Абай (Ибрагим) Кунанбаев "Зима"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок чтения в 4 классе. Учебник "Алматыкитап". Цель урока: Познакомить с творчеством Абая и образом зимы в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kunanbaev_zima.docx | 463.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Абай (Ибрагим) Кунанбаев «Зима»
Цель: Познакомить с творчеством Кунанбаева, с образом зимы в искусстве.
Задачи: познакомить с краткой биографией казахского поэта А.Кунанбаева, рассмотреть образы зимы в искусстве, сравнить образ зимы в стихотворении Кунанбаева с образами зимы в произведениях Пушкина, Некрасова; совершенствовать навыки работы с текстом, работать над выразительным чтением; воспитывать любовь к природе, искусству.
Оборудование: презентация Power Point, выставка книг А. Кунанбаева, М. Ауэзова, мультимедийное оборудование.
Ход урока
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Слайд №1.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Какой поэтический образ зимы создал в стихах А.С.Пушкин?
У. – Зима – матушка, волшебница.
У-ль – Как вы думаете, почему он её так величает?
У. – Природа – мать, она близка и дорога поэту, ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.
У-ль – Ребята, а вам нравится зима?
А какие ассоциации у вас возникают при слове «зима». Слайд 2
- Сообщение темы урока.
– Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему.
Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами образ зимы в разных видах искусства и познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима» .
- Образ Зимы в картинах художников.
Слайд № 3.
Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.
Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона на одну тему, написанные в деревне Лигачево. Это картины "Волшебница-зима" и "Русская зима. Лигачево".
Картину "Волшебница-зима" художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.
Картина рассказывает об одном из радостных дней зимы и передает нам то, что увидел художник с высокого пригорка. Перед нами деревня - справа и слева на среднем плане картины художник изобразил деревянные деревенские дома. Вдали виднеется белый заснеженный лес, слева угадывается купол деревенской церкви на пригорке. Это пейзаж. Но он стал живым и динамичным благодаря группам людей и лошадей, умело вписанным в него.
На переднем плане застывший пруд, где дети катаются на коньках. Кое-кто затеял возню в сугробах. Несколько наездников едут верхом, также проезжают мимо сани с лошадьми, а за ними едут дровни. Немало людей вышло просто прогуляться. Вероятно, это воскресенье - все одеты довольно нарядно, на женщинах - яркие юбки. Как и полагается в деревне, тут же бегает парочка собак - прибежали за своими хозяевами-мальчишками
Слайд 4.
Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Однажды художник вновь поднялся на тот же пригорок и глянул на деревню. То, что он увидел - он рассказал с помощью кисти и красок в картине "Русская зима. Лигачево".
Для картины художник взял немножко другой ракурс, но тема, смысл, суть картины остались те же. Только теперь это картина зрелого мастера. И немножко другое время. Послевоенное, тяжелое, голодное. На улицу любоваться прелестями зимы вышли только дети.
На переднем плане широкая, полностью засыпанная снегом дорога в лес. Заснеженный лес белый от снега. Более темной кажется лишь большая ель, она тоже запорошена снегом, но все равно остается темным пятном в пейзаже. Сразу внимание зрителя притягивает выходящая из лесу группа мальчишек школьного возраста: четверо впереди с собакой, еще парочка немного отстала.
За овражком начинается деревня - мы видим несколько домов на пригорке. Возле них играет детвора - зима для ребенка всегда останется волшебницей, и всегда будет дарить ему радость снега, радость зимних игр.
По своему колориту эта картина очень похожа на предыдущую: бело -голубая, светлая, с темными фигурками людей. А вот по настроению она немного отличается от первой - нет в ней загадки и волшебства, неожиданной радости. Просто красивый зимний день из жизни одной деревни, по-своему обыденный, по-своему неповторимый.
- Слайд 5. Образ зимы в музыке.
«Тяжка зима, но радости мгновенья
Порой смягчают лик ее суровый…
Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи, –
Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его цикл «Времена года».
А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко.
Темы скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно рельефны, конкретны, эмоциональны и по-итальянски мелодичны. Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и обаяние покоя сменяются в этом произведении столь талантливо, что и после окончания прослушивания продолжают волновать воображение.
Слушание произведения Вивальди «Времена года. Зима»
-Какой образ зимы представили себе во время слушания музыки.
- Какие звуки зимы услышали?
5. Образ зимы в поэзии. Слайд 6.
Слушание стихотворения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором»
- Какой образ зимы создал Н.А.Некрасов в своем произведении? (величественный образ хозяина земли, заботливый, суровый)
- Сравните его с образом зимы А.С. Пушкина?
- Сегодня познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима»
Слайд 7.
- Знакомство с краткой биографией писателя.
Слайд 8.
Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.
Слайд 9.
Воспитанием мальчика занимались мать Улжан и бабушка Зере, которые были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи.
Слайд 10.
Абай перевёл на казахский язык басни
И.А. Крылова, стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Абай очень любил родную природу. Он
написал много стихотворений, посвященных
Описанию природы степи в разное время года.
Абай завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.
Абай был талантливым композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни.
Слайд 11.
Абай, как властитель дум, вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью близких ему людей..
Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.
Слайд 12.
Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай-улы (1864-1927). Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману « Путь Абая" запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева.
- Обратите внимание на выставку книг. (Знакомство с выставкой)
6. Знакомство со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима» с.97. Слайд13.
Читает учитель.
- Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение отражает стихотворение?
- Какой образ зимы в своем стихотворении нарисовал Абай Кунанбаев?
- Сравните образ зимы в стихотворении Некрасова и Кунанбаева? Что общего, в чем различие?
8. Повторное чтение стихотворение детьми про себя.
Задание: Отметьте слова и выражения непонятные вам. Выделите описание мороза.
9.Работа над содержанием. Чтение стихотворения детьми. ( 5 человек по четверостишью)
- В чьем образе изобразил поэт зиму?(Старый сват, белый дед)
- Как называется этот прием в литературе? ( олицетворение)
- Найдите описание мороза в стихотворении поэта? (в белой шубе, плечист, весь от снега седой, слеп и нем, с серебристой большой бородой и т.д.)
- Как меняются краски и звуки зимы в стихотворении? (в начале морозные дни, далее буран, холодный морозный ветер)
- Как это время года повлияло на быт людей? (люди одеваются в чапаны, в полушубки дубленные)
- Как живется животным зимой?
- С каким призывом обращается Абай к пастухам? Как нужно прочитать эти строчки?
Слайд 13-15.
- Какие слова из стихотворения подходят к описанию картины.
10. Работа над выразительным чтением.
Расстановка пауз, ударений в строчках.
Чтение хором за учителем.
Чтение детьми вслух.
11. Творческое задание: Написать СИНКВЕЙН. Слайд 16.
Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".
Правила написания:
Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.
Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
12. Проверка творческого задания. Чтение детьми своих стихотворений.
13. Итог:
- О каком времени года говорили на уроке?
- Какие произведения помогли вам в создании образа зимы?
- С произведением какого автора познакомились?
- Какую оценку дадите уроку?
14. Домашнее задание. Страница 97-98 выразит. чтение, нарисовать картину зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение "Минем абый-чик сакчысы"
Это работа была выполнена на конкурс детского творчества "Мой папа (брат,дядя)-защитник Отечества". ...
Муса абый — балаларның якын дусты.
Герой-шагыйрь Муса Җәлил иҗатына багышлана....
Шаян каләмле абый
Творческий вечер , посвященный Шаукату Галиеву....
Әліппе-жаңылтпаштар. Ә.Ысқабай
Әр әріпке құрылған әліппе-жаңылтпаштар бүлдіршіндердің сөздерді жаңылмай, қателеспей, тез әрі шапшаң айтуына, тілді жаттықтырып ұштауына көмектеседі....
Поэзия сәгате. «Шаян каләмле абый».
Уку залында «Шаян каләмле абый» дип исемләнгән китап күргәзмәсе эшләнгән,язучының портреты, китаплары урын алган.Шигырьләр бит ,балалар,Витамин кебек алар:Күңелләрне үстерә ,Йөрәкләргә көч...
«Шаян каләмле абый»:Поэзия сәгате.
Шәүкәт Галиев балалар поэзиясенә алтмышынчы еллар башында «Яшь ленинчы»газетасында басылып чыккан комик герое Шәвәли белән килеп керә.Ул балаларның үз герое.Аңарда балаларга хас бөтен үзен...