Конспект урока чтения в 1 классе "Буквы Ю, ю"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока чтения в 1 классе "Буквы Ю, ю"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема: Знакомство с буквой Ю, ю.

Цели: 

  1. Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных.
  2. Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.
  3. Стимулировать мышление, внимание, творческую фантазию.
  4. Содействовать воспитанию любознательности, культуры общения, интереса к родному языку.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Повторение изученных букв, звуков, которые имеют эти буквы. ( наглядное пособие «Город Букв»)

1 вариант

- Какие бывают звуки?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Как мы произносим согласные звуки?

- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?

А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у).

- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ).

2 вариант

Игра «Дополни предложение»

1. Звуки бывают …(гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие).

2. Звуки мы…(слышим), а буквы…(пишем).

3. После твердых согласных , пишутся гласные…(а, о, ы, у).

4. После мягких согласных, пишутся гласные…(и, е, ё, я).

5. Как отличаются гласные от согласных?    

     Гласные тянутся в песенке звонкой,

     Могут заплакать и закричать,

     Могут в кроватке баюкать ребенка,

     Но не желают свистеть и ворчать.

 А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

4.Работа над новым материалом. 

  1. Работа по учебнику     Звуковой анализ слов ключ, утюг.

Задания:

  1. «прочитать» слово ключ, ведя указкой по схеме звукового состава слова;
  2. произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; назвать первый звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его мягкую пару ([кь]);
  3. произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; назвать второй звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его твердую пару ([л]);
  4. произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен третий звук; назвать третий звук; определить, какой это звук; запомнить правило обозначения звука [у] после мягких согласных; познакомиться с буквой Ю (ю);

Знакомство с буквой Ю(ю).Знакомство с буквой ю учитель проводит так: «Какой буквой мы вчера обозначали звук [у] после твердых согласных? (Буквой у.) Но в слове ключ букву у ставить нельзя. Если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука (учитель показывает указкой на модели слова первую зеленую фишку) , он никогда не обозначается буквой у. Мы слышим звук [у], но после мягкого согласного обозначаем его буквой ю.  

Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
получилась буква Ю

  1. Физминутка 

- Приседаем, если в слове есть буква  Ю:

юнга

яма

руки

строю

стою

ель

юмор

рою

мою

еду

юркий

пью

5 ) обозначить звук [у] после мягкого согласного звука буквой ю;

6) найти четвертый звук в слове ключ; обозначить мягкий согласный звук [ч'] фишкой зеленого цвета;

7) повторить правило: если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой ю;

8) определить, сколько в слове ключ согласных звуков, гласных звуков, сколько всего в слове ключ мягких согласных, сколько твердых согласных, на сколько мягких согласных больше, чем твердых;

9) провести самостоятельно звукобуквенный анализ слова утюг,

10)        объяснить, какие буквы понадобились для обозначения гласных звуков и почему.

5. Закрепление изученного материала.

  1. Кроссворд (стр. 45 учебника)
  2. Игра «Где стоит звук {у }?» - картинный диктант с. 45 учебника

6. Резервный занимательный материал.

  1. Найди в тексте слова на букву Ю

Сегодня я расскажу вам сказку о животном – обитателе пустынь, степей. Кормится колючими кустарниками и тростником. Толстая шкура и очень густая шерсть спасает его от палящего солнца, а от раскалённого песка – мозолистые подушки на ногах и груди. Зимует в горах: прячется от холодных ветров. Он двугорбый, что очень удобно для перевозки людей и груза.Кто это?

1 слайд. Верблюдица и верблюжонок

Сказка “Верблюжонок Юлий”.

Верблюжонку Юлию очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.

- Мама! Я тоже хочу спать в люльке. (2 слайд. Люлька)
- А разве тёплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой мягкий! - обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу играть с юлой, - сказал он в следующий раз.
(3 слайд. Юла).
- А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой весёлый! – обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу жить в юрте, - сказал он в следующий раз.
 (4 слайд. Юрта)

(Юрта-жилище как шалаш из жердей, утепленный шкурой, войлоком)

- Но разве в юрте растёт столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица. (5 слайд. Тюльпаны)
- Конечно же, нет! – засмеялся Юлий. – И никогда не вырастет.

  1. Вопрос учащимся:

– Какие звуки одинаковые часто слышали в словах?

  1. Итог урока 

- С какой буквой познакомились?
- Какой звук имеет эта буква?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...