Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Бородулина Любовь Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._chtenie.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого в 2004г.;
  2. примерной программы основного общего образования по литературному чтению, начальные классы (базовый уровень) М.Вентана-Граф, 2008г;
  3. авторской программы Л. А. Ефросининой«Литературное чтение» (М.: Вентана-Граф, 2008г) 

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по3 часа в неделю в 3 классе и в соответствии с рекомендованным Министерством образования Российской Федерации учебником: Л. А. Ефросининой «Литературное чтение 3 класс» М.: Вентана-Граф, 2008г

Цели обучения:

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся

Следует обратить внимание на специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Обоснованность

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
  1. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
  2. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
  3. Формирование литературоведческих представлений обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Образовательная область

Программа курса «Литературное чтение 3класс» входит в образовательную область ФИЛОЛОГИЯ.

Сроки реализации программы

Программа курса «Литературное чтение 3 класс» рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

I четверть – 25 часа;

II четверть – 22часа;

III четверть – 30 часа;

IV четверть – 25 часа.

Задачи обучения

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

На уроках литературного чтения осуществляется связь с другими предметами:

  1. с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  2. с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
  3. с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к темам изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
  4. с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, легоконструкции к изученным произведениям или разделам).

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств .Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности преемственности, перспективности и др.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения.

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. и.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность Рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы ( р а б о т а с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) , различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  1. читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
  2. знать наизусть 6 – 7 стихотворений и 2 – 3 отрывка из прозы;
  3. выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  4. определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
  5. пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  6. самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
  7. пользоваться библиотечным фондом;
  8. отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  9. пользоваться справочной литературой.

В 3 классе в лексикон учащихся вводятся следующие понятия: присказка, зачин, концовка сказки. былинный герой, сказитель, поэма, стихотворная строка, строфа, рифма, ритм стиха, повесть, очерк, олицетворение, эпитет, сравнение, устойчивый эпитет, строфа(двустишие, трёхстишие и т.д.), рифма, логическое ударение, пауза, темп, тон, пейзаж, сюжет, глава, герой, юмор, метафора, псевдони

В результате изучения литературного чтения ученик должен

Знать:

  1. названия и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
  2. элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Называть, приводить примеры:

  1. сказок народных и литературных;
  2. стихов и рассказов из круга детского чтения;
  3. детского игрового фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка).

Различать, сравнивать:

  1. произведения фольклора (загадка, пословица, песня, скороговорка);
  2. жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  3. сказки народные и литературные;
  4. словари и справочники;
  5. элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление/содержание);

• виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
Уметь:

• читать осознанно, правильно, целыми словами вслух не менее 80 слов в минуту, молча —100-120 слов в минуту;

  1. выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  2. определять тему и главную мысль произведения;
  3. ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  4. делить тексты на смысловые части и составлять простой план;
  5. пересказывать и рассказывать произведение по плану;
  6. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

• создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

  1. высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  2. самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  3. определения темы и жанра незнакомой книги;
  4. работы со справочной литературой.

.Содержание программы

1.Устное народное творчество 

Загадка», «Пословицы», «Про Ленивую и Радивую»

Слушание и работа с детскими книгами. Сказка о животных. Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

«Добрыня и Змея»,

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

«Алеша Попович и Тугарин Змеёвич»,

«Вольга и Микула».

Былины. Русские народные сказки.

2. Басни

«Лиса и виноград». Эзоп (перевел М. Гаспаров).

«Лиса и виноград». И. Крылов.

«Ворона и Лисица». И. Крылов.

3.Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

4. Стихи русских х поэтовВот север тучи нагоняя…

«Зимний вечер…».

«Няне».

5. Лев Николаевич Толстой

Два брата (сказка), Белка и волк (басня), Лебеди. Зайцы. Прыжок (быль) Как боролся русский богатырь (былина)

6. Николай Алексеевич Некрасов

Крестьянские дети (отрывок),

Мужичок с ноготок (отрывок),

Статья: Мужичок с ноготок. К. И. Чуковский.

«Славная осень! Здоровый, ядрёный».

Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

О стихах Н.А. Некрасова. К.И Чуковский.

7. Антон Павлович Чехов

Степь(отрывок),Дополнительное чтение: «Белолобый» И.С. Тургенев «Лес и степь»

Ванька (рассказ).

Н. Шер «О рассказах А.П Чехова»

8.Сказки зарубежных писателей

Подарки феи. Ш. Перро (перевела Т. Габбе),

Солнечный Луч в ноябре. Ц. Топелиус (пересказала А. Любарская).

9. Стихи русских поэтов

Русь. И. Никитин. Утро. И. Никитин. Детство. И. Суриков.

Привет. С. Дрожжин. Зимний день. С. Дрожжин.

10. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Приёмыш. Умнее всех (сказка)

11. Александр Иванович Куприн

Синяя Звезда. Барбос и Жулька.

12. Сергей Александрович Есенин

Стихи о Родине (отрывок).

«Я покинул родимый дом». «Нивы сжатые, рощи голы».

Береза. Бабушкины сказки.

13. Константин Георгиевич Паустовский

Стальное колечко. «Заячьи лапы»

Кот-ворюга. Какие бывают дожди.

14. Самуил Яковлевич Маршак

Урок родного языка.

Ландыш. В. Субботин С. Маршаком

15. Леонид Пантелеев

Честное слово. Камилл и учитель

16.Аркадий Петрович Гайдар

Горячий камень. Тимур и его команда (отрывок)

17. Михаил Михайлович Пришвин

Моя Родина. Выскочка. Жаркий час

18. Произведение зарубежных писателей

Волк. Джек Лондон

Чинк. Э. Сетон-Томпсон

Календарно-тематический план.

1 полугодие-47ч. 1 четверть-25ч

№ урока

Дата

Тема раздела, урока



Кол-во часов

Использование ИКТ, проектная деятельность учащихся

Примечание

план

факт

Устное народное творчество

12

Загадки.

2

1

Какие бывают загадки. . В. Даль «Старик-годовик»

1

Пословицы.

1

2

Какие бывают пословицы.

Дополнительное чтение из хрестоматии: «Загадка», «Пословицы»

1

Дорогами сказок.

2

ИКТ

3

«Самое дорогое»,

1

4

«Про Ленивую и Радивую»

Слушание и работа с детскими книгами. Сказка о животных. Дополнительное чтение: Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

1

Сказки с загадками.

3

5

«Дочь-семилетка»,

1

6

Волшебные сказки

«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка.

«О присказках»

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение: народные сказки:» Елена Премудрая», «Умная внучка»,(в пересказе А. Платонова)

1

7

Скороговорки. Потешки. Повторение:малые жанры фольклора.

Какие бывают скороговорки

1

ИКТ

Былины.

5

8

«Добрыня и Змея»,

1

9

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

1

10

«Алеша Попович и Тугарин Змеёвич»,

«Вольга и Микула».

1

11

Былины. Русские народные сказки. Работа с книгами

1

12

Обобщающий урок

1

проект

Басни

3

ИКТ

13

«Лиса и виноград». Эзоп (перевел М. Гаспаров).

«Лиса и виноград». И. Крылов.

1

14

«Ворона и Лисица». И. Крылов.

1

15

Обобщающий урок

1

Александр Сергеевич Пушкин

10

16

«У лукоморья дуб зеленый (отрывок).

1

17

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».1,2,3 часть

4

18

«Сказка о царе Салтане, о сыне его

славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».4,5,6 часть

19

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».7,8,9 часть

20

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

21

Вот север тучи нагоняя…

1

22

«Зимний вечер…».

1

23

«Няне».



1

24

К.Г Паустовский. Сказки Пушкина.

1

25

Обобщающий урок

1

проект

2четверть-22ч

Стихи русских поэтов.Ф.И Тютчева, А.Н.Майкова

4

ИКТ

26

«Есть в осени первоначальной… ». Ф. Тютчев.

«Чародейкою зимою». Ф. Тютчев.

1

27

«Осень». А. Майков.

1

28

«Мама! Глянь-ка из окошка» стихи. А. Фет.

«Кот поет, глаза прищуря». А. Фет.

1

29

Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение: И.А Бунин «Листопад»

1

Произведения Льва Николаевича Толстого

7

30

Два брата (сказка),

1

31

Белка и волк (басня),

1

32

Лебеди.

1

33

Зайцы.

1

34

Прыжок (быль)

1

35

Как боролся русский богатырь (былина)

1

36

Обобщающий урок

1

Произведения Николая Алексеевича Некрасова

5

37

Крестьянские дети (отрывок),

Мужичок с ноготок (отрывок),

1

38

Статья: Мужичок с ноготок. К. И. Чуковский.

«Славная осень! Здоровый, ядрёный».

1

39

Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

40

О стихах Н.А. Некрасова. К.И Чуковский.

1



41

Обобщающий урок

1

Произведение Антона Павловича Чехова

3

42

Степь(отрывок),Дополнительное чтение: «Белолобый» И.С. Тургенев «Лес и степь»

1

43

Ванька (рассказ).

1

44

Дополнительное чтение Н. Шер «О рассказах А.П Чехова»

1

Сказки зарубежных писателей

3

45

Подарки феи. Ш. Перро (перевела Т. Габбе),

1

46

Солнечный Луч в ноябре. Ц. Топелиус (пересказала А. Любарская).

1

47

Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

1

2 полугодие-55ч 3 четверть-30ч.

Стихи русских поэтов

6

48

Русь. И. Никитин.

1

49

Утро. И. Никитин.

1

50

Детство. И. Суриков.

1

51

Привет. С. Дрожжин.

1

52

Зимний день. С. Дрожжин.

1

53

Обобщающий урок

1

Произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

6

54

Приёмыш. 1часть

1

55

Приёмыш. 2 часть

1

56

Приёмыш. 3 часть

1

57

Умнее всех (сказка) 1часть

1

58

Умнее всех (сказка)2 часть

1

59

Умнее всех (сказка) 3часть

1

Произведение Александра Ивановича Куприна

6

60

Синяя Звезда. 1-2 часть

1

61

Синяя Звезда.3-4часть

1

62

Синяя Звезда.5-6 часть

1

63

Барбос и Жулька.

1

64

Книги о братьях наших меньших

1

65

Обобщающий урок

1

Стихи Сергея Александровича Есенина

6

66

Стихи о Родине (отрывок).

1

67

«Я покинул родимый дом».

1

68

«Нивы сжатые, рощи голы».

1

69

Береза. Дополнительное чтение: стихи о березе (отрывки)

1

70

Бабушкины сказки.

1

71

Обобщающий урок

1

Произведения Константина Георгиевича Паустовского

6

72

Стальное колечко 1 часть

1

73

Стальное колечко 2 часть

1

74

Стальное колечко. Дополнительное чтение: «Заячьи лапы»

1

75

Кот-ворюга. 1-2тчасть

1

76

Кот-ворюга. 3 часть

77

Какие бывают дожди.

1

4 четверть-25ч.

Произведение Самуила Яковлевича Маршака

5

78

Урок родного языка.

1

79

Ландыш.

1

80

В Субботин С. Маршаком

1

81

Слушание и работа с книгами С.Я Маршака

1

82

Обобщающий урок

1

Рассказы Леонида Пантелеева

4

83

Честное слово. 1-2 часть

1

84

Честное слово. 3 часть

1

85

Камилл и учитель 1-2 часть

1

86

Камилл и учитель 3 часть

1

Произведение Аркадия Петровича Гайдара

6

87

Горячий камень. 1-2-3-4 часть

1

88

Горячий камень.5-6-7 часть

1

89

Тимур и его команда (отрывок)

1

90

Аркадий Гайдар. С. Михалков

1

91

Об Аркадии Петровиче Гайдаре. К. Паустовский

1

92

Обобщающий урок

1

Произведение Михаила Михайловича Пришвина

5

93

Моя Родина.

1

94

Выскочка

1

95

Жаркий час

1

96

Воспоминание о М. М Пришвине. В. Чалмаев

1

97

Обобщающий урок

1

проект

Произведения зарубежных писателей

5

98

Волк. Джек Лондон 1-2-3 часть

1

99

Волк. Джек Лондон 4-5-6 часть

1

100

Чинк. Э. Сетон-Томпсон 1-2 часть

1

101

Чинк. Э. Сетон-Томпсон 3 часть

1

102

Обобщающий урок

1

учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на проектную деятельность учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Устное народное творчество

12


1


2


Басни


3



3

Александр Сергеевич Пушкин

10



1



4

Стихи русских х поэтов

4




5

Лев Николаевич Толстой

7




6

Николай

Алексеевич Некрасов

5




7


Антон Павлович Чехов

3


8

Сказки зарубежных писателей


3





9

Стихи русских поэтов


6


10


Дмитрий

Наркисович Мамин-Сибиряк


6






11

Александр Иванович Куприн


6





12

Сергей Александрович Есенин


6





13

Константин Георгиевич Паустовский


6





14

Самуил Яковлевич Маршак


5





15


Леонид Пантелеев


4



16

Аркадий

6

Петрович Гайдар



17

Михаил Михайлович Пришвин


5

1

18


Произведение зарубежных писателей



5

Итого:

102

3

Литература

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». -3-е изд., дораб. и доп. – М:Вентана- Граф, 2008.- 176 с.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2008г.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: рабочие тетради.№1,2 - М.: Вентана-Граф, 2009г.

Ефросинина, Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. - М.: Вентана-Граф, 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...