Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» урок литературного чтения во 2 классе. Образовательная система «Школа 2100».
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести – сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Задачи: - показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, размышления над его поступками и их причинами;
- развивать речь обучающихся, внимание к авторскому слову в художественном тексте;
- воспитывать интерес к чтению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»
пгт. Промышленная Промышленновского района
Кемеровской области
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон,
который живет на крыше»
урок литературного чтения во 2 классе
образовательная система «Школа 2100»
Составитель: Парамонова Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
Промышленная
2013
Тема: Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести – сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Задачи: - показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, размышления над его поступками и их причинами;
- развивать речь обучающихся, внимание к авторскому слову в художественном тексте;
- воспитывать интерес к чтению.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
- Прежде, чем начать урок, вспомните, над каким разделом мы с вами работаем на уроках литературного чтения. («Сказочные человечки»)
- А вот вспомнить сказочных человечков, с которыми мы уже познакомились на предыдущих уроках, нам поможет кроссворд. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, таким образом, мы определим самого внимательного читателя.
Вопросы к кроссворду:
- Жанр литературы, в котором происходят волшебные превращения. Может быть волшебной, о доме или о животных. (сказка)
- Деревянный мальчик, который больше всего на свете любил страшные приключения. (Буратино)
- Из какой страны эта сказка? (Россия)
- Кто автор этой сказки? (Алексей Толстой)
- Главный герой повести – сказки, в которой яичная скорлупа превращается в тучки для путешествий. (Муми - тролль)
- Из какой страны эта сказка? (Финляндия)
- Кто автор этой сказки? (Туве Янсон)
- При встрече с этим героем все тут же начинали плакать. (Чиполлино)
- Из какой страны эта сказка? (Италия)
- Кто автор этой сказки? (Джани Родари)
- Имя детской писательницы, которая придумала самого упитанного и воспитанного героя в полном расцвете сил. (Астрид)
- В какой стране жила Астрид Линдгрен? (Швеция)
- Сказочный герой – обладатель волшебного кольца, исполнявший не слишком складные дразнилки. (Хоббит)
- Из какой страны эта сказка? (Англия)
- Кто автор этой сказки? (Джон Толкин)
- Угадай, кто из сказочных героев исполнял эту песенку:
Если я чешу в затылке – не беда!
В голове моей опилки, да – да – да! (Винни - Пух)
- Из какой страны эта сказка? (Англия)
- Кто автор этой сказки? (Алан Милн)
сКазка
бурАтино
муми – тРолль
чиполЛино
аСтрид
хОббит
винНи – пух
- Итак, самым внимательным читателем (по количеству набранных жетонов) оказался…… (вручается памятная медалька «Лучший читатель»)
- Что объединяет эти сказки? (авторские, о сказочных человечках)
- Имя, какого героя можно прочесть из составленных ответов кроссворда? (Карлсон)
3. Постановка цели и задач урока.
4. Основная часть.
- Итак, мы уже читали о гномах, о хоббите, куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни – Пух, как катались на облаках муми – тролли. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка!
К уроку я попросила вас нарисовать полюбившегося героя повести – сказки Астрид Линдрен и практически все нарисовали Карлсона.
Почему же он так нравится многим из вас? – к этому вопросу мы вернемся в конце урока.
(на доске появляется вопрос: почему Карлсона так любит Малыш и почему он нравится большому количеству читателей?)
- Итак, какой же он, Карлсон?
Качества характера Карлсона
положительные:
отрицательные:
- Лучше понять характер Карлсона нам поможет сама автор, давайте обратимся к тексту.
- стр.159, 3 абзац. Что мы узнаем о характере Карлсона из 1 главы? (самоуверенный и смелый)
- Где жил Карлсон? Стр. 159, последний абзац 1 главы.
- Какая черта характера героя проявляется в этом отрывке? (сообразительный)
- А сейчас давайте вспомним, как произошло знакомство Малыша и Карлсона. Стр. 160 – 161. В какой форме написан этот отрывок? (диалог)
- Что такое диалог?
- Договоритесь о распределении ролей с соседом по парте. Перечитайте данный диалог и ответьте на вопрос, о какой черте характера Карлсона мы узнаем из этой части? (хвастливый, общительный)
- А какие еще слова доказывают, что Карлсон – хвастунишка? (стр. 162, 3, 6 абзацы)
Физминутка:
Карлсон вдруг быстро встал,
Упражнения начал:
Раз – присел, потом – привстал,
На носочках потоптался,
Он моторчик свой завел –
И вокруг себя пошел.
- Действительно ли Карлсон был лучшим в мире специалистом по паровым машинам? О какой черте характера мы узнаем далее? Стр. 163, 1 абзац (неуклюжий)
- К чему привела неуклюжесть Карлсона? «И в итоге….. машина взорвалась». Как отреагировал на это герой повести – сказки? Стр. 165, последний абзац 3 части. (озорной)
- «Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слез». Перечитайте в парах диалог, где описывается, как Карлсон успокаивает Малыша. Какая черта характера Карлсона здесь проявляется? Стр. 165. (врунишка)
- Кого больше всего в этой ситуации боялся Малыш?
- Найдите в тексте, что ответил Карлсон малышу. Стр. 166, 3 абзац снизу. Какая черта характера Карлсона проявляется в этом отрывке? (трусливость)
- Мы с вами прочитали одно из большинства приключений Карлсона. А вы бы хотели прочитать еще о проделках этого удивительного героя?
- Работаем в группах по рядам. Каждая группа познакомится с еще 1 приключением Малыша и Карлсона. Ваша задача выяснить, о какой черте характера главного героя мы еще не узнали.
1 ряд – стр. 128 (сладкоежка)
2 ряд – стр. 142 (выдумщик)
3 ряд – стр. 244 (веселый)
- Давайте вернемся к таблице
Качества характера Карлсона
положительные: смелый, сообразительный, общительный, выдумщик, веселый
отрицательные: самоуверенный, хвастливый, неуклюжий, озорной, врунишка, трусливый, сладкоежка
- Что же получается? У Карлсона гораздо больше таких качеств, которые нам не очень нравятся, однако Карлсона любит Малыш и большинству из вас он тоже нравится. Почему?
- Астрид Линдгрен придумала сказочного человечка Карлсона и наделила его самыми разными чертами характера. Стр. 162, первое предложение. Что подумал Малыш о Карлсоне? (что ведет себя он ребячливо)
- И действительно, Карлсон похож сразу на многих детей. Какие черты характера Карлсона вы найдете в себе?
- Но даже если вы не очень любите умываться, обожаете сладости, иногда озорничаете, все равно вас любят ваши родители, бабушки и дедушки, с вами хотят дружить ваши одноклассники. Карлсон – мечтатель, фантазер, выдумщик, он как ребенок, и все его недостатки от этого. И если он делает что – то не так, это не со зла, со временем все эти недостатки можно исправить.
- А вам бы хотелось отправиться в мир увлекательных и веселых приключений в обществе Карлсона?
- Как вы считаете, почему никто, кроме Малыша не видел Карлсона?
5. Домашнее задание.
– Дома я предлагаю вам составить рассказ о своем выдуманном герое в форме его письма о себе:
Здравствуйте, ребята!
Давайте познакомимся. Меня зовут…..
Я живу……….
Я люблю………….
Со мной произошло следующее приключение………….
Вот мой портрет……..
6. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....
Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».
развивать интерес к чтению через знакомство со сказками, познакомить с творчеством А.Линдгрен и ее ...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .
Внеклассное мероприятие по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» . ...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 кл образовательная система "Школа 2100"
планирование расчитано на 136 ч (4 ч в неделю) к учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеев...
"Лучший в мире волшебник" Литературный праздник с викторинами и конкурсами по сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"
Литературный праздник с викторинами и конкурсами по сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"...
Тема: Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», части 1–2).
Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать св...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1-4 КЛАССЫ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным вид...