С. А. Есенин "В ней есть душа..."
план-конспект урока по чтению по теме
Урок может быть использован как урок литературного чтения или внеклассного мероприятия при знакомстве с биографией и творчеством С. Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
С. А. Есенин "В ней есть душа..." | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Александровского района Владимирской области
Долматовская основная общеобразовательная школа №16.
Учитель: Майер Екатерина Геннадьевна
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2.
Тема урока: Родные поэты. Сергей Есенин.
«В ней есть душа…».
Цели урока: развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающие восприятие стихов С. А. Есенина через звук и цвет.
Оборудование: портрет С. А. Есенина, выставка книг, карточки с стихами, цветы, рисунки детей, ромашка, открытки «На родине поэта».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Тема урока.
- Сегодня у нас необычный урок – урок-мастерская. Он посвящён творчеству русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке?
- Каким он был?
- О чём писал свои стихи?
III. Биографические сведения.
- В 170 км южнее Москвы начинается древняя рязанская земля – «страна берёзового ситца».
Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки.
Ученик: Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
- В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берёз склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: Здесь родился и жил
известный русский поэт
Сергей Есенин.
1 ученик. В октябре 1925 года поэт писал о себе: «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново.
2 ученик. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по материнской линии, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство.
3 ученик. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
4 ученик. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками…
5 ученик. После, лет восьми, другому дяде, я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
6 ученик. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам мыли меня, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало.всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
1 ученик:
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
1914
2 ученик. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
1910
3 ученик. В эти годы я поступил в университет Шанявского (в Москве), где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню… Что касается остальных биографических сведений, - они в моих стихах…»
- Тема Родины в творчестве поэта.
Ученик. Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
- Сергей Александрович Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам Сергей Есенин так писал о родных местах:
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
- Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом.
1 ученик.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
2 ученик.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
- Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звёздам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого «выплеснул душу в слова».
Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается?
- Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово Родина?
(Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия…)
- Какой же видел и какой любил свою Родину Сергей Есенин? В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи Есенина. (выставка рисунков).
- Подберите строки, созвучные рисункам.
- Краски, звуки, ароматы в стихах Есенина.
- Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то наверное, заметили, что они наполнены удивительными красками. Поговорим с ромашкой. Докажем строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.
Белый цвет | «Белая берёза под моим окном…» |
Голубой цвет | «Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь…» |
Синий цвет | «Синий пласт небес…» «Стелится синею ряскою С поля ночной холодок…» «Только синь сосёт глаза…» |
Зелёный цвет | «Шелестят зелёные серёжки…» |
Жёлтый, золотой цвет | «Ветки золотистые. Что кудри завила…» «Золотою лягушкой луна…» «Задремали звёзды золотые…» |
Серебристый цвет | «И горят серебряные росы…» «Бежит струится маленький Серебряный ручей…» |
Красный цвет | «Подымалась красна зорюшка…» «Огоньки-лучи багровые…» «В пруду лебедем красным Плавает тихий закат…» |
- Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов Есенина.
- А теперь попробуем хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно (карточки).
(Синее) небо, (цветная) радуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым у (малиновых) сёл,
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С (красною) глиной и сучьями ив,
Грезит над озером (рыжий) овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос.
Закружилась листва (золотая)
В (розоватой) воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
(Синий) май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в (белой) накидке.
(Синий) туман. Снеговое раздолье,
Тонкий (лимонный) лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
Гаснут (красные) крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя (белая) хата,
Что опять мы остались одни.
- Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Какими же звуками наполнена поэзия Есенина? Докажите стихотворными строчками.
(звон ручья, шелест листьев, шёпот трав, звуки песен, звуки тишины)
- Стихи С. Есенина наполнены особым ароматом. Букеты из каких цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите стихотворными строчками.
(черёмуха, ромашка, мак, василёк, ландыш, яблоня, колокольчик)
- Вот какой замечательный, красивый букет у нас получился. Я думаю, он бы очень понравился поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений С. А. Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.
- Творческая работа.
- А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина. Все свои мысли выскажите, пожалуйста, в творческой работе «Я и стихи Есенина». Не забудьте про ключевые слова.
Вижу, слышу, чувствую. |
Дети пишут работу, а потом зачитывают.
- Итог урока.
- Оценка работы детей.
- – Глядя на вашу работу сегодня на уроке я думаю, что вы всем сердцем почувствовали стихи Есенина и в них действительно вся душа поэта.
Я благодарю вас за работу и надеюсь, что вы ещё не раз в течение своей жизни откроете и прочтёте любимые стихи С. А. Есенина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Урок есть жизнь. Жизнь есть урок"
В эссе отражена моя педагогическая позиция....
Презентация "Есть проблема-есть решение"
Круглый стол для родителей...
Сценарий праздника "В ней есть душа..." 2 класс
В сценарии подобраны стихи Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Бальмонта и др. Рассматриваются полотна Левитана . Звучит романс на стихотворение С. Есенина «Отговорила роща зо...
«С.А. Есенин. « В ней есть душа…»».
Разработка к уроку «С.А. Есенин. « В ней есть душа…»»....
"Родные поэты. Сергей Есенин.". "В ней есть душа..."
Содержится биографический материал, анализируется родина в стихах поэта....
"У Доброты есть только добрая душа" внеклассное мероприятие
Название мероприятия: внеклассное занятие Класс: 2-йАктуальность: Объявление года добровольца в России совпал с постоянной внеклассной работой, проводимой мною в педагогической практ...
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны
Статья по итогам II школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее"...