правило, приключения героев повторялись три раза. В волшебных сказках есть присказки, концовки. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых говорится о бедных и богатых. В них высмеиваются лень, жадность и прославляются ум, смекалка. Русский народ создал множество очень хороших и разнообразных сказок. И только с XIX века сказки стали бережно собираться, записываться и издаваться. Наиболее полное собрание русских сказок – это «Русские народные сказки» в трех томах, собранные знатоком русского народного творчества Александром Николаевичем Афанасьевым. Но не только русский народ писал сказки. «Тысяча и одна ночь» - это сборник арабских народных сказок. Немецкие народные сказки собирали братья Гримм. Авторские сказки появились гораздо позже. Впервые они были написаны в XVII веке во Франции. Писательница д’Онуа написала сказки, адресованные молодым девицам с воспитательной целью. В дальнейшем сказки были названы воспитательными. Вслед за ней начал писать сказки хорошо известный нам Шарль Перро. Его сказки были о доброте, честности, справедливости и мужестве. Подобные сказки в дальнейшем были названы философскими. Затем появились сказки, высмеивающие недостатки людей. Эти сказки были названы сатирическими. Как видите, литературные (или авторские) сказки отличаются от русских народных. Авторские подразделяются на:
- воспитательные;
- философские;
- сатирические.
А русские народные на:
- сказки о животных;
- волшебные сказки;
- бытовые сказки.
1 конкурс: Послушайте отрывки из трех сказок и определите к какому типу они относятся.
I
Жили-были старик со старухой. Ели они как-то раз горох и уронили одну горошину на пол. Покатилась горошина по полу и скатилась в подполье.
Долго ли, коротко ли лежала там горошинка, только стала расти…
II
«…Стали гости есть – пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана, да последней за левый рукав вылила; закусила лебедем, да косточки за правый рукав спрятала.
…После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном – царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались.»
III
Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Заинька линять, а как пришла зима студеная со вьюгой да со снежными сугробами Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить. Увидала это Лиса…
Сказка мудростью богата.
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Вы, конечно, знаете много сказок. И вот мы начинаем нашу игру-викторину, посвященную русским народным сказкам.
2 конкурс: «Разминка»
По очереди каждая команда называет русскую народную волшебную сказку. За правильный ответ команда получает один балл.
3 конкурс: «Вспомни героев русских народных волшебных сказок»
4 конкурс: «Волшебные слова»
Вспомни, кто говорил такие волшебные слова.
1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля, «По щучьему велению»)
2.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок, «Сивка-бурка»)
3.Аленушка, сестрица моя, Выплынь, выплынь на бережок! Огни горят горючие, Котлы кипят чугунные, Ножи торчат булатные, Хотят меня зарезать. (Иванушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
5 конкурс: «Сказочные фразеологизмы»
Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.
- Поди туда – не знаю куда…;
- Скоро сказка сказывается,…;
- Это все присказка,…;
(Ответы:
- …Принеси то, не знаю что.
- …да не скоро дело делается.
- …сказка будет впереди.
6 конкурс: «Гонка за лидером»
Какая команда даст больше правильных ответов.
- Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная «Царевна – лягушка»)
- Сказочные похитители детей? («Гуси-лебеди»)
- Название сказки, в которой обитательница реки выполняла все прихоти главного героя? («По щучьему велению»)
- Жилище Бабы – Яги? (Избушка на курьих ножках)
- В какой сказке печка разговаривает? («Гуси лебеди»)
- Кругленький, умненький, убежавший от пенсионеров? («Колобок»)
- В какой сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трехглазка? («Крошечка Ховрошечка»)
- В какой сказке говорится о яблоках, которые если съесть, то старый становится молодым? (Сказка о молоденьких яблоках и живой воде)
- Сколько раз приходится герою сказки спасаться от преследований? (три раза)
7 конкурс: «Великие математики»
- Назовите сказки, в которых есть цифра 3. (Три героя, три препятствия, три задачи для героя, в названиях «Медное, Серебряное и Золотое царство», «Три калача и одна баранка» и др.)
- Назовите сказки, в которых встречается цифра 7. («Семеро храбрецов», «Семь Симеонов», «Дочь – семилетка» и др.)
8 конкурс: «Угадай сказку»
1. В старые годы у одного царя было 3 сына. Стали сыновья взрослыми, собрал их царь и говорит: «Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить. Вот что сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы попадут, там и судьба ваша.»
-Все узнали сказку?
-А теперь скажите, куда упала стрела старшего сына? (на боярский двор)
-…среднего сына? (на широкий купеческий)
-…младшего? (в болото)
2. Кого искал Иван – царевич в четырех подземных царствах и как эти царства назывались? (искал мать Анастасию Прекрасную в медном, серебряном, жемчужном и золотом царствах)
3.Сказку о Кощее Бессмертном хорошо знаете? – Где Кощей Бессмертный прятал свою смерть? (дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть.)
4.Жил был старик, у него три дочери: старшая и средняя щеголихи, а младшая только о хозяйстве заботилась. Собирается отец в город и спрашивает: которой что купить? Старшая просит: «Купи мне новое платье?». И средняя тоже говорит. «А тебе что, дочь моя любимая?» - спрашивает он у младшей. «Купи мне, батюшка, перышко…» Перышко какой птицы попросила младшая? И как называется эта сказка? (Перышко Фениста – ясна сокола)
5.Как называется сказка, в которой у отца-купца, уезжающего в тридевятое царство, в тридесятое государство младшая любимая дочь тоже попросила необычный подарок? Что она попросила? («Аленький цветочек»)
6. В какой сказке ведра сами ходили? (Про Емелю-дурака)
7. Сказку «Василиса Прекрасная» хорошо знаете?
Тогда ответьте: «Какие три всадника обогнали Василису, когда она шла к Бабе-Яге за огнем?» (Всадник на белом коне – день ясный. Всадник на красном коне, сам красный весь, в красное одет – солнышко. Черный всадник – ночь.)
8. В какой сказке красна девица коровушке в одно ушко влезала, а в другое вылезала? («Крошечка Ховрошечка»)
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Любите сказку, знайте её, старайтесь подражать её добрым героям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебный мир сказок
Игра на повторение и закрепление классификаций сказок по авторской принадлежности и жанру. Развлекательный материал в виде конкурсов....
Я творю волшебный мир сказок
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я творю волшебный мир сказок"...
Внеклассное мероприятие "Волшебный мир сказок"
Игра по сказкам А.С.Пушкина, Ш.Перро, Г.Х.Андерсена и народным.сказкам....
Предметно-тематический КВН "Волшебный мир сказок"
Разработка урока по литературному чтению. Воспитание литературного вкуса на примере произведений русской литературы. Развитие творческих способностей учащихся....
Мультимедийный урок "Волшебный мир сказок" .Литературное чтение, 2 класс
Аннотация Действие информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе весьма широко и разнообразно, ими усиливается эффект воздействия на...
Внеклассное мероприятие "Волшебный мир сказок"
Сказки Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина и русские народные сказки...
Учебно-методический материал: Литературный урок – викторина «По дорогам народных сказок»
Цель урока-викторины: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Народные сказки», сформировать умение применять полученные знания в различных ситуациях.Планируем...