Внеклассное мероприятие по литературному чтению 2-3 класс
методическая разработка по чтению по теме

Рагузина Алена Александровна

Этот материал подходит как для 2, так и для 3 и 4 класса. Здесь представлен конспект урока, его презентация и биография писателя

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по сказкам А. С. Пушкина

Слайд 2

А. С. Пушкин (1799-1837)



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: 1. Познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, кроссворд, изображение фрагментов сказок.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Беседа: Посмотрите на доску. Кто там изображен? (А.С. Пушкина)

Почитайте годы его жизни. (1799-1837). Он прожил 38лет.   (биография)

  1. Основная часть: А. С. Пушкин написал очень много интересных сказок. Тема нашего урока «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Сейчас мы с вами устроим соревнование. Вы разделитесь на 2 команды: мальчики и девочки.

  1. Словарная работа: Объяснение слов:

Полотно-…

Светлица-…

Маковки-…

Чупрун-…

Сват-…

А теперь начнем наше соревнование.

 «Из какой это сказки?»

А)«В сени вышел царь – отец.

Все пустились во дворец.

Царь не долго собирался:

В тот же вечер обвенчался» (Сказка о царе Салтане)

Б)«…Перед нею усердные слуги;

 Она бьет их, за чупрун таскает.

Говорит старик старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!» (Золотая рыбка)

В)«Вот проходит 8 дней,

А от войска нет вестей:

Было ль, не было сраженья,-

Нет Дадону донесенья»(О золотом петушке»

Г)«Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

К ним народ навстречу валит,

Хор церковный Бога хвалит» (Сказка о царе Салтане)

Д) «Братья молча постояли,

Да в затылок почасали.

«Спрос не грех. Прости ты нас,-

Уж о том» (Сказка о мертвой царевне)

  1. Физминутка:
  2. Работа с наглядностью:

Посмотрите на доску. Здесь висят фрагменты из сказок. Я показываю рисунок, а вы называете сказку.

А) корабль - «Сказка о царе Салтане»

Б) старик - «Сказка о золотой рыбке»

В) шатер - «Сказка о золотом петушке»

Г) рыбка - «Сказка о золотой рыбке»

Д) зеркальце - «Сказка о мертвой царевне»

«Исправь ошибки»

А) Жил царь со своею царицей

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно 50 лет и 3 года. (Сказка о золотой рыбке)

Б) И жених сыскался ей,

Королевич Дадон.

Сват приехал, царь дал слово,

А приданное готово:

Семь торговых городов

Да сто сорок теремов. (Сказка о мертвой царевне)

В) Вот однажды царь Салтан

Страшным шумом пробуждён:

«Царь ты наш отец! Отец народа!-

Возглашает воевода.(Сказка о золотом петушке)

«Угадай сказку»

  1. Белка с орешками
  2. Старуха у корыта
  3. Лебедь
  4. Золотой петушок
  5. Гроб
  6. Королевич Елисей
  7. Царь Дадон

«Ответь на вопросы»

  1. Сколько девиц было под окном в сказке о царе Салтане?
  2. Куда посадили царицу с сыном?
  3. Кто пытался убить лебедя?
  1. В кого первый раз превратился Гвидон?
  2. Куда ужалил Гвидон 1 раз тетку?
  3. Кто пел песню «Во саду ли, в огороде»
  4. В кого превратился Гвидон 3 раз?
  5. Кто превратил Гвидона в муху?
  6. С чем пришел старик после 1 попытке закинуть невод?
  7. Что попросила старуха у рыбки в 1 раз?
  8. Кем захотела быть старуха в последний раз?
  9. Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне?
  10. Как звали жениха царевны?
  11. С кем разговаривала царица, чтобы узнать о своей красоте?
  12. Что принесла последний раз царица царевне, чтобы отравить ее?
  13. Куда положили мертвую царевну?
  14. С кем разговаривал Елисей после месяца, чтобы отыскать невесту?
  15. Как звали «славного царя» из сказки о золотом петушке?
  16. Кого вытащил мудрец из мешка перед Дадоном?
  17. Кого царь привез из шатра?
  1. Итог урока: Подведение итогов. Награждение победителей



Предварительный просмотр:

Биография - ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1799-1837)

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт, прозаик, драматург, создатель современного русского литературного языка, гордость национальной литературы - появился на свет 6 июня (26 мая по ст. ст.) 1799 г. в Москве. Александр Пушкин был продолжателем дворянского нетитулованного рода Пушкиных; его отец Сергей Львович увлекался поэзией, сам сочинял стихи, слыл в обществе острословом. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой А.П. Ганнибала - африканца, воспитанника императора Петра I, ставшего впоследствии военным инженером и генералом.

На протяжении 1805-1810 гг. лето Александр Пушкин, как правило, проводил у Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки по линии матери, в с. Захарово (Подмосковье). Именно эта женщина стала первым человеком, благодаря которому у Пушкина появилась любовь к родному языку, ведь родители общались с детьми на французском, гувернанты поддерживали эту традицию. В бабушкином доме Саша спасался от строгости и постоянных замечаний, т.к. Надежда Осиповна была частенько недовольна его поведением, молчаливостью и неуклюжестью.

Еще одним человеком, с которым мальчик имел возможность говорить по-русски и который оказал огромное влияние на формирование его личности, на поэтичность восприятия окружающего мира, была няня Арина Родионовна (некогда она являлась нянечкой его матери). Из ее уст будущий великий поэт услышал огромное количество фольклорных сочинений. Проявлял Александр интерес и к отцовской библиотеке, перечитав едва ли не все ее содержимое. Царившая в доме Пушкиных атмосфера любви к литературе, к чтению способствовала тому, что у мальчика рано проявилось желание испытать силы в творческой деятельности.

В 1811 г. открылся Царскосельский лицей. Во время подготовки к поступлению в него юный Пушкин проживал в Петербурге у дяди Василия Львовича. Там состоялась его первая встреча со столичным светским обществом, местными литераторами. Справившись со вступительным экзаменом, Пушкин стал воспитанником лицея. В стенах этого учебного заведения впервые проявилось его поэтическое дарование, которое привлекло к себе внимание литературного сообщества и было оценено высоко. Лицейское братство душ осталось одним из самых ярких воспоминаний в его биографии.

Стихи, сочиненные на протяжении 1813-1815 гг., во многом носили подражательный характер, грешили наличием штампов и шаблонов, но уже в то время было заметно, что поэт начинает идти по индивидуальному пути в большую литературу. Учителями его в ту пору были Батюшков и лидер русского романтизма Жуковский. В 1814 г., в июле, впервые публикуется стихотворение А.С. Пушкина (пока под псевдонимом) «К другу-стихотворцу»; его напечатал московский журнал «Вестник Европы».

По окончании лицея Пушкина, получившего чин коллежского секретаря, в июне 1817 г. определяют служить в Коллегию иностранных дел. В эти годы Пушкина связывали приятельские узы с большим количеством декабристов, хотя сам он не входил ни в одно из тайных обществ. Тем не менее из-под его пера выходит т.н. свободолюбивая лирика - «К Чаадаеву» (1818), «Вольность» (1818) и др., идейная направленность которой получила продолжение в поэме «Руслан и Людмила» (1820). Вольнолюбивый настрой стихов привлек внимание властей, которые сочли пушкинские произведения не совместимыми с пребыванием на государственной службе. Весной 1820 г. опальный поэт был вызван к военному генералу, губернатору столицы. Речь поначалу шла о высылке его в Сибирь, помещении в Соловецкий монастырь, и помогло только ходатайство друзей: наказание было заменено на ссылку в Кишинев, в канцелярию.

Купание в Днепре обернулось для отправившегося в путь Пушкина пневмонией, поэтому вместо Кишинева заболевший поэт в мае 1820 г. оказался на Кавказе, куда его привезли лечиться друзья, затем в Крыму. Он называл этот край «колыбелью Онегина», поскольку именно здесь возник замысел прославленного романа. Задумал в этих краях он и «Бахчисарайский фонтан».

В Кишинев Александру Сергеевичу довелось прибыть только в сентябре. Новое руководство оказалось достаточно лояльным и предоставило Пушкину определенную свободу перемещений. Опубликованный в 1822 г. «Кавказский пленник» имел огромный успех и принес автору статус первого национального поэта, который оставался за ним вплоть до конца 20-ых гг.

Летом 1823 г. Пушкину удается перевестись в Одессу, канцелярию графа Воронцова. В этот период к нему приходит осознание собственного поэтического призвания, понимание того, что он должен заниматься литературой профессионально, поскольку все его произведения имели у публики огромный успех. Летом 1824 г. поэт получил отставку, т.к. московская полиция вскрыла его письмо, где он имел неосторожность сообщать о том, что его увлекли атеистические учения. Александра Сергеевича сослали в родительское имение, с. Михайловское, где он пробыл до сентября 1826 г. Хотя друзья опасались, что жизнь в деревне отрицательно скажется на творческом настрое Пушкина, время, проведенное здесь, оказалось весьма плодотворным: он написал около сотни произведений. Впоследствии поэт приезжал сюда сам, чтобы отвлечься от городской суеты.

В сентябре 1826 г. Пушкина вызывают из Михайловского в сопровождении фельдъегеря в Москву на личную аудиенцию к императору Николаю I. После их беседы произведения Пушкина были освобождены от обычной цензуры, поэт получил высочайшее покровительство. Однако подобная «идиллия» длилась недолго: уже в 1828 г., после некоторых эпизодов, в частности, после знакомства правительства с поэмой «Гаврилиада», поэт стал объектом негласного полицейского надзора.

В декабре 1828 г. произошло событие, которое кардинально изменило жизнь поэта, - его знакомство с известной московской красавицей, светской львицей Натальей Гончаровой. Как признавался сам поэт, любовь пронзила его сердце с первого взгляда, однако поначалу он был принят совершенно холодно, и только в 1830 г. его очередное сватовство оказалось успешным.

Осенью 1830 г. Пушкину пришлось приехать в Болдино, отцовское имение, которое тот решил подарить сыну к свадьбе. Из-за холерных карантинов ему пришлось там остаться на три месяца, и эта пора вошла в биографию поэта и историю всей русской литературы как знаменитая «Болдинская осень», время расцвета его творчества, подарившее миру большое количество произведений, среди которых «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и работнике его Балде», последние главы «Евгения Онегина».

После венчания в 1831 г. с Наталией Гончаровой молодая чета, пожив немного в Москве, переехала в столицу. Снятая на лето дача в Царском селе стала местом, где Пушкин поставил окончательную точку в романе «Евгений Онегин», над которым работал восемь лет. В январе 1833 г. Пушкина избирают членом Российской академии. С ноября 1833 г. Александр Сергеевич живет в Петербурге и в самом конце этого года получает от Николая I чин младшего придворного камер-юнкера, что приводит его, по воспоминаниям друзей, в ярость, поскольку этот чин, как правило, давали совсем молодым людям.

В июне 1834 г. А.С. Пушкин обращается к начальству с просьбой об отставке, но при этом не хочет лишиться права работать в архивах. Тем не менее ему пришлось отозвать прошение, поскольку его могли удовлетворить только с прекращением доступа к документам. Таким образом, ему пришлось несколько лет, не особенно желая того, находиться на службе. Финансовое положение известного поэта было далеко не блестящим. Чтобы отдать самые срочные долги, он затеял выпуск альманаха. Выпускать собственное периодическое издание было одним из давнишних его желаний, и только в 1836 г. ему выдали соответствующее разрешение. Журнал, созданный в 1836 г., назывался «Современник» и публиковал произведения не только самого Пушкина, но и написанные Тургеневым, Гоголем, Жуковским, Вяземским и др. Однако столь серьезное издание оказалось для публики слишком непривычным, поэтому не пользовалось особым успехом и не принесло ожидаемых денег. Тем не менее к издательскому делу Пушкин не охладел до конца жизни, мечтая воспитать собственного читателя.

Осенью 1836 г. Александр Сергеевич находился в крайне угнетенном состоянии. Причин для тревог было много: растущие долги, издательские хлопоты, невозможность прийти к компромиссу с родственниками по поводу оставшегося после кончины матери имения. Чашу терпения переполнило выходящее за рамки приличий ухаживание за его супругой кавалергарда Дантеса. 3 ноября знакомые Пушкина получили никем не подписанный пасквиль, содержащий уничижительные намеки в адрес Гончаровой, и поэт был твердо убежден, что его автором являлся не кто иной, как Дантес и его приемный отец Геккерн. На следующий же день вечером Пушкин бросил вызов, но тогда дуэль усилиями близких людей поэта была предотвращена.

Однако 29 января 1837 г. поединок все-таки состоялся. На Черной речке Дантес смертельно ранил Пушкина, пробив тому шейку бедра. Пуля осталась в животе, что при уровне развития медицины в те времена не оставляло шансов на жизнь. Последние два дня жизни Пушкин, зная о близкой кончине, спешно приводил в порядок дела, передавал записки императору и 29 января (10 февраля по н. ст.) 1837 г. скончался. Похоронили светило русской поэзии неподалеку от имения Михайловское, на территории Святогорского монастыря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе по теме: "Пословица - всем углам помощница"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению во 2 классе по теме: "Пословица - всем углам помощница" ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 1 классе "Знай и люби родную литературу"

Данное мероприятие составлено в виде викторины. Охватывает весь пройденный материал за курс 1 класса....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 3 класса "Путешествие в страну Читалию"

ребята совершают путешествие по прочитанным книгам! дети любят сказки ,рассказы именно в младшем школьном возрасте!...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе "Звёздный час"

Цель: развитие творческого мышления, формирование интереса к чтению....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 4 классов в рамках предметной недели "В стране Литературии"

Урок -викторина разработан для учащихся параллели 4 классов в рамках предметной недели по литературному стению...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе – литературная игра «Звездный час».

Данное мероприятие проходит в рамках декады начальных классов и относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей в начальной школе.  Детские сказки – это не просто выдуманные ист...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе литературная игра «Звездный час».

Цель: формировать умения применять знания, полученные на уроках литературного чтения.Задачи:                   Обра...