ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
учебно-методический материал по чтению по теме
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_dlya_proverki_tehniki_chteniya_.docx | 48.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться - раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (37 слов.)
(Р. Баумволь.)
- Куда пошли огурец и капуста?
- Почему так долго раздевалась капуста?
- Что случилось с огурцом?
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана, А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)
(По Г. Скребицкому.)
- О каких птицах вы прочитали?
- Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
- С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
- С чем можно сравнить серое туловище вороны? (С жилетом.)
Лесной оркестр
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.
Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)
(По В. Бианки.)
- Каких птиц можно отнести к певчим?
- Как поют певчие птицы?
- Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?
- Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?
- Почему у рассказа такое название?
- Почему о жуках и кузнечиках сказано, что они «скрипят», дятлы «барабанят», иволги «свистят флейтой», филин «ухает»?
Пчелиные домики
Одинаковые, игрушечные домики расставлены в саду под яблонями.
В них живут пчелы. Домики называются - ульи. Утром из каждого домика вылетает и отправляется на работу тьма-тьмущая пчел.
Несут домой пыльцу, сладкий цветочный сок. Делают в домиках вкусный мед - тот самый, который мы любим. (42 слова.)
(По Э. Шиму.J
- В каких домиках живут пчелы?
- Как называются эти домики?
- Зачем пчелы приносят в ульи пыльцу и сладкий цветочный сок?
- Какую пользу они приносят?
- Почему о пчелах сказано, что они «отправляются на работу»?
Ландыш
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим^ландыш за красоту и за нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты.
Из ландышей делают лекарство для сердечных больных. (44 слова.)
(По Ю. Дмитриеву.)
- Почему нельзя есть ягоды ландыша?
- За что мы любим цветы ландыша?
- Где растут ландыши?
- Чем радует нас ландыш в мае?
- Что делают из ландышей?
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (сентябрь)
Клесты
Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.
Только клесты без забот прыгают по деревьям.
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов - это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (56 слов.)
(По Ю. Дмитриеву.)
- Когда клесты выводят птенчиков?
- Почему мать не слетает с гнезда?
- Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков?
- Почему другие пернатые выводят птенцов летом?
- Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?
* * *
Маленький Петя шел по тропинке.
Навстречу выбежала черная лохматая собака.
Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котенок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя.
Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его и смело пошел навстречу собаке.
Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скрылась в кустах. (55 слов.)
(По В. Сухомлинскому.)
- Что хателсделать Петя при виде собаки?
- Что помогло ему преодолеть страх?
- Как изменилось поведение мальчика?
- Озаглавьте рассказ.
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2 КЛАССА
Воробьиный термометр
У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку - и уже знаю, тепло на улице или холодно.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки. (58 слов.)
(Н. Сладкое\)
- Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?
- Как автор узнает погоду по воробьям?
- Как можно озаглавить вторую часть текста?
- Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?
Может ли дерево взлететь?
(Сказка)
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.
Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.
Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.
Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело. (63 слова.)
(По Дж. Родари.)
- Кто помог дереву взлететь?
- Что сделал лесоруб?
- Что сделал столяр?
- Как сказано про работу ребят?
- Что значит слово «смастерили»?
- Зачем ребята мастерят авиамодели?
Русская смекалка
Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужик землю - и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал. (67 слов.)
(По В. Долю.)
- Из чего видно, что дело было трудное?
- Как справился крестьянин с этим делом?
- Объясните смысл названия рассказа.
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2 КЛАССА
j
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (68 слов.)
(По Б. Житкову.)
- Чем кормила утят хозяйка?
- Кто пугал утят?
- Действительно ли стрекоза была злой?
- Почему утята ее боялись?
- Как вы понимаете значение слова «перекусает»?
Каникулы
«У нас каникулы!» - радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.
Такое привычное земное слово родилось... на небе. Есть на небе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой.
Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жаркое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.
В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так называли только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами. (70 слов.)
(По Г. Ганейзер.)
- Почему можно пошутить, что слово «каникулы» родилось на небе?
- Когда появляется на небе Каникула-Сириус?
- Почему именно в это время давали отпуск школьникам?
- Что теперь мы зовем каникулами?
Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди- кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.
Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.
Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук. (70 слов.)
(Из журнала «Юный натуралист».)
- Как лебеди выбирают себе место для жилья?
- В чем проявилась забота о птицах?
- Как лебеди выразили доверие к человеку?
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (сентябрь)
В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.
- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать..
Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.
Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
- Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. (72 слова.)
(По Е. Пермяку.)
]. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом?
- Как рисовал мальчик? Кем он стал?
- Почему краски оказались волшебными?
- Что помогло мальчику стать настоящим художником?
* * *
На лесной поляне - кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.
Но кто же здесь копает землю?
Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.
Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.
Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.
А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка.
Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка. (71 слово.)
(По Э. Шиму.)
- Озаглавьте рассказ.
- Какой из заголовков больше подходит к данному рассказу: «Ай да крот!», «Неутомимый крот», «Труженик»?
- Что появилось на поляне?
- Как выглядел крот?
- На что похожи кучки рыхлой земли?
- Какую пользу приносит крот?
Гостиница для зерен
Зерно хранят в элеваторах. Подъезжаешь ты к станции и видишь высокое здание без окон. Высота здания этажей на двадцать, стены без углов. Это гостиница для зерен.
Приедет этот гость в автомашине. Его взвесят и поднимут на лифте в закрома. Здесь его почистят через огромные сита. /
Сырое зерно обсушат. Горячий воздух в сушилке обдует каждое зернышко и удалит лишнюю влагу.
Чистое и сухое зерно сыплют в башни. В элеваторе зерно может храниться годами. (75 слов.)
(По П. Елизаветину.)
- Для чего нужен элеватор?
- Почему элеватор назвали в статье гостиницей для зерен?
- Как ухаживают за дорогим гостем - хлебом - з этой гостинице?
- Опишите внешний вид элеватора.
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 3 КЛАССА
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дунляного жителя.
Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.
Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.
Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.
Сколько дупел, столько загадок. (74 слова.)
(По К Сладкову.)
- Почему дупло названо загадкой?
- Как можно узнать, кому и для чего служит дупло, которое ты найдешь?
- Какие следы оставляет лесной житель в дупле или возле дерева?
- Для кого дупла бывают ночлежками?
- Почему про сыча сказано, что он «днюет» в дупле?
- Чьи кладовые бывают в дупле?
- Как зимует в дупле летучая мышь?
Лебедь
Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.
Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.
Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка. (79 слов.)
(По С. Аксакову.)
- Почему лебедя называют царем водяной птицы?
- Когда лебедь может убить собаку?
- Что вы узнали о ручных лебедях?
- Опишите лебедя.
- Почему запрещена охота на лебедей?
Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов.
Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины.
Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли на карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом.
Ученые всего мира исследуют этот край. (80 слов.)
(Из журнала «Мурзилка».)
- Где лежит Антарктида?
- Почему беден животный мир этого края?
- Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины?
- Кто еще обитает у ее берегов?
- Какие тайны Антарктиды раскрыты учеными?
- Объясните выражение «шапка льда». Как сказать иначе? (Толща льда, слой льда.)
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ 3 класса
Кто сажает лес?
За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?
Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.
Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.
Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает. (85 слов.)
(По Г. Снегиреву.)
- Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?
- Что было необыкновенного в поведении сойки?
- Кто же сажает дубки?
- Объясните смысл выражения «росли одни елки» (Больше ничего не росло.)
Яшка
Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.
Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов. А мальчишка так важно мне в ответ: - Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.
Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка.
Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один из друзей насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.
Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево. (86 слов.)
(По Л. Савонеиковой.)
- Кого же звали Яшкой?
- Как добились мальчики доверия белочки?
- Чем подкармливали они своего друга?
- Кого еще кормили в этом парке ребята?
Улетают журавли
В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили они над рекою, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над, ясными черными макушками ранняя зорька. Один за другим журавли поднимаются с болота.
Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весной! (90 слов.)
(По И. Соколову-Микитову.)
- Как собирались журавли к отлету?
- Где они остановились на отдых?
- Когда птицы снова отправились в путь?
- Подумайте, как можно озаглавить рассказ.
- Почему в рассказе осенние дни названы «золотыми»?
- Почему макушки деревьев кажутся черными?
Первый снег
Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.
Если выйти в сумерки и снегопад за околицу - такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.
А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.
Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы. (85 слов.)
(По Г\ Скребицкому.)
- Как падает на землю первый снег?
- Каким становится лес после снегопада?
- Почему синицы названы «хлопотливыми»?
- Почему о ветвях деревьев сказано, что они мохнатые, о семенах - крылатые? Какая разница в значении этих слов?
- Что значит «выколачивать семена»?
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (сентябрь)
На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.
Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом он достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!». (88 слов.)
(Из журнала «Юный натуралист».)
- Какой след оставили ребята после себя на лесной поляне? Как это их характеризует?
- Как поступил старик?
- Легко ли было старику доставать глину?
- Расскажите, как должен вести себя человек в лесу, у реки?
- Как вы понимаете выражение «Живи назло злым!»?
Серая звездочка - это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.
Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось. (88 слов.)
(Из журнала «Юный натуралист».)
- Почему жабу прозвали Серой звездочкой?
- Что с ней произошло однажды?
- Как люди выходили свою помощницу?
- Когда появлялась жаба на дорожке?
- Что особенно нравилось Серой звездочке?
Если взглянуть осенью на бескрайнюю нашу страну с неба, конца-края нашей земли все равно не увидишь. И покажется с такой высоты, что вся наша земля в движении. Что-то двигается над лесами, степями, горами, морями... Это бесчисленные птичьи стаи. Наши перелетные птицы покидают родину - летят на зимовку. Некоторые, конечно, остаются: воробьи, голуби, галки, снегири, чижи, синицы, дятлы.
Отлет начинается с конца лета и длится всю осень, - пока вода не покроется льдом. Первыми улетают те птицы, что прилетели весной последними. Последними отлетают от нас те, что первыми появились весной: грачи, жаворонки, скворцы, утки, чайки. (91 слово.)
(По В. Битки.)
- Какие птицы остаются на зимовку?
- Когда начинается отлет птиц?
- Какие птицы улетают первыми, какие последними?
- Что обозначает выражение «конца-края не увидишь»?
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ
4 КЛАССА
Случай на охоте
Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.
Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.
Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал. (95 слов.)
(По Г\ Скребицкому.)
- Почему собаки не могли найти зайца?
- Почему охотник не стрелял?
- Как вы понимаете выражение «гоняют по льду»? (Бегают, носятся в разных направлениях.)
- Какие слова передают крайнее изумление охотника и испуг зайца?
Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.
Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен. (92 слова.)
(По В. Бологову.)
- От кого убегал журавль?
- Как птица обманывала лисицу?
- Почему лиса преследовала такую большую птицу? (Журавль не мог долго летать. Очевидно, птица была больна.)
- Что обозначает выражение «кинулась со всех ног»? (Побежала, помчалась очень быстро.)
- Объясните значение слова «взмыл». (Взлетел.)
Разноцветные кораблики
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: желтые, красные, оранжевые - целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра... Большой еще запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того пышного клена, который красуется на берегу. (118 слов.)
(По Д. Кайгородову.)
- О каких корабликах рассказал автор?
- Почему кораблики прилетели по воздуху?
- Как вы понимаете выражение «целая флотилия»? (Флотилия - отряд кораблей.)
- Почему сказано, что кленовые кораблики раньше других пускаются в свое первое и последнее путешествие?
- Почему это путешествие названо первым и последним?
- Объясните, почему кленовые кораблики названы самыми па- русистыми. От какого слова образовано «парусистыми»?
- Что обозначает слово «пунцовые»? (Пунцовый - ярко-красный, багровый.)
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА П ПОЛУГОДИЕ
4 КЛАССА
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от ма- ' тери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка. (144 слова.)
(По А. Востром.)
- Почему рассказ назван «Лисья школа»?
- В какое время года лиса учила лисят?
- Чему мать-лиса научила своих детенышей?
- Как названа лиса в разных частях рассказа?
- Как в разных частях рассказа названы лисята?
t
У кого домик лучше всех
Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех.
Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.
Самое маленькое гнездо у желтоголового королька, У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.
Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе.
Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи.
Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха перьев и шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда. (150 слов.)
(По В. Бианки.)
- Что представляет собой лес в летнюю пору?
- Какие гнезда у орла, королька?
- Почему дом крота самый хитрый?
- Как пеночка сделала свой домик самым красивым?
- Почему гнездышко долгохвостой синицы можно назвать самым уютным?
- У кого же дом лучше всех?
- Объясните смысл слова «накроешь». (Накрыть - поймать, застать неожиданно.)
- Опишите (по выбору) домик одного из лесных жителей.
Под сиренью, на пушистом снегу, собралась целая толпа птичек. Были тут воробушки - буйные головушки. Были тут чечетки - воробушкам тетки. Были тут синички - птички-мастерички. Были тут щеглята - веселые ребята. Собрались толпою, судят, что им делать.
- Чуть жив, чуть жив,- говорит воробей.
- Пинь-пинь, тарарах, кто голоден, тот дурак! - смеется синичка.
- Чего же поесть, чего же поесть? - спрашивает чечетка.
- Постойте,- сказала синичка.- Я всех вас выручу.
Порхнула она и полетела на окно. Стук-стук в стекло. Вдруг
занавесочка поднялась. Черноглазая девочка появилась перед синичкой. Синичка испугалась и порхнула прочь.
Догадалась Леля, что птичкам голодно. Позвала она братьев. Живо устроили они кормушку. Насыпали в нее песку, а на песок всякого птичьего лакомства: проса, овса, хлебных крошек.
С тех пор хорошо жилось птичкам на нашем дворе. Каждый день слетались они к кормушке и пировали. А потом пели свои песенки. С каждым днем птичий хор пел все лучше и лучше. (150 слов.)
(По М. Богданову.)
- Кто показал Леле, что птичкам голодно? Расскажите об этом.
- Как Леля помогла птичкам?
- Прочитайте разговор птичек. Озаглавьте их разговор.
- Объясните значение слов «порхнула», «занавесочка», «прочь», «пировали». Как можно сказать иначе?
Лесная быль
Говорит бабушка внукам Пете, Алеше и Маринке:
- Завтра встанете на зорьке, пойдете в лес за грибами да орехами. Кто лучше всех поработает, тому будет моя награда.
Отправились внуки в лес. Разошлись в разные стороны, весело за дело принялись.
Раньше всех вернулась домой Маринка. Принесла лукошко с верхом.
Орехи - один в один, спелые, золотистые. Грибы отборные, без единой червоточинки.
Вскоре прибежали и мальчики. Принесли орехов и грибов поменьше, чем Маринка.
Все наперебой хвалят Маринку.
Так и обедать сели.
Внесла бабушка пирог с вишнями и подала его внучке в награду.
Все пирогом лакомятся - не нахвалятся, а Маринка к пирогу не притрагивается, глаз не поднимает.
- Что с тобой, доченька? - встревожилась мама.
- Может, в лесу тебя кто-нибудь обидел? - спросил отец.
- Это я... обидела... - прошептала Маринка и горько расплакалась. - Начала я ореховые кусты обшаривать, вижу - дупло, а в нем - орехи, грибы. Белкина кладовая! Я выбрала из нее все до капельки...
Все сразу перестали есть.
- Это что же получается?! - всплеснула руками бабушка. - Мы здесь веселимся да радуемся, а белка горюет, убивается. Ведь погибнет она зимой с голоду вместе с бельчатами.
- Возьмешь, дочка, все грибы и орехи, отнесешь в лес, отдашь белке, - сказал отец.
Тяжела корзинка, но не захотела Маринка, чтобы ей братья помогли - стыдно было. Так одна и пошла к белке. (205 слов.)
(По Е. Ерухимович.)
- За что бабушка обещала наградить внуков?
- Что принесла Маринка из лесу?
- Что принесли мальчики?
- Какую награду приготовила бабушка своим внукам?
- Почему Маринке стало стыдно?
- Как она исправила свою ошибку?
- Объясните смысл заголовка» (Быль - то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.)
- Как сказать иначе: «Встанете на зорьке»? (Встанете с зарей, то есть очень рано.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс
Даны хорошие текстыдля чтения с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....
Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...
Техника чтения, тексты для проверки техники чтения в 1 классе, во втором полугодии
Умение читать один из самых важных навыков, способствующий успешному усвоению знаний...
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. Проверяем технику чтения. 2 - 4 классы.
Подборка текстов для проверки техники чтения....
Нормы оценивания техники чтения в начальных классах, тексты для проверки техники чтения
Тексты для проверки техники чтения, нормы в начальных классах...
Литературное чтение.Тексты для проверки техники чтения. Тема "Животные"
Литературное чтение.Тексты для проверки техники чтения. Тема "Животные"...
03. Дидактический материал по литературному чтению (тексты для проверки техники чтения).
Тексты для проверки техники чтения по программе "Школа России"....