С. А. Есенин "В ней есть душа..."
план-конспект урока по чтению по теме

Майер Екатерина Геннадьевна

Урок может быть использован как урок литературного чтения или внеклассного мероприятия при знакомстве с биографией и творчеством С. Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл С. А. Есенин "В ней есть душа..."25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Александровского района Владимирской области

Долматовская основная общеобразовательная школа №16.

Учитель: Майер Екатерина Геннадьевна

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока: Родные поэты. Сергей Есенин.

                   «В ней есть душа…».

Цели урока: развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающие восприятие стихов С. А. Есенина через звук и цвет.

Оборудование: портрет С. А. Есенина, выставка книг, карточки с стихами, цветы, рисунки детей, ромашка, открытки «На родине поэта».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Тема урока.

- Сегодня у нас необычный урок – урок-мастерская. Он посвящён творчеству русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке?

- Каким он был?

- О чём писал свои стихи?

     III.      Биографические сведения.

                 - В 170 км южнее Москвы начинается древняя рязанская земля – «страна берёзового ситца».

        Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки.

Ученик:       Милые берёзовые чащи!

                     Ты, земля! И вы, равнин пески!

                     Перед этим сонмом уходящим

                     Я не в силах скрыть своей тоски.

    -  В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берёз склоняются к мемориальной доске, на которой выбито:               Здесь родился и жил

                             известный русский поэт

                             Сергей Есенин.

1 ученик. В октябре 1925 года поэт писал о себе: «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново.

2 ученик. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по материнской линии, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство.

3 ученик. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

4 ученик. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками…

5 ученик. После, лет восьми, другому дяде, я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

6 ученик. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам мыли меня, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало.всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

1 ученик:    

Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

1914

2 ученик.  Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

1910

3 ученик. В эти годы я поступил в университет Шанявского (в Москве), где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню… Что касается остальных биографических сведений, - они в моих стихах…»

  1. Тема Родины в творчестве поэта.

Ученик.                                           Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

   - Сергей Александрович Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам Сергей Есенин так писал о родных местах:

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

   - Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом.

1 ученик.

А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

2 ученик.

Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.

   - Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звёздам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого «выплеснул душу в слова».

   Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается?

   - Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово Родина?

(Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия…)

   - Какой же видел и какой любил свою Родину Сергей Есенин? В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи Есенина. (выставка рисунков).

   - Подберите строки, созвучные рисункам.

  1. Краски, звуки, ароматы в стихах Есенина.

   - Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то наверное, заметили, что они наполнены удивительными красками. Поговорим с ромашкой. Докажем строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.

Белый цвет

«Белая берёза под моим окном…»

Голубой цвет

«Я покинул родимый дом,

  Голубую оставил Русь…»

Синий цвет

«Синий пласт небес…»

«Стелится синею ряскою

 С поля ночной холодок…»

«Только синь сосёт глаза…»

Зелёный цвет

«Шелестят зелёные серёжки…»

Жёлтый, золотой цвет

«Ветки золотистые.

 Что кудри завила…»

«Золотою лягушкой луна…»

«Задремали звёзды золотые…»

Серебристый цвет

«И горят серебряные росы…»

«Бежит струится маленький

 Серебряный ручей…»

Красный цвет

«Подымалась красна зорюшка…»

«Огоньки-лучи багровые…»

«В пруду лебедем красным

 Плавает тихий закат…»

   - Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов Есенина.

   - А теперь попробуем хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно (карточки).

(Синее) небо, (цветная) радуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым у (малиновых) сёл,

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С (красною) глиной и сучьями ив,

Грезит над озером (рыжий) овёс,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос.

Закружилась листва (золотая)

В (розоватой) воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

(Синий) май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в (белой) накидке.

(Синий) туман. Снеговое раздолье,

Тонкий (лимонный) лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Гаснут (красные) крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни.

 Не тоскуй, моя (белая) хата,

Что опять мы остались одни.

   - Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Какими же звуками наполнена поэзия Есенина? Докажите стихотворными строчками.

(звон ручья, шелест листьев, шёпот трав, звуки песен, звуки тишины)

   - Стихи С. Есенина наполнены особым ароматом. Букеты из каких цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите стихотворными строчками.

(черёмуха, ромашка, мак, василёк, ландыш, яблоня, колокольчик)

   - Вот какой замечательный, красивый букет у нас получился. Я думаю, он бы очень понравился поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений С. А. Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.

  1. Творческая работа.

   - А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина. Все свои мысли выскажите, пожалуйста, в творческой работе «Я и стихи Есенина». Не забудьте про ключевые слова.

Вижу, слышу, чувствую.

Дети пишут работу, а потом зачитывают.

  1. Итог урока.
  1. Оценка работы детей.
  2. – Глядя на вашу работу сегодня на уроке  я думаю, что вы всем сердцем почувствовали стихи Есенина и в них действительно вся душа поэта.

Я благодарю вас за работу и надеюсь, что вы ещё не раз в течение своей жизни откроете и прочтёте любимые стихи С. А. Есенина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Урок есть жизнь. Жизнь есть урок"

В эссе отражена моя педагогическая позиция....

Презентация "Есть проблема-есть решение"

Круглый стол для родителей...

Сценарий праздника "В ней есть душа..." 2 класс

В сценарии подобраны  стихи Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Бальмонта и др. Рассматриваются  полотна Левитана . Звучит романс на  стихотворение С. Есенина «Отговорила роща зо...

«С.А. Есенин. « В ней есть душа…»».

Разработка к уроку «С.А. Есенин. « В ней есть душа…»»....

"Родные поэты. Сергей Есенин.". "В ней есть душа..."

Содержится биографический материал, анализируется родина в стихах поэта....

"У Доброты есть только добрая душа" внеклассное мероприятие

Название мероприятия: внеклассное занятие    Класс: 2-йАктуальность: Объявление года добровольца в России совпал с постоянной внеклассной работой, проводимой мною в педагогической практ...

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны

Статья по итогам II школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее"...