Тема урока: «Волшебный мир сказок Шарля Перро»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Вождай Татьяна Теорвиленовна

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – ОБОБЩЕНИЕ  (внеклассное чтение с элементами музыки, хореографии и изобразительного искусства)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozhday_tt_integrir_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Вождай Т.Т., учитель начальных классов

ГОУ № 411 «Гармония» Петродворцового района

Интегрированный урок – обобщение

(внеклассное чтение с элементами музыки, хореографии и изобразительного искусства)

Тема урока: «Волшебный мир сказок Шарля Перро»

Цели  урока:

- развивать интерес к чтению;

- повторить особенности волшебных сказок;

- обобщить знания учащихся о  героях сказок;

- формировать умение воссоздавать художественные образы;

- развивать творческое воображение, ассоциативную память

Оборудование: иллюстрации к сказкам Шарля Перро, карточки с названиями сказок, детские рисунки, театральные декорации к сказке Ш.Перро «Золушка», «волшебные предметы» (волшебная палочка, хрустальная туфелька, королевская корона и т.д.), звукозапись сказки, видеофильм «Золушка» по сценарию Е.Шварца, раздаточный материал – эскиз бальных платьев сказочных героев, на доске карточки с цитатами из сказок Ш.Перро и панно с изображением сказочного королевского замка, выставка книг, декорации, созданные учащимися.

Ход урока:

I. Организация класса

На парте у каждого ученика: учебник «Родная речь», текст сказки «Золушка», памятка работы со сказкой, эскиз бальных платьев, фломастеры.

II. Сообщение темы и цели занятия

Звучит «волшебная» музыка из балета С.Прокофьева «Золушка».

Учитель:         Все, что создано умом,

        Все, к чему душа стремится,

        Как янтарь на дне морском,

        В сказках бережно хранится.

- Сегодня я приглашаю вас в сказочные края, в мир необычный и удивительный, в мир волшебных сказок. Говорят, сказка злого человека делает добрым, скупого – щедрым, скучного – веселым, глупого – умным. Какие же секреты есть у сказок, почему мы их любим читать?

Учащиеся:

- в сказках есть чудо, волшебство, необычные волшебные предметы (сапоги – скороходы, ковер – самолет, скатерть – самобранка, гусли – самогуды  и т.д.);

- сказочные герои (Иван – Царевич, Елена Прекрасная, Буратино, Чиполлино)

- в сказке всегда побеждает добро, сказка - это мечта о чем-то хорошем.

Учитель: Верно! В волшебных сказках необычно все: место действия, герои, «волшебные предметы» обладающие чудодейственной силой. И сказка как на крыльях уносит нас в мир фантазии и вымысла, доставляя много счастливых минут.

III. Знакомство с писателем и его творчеством

1. Учитель: Я расскажу вам ребята почти сказочную историю:

Давным-давно, во времена короля Людовика, во Франции в городе Париже жил один почтенный человек. Звали его Шарль Перро. Ему было чем гордиться: придворный поэт, признанный ученый, член французской Академии наук, автор серьезных умных книг. Сейчас мало кто помнит о них, да и все его государственные заслуги давно забыты. Всемирную известность ему принесла тоненькая книжечка «Волшебные сказки». Сказки Шарля Перро переведены на все языки мира, сказочные персонажи стали самыми любимыми.

2. Викторина

Учитель: А вы знаете названия сказок Шарля Перро?

(работа по карточкам, на которых написаны названия сказок Ш.Перро и русских народных сказок, с которыми учащиеся познакомились на уроках чтения).

Учащиеся: выбирают карточки с названиями сказок Ш.Перро, откладывая в сторону карточки с русскими народными сказками:

«Золушка»,                                                         «Теремок»

«Красная шапочка»,                                         «Колобок»

«Мальчик с пальчик»,                                         «Репка»

«Кот в сапогах»,                                                 «Курочка Ряба»

«Рике - Хохолок»,                                                 «Волк и лиса»

«Ослиная шкура».

Учитель: Молодцы! Показали себя активными читателями!

3. Литературная игра «Узнай сказку»

Учитель: Нами проделана большая работа: на уроках внеклассного чтения мы сказки читали, в театре «На Неве» мы смотрели театральные постановки этих сказок, на уроках ИЗО рисовали сюжетные рисунки по сказке «Золушка», слушали радиопостановку сказки «Золушка», положенной на музыку из балета С.Прокофьева.

- А теперь заглянем в мир сказочных строчек, сумеете ли вы по одному предложению узнать сказку? (на доске открывается набор карточек с цитатами из сказок).

Учащиеся: читают предложения и угадывают названия сказок

- «Волшебница выдолбила тыкву до самой корки» («Золушка»)

- «Если вы полюбите меня, я стану красивым» («Рике-Хохолок»)

- «Эта борода делала его таким безобразным и страшным» («Синяя борода»)

- «Идет она лесом, а навстречу ей серый волк» («Красная Шапочка»)

- «Больше всего на свете она любила петь и танцевать» («Золушка»)

Учитель: Ребята, вы молодцы! Хорошо знаете сказки. Как вы думаете, какое главное волшебство любой сказки?

Учащиеся: Победа любви и доброты.

Учитель: Все сказки Ш.Перро увлекательны, невозможно оторваться пока не дочитаешь или не дослушаешь до конца. Его сказки помогают нам разобраться в сложных человеческих отношениях. Сказки – умное чудо, они помогают увидеть, где добро, где зло, оценить подлинную красоту.

4. Музыкальная загадка

Звучит аудиозапись рассказа Золушки о своей жизни из сказки «Золушка»

Учитель: Узнали сказку? Голос какой героини вы услышали?

Учащиеся: Сказка «Золушка». Звучал голос главной героини – Золушки.

IV. Работа с текстом (у каждого учащегося на парте текст сказки)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Шарль Перро так необычно назвал сказку?

Какую работу выполняла девушка?

А почему Фея помогла Золушке?

Учащиеся: активно отвечают, используя текст сказки.

Учитель: Давайте посмотрим, как жилось Золушке в доме мачехи.

Просмотр фрагмента видеофильма Е.Шварца «Золушка».

Учитель: Давайте попробуем охарактеризовать главную героиню.

Учащиеся: составляют словесный портрет Золушки, используя эпитеты из текста (трудолюбивая, умелая, терпеливая, добрая, скромная, душевная).

Учитель: А какой характер у мачехи?

Учащиеся: Жадная, ленивая, злая, бессердечная, хвастливая.

Учитель: Так чему же нас учит сказка?

Учащиеся: Быть добрыми, умными, трудолюбивыми, находчивыми. В сказке всегда добро побеждает зло.

V. Работа с образами героев сказки (проводит учитель ИЗО)

Предварительно на уроках ИЗО учащиеся рисуют «Музыкальные цветы» под музыку Ф.Шопена (учащиеся рисовали лепестки под различную музыку, ассоциируя звуковой ряд с изобразительным) и рисунки к сказке Ш.Перро «Золушка».

На доске вывешиваются образы отдельных персонажей из всех сказок Ш.Перро (нарисованные учителем ИЗО), в том числе из сказки «Золушка» - сестры, принц, Золушка (всего десять рисунков)

Учитель: Ребята, вы замечательно справились с очень трудным заданием – узнать сказку по одному предложению. Я предлагаю вам угадать сказку по нарисованному образу и назвать изображенных героев.

Происходит обсуждение с учащимися сюжетов сказочных эпизодов.

Учащиеся: выходят по очереди к доске, называют персонажи сказок Ш.Перро, постепенно убирая с доски всех персонажей сказок, кроме «Золушки».

Учитель: Как вы убедились, на доске остались только изображения героев из сказки «Золушка». Каких из них можно назвать положительными, а каких – то отрицательными? С кем вы бы стали дружить и почему?

Учащиеся: выбирают сестер и Золушку, противопоставляя черты их характера.

На партах у учащихся лежат карточки с графическим линейным изображением Мачехи и Золушки.

Учитель: Для того чтобы раскрасить их изображения, давайте повторим характеристику цветов. На уроках ИЗО мы узнали, что все цвета можно разделить на две группы: теплые и холодные.

Учащиеся: Повторяют группы холодных и теплых цветов, выстраивая ассоциативный ряд из предметов и явлений.

Учитель: Если чутко всматриваться в цвета, то что можно разглядеть в них? Узнаем ли мы в желтом цвете сияние солнышка? А что мы видим в красном цвете, в голубом?

Учащиеся: В красном мы видим яркие языки пламени, в оранжевом – осеннюю листву, в розовом – мамину улыбку, в зеленом – сочную травку, в голубом – легкий ветерок, в синем – журчание ручейка, в белом – хрустальный блеск льдинок, снежинок и т.д.

Учитель: Выберете для раскрашивания рисунка Мачехи и Золушки подходящие для них цвета. Кого бы мы раскрасили холодными цветами, а кого теплыми?

Учащиеся: раскрашивают.

Учитель: Почему вы выбрали для Мачехи холодные цвета, а для Золушки – теплые?

Учащиеся: дают характеристику холодным тонам - как темным, теплым - как ярким, светлым, приветливым.

VI. Драматизация

Учитель: А теперь, ребята, хотите ли вы побывать в сказке? Ведь особенность волшебных сказок – сказочные превращения.

Театральная постановка учащимися 1 – 5 классов фрагмента из фильма – сказки Е.Шварца «Золушка»: появление Феи и пажа. Они помогают Золушке попасть на бал).

Учитель: Золушка поехала на бал. С этого момента все в ее жизни будет замечательно. Но не только Фея приготовила Золушке подарок. Мы с вами тоже для нее рисовали «Музыкальные цветы». Почему мы решили рисовать именно «Музыкальные цветы»?

Учащиеся:  Потому что больше всего на свете Золушка любила петь и танцевать.

Учитель: А можно ли петь и танцевать без музыки?

Учащиеся:  Можно.

Учитель: А будет ли приятно танцевать без музыки, петь без музыкального сопровождения?

Учащиеся:  Нет, это неинтересно и скучно.

Учитель: Чтобы танцевать так же красиво, как Золушка, нужно уметь слушать и чувствовать музыку. Мелодию на уроках музыки мы рисуем голосом, на уроках танцев – движением. А на уроках ИЗО – мы рисовали музыку под звуки золотых вальсов какого композитора?

Учащиеся:  Фредерика Шопена.

Учитель: А почему мы слушали именно вальсы?

Учащиеся:  Потому что вальс мелодичный, нежный, вдохновляет на красивый рисунок. Именно вальс танцевала Золушка с принцем на балу

Учитель: Рисуя «Музыкальный цветок», вы сочиняли свою мелодию для каждого лепестка. Что мы использовали вместо ноток, сочиняя мелодии на лепестках?

Учащиеся:  Разные цвета, оттенки, разные характеры мазков.

Учитель: Помогла нам эта работа глубже почувствовать звучание музыки, восхититься ею, научиться правильно слушать музыку?

Учащиеся:  Да! Мы лучше чувствуем ритм, настроение музыки, стали лучше и дружнее петь, с увлечением танцевать. Мы теперь понимаем, почему Золушке так хотелось поехать на бал.

Учитель: Итак, бал в самом разгаре. В данный момент к своим многочисленным гостям обращается король. Давайте послушаем, что же мудрого он произносит. Ведь в каждой сказке есть мудрая мысль. Каждая сказка рождает желание походить на добрых героев. И неважно немецкая,  датская, русская или французская это сказка.

Просмотр фрагмента фильма с финальным монологом короля: «Ну вот, друзья, мы и добрались до самого счастья. Все счастливы, кроме старухи лесничихи. Ну, она, знаете ли, сама виновата. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце справедливым… »

VII. Итог урока

Учитель: Давайте присоединимся к всеобщему веселью и все вместе станцуем веселую польку «Добрый жук».

Учащиеся:  танцуют польку из кинофильма «Золушка».

Учитель: Спасибо вам, ребята, за урок! Многие показали себя внимательными слушателями, активными читателями, хорошими артистами. Как известно, сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А чему нас научила сказка Шарля Перро «Золушка»?

Учащиеся:  Быть добрыми, справедливыми, трудолюбивыми….

Учитель: Мне было приятно с вами общаться. Каждый участник сегодняшнего урока – праздника получает в подарок книжку – малышку «Сказки народов мира» и конфету «Сказки Шарля Перро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дорогам сказок Шарля Перро

Методическая разработка праздника, посвященного жизни и творчеству Шарля Перро для учащихся 1 класса....

Мультимедийный урок "Волшебный мир сказок" .Литературное чтение, 2 класс

Аннотация      Действие информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе весьма широко и разнообразно, ими усиливается эффект воздействия на...

Урок-игра по творчеству Шарля Перро.

Цели занятия:вспомнить биографию и творчество Шарля Перро;расширить представления о сказках;повышать творческий интерес детей;воспитывать нравственные черты характера....

Внеклассное мероприятие «По дорогам сказок Шарля Перро».

Данное  литературное мероприятие  включает в себя:- занимательные викторины по сказкам:     «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Рике с хохолком», «Мальчик с пальчик», «Золу...

Конспект урока "Волшебный мир сказок Шарля Перро"

Конспект урока "Волшебный мир сказок Шарля Перро"...

Конспект урока по литературному чтению "Шарль Перро "Красная шапочка"

Урок составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и направлен на развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий. Урок изучения...

«Тест волшебные сказки автора Шарль Перро»

итоговый тест по волшебным сказкам Шарль Перро...