ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КОНСПЕКТ УРОКА
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ УРОКА
Власова Л.Н.,
учитель начальных классов
- Класс: 2
- УМК: «Школа России»
- Учебный предмет: литературное чтение
- Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч
- Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
- Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
- Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового
материала.
- Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, «маршрутный лист» урока (разноуровненные карточки), толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с утятами»
- Структура (план) урока:
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке
- Приветствие
- Речевая разминка
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1.“Игра на внимание”
2. Знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
V. Разминка для глаз (по тренажеру)
VI. Первичное усвоение новых знаний.
VII. Первичная проверка понимания
1. Подготовительная работа
2. Словарная работа
VIII.Физкультминутка
IX. Первичное закрепление изученного материала
1.Подготовительная работа перед выразительным чтением
2. Выборочное чтение произведения
3.Деление текста на части и составление плана
4.Работа над иллюстрацией.
5.Работа с пословицами
6. Моделирование обложки.
X. Обобщение
XI. Итог урока
XII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
XIII.Рефлексия
- Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
- Приветствие:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы?
2. Речевая разминка:
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Что же шепчут камыши?
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II. Проверка домашнего задания.
- И сейчас мы побываем в «Театре одного актера»
- Выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок».
- Обсуждение рисунков и рассказов.
III. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника.
- Игра «Соответствие»
-Работаем в парах в «маршрутных листах» (приложение 1)
(Указать соответствие отрывка и автора произведения)
-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски
А.Шибаев
Жила - была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост
И.Пивоваров
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка
Б.Заходер
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан, В.Берестов
В детстве был теленком.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
-Человек, который путешествует должен быть внимательным, аккуратным и четко выполнять каждое задание.
1. “Игра на внимание”
(Карточки на доске) Чтение всех слов про себя.
разливалось
зашвыряли
Пришвин
путешествие
запылённые
продолжала
- Какое слово можно назвать «лишним»?
– А вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал? Узнать хотите? Тогда за дело!
2. Знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (Слайд 1)
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
- Вот как о М.М. Пришвине сказал К.Г.Паустовский. (Слайд 2)
« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»
-Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
- Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
- Биография писателя.
- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.
Работа в группах (На чтение – 1 минута, читают про себя)
Текст для 1 группы: (Слайды 3-4)
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. |
- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
Текст для 2 группы (Слайд 5)
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи» |
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы (Слайд 6)
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался». |
Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
V. Разминка для глаз (по тренажеру)
VI. Первичное усвоение новых знаний.
-Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:
Вдоль по речке, по водице,
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
( Утка с утятами.)
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Слайд 7)
(Рассказ подготовленного ученика).
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».
VII. Первичная проверка понимания
– Сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Читает учитель).
(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)
- Понравился рассказ?
- К какому жанру оно относится?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
1. Подготовительная работа (Слайды 8-9)
Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.
Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.
раз-ли-ва-лось – разливалось
за-швы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
про-дол-жа-ла – продолжала
пу-те-шест-ви-е – путешествие
за-пы-лён-ны-е – запылённые
радостно – непроизносимая буква Т
2. Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
( Самостоятельная работа со словарем )
- Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
- Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
- Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
- Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
- Кузница – помещение, где работают кузнецы.
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
VIII.Физкультминутка (Слайд 10)
«Танец маленьких утят»
IX. Первичное закрепление изученного материала
1.Подготовительная работа перед выразительным чтением
- Как автор разговаривал с мальчишками?
- С какой интонацией будем читать его слова?
- Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем?
2. Выборочное чтение произведения
1 часть – «Жужжащее» чтение (2 абзаца)
- Что делала утка с утятами?
- Опасен ли был их путь?
- Кого опасалась утка?
- Мама всегда беспокоится о своём ребёнке, заботится о нём, оберегает.
2 часть - чтение вслух
- Что стали делать ребята, когда увидели утят?
- Как вела себя уточка?
- Думали ли ребята когда ловили утят о том, что утка-мать будет переживать?
- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.
- Нужны им были эти утята?
- А кто «Я»?
- Как бы вы поступили на месте рассказчика: стали бы ругать ребят или объяснили им, как трудно утятам добраться до озера?
- Что хотел сказать автор этим рассказом?
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
3.Деление текста на части и составление плана
(Обучающиеся в группах составляют план рассказа, затем сверяют его с планом, приведенном в учебнике с.135)
План
- Утка повела утят к озеру.
- Ребята ловили утят.
- Приказ взрослого.
- Семья продолжает путешествие.
Учитель: План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе. Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Фиксирует слова на доске.)
Ученики: Писатель, автор, Пришвин М.М.
Учитель: Кто еще мог нам рассказать эту историю?
Ученики: Мальчики, ребята
Учитель: Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей? Давайте проверим. Предлагаю задание для групп.
Объединитесь в группы по цвету маршрутных листов. Это задание носит творческий характер. Сами, по желанию, определите уровень сложности задания, которое будет выполнять группа.
Задание 1-го уровня сложности: в выделенном отрывке заменить слово “я” – словами “Пришвин, писатель”.
(Учитель называет отрывок для чтения)
Задание 2-го уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”.
(Учитель называет отрывок для чтения)
- Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно слушает, пытаясь определить, кто мог рассказать эту историю.)
- Теперь ответьте мне, одинаково ли звучит рассказ разных людей? (Обучающиеся высказывают свои мысли.)
4.Работа над иллюстрацией.
- Посмотрите на иллюстрацию
- Кто изображен на переднем плане?
- Что они делают?
- Кто изображен на заднем плане?
- Что они делают?
-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
- Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
- Что его волновало?
- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?
- Кто именно?
-А кто нет?
- Почему?
5.Работа с пословицами
- Прочитайте и объясните пословицы с. 134
6. Моделирование обложки.
-Покажите на листочках, к какому жанру относится это произведение.
-О ком или о чем это произведение? (Слайд 11)
X. Обобщение
-Мы побывали в гостях у писателя.
- Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?
- Биография Пришвина.
- Произведение.
- Тема и жанр произведения
- Добились мы их выполнения?
XI. Итог урока
-С творчеством, какого писателя мы познакомились?
-Как называется произведение?
-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
- К чему нас призывает?
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- пересказ текста
- пересказ от лица писателя (Слайд 12)
- пересказ от лица мальчиков
XIII.Рефлексия
- Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».
-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.
-Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с
изображением солнышка.
-У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с
изображением солнышка и тучки.
- Список использованной литературы:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия,2010
- ru.wikipedia.org›wiki/Пришвин,_Михаил_Михайлович
- Я познаю мир: Дет. Энцикл. : Животные/ Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. Ред. О.Г. Хинн; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1998
- Ресурсы интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...
План-конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»Класс: 2.Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».Задачи:предметные: содействовать ...