Без особых проблем в 1 класс.
консультация по чтению (1 класс) по теме
- Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.
- Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
- Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки.
- В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
- Здесь даются советы родителям, молодым педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_osobykh_problem_v_1_klass.odt | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Без особых проблем в школе.
Учитель начальных классов 1 квалификационной категории О.П.Башкирова МБОУ Первомайская СОШ)
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.
Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки.
В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил, каких не было ни дома, ни в детском саду. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Для того чтобы ребенок легко перенес все эти испытания, работая в начальной школе более 20 лет, понимаю, насколько важно чтение.
Никто, конечно, не обязывает родителей учить ребёнка читать к поступлению в школу, но согласитесь: банальный здравый смысл подсказывает, что в 7 лет ребёнок уже должен уметь это делать. Однако в каждом новом наборе первого класса единицы детей умеющих читать, большинство детей, которые не умеют читать или читают очень плохо…Дети собираются идти в 1 класс, задаю вопрос: «Кому родители на ночь читают сказки?» Поднимают руки 1-2. Остальные дети отвечают, что родителям некогда. Общаясь с родителями, понимаешь, что родители не все задумываются о будущем своего чада, основная масса говорят: «школа научит». Ведь не недаром, еще в царской России, пропагандировались или практиковались семейные чтения. Навык чтения – это основа всего обучения,одно из условий успешной учебы в школе. Процесс чтения очень сложен для детей - в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.
Основными причинами замедленного чтения у детей являются:
1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.
- Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).
- Маленький словарный запас.
- Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.
- Не развитый артикуляционный аппарат, в последние годы наблюдается такая тенденция, 30-40 % детей идут в школу с общим недоразвитием речи..
- Не по возрасту подобранные произведения.
Как же все — таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Можно порекомендовать родителям и начинающим педагогам следующие методы и упражнения:
1. Начиная с раннего возраста, «с пеленок» ежедневно читайте детям стишки, потешки, дразнилки, небывалицы…
2.Приучайте к книжкам: читайте маленькие стишки с книжек с красочными иллюстрациями для возраста 1-2 года, сказки с иллюстрациями для 3 и более лет.
Выполняя даже эти всего 2 пункта, можно помочь своему ребенку приобщиться к чтению.
3. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения. Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.
4. Чтение – необходимо для жизни. Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.
5. Просмотр диафильмов. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.
6. Параллельное чтение. Приготовьте два одинаковых текста, Вы читаете текст, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?
7. Чтение за определенное время. Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.
8. Чтение не вслух, а про себя. При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание — та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.
9. Игры с ударением. Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все — таки правильно.
10. Спотыкание о согласные. Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.
11. Жужжащее чтение. Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.10. Развитие зоркости. Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.
12. Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите чем они отличаются.
13. Артикуляционная гимнастика. Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой. Читайте скороговорки по — разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.
14. Развитие поля зрения. Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.
15. Антиципация (смысловая догадка).Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим. Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.
16. Чтение с закладкой. Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.16. Чтение слов написанных разными шрифтами.
17. Наращивание слов. Пишите столбиком на листе бумаги:Кот лес дом Котик лесок домик Котеночек перелесок домишко.
18. Чтение «канон».Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.
19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.
20. Чтение со звуковым сопровождением— когда играет музыка.
21. Простукивание ритма. Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.
2. Поиск. Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.
23. Ежедневные пятиминутки чтения. В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.
4. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.
25. Чтение согласных. Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например: с, т, п, г, в, ж, к, н, ш, щ, л, г, н, ф.
26. . Складывание слов из двух половинок. Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.
27. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста. Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.
28. Тренируем внимание. Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.
9. Очередь. Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.
30. Ролевое чтение. Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.
31. Перевернутый текст. Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова. 32. Набор деформированных предложений. Меняйте слова в предложении, например: ко — мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.
33. Поиск заданного слова. Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.
34. Таблицы Шульте. Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30.
Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены. Обязательным условием улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой. Скоростью чтения занимаются специалисты: академик Андреев, Н. Зайцев, И.Федоренко, И.Пельченко, Е.Заика и д.р. Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем здоровьесбережения в начальных классах
Отчёт о работе по здоровьесбережению в начальной школе....
Особые дети - особое общение.
Взаимодействие учителя и ребёнка-логопата,использование вербальных и невербальных средств общения...
Виртуальный класс как один из способов оказания помощи родителям учащихся в решении проблем в обучении
Статья о работе виртуального класса....
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем". 3 класс
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем" 3 класс. Разработка конспекта собрания....
Эссе на тему " Особому ребёнку- особый педагог"
Данное эссе отражает мой взгляд на работу с особенными детьми, моё мнение о проблемах специального образования....
Статья "Особая роль первого класса в дальнейшем развитии ребёнка"
Для каждого ребёнка начальная школа - это очень важный этап на пути становления успешной личности. А первый год обучения является самым серьёзным испытанием в жизни маленького школьника. В зависимости...