Отношение к ближнему в сказке Е.Шварца «Два брата».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Отношение к ближнему в сказке Е.Шварца «Два брата».4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Отношение к ближнему в сказке Е.Шварца «Два брата».
Цели: Познакомить со сказкой Е.Шварца «Два брата».
Помочь читателю увидеть недостатки в поведении Старшего брата.
Воздействовать на эмоциональное состояние (сопереживание)
читателей.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Работа с текстом до чтения.
Слайд 1.
- Актуализация знаний и представлений учащихся.
- Что общего между «Ежом», «Чижом» и «Воробьём»?
(Детские журналы, издававшиеся в начале 20 века.)
Слайд 2.
- Вы можете назвать редактора хотя одного из этих журналов?
(С.Я.Маршак.)
- Кого из известных писателей вы можете собрать «вокруг Маршака»?
(М.Пришвин, Б.Житков, А.Н.Толстой, Д.Хармс, Е.Шварц.)
Слайд 3.
- Мы уже знакомы с творчеством Пришвина, Житкова, А.Толстого, Хармса. Говорили об интересных фактах их биографий. А вот глядя на фотографию Евгения Шварца, что вы можете о нём сказать? Каким вы его видите?
Слайд 4.
(Говорят, что он был большим, весёлым, остроумным, жизнерадостным.)
Слайд 5.
- Родился будущий писатель в семье медиков, художественно одарённых людей. Отец и мать любили театр и участвовали в любительских спектаклях. Отец играл на скрипке, хорошо пел. Первой книгой в жизни малолетнего Шварца были сказки в издании Ступина. Сказку об Ивасеньке он заставлял взрослых рассказывать и читать по нескольку раз. Внимание к образному слову, чуткость к его звучанию и многозначности у него сохранилась на всю жизнь. Прежде чем стать писателем, Шварц давал уроки, играл в спектаклях, был театральным инструктором, литературным сотрудником различных редакций газет и журналов. Шварц долгие годы вместе с Маршаком работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6 этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила, где обериуты «ходили» на четвереньках.
Что добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце?
- Работа с ключевыми словами.
Слайд 6.
- Мир произведений Евгения Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари. Что же писал Е. Шварц для детей? Произведения какого литературного жанра? (Сказки.)
- В детские годы его пугали истории с плохим концом. Возможно, этот страх перед плохим концом и определил его тяготение к жанру сказки, в которой, как известно, добро всегда побеждает зло. Как вы думаете о чём его сказки?
Слайд 7.
- «Мы вернёмся 31-го вечером, часов в восемь. До этого времени ты будешь здесь хозяином».
- Какую информацию вы можете вычитать из этих предложений?
(Обобщить ответы в виде рассказа из 3-4 предложений.)
- А теперь ваши предположения соотнесите с названием «Два брата». Как теперь изменятся ваши предположения?
- Знаете ли вы сказки с таким названием?
- Как вы думаете, эти сказки будут похожи?
- Работа с текстом во время чтения.
- Чтение вслух 1 части сказки.
- Когда вы читали, я поняла по вашим лицам, что вы были неравнодушными читателями. Я видела у вас и огорчение, и осуждение, и вопрос…А что вас удивило?
2) Повторное чтение с комментированием.
- Давайте ещё раз прочитаем текст. Теперь с комментированием, чтобы эмоционально пережить его.
Чтение до слов «… знал он по имени».
- Можно ли начало сказки назвать сказочным?
Чтение до слов «… братья ссорились».
- Что веселило лесничего, а что его огорчало?
Чтение до слов «… совсем погубит».
- Почему родители так думали?
Чтение до слов «… Смотри же!»
- Что заставило Старшего дать честное слово?
Чтение до слов «… скучает, томится».
- Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?
Чтение до слов «… Оставь меня в покое!»
- Как понимал слово «покой» Старший, отгоняя Младшего?
- что страшного в словах «Оставь меня в покое»?
Чтение до слов «… ничего не случится».
- Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения.
Чтение до слов «… И он бросился во двор».
- Что почувствовал Старший в этот момент?
Чтение до слов «… Младший брат не отзывался».
- Что понял Старший, когда потерял своего брата?
Чтение до слов «… И отец выскочил из саней».
- Что вы сейчас чувствуете?
Чтение до слов «… даже поседел».
- Отчего поседел отец?
Чтение до конца 1 части.
- Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? Справедливым? Мудрым?
- Почему два брата носят такие необычные имена: Старший и Младший?
- Работа с текстом после чтения.
а) Обобщающая беседа.
- Что-то необычное увидели вы в этой сказке? Сказочное?
( Пока только реальные события, видимо сказочные будут позже.)
- Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?
- Как вы думаете, какие обстоятельства могут изменить характер Старшего?
- Какой нравственный урок хотел преподать нам Евгений Шварц своей сказкой?
Слайд 8.
(Будь внимательным к ближним, живи дружно.)
- Подтвердить эту мысль можно словами Дон-Кихота, любимого литературного героя Шварца: «Мир, дружба и согласие воцарятся во всем свете».
Слайд 9.
б) Литературный диктант.
- Вспомните содержание прочитанной части сказки и составьте словосочетания.
Живые … (деревья).
Слайд 10.
- Автор говорит: «… стоят на месте, как вкопанные, но всё-таки они живые». Как вы понимаете это словосочетание? Как это словосочетание связано с нравственным уроком сказки?
(Лесник заботится о деревьях, как о малых детях. О близких своих тем более надо заботиться.)
Тёмная … (ночь).
Слайд 11.
- Перескажите соответствующий фрагмент текста.
Седая … (борода).
Слайд 12.
- Иногда седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает. Почему же иногда «исчезает седина»? Что должно произойти?
5.Д\з. – Два мира есть в сказке Евгения Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков. Поэтому я предлагаю вам выполнить словесное рисование на тему: «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес». Но для этого вам надо прочитать ещё 2 часть сказки.
Слайд 13.
Слайд 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению по теме Е. Шварц "Два брата" 4 класс по ОС "Школа 2100"
Открытый урок...
Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».
Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...
Тест Е. Шварц «Два брата»
Тест для проверки на знание текста для урока литературного чтения, 4 класс...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Евгений Шварц. Два брата.
Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».Автор: Кравченко Анастасия Николаевна.Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.Задачи:· ...
Евгений Шварц "Два брата"
Задания подготовлены для работы с текстом сказки Евгения Шварца "Два брата", УМК Школа 2100, 4 класс...
Беседа с родителями на тему: «Основы отношений с ближними в православной культуре».
Как жила Святая Русь, какой духовный опыт накоплен многими поколениями? Сегодня я расскажу вам об основах отношений с ближними в православной культуре.Буду рада, если материал будет вам п ...
Семенова М.В. Урок литературного чтения по сказке Е.Шварца "Два брата".
Презентация и конспект урока....