Отношение к ближнему в сказке Е.Шварца «Два брата».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Канайкина Ирина Николаевна

Отношение к ближнему в сказке Е.Шварца «Два брата».4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: Отношение к ближнему в сказке Е.Шварца «Два брата».

   Цели: Познакомить со сказкой Е.Шварца «Два брата».

             Помочь читателю увидеть недостатки в поведении Старшего брата.

             Воздействовать на эмоциональное состояние (сопереживание)              

             читателей.

   Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Работа с текстом до чтения.

Слайд 1. 

  1. Актуализация знаний и представлений учащихся.

- Что общего между «Ежом», «Чижом» и «Воробьём»?

(Детские журналы, издававшиеся в начале 20 века.)

    Слайд 2. 

- Вы можете назвать редактора хотя одного из этих журналов?

(С.Я.Маршак.)

- Кого из известных  писателей вы можете собрать «вокруг Маршака»?

(М.Пришвин, Б.Житков, А.Н.Толстой, Д.Хармс, Е.Шварц.)

    Слайд 3. 

- Мы уже знакомы с творчеством Пришвина, Житкова, А.Толстого, Хармса. Говорили об интересных фактах их биографий. А вот глядя на фотографию Евгения Шварца, что вы можете о нём сказать? Каким вы его видите?

Слайд 4. 

(Говорят, что он был большим, весёлым, остроумным, жизнерадостным.)

Слайд 5. 

- Родился будущий писатель в семье медиков, художественно одарённых людей. Отец и мать любили театр и участвовали в любительских спектаклях. Отец играл на скрипке, хорошо пел. Первой книгой в жизни малолетнего Шварца были сказки в издании Ступина. Сказку об Ивасеньке он заставлял взрослых рассказывать и читать по нескольку раз. Внимание к образному слову, чуткость к его звучанию и многозначности у него сохранилась на всю жизнь. Прежде чем стать писателем, Шварц давал уроки, играл в спектаклях, был театральным инструктором, литературным сотрудником различных редакций газет и журналов. Шварц долгие годы вместе с Маршаком работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6 этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила, где обериуты «ходили» на четвереньках.

Что добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце?

  1. Работа с ключевыми словами.

Слайд 6. 

- Мир произведений Евгения Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари. Что же писал Е. Шварц для детей? Произведения какого литературного жанра? (Сказки.)

- В детские годы его пугали истории с плохим концом. Возможно, этот страх перед плохим концом и определил его тяготение к жанру сказки, в которой, как известно, добро всегда побеждает зло. Как вы думаете о чём его сказки?

    Слайд 7. 

- «Мы вернёмся 31-го вечером, часов в восемь. До этого времени ты будешь здесь хозяином».

- Какую информацию вы можете вычитать из этих предложений?

(Обобщить ответы в виде рассказа из 3-4 предложений.)

- А теперь ваши предположения соотнесите с названием «Два брата». Как теперь изменятся ваши предположения?

- Знаете ли вы сказки с таким названием?

- Как вы думаете, эти сказки будут похожи?

  1. Работа с текстом во время чтения.
  1. Чтение вслух 1 части сказки.

- Когда вы читали, я поняла по вашим лицам, что вы были неравнодушными читателями. Я видела у вас и огорчение, и осуждение, и вопрос…А что вас удивило?

2) Повторное чтение с комментированием.

- Давайте ещё раз прочитаем текст. Теперь с комментированием, чтобы эмоционально пережить его.

Чтение до слов «… знал он по имени».

- Можно ли начало сказки назвать сказочным?

Чтение до слов «… братья ссорились».

- Что веселило лесничего, а что его огорчало?

Чтение до слов «… совсем погубит».

- Почему родители так думали?

Чтение до слов «… Смотри же!»

- Что заставило Старшего дать честное слово?

Чтение до слов «… скучает, томится».

- Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

Чтение до слов «… Оставь меня в покое!»

- Как понимал слово «покой» Старший, отгоняя Младшего?

- что страшного в словах «Оставь меня в покое»?

Чтение до слов «… ничего не случится».

- Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения.

Чтение до слов «… И он бросился во двор».

- Что почувствовал Старший в этот момент?

Чтение до слов «… Младший брат не отзывался».

- Что понял Старший, когда потерял своего брата?

Чтение до слов «… И отец выскочил из саней».

- Что вы сейчас чувствуете?

Чтение до слов «… даже поседел».

- Отчего поседел отец?

Чтение до конца 1 части.

- Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? Справедливым? Мудрым?

- Почему два брата носят такие необычные имена: Старший и Младший?

  1. Работа с текстом после чтения.

а) Обобщающая беседа.

- Что-то необычное увидели вы в этой сказке? Сказочное?

( Пока только реальные события, видимо сказочные будут позже.)

- Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?

- Как вы думаете, какие обстоятельства могут изменить характер Старшего?

- Какой нравственный урок хотел преподать нам Евгений Шварц своей сказкой?

    Слайд 8. 

(Будь внимательным к ближним, живи дружно.)

- Подтвердить эту мысль можно словами Дон-Кихота, любимого литературного героя Шварца: «Мир, дружба и согласие воцарятся во всем свете».

    Слайд 9. 

б) Литературный диктант.

- Вспомните содержание прочитанной части сказки и составьте словосочетания.

Живые  …  (деревья).

    Слайд 10. 

- Автор говорит: «… стоят на месте, как вкопанные, но всё-таки они живые». Как вы понимаете это словосочетание? Как это словосочетание связано с нравственным уроком сказки?

(Лесник заботится о деревьях, как о малых детях. О близких своих тем более надо заботиться.)

Тёмная … (ночь).

    Слайд 11. 

- Перескажите соответствующий фрагмент текста.

Седая … (борода).

    Слайд 12. 

- Иногда седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает. Почему же иногда «исчезает седина»? Что должно произойти?

5.Д\з. – Два мира есть в сказке Евгения Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков. Поэтому я предлагаю вам выполнить словесное рисование на тему: «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес». Но для этого вам надо прочитать ещё 2 часть сказки.

    Слайд 13. 

    Слайд 14. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».

Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...

Тест Е. Шварц «Два брата»

Тест для проверки на знание текста для урока литературного чтения, 4 класс...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Евгений Шварц. Два брата.

Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».Автор: Кравченко Анастасия Николаевна.Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.Задачи:·       ...

Евгений Шварц "Два брата"

Задания подготовлены для работы с текстом сказки Евгения Шварца "Два брата", УМК Школа 2100, 4 класс...

Беседа с родителями на тему: «Основы отношений с ближними в православной культуре».

Как жила Святая Русь, какой духовный опыт накоплен многими поколениями? Сегодня я расскажу вам об основах  отношений с ближними в православной культуре.Буду рада, если материал будет вам  п ...