Открытый урок по литературному чтению
учебно-методический материал (чтение, 2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе
Каймакова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
МОУСОШ №3 г.Чапаевска Самарской области
Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок»
Предмет: чтение
Форма урока: Классно-урочная
- Цели: Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми произведениями,
- способствовать формированию у обучащихся целостного представления об основной идее произведений;
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
- Развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: жужжащим, выборочным, вслух;
- создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитательные:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyi_urok_na_oblastnom_seminare_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Каймакова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
МОУСОШ №3 г.Чапаевска Самарской области
Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок»
Предмет: чтение
Форма урока: Классно-урочная
- Цели: Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми произведениями,
- способствовать формированию у обучащихся целостного представления об основной идее произведений;
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
- Развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: жужжащим, выборочным, вслух;
- создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
- Воспитательные:
- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: - портрет Б.Житкова;
- выставка книг по разделу;
- иллюстрации к произведению «Храбрый утёнок»;
- иллюстрация ежа, его следа;
- иллюстрация утёнка и его следа;
- пословицы;
- иллюстрации двух домиков.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
2. Проведем речевую разминку: (1 мин.)
Жа-жа-жа. Тут ежата у ежа. (шёпотом)
Жу-жу-жу. Как-то уж пришел к ежу.(чуть громче)
Жи-жи-жи. Мне ежаток покажи. (с голосом)
Жу-жу-жу. Я с ужами не дружу. ( погромче)
Жа-жа-жа. Уж уходит от ежа. (ещё громче)
3. Вводная беседа. (1 мин)
- Какой раздел мы сейчас с вами проходим?
-Почему их называют меньшими братьями?
- Вот сегодня мы и отправимся в гости к некоторым из них. Но чтобы узнать, к кому из них мы попадём сейчас, отгадайте, чей же это след? (показываю след)
4. «Игра в театр» Проверка домашнего задания. (6 мин.) (чтение рассказа Чарушина по ролям)
- Кто играет роли в театре?
Чтение по ролям. Оценивание учащихся (наклейки)
- Какой жанр этого произведения?
- Какие жанры вы знаете ещё?
- О ком этот рассказ?
- У какого писателя есть ещё рассказ о еже, который мы читали? (Скребицкого, Пришвина,
- Какая пословица подходит к поведению мальчиков?
- Ребята, а что вы можете сказать о еже?
- Вы сказали, что ёж это дикое животное. Какие животные ещё относятся к диким?
- Сегодня мы познакомимся с произведением одного писателя, который писал о животных.
5. Изучение нового материала
1.Рассказ учителя о писателе ( 3 мин.)
Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди.
Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.
2. Выставка книг Б.Житкова
Книги писателя захватывают, дети слушают их с огромным интересом. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
- Мы читали много произведений о животных, но это всего лишь маленькая часть. В этих книгах можно прочитать ещё рассказы о животных.
Цель урока: ( 4 мин.)
- А какая группа животных есть ещё? Кого мы относим к домашним животным?
- Так вот во втором домике живёт… отгадайте кто? (показываю след утёнка)
- Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Житкова, откройте стр. 139… /читают дети /
- Попробуем, предположить по названию о ком пойдет речь?
- Подберите слова близкие по значению к слову храбрый /смелый, отважный, решительный, ничего не боится/
- Почему назвали утенок? /мал по возрасту/
- Рассмотрим рисунок: кого, мы видим здесь? О ком еще пойдет речь?
- Послушаем небольшое сообщение о стрекозе.
Стрекозы очень древние насекомые. Зародились они еще триста миллионов лет назад. В нашей стране обитает 165 видов стрекоз. Все они питаются живыми насекомыми: мухами, комарами и мошками. Добычу ловят лапами, которые покрыты шипами и щетинками. Их крылья достигают 19 сантиметров. При полете крылья издают сильный шум в воздухе. В «Красной книге» записано больше десятков видов стрекоз. Все стрекозы заслуживают бережного отношения.
Физминутка (1 мин.)
3. Подготовительная работа ( 2 мин.)
– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
рас-ска-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла – зажужжала
по-ло-ман-ным – поломанным
- Читайте целыми словами:
Бег – подбегали, убегали
Рассказ – рассказали
Испуг – испугались
Еда – наедались
4. Первичное восприятие текста (чтение учителем) ( 3 мин.)
5. Проверка понимания содержания и смысла рассказа ( 5 мин.)
– Понравился рассказ?
– Кто главный герой этого произведения?
– Как хозяйка кормила утят? (найти в тексте)
– Почему утята боялись стрекозу?
– О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку? (найти в тексте)
– Кто пришел в гости к утятам?
– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
– Как ему это удалось? (найти в тексте)
– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
– Прилетела ли стрекоза еще раз?
– А теперь расскажите об Алёше?
Физминутка - Давайте, исполним «Танец маленьких утят» ( 1 мин.)
5.Закрепление нового материала ( 6 мин.)
1. Выразительное чтение по отрывкам.
Мы сейчас побудем художниками. Редактор, который издал эту книгу, попросил её проиллюстрировать.
+ Составление картинного плана.
- Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.
- С чего начинается рассказ? ХОЗЯЙКА КОРМИТ СВОИХ УТЯТ
- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Почему утята не ели? БОЯЛИСЬ СТРЕКОЗЫ
- Как они себя вели? Что можно нарисовать? БОЯЛИСЬ И ПРЯТАЛИСЬ В ТРАВЕ
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем? РАЗГОВОР АЛЁШИ С УТЯТАМИ
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Какой следующий эпизод? АЛЁША ПРОГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ
- Как мы это изобразим?
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА КУШАЮТ И УГОЩАЮТ АЛЁШУ
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
6. Работа с пословицами. «Словечко убежало» (2 мин.)
Нужно определить, какая пословица подходит к нашему произведению. Но прежде надо восстановить пословицу.
Где смелость, там и победа.
Трус на словах храбр.
Возможное сделает каждый, невозможное только отважный.
- Какая пословица подходит к этому произведению?
-
7. Итог урока. ( 2 мин.)
– С каким произведением познакомились сегодня?
– Кто его автор?
– Можно ли назвать рассказ Б.С. Житкова сказкой? Почему?
– Что можно сказать об утёнке Алёше? Какой он?
– Стоило ли утятам боятся стрекозу?
- Как бы вы поступили на месте Алёши?
- Как вы думаете, случай, о котором рассказал автор, мог произойти с людьми?
- Какой же вывод вы сделали для себя? (нужно быть смелым, нужно учиться бороться со своим страхом, нужно держать своё обещание).
8. Проверка усвоения нового материала. ( 3 мин.)
- Вот сейчас я и узнаю, кто из вас самый начитанный, внимательный. Мы читали с вами много рассказов о животных.
Задание: соедините стрелочкой автора и название произведения с картинкой.
9. Оценивание учащихся (наклейки с животными).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...