Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 91.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Утверждено: Согласовано: Проверено:
Директор школы: Зам. директора по УВР: Председатель МО:
________________Н.Ф. Вернергольд _________________Е.Н. Калига _______________А.А. Бородина
Рабочая программа
по учебному курсу «Литературное чтение»
4 класс
(УМК «Школа России»)
на 2012-2013 учебный год
Составитель программы: учитель начальных классов
Серова Екатерина Владимировна
Петропавловск-Камчатский
2012год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2007), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета в 4 классе всего на 136 учебных часов, 4 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания ( в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.
Учебный предмет «Литературное чтение», обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
• самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально_действенной идентификации;
• основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
• нравственно_этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
• эмоционально_личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
• умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Цели обучения
- развить художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;
- формировать эстетическое отношение к искусству слова; совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формировать читательский кругозор и приобретать опыт самостоятельной читательской деятельности;
- воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;
- обогащать нравственный опыт, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.
Задачи программы:
- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
- Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2009.
- Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение, 2005.-Серия «Успешный старт».
- «Школа России». Концепция и Программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2009.
Содержание курса
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов по программе |
1 | Летописи. Былины. Сказания. Жития. | 12 ч. |
2 | Из русской классической литературы | 22 ч. |
3 | Поэтические тетради | 25ч. |
Делу время –потехе час | 10ч. | |
4 | «Страна детства» | 8ч |
Природа и мы | 12 ч | |
5 | Родина | 8ч |
Страна Фантазия | 7 ч | |
6 | Литературные сказки | 16ч |
7 | Зарубежная литература | 16ч |
Итого за год | 136ч. |
Формы организации учебного контроля ЗУН.
Устный опрос: требует устного изложения учеником изучаемого материала, связанного повествования. Опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Пересказ прочитанного произведения:
- полный пересказ;
- краткий пересказ;
- пересказ от 3 лица, от лица героев произведения;
- творческий пересказ (изменение концовки, изменение сюжета, продолжение сюжета и.т.д.)
Чтение произведения наизусть: отдельные поэтические произведения, отрывки произведений, отрывки прозаических произведений заучиваются наизусть, контролируется: выразительность, правильность, эмоциональность чтения.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижения школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения понимать смысл прочитанного произведения, давать ему оценку, высказывать своё мнение по прочитанному, умения применять знания в нестандартной ситуации, сравнить правильный и неправильный ответы и т.п.
Тестирование предполагает выбор учащимися правильного ответа из ряда предложенных вариантов.
Контроль техники чтения учащихся.
Дата (в конце триместра). | 1триместр | 2 триместр | 3 триместр | год |
Темп чтения. | 75 – 80 сл/м | 80 – 85 сл/м | 85 – 90 сл/м | 95 сл/м |
Объём прочитанного на оценку. | ½ страницы. |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения. Слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,
обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:
В результате изучения литературного чтения ученик 4 класса должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно),
уметь
- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами; названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
IV КЛАСС (136 ч)
Летописи, былины, сказания, жития (12ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…». «И вспомнил Олег коня своего…». «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы (22 часа)
П.П.Ершов «Конёк-горбунок». А.С.Пушкин. (Няне, Туча, Унылая пора…, Птичка Божия не знает…, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.М.Ю. Лермонтов (Дары Терека, Ашик-Кериб).А.П.Чехов «Мальчики».
Поэтические тетради (25часов)
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский. А.Н.Плещеев. И.С.Никитин. Н.А.Некрасов. И.А.Бунин, В.Я,Брюсов, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак, С.А.Клычков, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов, С.А.Есенин
Литературные сказки (16 часов)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке. П.П.Баратынский «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Делу время –потехе час (10 часов)
Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский. В.В.Голявский
Страна детства (8 часов)
А.И. Куприн. М. Пришвин. К.Г. Паустовский. В.П.Астафьев, Б.С.Житков. М.М.Зощенко, Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Природа и мы (12 часов)
Рассказы Д. Н. Мамина- Сибиряка, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина.
Родина (8 часов)
И.С.Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине…». А.В.Жигулин «О, Родина!». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
Страна Фантазия (7 часов)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычов «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (16 часов)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
тематическое планирование
№ | Дата проведения | Наиме- раздела | Тема урока | Кол-во | Тип | Элементы | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Элементы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1-2 | Летописи. Былины. Жития (11 ч) | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | проводить сравнительный | Текущий | Жанры ЛЕТОПИСЬ, | |
3-4 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи | 1 | Комбинированный | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Фронтальный опрос | ||||
5 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусств | определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг | Текущий | Жанры БЫЛИНА | ||
6-7 | Былина «Ильины три поез- | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Текущий | ||||
8 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литера- | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Текущий | Архаизмы | ||
9 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диа- | Текущий. Пересказ | Архаизмы | |||
10 | Обобщение | 1 | Комбинированный | Различение жанров | читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | тест | Жанры | ||
11 | Обобщение | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Диагностика навыка | тературы – ЛЕТОПИСЬ, БЫЛИНА. Кроссворд | |||
12 | Чудесный мир клас- (22 ч) | Чудесный мир классики. | 1 | Комбинированный | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Тематический. Выразительное чтение | Архаизмы | |
13-14 | Характеры «Конёк-горбунок» | 1 | Комбинированный | Герой произведения, иллюстрация и ее Участие в диалоге при обсуждении про- | составлять небольшое моноло- гическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | Тематический | Характер героя, его поступки и их мотивы | ||
| |||||||||
15-16 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | Фронтальный опрос | Сходство русских народных сказок и авторской сказки | |||
17 | Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств | читать сти- | Чтение наизусть | Олицетворение. Сравнение | ||
188 | А. Пушкин. | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони- | читать сти- | Тематический | Олицетворение | ||
| переживаний | чать на вопросы по тексту | |||||||
19 | А. Пушкин. | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | анализировать поведение | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и | ||
20 | Волшебные сказки: народные и литературные. | 1 | Комбинированный | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Чтение Картинный план | Архаизмы | ||
21-22 | А. Пушкин. ки и действия как основное средство изображения персонажей | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | составлять героев произведения, отвечать на вопросы | Характер героя, его поступки и | |||
| |||||||||
23 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | различать | Тематический | Архаизмы | ||
24 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | различать | Выразительное чтение | Олицетворение | ||
25-26 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 | Комбинированный | Чтение по ролям | составлять | Выразительное чтение по ролям | Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в про- | ||
27 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | Комбинированный | Устное изложение Участие в диалоге Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | ставные части, со-ставлять его простой план. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы | изведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы | ||
28 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | Комбинированный | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста | создавать небольшой устный текст на заданную | Тематический. Выразительное чтение | Автобиография | ||
29 | Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и | ||
30 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе | 1 | Комбинированный | Понимание основного содержания услышанного | различать | Пересказ от лица героев | Характер героя, его поступки и | ||
31 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Темати- Пересказ отрывка | Кроссворд | ||
32 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление | 1 | Комбинированный | Понимание основного содержания услышанного. Участие | делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Составление плана | Характер героя, его поступки и | ||
33 | Обобщение по разделу «Чудесный мир клас- | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно | Диагностика навыка | Кроссворд. Игры литературные | ||
34 | Поэтическая тетрадь | Тоска по родине и красоте родной природы Ф. И. Тютчева. «Еще земли | 1 | Комбинированный | Различение жанров | читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины | Чтение наизусть | Лирика. Олицетворение | |
35 | Ф. Тютчев. «Как неожиданно | 1 | Комбинированный | Настроение лири- | выразительно читать, участвовать в обсуждении текста | Выразительное чтение | Лирика. Олицетворение | ||
36 | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение | Образные языковые средства | |||
37 | Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | читать осо-знанно текст художественного произ- | Темати- пересказ | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | ||
38 | Картины весенней природы и настроение | 1 | Комбиниро- | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | выделять образные языковые средства | Выразительное | Прием сравнения. | ||
| ванный | чтение | Лирика | ||||||
39 | Картина сель- | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы | Тематический | Логическое ударение | ||
40-41 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | Чтение | Олицетворение | ||
42 | Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | читать сти- | Чтение | Олицетворение | ||
43 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | Чтение | Олицетворение. Лирика | ||
44 | Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Пересказ | Кроссворд | ||
45 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно | Тематический | Кроссворд. Литературные игры | ||
| |||||||||
46 | Литературные сказки | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитан- | различать | Выразительное чтение | Научно-познавательная сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы | |
47 | Особенности поведения, внешнего облика, речи | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | Творческий пересказ | Характер героя, его поступки и | ||
48-49 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану | Пересказ | Характер героя, его поступки и | ||
50-51 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений | Выразительное чтение | Сказ | ||
52 | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие | использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам | Пересказ | Кроссворд | ||
53-54 | Особенности речи героев сказа | 1 | Комбинированный | Оценка иллюстрации | читать осо-знанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения | Чтение по ролям | Архаизмы. Диалектные слова | ||
55 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | Выразительное чтение | Диалог | ||
56 | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | Чтение по ролям | Фантастические события | ||
57-59 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | Пересказ | Характер героя, его поступки и их мотивы | ||
| |||||||||
60 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному | создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный опрос | Кроссворд. Литературные игры | ||
61 | Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях | 1 | Комбинированный | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова | читать осзнанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения | Тематический | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | ||
62-63 | Делу время – потехе час | Авторская лите- | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | различать | Текущий | Архаизмы | ||
64 | Поучительный смысл «Сказки | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и | ||
65-66 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 1 | Комбинированный | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Чтение по ролям | Средства создания комического | ||
67 | Многозначность слова как средст-во выразитель-ности и созда-ния комического эффекта в рас- гунского «Что любит Мишка» | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный интонаций, соответ- | создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства | Чтение по ролям | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта | ||
| |||||||||
68 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Комбинированный | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения | Выразительное чтение | Средства создания комического | ||
69 | Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих | использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | Пересказ | Кроссворд. Литературные игры | ||
70 | Обобщение потехе – час» | 1 | Комбинированный | Умение составлять простейшие задания для викторины | читать вы- | Тест | Литературная викто- | ||
| Кроссворд | ||||||||
71 | Страна детства (8 ч) | Б. С. Житков. «Как я ловил Плохое и хорошее в поступках людей | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и их мотивы | |
72 | Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | пересказывать текст, разли- | Пересказ | |||
73-74 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | определять | Выразительное чтение | Образные языковые средства | ||
75 | Средства художественной вы- | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ | Сравнение, олицетворение – средства художественной выразительности | ||
76 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впе- | приводить примеры произведений фольклора | Тематический | Былины. Кроссворд | ||
77 | М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге | высказывать оценочные сужде- | Выразительное чтение | Средства создания комического. Архаизмы | ||
| создания | дении прослушанного | (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ||||||
78 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Тематический | Кроссворд. Литературные игры | |||
79 | Поэтическая тетрадь (5 ч) | Тема детства | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | читать осо-знанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | Чтение | Лирика | |
80 | Стихи о счаст- | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | Выразительное чтение | Сравнение | ||
81 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | Комбиниро- | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответ- | определять мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию | Выразительное чтение | Лирика | ||
| ванный | ||||||||
82 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | читать стихотворные произведения наизусть | Чтение наизусть | Кроссворд. Литературные игры | ||
83 | Внеклассное Книги о ратных подвигах родного народа | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Пересказ | Литературные игры | |||
84-85 | Природа и мы | Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | определять сы, различать жанры | Выразительное чтение | Архаизмы | |
| |||||||||
86 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ | Характер героя, мотивы его поведения | ||
87 | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Выразительное чтение | |||
88 | Тема самопо- | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | создавать тему | Творческий пересказ | |||
89 | Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц | 1 | Комбинированный | Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги | различать элементы книги, пересказывать текст | Пересказ | Рассказы- | ||
90 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | определять тему и главную мысль произведения | Выразительное чтение | Писательская наблюдательность | ||
91 | Рассказ о животных Е. И. Чару- | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впе- | составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ | Юмор | ||
92 | Тема природы В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбиниро- | Понимание содержания литературного произведения | создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | Выразительное | |||
| ванный | чтение | |||||||
93 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства | Фронтальный опрос | Научно-естественные сведения о при- | ||
94 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Тематический. Тест | Кроссворд. Литературные игры | |||
95 | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств | различать книги, ее справочно-иллюстративный материал | Твор- | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | ||
96 | Поэтическая тетрадь (8 ч) | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | Чтение | Олицетворение. Лирика | |
97 | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | 1 | Комбинированный | Сопоставление произведений художественной литературы | определять | Выразительное чтение | Олицетворение | ||
98 | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | 1 | Комбинированный | Декламация произ- | читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы | Чтение | Олицетворение | ||
99-100 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | определять тельно и осознанно стихотворения | Выразительное чтение | Олицетворение | ||
| |||||||||
101 | Иносказательный смысл | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | Выразительное чтение | Иносказательный смысл произведения. Лирика | ||
102 | Внеклассное чтение. В мире фантастики | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | Творческий пересказ | Фантастика. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | ||
103 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Тематический. Тест | Кроссворд. Литературные игры | |||
104 | Родина | Тема любви | 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | определять | Выразительное чтение | Сравнение | |
105-106 | Патриотическое звучание, выра- | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Чтение | Олицетворение | ||
107-108 | Красота и величие природы в стихотворении | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | определять | Выразительное чтение | Олицетворение | ||
109-110 | Тема войны в произведении | 1 | Комбинированный | Умение выразитель- | сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения | Выразительное чтение | |||
| ние интонаций, соответствующих смыслу текста | не менее 90 слов в минуту | |||||||
111 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | выразительно читать | Диагностика навыка | |||
112 | Страна Фантазия | Внеклассное чтение: в мире фантастики Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | 1 | Комбинированный | Система событий, составляющих основу художественного произведения Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг определять | Темати- Пересказ | Фантастика | |
113-115 | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы | |||||
116-117 | Кир Булычев. | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитан- | составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Фантастическая повесть | ||
| |||||||||
118-120 | Зарубежная литература (15 ч) | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Фантастическая повесть | |
121-122 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Герои произведения – восприятие и пони- Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | Творческий пересказ | Характер героя, его поступки и | ||
123 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг | Темати- Пересказ | Кроссворд | ||
124-125 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и | ||
126-128 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про- | пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Пересказ | Заимствованные слова | ||
129-130 | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | составлять | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и | ||
131-132 | Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» | 1 | Комбинированный | Умение последова- с целью переосмыс- | определять ния, работать с иллюстрациями | Выразительное чтение | Библейские | ||
| |||||||||
133-134 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план | Выразительное чтение | Библейские | ||
135 | Внеклассное | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг | Пересказ | Кроссворд | ||
136 | Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | 1 | Комбинированный | Темати-ческий | Справочники, энциклопедии, пе- Литературные игры. Кроссворд |
Учебно-методические средства:
Для учащихся:
1. Учебник для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2010.
2. Энциклопедии.
3. Справочники.
Для учителя:
1. Учебник для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2010.
2. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Чтение. Тесты: Начальная школа. 1-4 кл.: Учебно-метод. пособие – М.Дрофа, 1998
3. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006
4.Видеомагнитофон, телевизор.
5. Компьютер, монитор, интерактивная доска.
6. Энциклопедии.
7. Справочники.
8. Учиться на пятёрки по чтению. Как? Костромина С.Н.- 3-е изд., испр. И доп.-М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2008
9. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.
10.Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение. – М.: ООО « Издательство Астрель», ООО « Издательство АСТ», 2000.
11.Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
12. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч.-М.: Просвещение, 1991.
13. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки. Составил А.А.Разумов. Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСП. Москва 1958
14.Журналы «Начальная школа».
15.Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению Школа России
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл
Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....