Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины. результаты обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.rar | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»
Рабочая программа учебной
дисциплины «Литературное чтение»
4 класс
Составила: Львова Г.П.
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Новохоперск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа:
Учебная рабочая программа по литературному чтению в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы Министерства образования для начальных классов В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой по литературному чтению примерной программы общего начального образования.
Учебная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта для 4 класса и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа:
Учебная рабочая программа по литературному чтению для 4 класса включает 3 раздела:
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета, цели и задачи его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса,
Требования к уровню подготовки, оканчивающих 3 класс начальной школы.
Цели и задачи обучения:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
-формирование эстетического отношения к искусству слова;
-овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;
-формирование представлений о добре и зле, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Общая характеристика предмета:
Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Основные содержательные линии:
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности даёт перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Вторая содержательная линия – Техника чтения - определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.)
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературные термины и понятия, которые усваивает младший школьник во время обучения в начальной школе.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивает формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять её выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности- важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения. Чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Место предмета в базисном учебном плане:
По учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени в 4 классе составляет 68 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по программе В.Г. Горецкого | Количество часов по рабочей программе |
1 | Летописи. Былины. Сказания, жития. | 9 | 6 |
2 | Чудесный мир классики. | 18 | 13 |
3 | Поэтическая тетрадь. | 7 | 7 |
4 | Литературные сказки. | 15 | 8 |
5 | Делу время, потехе-час. | 9 | 5 |
6 | Страна детства. | 6 | 5 |
7 | Поэтическая тетрадь. | 4 | 3 |
8 | Природа и мы. | 10 | 7 |
9 | Поэтическая тетрадь. | 6 | 3 |
10 | Родина. | 3 | 2 |
11 | Страна фантазия. | 6 | 3 |
12 | Зарубежная литература. | 9 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (18ч.) | |||
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Дата |
1-2. | 1-2. | Летописи. Былины. Жития (6ч.) И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. И вспомнил Олег коня своего. | |
3-4. | 3-4. | Ильины три поездочки. | |
5-6. | 5-6. | Житие Сергия Радонежского. | |
7-8. | 1-2. | Чудесный мир классики (13 ч.) Ершов П.П. Конёк-горбунок | |
9. | 3. | Пушкин А.С. Няне. Туча. | |
10. | 4. | Пушкин А.С. Унылая пора! Очей очарованье! | |
11-13. | 5-7. | Пушкин А.С. Сказа о мёртвой царевне и семи богатырях. | |
14. | 8. | Лермонтов М.Ю. Дары Терека. | |
15-16. | 9-10. | Лермонтов М.Ю. Ашик-Кериб. | |
17. | 11. | Толстой Л.Н. Детство. Как мужик убрал камень. | |
18. | 12. | Чехов А.П. Мальчики. | |
II четверть (14ч.) | |||
19. | 13. | Чехов А.П. Мальчики. | |
20. | 1. | Поэтическая тетрадь I (7ч.) Тютчев Ф.И. Ещё земли печален вид. Как неожиданно и ярко. | |
21. | 2. | Фет А. А. Весенний дождь. Бабочка. | |
22. | 3. | Баратынский Е.А. Весна, весна! Как воздух чист! Где сладкий шёпот… | |
23. | 4. | Плещеев А.Н. Дети и птичка. | |
24. | 5. | Никитин И. С. В синем небе плывут над полями. | |
25. | 6. | Некрасов Н.А. Школьник. В зимние сумерки нянины сказки. | |
26. | 7. | Бунин И.А. Листопад. | |
27-28. | 1-2. | Литературные сказки (8ч.) Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. | |
29-30. | 3-4. | Гаршин В.М. Сказка о жабе и розе. | |
31-32. | 5-6. | Бажов П.П. серебряное копытце. | |
III четверть (20ч.) | |||
33-34. | 7-8. | Аксаков С.Т. Аленький цветочек. | |
35-36. | 1-2. | Делу время – потехе час ( 5ч.) Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. | |
37. | 3. | Драгунский В.Ю. Главные реки. | |
38. | 4. | Драгунский В.Ю. Что любит Мишка. | |
39. | 5. | Голявкин В.В.Никакой горчицы я не ел. | |
40-41. | 1-2. | Страна детства (5ч.) Житков Б.С. Как я ловил человечков. | |
42-43. | 3-4. | Паустовский К.Г. Корзина с еловыми шишками. | |
44. | 5. | Зощенко М.М. Ёлка. | |
45. | 1. | Поэтическая тетрадь II (3ч.) Брюсов В.Я. Опять сон. Детская. | |
46. | 2. | Есенин С.А. Бабушкины сказки. | |
47. | 3. | Цветаева М.И. Бежит тропинка с бугорка. Наши царства. | |
48-49. | 1-2. | Природа и мы (7ч.) Мамин-Сибиряк Д.Н. Приёмыш. | |
50. | 3. | Куприн А.И. Барбос и Жулька. | |
51. | 4. | Пришвин М.И. Выскочка. | |
52. | 5. | Чарушин Е.И. Кабан. | |
IV четверть (16ч.) | |||
53-54. | 6-7. | Астафьев В.П. Стрижонок Скрип. | |
55. | 1. | Поэтическая тетрадь III (3ч.) Пастернак Б.Л. Золотая осень. Клычков С.А. Весна в лесу. | |
56. | 2. | Кедрин Д.Б. Бабье лето. Рубцов Н.М. Сентябрь. | |
57. | 3. | Есенин С.А. Лебёдушка. | |
58. | 1. | Родина (2ч.) Никитин И.С. Русь . Дрожжин С.Д. Родине. | |
59. | 2. | Жигулин А.В. О, Родина! В неярком блеске. Слуцкий Б.А. Лошади в океане. | |
60. | 1. | Страна Фантазия (3ч.) Велтистов Е.С. Приключения Электроника. | |
61-62. | 2-3. | Булычёв К. Путешествие Алисы. | |
63-64. | 1-2. | Зарубежная литература (6ч.) Свифт Д. Путешествие Гулливера | |
65-66. | 3-4. | Андерсен Г.-Х. Русалочка. | |
67. | 5. | Твен М. Приключения Тома Сойера. | |
68. | 6. | Лагерлеф С. Святая ночь. В Назарете. |
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопрос по услышанному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения. Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном их сравнение. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Первые книги на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Выбор книг на основе рекомендованного списка. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения. Определение особенностей художественного текста. Понимание нравственного содержания прочитанного. Осознание понятия «родина». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ поступка персонажа . Характеристика героя произведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые и опорные слова.
Говорение. Осознание диалога как вида речи. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Работа со словом, пополнение словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение). Составление рассказа на заданную тему.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы.
Литературоведческая пропедевтика. Нахождение в тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Прозаическая и стихотворная речь. Фольклор и авторские художественные произведения
Творческая деятельность учащихся. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА
Обучающиеся должны:
- Владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- Составлять план к прочитанному;
- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- Знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- Знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- Знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
ЛИТЕРАТУРА:
- Программа Министерства образования для начальных классов Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение», 4 класс - / М.; Просвещение. 2011./
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение»,/ М.; Просвещение, 2009г.-2012г./
- Климанова Л.Ф. и др. «Уроки литературного чтения». Методическое пособие к учебнику ./ М.; Просвещение. 2011 г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-
В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального стандарта начального...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)...
рабочая программа по литературному чтению 1 класс школа России
Рабочая программа содержит пояснительную записку, программу по литературному чтению, развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащ...