Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс
рабочая программа (чтение, 2 класс) по теме

Рабочая программа к УМК "Школа России", к учебнику Л.Ф. Климановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_rabochaya_programma.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ  Большетумановская ООШ

__________/_____________/

                            ФИО

 «____» _____________ 2013 г

                              «Утверждаю»

                              Директор

                               МБОУ  Большетумановская ООШ

                             ___________________/И.В .Уткина/

                                       « ____»  ____________ 2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 2 класса

на 2013-2014 учебный год

Составлена по УМК «Школа России»

 к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение».

Разработала:

Лобанова В.В.

учитель начальных классов

2013 г.

1. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора.
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование  навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информации* в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности дли своего самообразования.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

2. Общая характеристика предмета.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков  отечественной и зарубежной литературы, современных писателей  России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы басни, драматические произведения.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.

Программа рассчитана на  4 часа  в неделю, во  2 классе – 136 часов  ( 34 учебные недели)

3. Результаты изучения курса во  2   классе.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
    в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находим
    выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев                    литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  10.  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  3. использование знаково-символических средств представления им формации о книгах;
  4. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  6. освоение способами решения проблем творческого и поисковом» характера;
  7. формирование умения планировать, контролировать и оценивам. учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  5. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4. Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного  произведения,  определение  последовательности  событий,  

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащих» HI формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, при вильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяют им осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и  интонационных норм  чтения. Чтение предложений  с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться  к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтений определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте  необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее   представление   о   разных   видах   текста:   художественном, учебном,  научно-популярном — и  их сравнение.  

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие  умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-по знавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружно, честности, юмористические произведения.

Творческая деятельность обучающихся.

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор

6. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

а) Книгопечатные.

  • Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
  • Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2011.
  • Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  • Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения в 1-4 классах. /авт.- сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Шинкарчук С.А. литературные усадьбы: Михайловское, Ясная

      Поляна, … /Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,    2008.

  • Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.: Просвещение 2010.
  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.
  • Моисеев И.А. контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

б) Печатные пособия.

Словари:

  • Леонович Е.Н. «Орфографический словарик русского языка (начальная школа)»- 7 штук.
  • Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - 1 штука.
  • Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка» - 1 штука.
  • Иванов В.В. «Школьный словарь иностранных слов»- 1 штука.
  • Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь» - 2 штуки.
  • Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»- 1 штука.
  • Львов М.Р. «Словарик синонимов и антонимов» -1 штука.
  • Потиха З.А. «Школьный словарь строения слов русского языка» - 1 штука.
  • Комплект портретов детских писателей.

в) Оборудование класса

  • Шкафы – 2 шт.
  • Столы ученические – 8 штук.
  • Стулья ученические – 16 штук.
  • Стол учителя – 1 шт.
  • Стул мягкий – 1 шт.
  • Классная доска.
  • Магнитная доска.
  • Настенно-потолочный экран.
  • Проектор.
  • Ноутбук


5. Тематическое планирование.

I четверть – 36  часов

ур.

№ п/п

Тема урока

Дата

Страница учебника

 Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

Предметные

УУД

Вводный урок по курсу  литературного чтения (1ч.)

1

1.

Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю» Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Игра «Крестики-нолики»

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем в конце учебника. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Самое великое чудо на свете   (4ч.)

2

1.

Самое великое чудо на свете   Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Книги прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

3-5

Прогнозировать содержание раздела. Представлять любимую книгу и любимых героев.

Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Представлять выставку книг прочитанных летом.

3

2.

Самое великое чудо на свете. Библиотеки.

   Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Экскурсия в школьную библиотеку.

7

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить отличия и общее.

Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге.

Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека». Готовить выступление на заданную тему.

4.

3.

Самое великое чудо на свете. Книги. Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы: «Старинные книги Древней Руси», «О  чем может рассказать старинная книга»

8-11

5

4.

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Напутствие читателю Р.Сефа. Выразительное чтение напутствия.

12

Устное народное творчество (15 ч.)

6.

1

Устное народное творчество Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

13-15

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу   с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать выражая настроение произведения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

7

2

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

16-19

8

3

Русские народные потешки и прибаутки. Потешки и прибаутки –малые жанры устного народного творчества. Отличия потешки от прибаутки. Слово как средство создания образа.

20-21

Находить созвучные окончания          слов в песне, прибаутке, потешке, считалке, небылице.

Размышлять над прочитанным. Находить слова, которые помогают представить героя произведения  устного народного творчества.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, считалке, небылице  опираясь на опыт создания народного

9

4

Скороговорки, считалки, небылицы. Считалки и небылицы- малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

22-23

10

5

Загадки. Пословицы и поговорки. Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Малые и большие жанры народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа.

24-25

Соотносить загадки и отгадки.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Анализировать загадки.

Придумывать рассказ по пословице.

Распределять загадки   по тематическим группам.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

26-27

11

6

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу   идет…»

28-31

Перечислять героев сказки.

Характеризовать героев сказки.

Соотносить качества с героями сказок.

 Делать подписи под рисунками

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

 Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Соотносить пословицу и сказочный текст. Определять последовательность событий.

Составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя  сказки)

12

7

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Соотнесение смысла сказки с пословицей. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств. Рассказывание по рисункам.

32-33

Перечислять героев сказки.

Характеризовать героев сказки.

Соотносить качества с героями сказок.

 Делать подписи под рисунками

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

 Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Соотносить пословицу и сказочный текст. Определять последовательность событий.

Составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя  сказки)

13

8

Русская народная сказка              «У страха глаза велики». Соотнесение смысла сказки с пословицей. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств. Творческий пересказ.

14

9

Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Соотнесение смысла сказки с пословицей. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств. Творческий пересказ.

15

10

 Русская народная сказка «Лиса и журавль». Соотнесение смысла сказки с пословицей. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств. Рассказывание по плану.

16

11

Русская народная сказка  «Каша из топора». Соотнесение смысла сказки с пословицей. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств. Творческий пересказ.

17

12

Русская народная сказка  «Гуси – лебеди».  Соотнесение смысла сказки с пословицей.

18

13

Русская народная сказка  «Гуси – лебеди». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств. Творческий пересказ.

19

14

Проверочная работа №1 по теме «Устное народное творчество»

Оценка достижений.

56

Проверка знаний и умений

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять текстовые задания учебника. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

20

15

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Люблю природу русскую. Осень  (8ч)

21

1

Люблю природу русскую. Осень.  Знакомство с названием  раздела. Прогнозирование содержание раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках.

65-67

Прогнозировать содержание раздела. Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Находить средства художественной выразительности.

Подбирать свои собственные придуманные слова.

Создавать с помощью   слова собственные картины.

Наблюдать за жизнью слов в  художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения

Представлять картины осенней природы.

Оценивать свой ответ.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои дстижения.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов  на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Сравнивать художественный и научно- познавательный текст.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом  текста.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

22

2

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». Настроение. Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности.  Выразительное чтение стихотворений.

68

23

3

Стихи об осени. К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила» Настроение. Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности.  Выразительное чтение стихотворений.

69-70

24

4

А. Фет «Ласточки пропали» Настроение. Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности.  Выразительное чтение стихотворений.

71

25

5

Осенние листья – тема для поэтов. Настроение. Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности.  Выразительное чтение стихотворений.

72

26

6

В. Берестов «Хитрые грибы» Настроение. Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности.  Выразительное чтение стихотворений.

76-77

27

7

М. Пришвин «Осеннее утро», И Бунин «Сегодня так светло кругом». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

78-79

28

8

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».Оценка достижений.

82

Проверка знаний и умений

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Русские писатели (14ч.)

29

1

А.С. Пушкин –великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Картины природы.

84-87

Прогнозировать содержание раздела.

Определять в тексте яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты.

Читать произведения вслух с постепенным переходом про себя.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

30

2

Лирические стихотворения

А .С.Пушкина. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности.

88-89

31

3

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказки.

90

Сравнивать авторские и народные произведения.

Пересказывать текст выборочно, подробно.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Соотносить пословицы и смысл прозаического произведения.

Определять действия, которые помогают  представить неживые предметы как живые.

32

4

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке.

90

33

5

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения.

90

34

6

Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина»

35

7

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». Нравственный смысл басен. Сравнение басни и сказки. Герой басенного текста.

102-105

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Оценивать свой ответ.

Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

36

8

И.Крылов «Стрекоза и муравей». Нравственный смысл басен. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни и пословицы..

106-107

II  четверть – 28  часов

37

9

Л. Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басни.

108-111

Отличать басню от рассказа.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Оценивать свой ответ.

Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

38

10

Л.Толстой «Филипок». Герои произведений. Характеристика героев.

112

Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев на основе анализа их поступков.

39

11

Л.Толстой «Филипок». Подробный пересказ.

112

40

12

Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». Герои произведений. Характеристика героев

Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев на основе анализа их поступков.

41

13

Веселые стихи. И.П. Токмакова. Ю.Н. Могутин.

120

Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев на основе анализа их поступков.

42

14

Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений.

122

Проверка знаний и умений

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

О братьях наших меньших (12ч.)

43

1

О братьях наших меньших Знакомство с названием раздела. Научно-популярный текст Н.Сладкова «Они и мы»

126-127

Планировать работу с произведением.

Прогнозировать содержание раздела.

Выбирать виды деятельности на уроке.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

44

2

Веселые стихи о животных. Б.Заходера,  И.Пивоваровой. Заголовок, настроение, герои, рифма  стихотворения.

128-129

Планировать работу с произведением.

Воспринимать на слух прочитанное.

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

45

3

Веселые стихи о животных. В.Берестова. Заголовок, настроение, герои, рифма  стихотворения.

130

Планировать работу с произведением.

Воспринимать на слух прочитанное.

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

46

4

Поговорим о животных.

47

5

М.Пришвин  «Ребята и утята» Рассказ о животных М.Пришвина «Ребята и утята» герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана.

132

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Определять героев произведения и характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям.

Давать нравственную оценку поступкам.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Выбирать книги по темам и по авторам.

48

6

М.Пришвин  «Ребята и утята» Рассказ о животных М.Пришвина «Ребята и утята» герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана.

132

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Определять героев произведения и характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям.

Давать нравственную оценку поступкам.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Выбирать книги по темам и по авторам.

49

7

Е.Чарушин «Страшный рассказ» Рассказ о животных   Е.Чарушина «Страшный рассказ» ,герои рассказа. Характеристика героев.

136

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Определять героев произведения и характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям.

Давать нравственную оценку поступкам.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Выбирать книги по темам и по авторам.

50

8

Е.Чарушин «Страшный рассказ» Рассказ о животных   Е.Чарушина «Страшный рассказ». Нравственный смысл поступков.  Подробный пересказ на основе плана.

136

51

9

Б.Житков «Храбрый утенок» Рассказ о животных   Б.Житкова «Храбрый утенок», герои рассказа.  Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана.

139

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Определять героев произведения и характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям.

Давать нравственную оценку поступкам.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Выбирать книги по темам и по авторам.

52

10

Рассказ о животных   В.Бианки «Музыкант»,  герои рассказа. Нравственный смысл поступков.

142

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Определять героев произведения и характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям.

Давать нравственную оценку поступкам.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Выбирать книги по темам и по авторам.

53

11

В.Бианки «Сова»

 Рассказ о животных   В.Бианки «Сова», герои рассказа. Нравственный смысл поступков.

146

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Определять героев произведения и характеризовать их.

Выражать свое собственное отношение к героям.

Давать нравственную оценку поступкам.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Выбирать книги по темам и по авторам.

54

12

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Оценка достижений.

154

Проверка знаний и умений

Проверять себя и самостоятельно оценивать  на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Из детских журналов (9ч.)

55

1

Из детских журналов Знакомство с названием раздела. Придумывание  своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.

158-159

Планировать работу с произведением.

Отличать журнал от книги.

Прогнозировать содержание раздела.

Ориентироваться в журнале.

Выбирать виды деятельности на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их  с необычными вопросами из детских журналов.

56

2

Д.Хармс «Игра»

Произведения из детских журналов. Игра в стихи.

160

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Прогнозировать содержание произведения.

Воспринимать на слух прочитанное.

Планировать работу на уроке.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Придумывать свои вопросы по содержанию.

57

3

Д.Хармс «Вы знаете?». Произведения из детских журналов. Подбор заголовка в соответствии с содержанием.

165

58

4

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи». Произведения из детских журналов. Анализ стихотворения в соответствии с главной мыслью.

170

59

5

Д.Хармс «Что это было?» Произведения из детских журналов. Анализ стихотворения в соответствии с главной мыслью.

174

60

6

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Произведения из детских журналов. Выразительное чтение стихотворения.

175

61

7

Ю.Владимиров «Чудаки» Произведения из детских журналов. Выразительное чтение стихотворения.

176

62

8

А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка».

Произведения из детских журналов.

177, 182

63

9

Обобщение по разделу «Из детских журналов». Проект «Мой любимый детский журнал»

186, 181

Проверка знаний и умений.

Участвовать в проекте.

Проверять себя и самостоятельно оценивать  на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Распределять роли для реализации проекта.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой проекта.

Люблю природу русскую. Зима (9ч)

64

1

Люблю природу русскую. Зима Знакомство с названием  раздела. Прогнозирование содержание раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадок и отгадок.

188

Прогнозировать содержание раздела.

Соотносить загадки и отгадки.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

III четверть - 40 часов

65

2

И.А. Бунин. К.Д. Бальмонт. Я. Л. Аким. Стихи о первом снеге. Настроение стихотворений. Авторское отношение.

190

Читать выразительно отражая настроение стихотворения.

Читать стихи наизусть.

Воспринимать на слух почитанное произведение.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворений.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну и ту же тему.

Рисовать словесные картины зимней природы на текст стихотворения.

66

3

Ф.Тютчев  «Чародейкою зимою…». Лирическое стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…». Настроение стихотворения. Авторское отношение.

194

67

4

С. А. Есенин. «Поет зима - аукает». «Береза». Лирические стихотворения С.Есенина. Настроение стихотворений. Авторское отношение.

195

68

5

Русская народная сказка «Два мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения.

198

Сравнивать и характеризовать героев на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Воспринимать на слух художественный текст.

Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Наблюдать за жизнью слов в художественном произведении.

Прогнозировать содержание произведения.

69

6

Русская народная сказка «Два мороза». Герои произведения.  Характеристика героев.

198

70

7

«Новогодняя быль» С.Михалков. Особенности жанра. Чтение по ролям.

203

Сравнивать и характеризовать героев на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Воспринимать на слух художественный текст.

Понимать особенности были и сказочного произведения.

Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Наблюдать за жизнью слов в художественном произведении.

Прогнозировать содержание произведения.

71

8

Веселые стихи о зиме А.Барто, А. Прокофьева.

208

Читать выразительно отражая настроение стихотворения.

Читать стихи наизусть.

Воспринимать на слух почитанное произведение.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворений.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну и ту же тему.

Рисовать словесные картины зимней природы на текст стихотворения.

72

9

Проверочная работа № 2  по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

212

Проверка знаний и умений

Проверять себя и самостоятельно оценивать  на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Писатели детям (17 ч.)

73

1

К.Чуковский «Путаница». Знакомство с содержанием раздела. Настроение стихотворения. Рифма. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

4

Прогнозировать содержание  произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря

Воспринимать на слух произведение.

Читать стихотворение выразительно передавая настроение.

Читать стихотворение по ролям.

74

2

К.Чуковский «Радость». Настроение стихотворения. Рифма. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

11

Прогнозировать содержание  произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря

Воспринимать на слух произведение.

Читать стихотворение выразительно передавая настроение.

Читать стихотворение по ролям.

75

3

К.Чуковский «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма.

13

Прогнозировать содержание  произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря

Воспринимать на слух произведение.

Читать стихотворение выразительно передавая настроение.

Читать стихотворение по ролям.

76

4

К.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому.

13

77

5

К.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям.

13

78

6

С. Маршак. «Кот и лодыри».  Творчество С.Я.Маршака. Герои произведения «Кот и лодыри».

24

Прогнозировать содержание  произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря

Воспринимать на слух произведение.

Читать стихотворение выразительно передавая настроение.

Читать стихотворение по ролям.

79

7

Творчество С.Михалкова.  Эпическое стихотворение «Мой секрет», «Сила воли». Содержание произведения Характеристика героев.

30

Прогнозировать содержание  произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря

Воспринимать на слух произведение.

Читать стихотворение выразительно передавая настроение.

Читать стихотворение по ролям.

80

8

С.Михалков «Мой щенок». Характеристика героя произведения с опорой на поступки. Деление текста на части.

35

Прогнозировать содержание  произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря

Воспринимать на слух произведение.

Читать стихотворение выразительно передавая настроение.

Читать стихотворение по ролям.

81

9

Творчество А.Барто. Стихотворение  «Веревочка». Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

38

Прогнозировать содержание  произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря

Воспринимать на слух произведение.

Читать стихотворение выразительно передавая настроение.

Читать стихотворение по ролям.

82

10

А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу». Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

44

83

11

А.Барто «Вовка-добрая душа». Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

46

84

12

Н.Носов. «Затейники». Знакомство с творчеством Н.Носова. «Затейники». Пересказ по плану.

48

Определять смысл художественного произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Рассказывать о героях отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды

Воспринимать на слух художественный текст.

Организовывать взаимоконтроль.

Оценивать свое чтение.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря.

Читать текст в паре.

85

13

Н.Носов «Живая шляпа».  Юмористичекий рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Герои рассказа и авторское отношение к ним.

54

Определять смысл художественного произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Рассказывать о героях отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды

Воспринимать на слух художественный текст.

Организовывать взаимоконтроль.

Оценивать свое чтение.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря.

Читать текст в паре.

86

14

Н.Носов «Живая шляпа».  Юмористичекий рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе плана.

54

87

15

Н.Носов  «На горке». Юмористичекий рассказ Н.Носова «На горке». Герои рассказа и авторское отношение к ним.

60

Определять смысл художественного произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Рассказывать о героях отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды

Воспринимать на слух художественный текст.

Организовывать взаимоконтроль.

Оценивать свое чтение.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов  на основе словаря учебника и толкового словаря.

Читать текст в паре.

88

16

Н.Носов  «На горке». Юмористичекий рассказ Н.Носова «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана.

60

89

17

Обобщение по разделу  «Писатели детям»

68

Проверка знаний и умений

Проверять себя и самостоятельно оценивать  на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Я и мои друзья (10 ч.)

90

1

Введение в раздел «Я и мои друзья» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

72

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста.

91

2

Стихи о дружбе и друзьях. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

74

Прогнозировать содержание произведения.

Соотносить основную мысль стихотворения  с пословицей.

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста.

92

3

Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.  

79

Соотносить основную мысль рассказа  с пословицей.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Оценивать свой ответ в соответствии  с образцом.

Определять последовательность событий в тексте.

Придумывать продолжение рассказа.

Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

93

4

Ю.Ермолаев «Два пирожных». Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.  

85

Соотносить основную мысль рассказа  с пословицей.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Оценивать свой ответ в соответствии  с образцом.

Определять последовательность событий в тексте.

Придумывать продолжение рассказа.

Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

94

5

В.Осеева «Волшебное слово» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.  

87

Соотносить основную мысль рассказа  с пословицей.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Оценивать свой ответ в соответствии  с образцом.

Определять последовательность событий в тексте.

Придумывать продолжение рассказа.

Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

95

6

В.Осеева «Волшебное слово» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.  

87

96

7

В.Осеева «Хорошее» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.  

93

Соотносить основную мысль рассказа  с пословицей.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Оценивать свой ответ в соответствии  с образцом.

Определять последовательность событий в тексте.

Придумывать продолжение рассказа.

Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

97

8

В.Осеева «Почему?» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.  

96

Соотносить основную мысль рассказа  с пословицей.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Оценивать свой ответ в соответствии  с образцом.

Определять последовательность событий в тексте.

Придумывать продолжение рассказа.

Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

98

9

В.Осеева «Почему?» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.  

96

99

10

Обобщение по разделу  «Я и мои друзья».

Оценка достижений.

98

Проверка знаний и умений

Проверять себя и самостоятельно оценивать  на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Люблю природу русскую. Весна (9ч.)

100

1

Люблю природу русскую. Весна Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки.

108

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста.

101

2

Лирические стихотворения Ф.Тютчева о весне. Настроение стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство  создания весенней картины природы.

110

Прогнозировать содержание произведения.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оценивать свой ответ.

Контролировать и оценивать свое чтение.

Читать стихотворение выразительно.

Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

102

3

Лирические стихотворения А. Плещеева о весне. Настроение стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство  создания весенней картины природы.

112

Прогнозировать содержание произведения.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оценивать свой ответ.

Контролировать и оценивать свое чтение.

Читать стихотворение выразительно.

Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

103

4

 А Блок «На лугу» Настроение стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство  создания весенней картины природы.

114

Прогнозировать содержание произведения.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оценивать свой ответ.

Контролировать и оценивать свое чтение.

Читать стихотворение выразительно.

Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

104

5

С Маршак «Снег теперь уже не тот». Прием контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство  создания весенней картины природы.

115

Прогнозировать содержание произведения.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оценивать свой ответ.

Контролировать и оценивать свое чтение.

Читать стихотворение выразительно.

Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

105

6

И.Бунин «Матери». Настроение стихотворения. Звукопись.

116

Прогнозировать содержание произведения.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Читать стихотворение с выражением.

Ставить вопросы к стихотворению.

Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев.

IV  четверть - 32 часов

106

7

А Плещеев «В  бурю». Настроение стихотворения.

117

Прогнозировать содержание произведения.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Читать стихотворение с выражением.

Ставить вопросы к стихотворению.

Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев.

107

8

Е.Благинина «Посидим в тишине», Э Мошковская «Я маму мою обидел..»

119

Прогнозировать содержание произведения.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Читать стихотворение с выражением.

Ставить вопросы к стихотворению.

Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев.

108

9

Обобщение по разделу  «Люблю природу русскую. Весна» Оценка достижений.

124

Проверка знаний и умений

Проверять себя и самостоятельно оценивать  на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

И в шутку и в серьез (14 ч.)

109

1

И в шутку и всерьез Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

126

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста.

110

2

Веселые стихи Б.Заходера «Товарищам детям», «Что красивее всего?». анализ заголовка. Авторское отношение к читателю. Сравнение героев стихотворения

128

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.

111

3

Веселые стихи Б.Заходера. Песенки  Вини-Пуха. Герой авторского стихотворения.

132

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Понимать особенности юмористического произведения.

Оценивать свой ответ.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.

112

4

Веселые стихи Б.Заходера. Песенки  Вини-Пуха. Герой авторского стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение на основе ритма.

134

113

5

Э Успенский «Чебурашка». Герои юмористического текста. Отношение к героям.

137

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Понимать особенности юмористического произведения

Оценивать свой ответ.

Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.

Инсценировать фрагменты рассказа.

Пересказывать веселые рассказы.

114

6

Э Успенский «Чебурашка». Герои юмористического текста. Отношение к героям. Пересказ текста на основе вопросов.

137

115

7

Веселые стихи Э.Успенского. герои юмористических стихотворений. Отношение к героям юмористических  стихотворений.

142

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Понимать особенности юмористического произведения.

Оценивать свой ответ.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.

116

8

Веселые стихи  В.Берестова. Герои юмористических стихотворений. Отношение к героям юмористических  стихотворений.

148

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Понимать особенности юмористического произведения.

Оценивать свой ответ.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.

117

9

Веселые стихи   И. Токмаковой. Герои юмористических стихотворений. Отношение к героям юмористических  стихотворений.

150

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Понимать особенности юмористического произведения.

Оценивать свой ответ.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.

118

10

  Г.Остер «Будем знакомы». Герои юмористических рассказов. Отношение к героям юмористических  рассказов.

153

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Понимать особенности юмористического произведения

Оценивать свой ответ.

Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.

Инсценировать фрагменты рассказа.

Пересказывать веселые рассказы.

119

11

Г.Остер «Будем знакомы». Составление плана. Пересказ на основе вопросов.

153

120

12

  В.Драгунский «Тайное становится явным».  Герои юмористических рассказов. Отношение к героям юмористических  рассказов.

159

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Понимать особенности юмористического произведения

Оценивать свой ответ.

Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.

Инсценировать фрагменты рассказа.

Пересказывать веселые рассказы.

121

13

В.Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана. Пересказ на основе вопросов.

159

122

14

Обобщение по разделу  «И в шутку и всерьез» Оценка достижений. 

168

Проверка знаний и умений

Проверять себя и самостоятельно оценивать  на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Литература зарубежных стран (12 ч.)

123

1

Литература зарубежных стран Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг.

170

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста.

124

2

Американские и английские народные песенки. Сравнение русских и зарубежных народных песенок.

172

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять герое произведения.

125

3

Французские и немецкие народные песенки. Сравнение русских и зарубежных народных песенок.

177

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять герое произведения.

126

4

Ш.Перро «Кот в сапогах» сравнение героев зарубежных и русских сказок.

180

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.  Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.

Давать характеристику героям произведения.

Оценивать свой ответ.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.  Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана.

127

5

Ш.Перро «Кот в сапогах». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.

180

128

6

Ш Перро «Красная Шапочка» сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.

192

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.  Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.

Давать характеристику героям произведения.

Оценивать свой ответ.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.  Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана.

129

7

Г-Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.

197

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.  Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.

Давать характеристику героям произведения.

Оценивать свой ответ.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.  Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана.

130

8

Э.Хогарт «Мафин и паук». Герои сказок. Составление плана  сказки для подробного персказа.

200

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.  Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.

Давать характеристику героям произведения.

Оценивать свой ответ.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.  Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана.

131

9

Э.Хогарт «Мафин и паук».  Соотнесение сказки с русской пословицей.

200

132

10

Проект: «Мой любимый писатель сказочник»

219

Создавать свои собственные проекты.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Участвовать в проектной деятельности.

133

11

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

212

Проверка знаний и умений

Проверять себя и самостоятельно оценивать  на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

134

12

КВН «Цветик – семицветик»

Ориентация в прочитанных произведениях.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

Находить книги  в школьной  и домашней библиотеке для чтения летом.

135

резерв

Литературный час.

136

резерв

Повторение пройденного.


Внеклассное чтение

За год- 34 часа.

Пояснительная записка

Внеклассное чтение - это урок для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ребенку было интересно.

На уроке ребята "знакомятся" с книгой, узнают что такое обложка, оглавление, предисловие, титульный лист. Учатся выбирать книгу по своему интересу. Они определяют тематику, жанр произведения. Особое внимание уделяется биографии автора, стилю его письма.

Очень важно в младшем школьном возрасте выбрать книгу для "души". Поэтому тематика выбранных произведений обширна: сказки, рассказы о животных, рассказы о детях. Учащиеся остро переживают поступки своих сверстников, их волнуют нравственные переживания героев.

На уроках внеклассного чтения мало просто выбрать интересную книгу и прочитать её. Надо уметь читать в буквальном смысле этого слова.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений  о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора  и определения содержания  книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

        Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

        Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Цели уроков внеклассного чтения:

обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;

расширение знаний о литературных произведениях;

развитие интереса к художественной книге;

развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;

ознакомление с творчеством современных авторов;

формирование информационной культуры личности учащихся.

Результаты изучения курса:

  • осознанно,  правильно, выразительно читать;
  • извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию;
  • самостоятельно выбирать   книги для чтения;
  • работать  с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать  оценочные суждения  о прочитанном произведении;
  • самостоятельно  выбирать  книги  для  чтения.

Календарно-тематическое планирование уроков внеклассного чтения:

№п/п

Тема урока

Дата

1 четверть- 9 часов

1.

Книги прочитанные летом.

2.

Русские народные сказки.

3.

Рассказы, сказки, басни Л.Толстого

4.

Рассказы, сказки, басни К.Д.ушинского.

5.

Стихи русских поэтов об осени.

6.

Рассказы Н.Сладкова.

7.

Рассказы Е.Чарушина.

8.

Рассказы о животных В.Бианки.

9.

Веселые стихи Ю.Мориц, Д.Хармса, Ю.Владимирова, Г.Сапгира, В.Берестова.

2 четверть- 7 часов.

10

Стихи С.Я.Маршака

11

Стихи С.В.Михалкова

12

Сказки и стихи К.И.Чуковского

13

Рассказы и сказки Н.Носова.

14

Сказки А.С.Пушкина

15

Современные детские журналы.

16

Стихи русских поэтов о зиме.

3 четверть – 10 часов

17

Творчество Э.Успенского.

18

Рассказы В.Драгунского о детях

19

А.Милн «Вини-Пух и все, все, все…»

20

Твои защитники.  Произведения об армии.

21

Стихи А.Л.Барто.

22

Произведения о мамах «Мама-главное слово».

23

Сказки разных народов.

24

Сказки Ш.Перро.

25

Сказки Г-Х. Андерсена

26

Сказки Б.Гримм.

4 четверть – 8 часов.

27

Сказка Д.Родари «приключение Чиполлино»

28

Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон»

29

Стихи русских поэтов о весне.

30

Творчество Г.Остера.

31

«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.

32

Веселые стихи Б.Заходера.

33

В.П.Катаев «Цветик-семицветик»

34

Веселая страна И.Токмаковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...