рабочая программа по литературному чтению 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса к УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 309.5 КБ |
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
по литературному чтению (3 класс).
№ п\п | Тема урока | Кол-во ч. | Использование ИКТ | Требования к уровню подготовки обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата проведения | ||
Книги – мои друзья (4 ч) | ||||||||
1. | Знакомство с системой условных обозначений. Обращение авторов учебника. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. | Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные (П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные (К): учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
2. | Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха. | 1 | Определять смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Работая в паре, выслушивать мнения ребят. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. К: контролировать действия партнёра. | ||||
3. | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров. Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии. | 1 | Обсуждать с друзьями наставления и изречения из Библии. Составлять свою Книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского, описывать первую печатную книгу, на основе опорных слов строить свое высказывание. | Р:умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
4. | Проект. | 1 | Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | ||||
«Жизнь дана на добрые дела» (13 часов) | ||||||||
5. | Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. | 1 | Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность; налаживать межличностные отношения. | ||||
6. | Пословицы разных народов о человеке и его делах. Н. Носов. Огурцы. | 1 | Объяснять, что такое верность слову, честность, рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
7. | Создание рассказа по аналогии на тему: «Что такое добро». | 1 | Рассуждать о нравственных понятиях. | Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные (П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные (К): учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
8. | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | 1 | Рассуждать о действиях героев рассказа. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. К: контролировать действия партнёра. | ||||
9. | М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. | 1 | Определять тему и название выставки книг. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | ||||
10. | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 1 | Писать отзыв на прочитанную книгу. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
11. | М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. | 1 | Объяснять название текста, заглавие. Анализировать действия героев рассказа. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | ||||
12. | Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | Определять тему и название выставки книг. Представлять выбранную книгу. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | ||||
13. | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. | 1 | Читать про себя и вслух. Рассуждать над нравственными понятиями. | Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность. П :знаково-символическое моделирование. К: контролировать действия партнёра. | ||||
14. | Семейное чтение. Притчи. | 1 | Читать про себя и вслух. Рассуждать над нравственными понятиями. | Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность. П: знаково-символическое моделирование. К: контролировать действия партнёра. | ||||
15. | Наш театр. В. Драгунский. Инсценирование. | 1 | Распределять роли, договариваться друг с другом. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность; налаживать межличностные отношения. | ||||
16. | Контрольная работа. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
«Волшебные сказки» (12 часов) | ||||||||
17. | Вводный урок. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: народные сказки, присказки, сказочные предметы. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
18. | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. | 1 | Читать вслух и про себя. Определять особенности волшебной сказки. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | ||||
19. | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя. | 1 | Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Определять какие предметы являются сказочными. | Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. П: постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | ||||
20. | В. Васнецов. Иван Царевич на Сером Волке. Рассказ по картине. | 1 | Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | ||||
21. | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. | 1 | Читать вслух и про себя. Определять особенности волшебной сказки. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
22. | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки. | 1 | Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Определять какие предметы являются сказочными. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | ||||
23. | Летучий корабль. Герои волшебной сказки. Характеристики героя. | 1 | Составлять план текста, делить текст на части, характеризовать героев. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
24. | Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. | 1 | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К: контролировать действия партнёра. | ||||
25. | По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. | 1 | Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
26. | По щучьему велению. Инсценирование произведения. | 1 | Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
27. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. | 1 | Выполнение заданий учебника. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность; налаживать межличностные отношения. | ||||
28. | Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | ||||
«Люби всё живое»» (14 часов) | ||||||||
29. | Энциклопедии и справочники. | 1 | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К: понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос. | ||||
30. | К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. | 1 | Энциклопедии и справочная литература. Представление книги. Написание отзыва. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | ||||
31. | В. Берестов. Кошкин щенок. Б. Заходер. «Вредный кот». | 1 | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать. | Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. П: постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | ||||
32. | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. | 1 | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
33. | Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». | 1 | Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Создание текста по аналогии. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
34. | Тим Собакин. Песни бегемотов. | 1 | Особенности юмористического произведения. Выразительно читать произведение. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К: контролировать действия партнёра. | ||||
35. | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | 1 | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | ||||
36. | Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». | 1 | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность; налаживать межличностные отношения. | ||||
37. | Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. | 1 | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | ||||
38. | М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. | 1 | Подготовка к инсценированию произведения. Работа в «Творческой тетради». | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | ||||
39. | М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. | 1 | Инсценирование произведения. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
40. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. | 1 | Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Деление рассказа на смысловые части, озаглавливание каждой части. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
41. | Составление плана рассказа. | 1 | Выявлять особенности героев художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | ||||
42. | Контрольная работа по разделу «Люби все живое». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. П: постановка и формулирования проблемы. К: способность строить понятные для партнёра высказывания. | ||||
«Картины русской природы» (10 часов) | ||||||||
43. | Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу. | 1 | Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: умение структурировать знания. К: контролировать действия партнёра. | ||||
44. | Н. Некрасов. Славная осень. | 1 | Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
45. | М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья». | 1 | Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
46. | А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег». | 1 | Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
47. | В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.. | 1 | Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность; налаживать межличностные отношения. | ||||
48. | Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников. | 1 | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Читать вслух и про себя. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
49. | К. Бальмонт. Снежинка. | 1 | Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
50. | К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…». | 1 | Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
51. | Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления. | 1 | Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
52. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы. | 1 | Картины русской природы. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
«Великие русские писатели» (23 часа) | ||||||||
53. | Выставка книг. Произведения русских писателей. | 1 | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
54. | В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин. | 1 | Чтение статьи В. Берестова «Александр Сергеевич Пушкин». Краткий пересказ. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
55. | А.С. Пушкин. Зимнее утро. | 1 | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
56. | Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро. | 1 | Анализ произведения. Сравнение стихотворения с произведением живописи. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
57. | А.С. Пушкин. Зимний вечер. | 1 | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
58. | Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой. | 1 | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
59. | А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж. В. Сурикова. Взятие снежного городка. | 1 | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. Сравнение стихотворения с произведением живописи. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
60. | Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
61. | Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (продолжение). | 1 | Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
62. | Анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | 1 | Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
63. | И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | 1 | Обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи. Озаглавливать иллюстрации. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
64 | Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?». | 1 | Рассказывать об особенностях басни И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
65. | И.А. Крылов. Слон и Моська. | 1 | Особенности басен И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
66. | И. А. Крылов. Чиж и голубь. | 1 | Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
67. | Обобщающая работа по теме: «Басни И.А Крылова». | 1 | Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
68. | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. | 1 | Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
69. | Л.Н. Толстой. Лебеди. | 1 | Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
70. | Л.Н. Толстой. Акула. | 1 | Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
71. | Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
72. | Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. | 1 | Самостоятельное чтение вслух и про себя. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
73. | И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценированию. | 1 | Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логичес- кой цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
74. | И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование произведения. | 1 | Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
75. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Создание текста-рассуждения. | 1 | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
76. | Контрольная работа по теме: «Тематический каталог. Создание текста-рассуждения о значении слова «согласие». | 1 | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
«Литературная сказка» (13 часов) | ||||||||
77. | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. | 1 | Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
78. | В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки. | 1 | Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
79. | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | 1 | Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
80. | Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. | 1 | Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
81. | Дж. Родари. Волшебный барабан. | 1 | Чтение и анализ. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
82. | Создание своего окончания сказки. | 1 | Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки. Сочинять возможный конец сказки. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
83. | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов. | 1 | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
84. | Тим Собакин. Лунная сказка.. | 1 | Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. Сочинять возможный конец сказки. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
85. | Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе. | 1 | Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. Сочинять возможный конец сказки. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
86. | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию. | 1 | Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
87. | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения. | 1 | Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
88. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К :взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
89. | Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
«Картины родной природы» (13 часов) | ||||||||
90. | Т. Коти. В родном краю. Пишем рассказ «В родном краю». | 1 | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
91. | Б. Заходер. Что такое стихи? | 1 | Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
92. | И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна. | 1 | Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
93. | С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна. | 1 | Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
94. | С. Есенин. С добрым утром. | 1 | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
95 | Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. | 1 | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
96. | М. Пришвин. Золотой луг. | 1 | Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведения живописи и стихотворения. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
97. | Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум». | 1 | Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведения живописи и стихотворения. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
98. | Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». | 1 | Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К :взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
99. | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | 1 | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. | Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. | ||||
100. | Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. | 1 | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
101. | Итоговая контрольная работа по теме: «Сравнение произведения живописи и стихотворения. Средства выразительности в поэзии». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | ||||
102. | Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий. | 1 | Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки. П: умение структурировать знания. К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | |||||
Р: определять цель деятель ности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества. |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучение литературно – художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально – познавательных, художественно – эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста форме.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создает условия для овладения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительно чтения; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
- Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями, анализируют их поступки, понимают смысл происходящего.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно – популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно – исторической ценности.
Разделы:
- «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения».
- «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
- «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность».
- «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Основные содержательные линии
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.
Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
- целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
- свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
- приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
- формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
- обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
- научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
- развивать интерес к литературному творчеству;
- духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
- принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
- принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
- принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
- принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
- принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
- культурно-исторический принцип;
- принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
3. Описание места предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. В 3-м классе рабочая программа предусматривает 3 часа изучения курса в неделю. Учебный материал распределен по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Книги – мои друзья. | 4 часов |
2. | Жизнь дана на добрые дела. | 13 часов |
3. | Волшебные сказки. | 12 часов |
4. | Люблю всё живое. | 14 часов |
5. | Картины русской природы. | 10 часов |
6. | Великие русские писатели. | 23 часов |
7. | Литературная сказка. | 13 часов |
8. | Картины родной природы. | 13 часов |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой жизни, на осознании себя частью природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно – популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как к виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально – позитивного отношения к семье, близким, чувствам любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Учебники
Пособия для учащихся
Методические пособия
Книги для учителей
| В программе определены цели начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся. Методический аппарат учебников ориентирует учащихся на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать, составлять план). В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам. В пособиях рассматриваются требования к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...