Изучение баллады В.А. Жуковского «Лесной царь». Устное словесное рисование
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Очень часто такие сложные произведения, как басни и баллады, анализируются на уроке поверхностно, неполно. Вашему вниманию предложен вариант анализа одной из баллад, изучаемых в школьной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 278»
Конспект урока литературного чтения
«Изучение баллады В.А. Жуковского «Лесной царь». Устное словесное рисование»
Автор:
Кириченко Т.С.
Санкт-Петербург, 2013
Тема: «Изучение баллады В.А. Жуковского «Лесной царь». Устное словесное рисование»
Цели:
- смогут устно нарисовать сцены баллады от лица каждого из действующих лиц: от лица ребенка – во время первой, второй и третьей его реплики отцу; слышащего первый, второй и третий посул Лесного царя; от лица Лесного царя в моменты каждой его реплики;
- сумеют передать при чтении чувства действующих лиц баллады и общую атмосферу события.
Оборудование:
портрет В.А. Жуковского; карточки со словарными словами, термином.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Встали, посмотрели, все ли у всех готово к уроку, подровнялись. Тихо сели. | Выполняют. |
Подготовка к восприятию | Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного поэта. А кто он, догадайтесь сами по отрывку из произведения, которое мы с вами уже изучали ранее на уроке внеклассного чтения. «По-прежнему явился Серый Волк И человечьим голосом сказал: "Мне жаль, Иван-царевич, мой сердечный, Что твоего я доброго коня Заел, но ты ведь сам, конечно, видел, Что на столбе написано; тому Так следовало быть; однако ж ты Свою печаль забудь и на меня Садись; тебе я верою и правдой Служить отныне буду» Что это за произведение? Кто вспомнил? Кто его автор? (портрет на доске) | «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке» Василий Андреевич Жуковский. |
Беседа об авторе | Сказку вы помните хорошо, а что вы помните о Жуковском? Верно. И сегодня мы познакомимся с балладой «Лесной царь», которую написал И.В. Гете, а на русский язык переложил Жуковский. Как вы думаете, почему я сказала не перевел, а переложил? Переложил означает, что переводчик не придерживался абсолютно точно текста оригинала, а сохранял только сюжет и главные его особенности – переводил свободно, вольно. (карточка) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым жанром – балладой. А что такое баллада вы попробуете мне ответить в конце урока, выделив особенные признаки этого жанра. | Он был писателем, поэтом, переводчиком и критиком. Первоначальное образование получил в семье Буниных, где рос как воспитанник. Служил при дворе – был воспитателем будущего царя Александра II. Дружил с А.С. Пушкиным, часто ему помогал. Высказывают мнения. |
Первичное чтение текста | Сейчас я прочитаю вам балладу Василия Андреевича Жуковского «Лесной царь». Слушайте внимательно. (читает учитель) | Выполняют |
Проверка первичного восприятия. | Итак, какое настроение создает баллада? Какая атмосфера возникает? Что вы переживали, когда слушали? Что чувствовали? Чем вызваны ваши чувства? Хотели бы вы, чтобы ребенок откликнулся на посулы Лесного царя? Почему? Почему отец не видит и не слышит Лесного царя? | Трагическая, напряженная. Было жаль мальчика, его отец не поверил в то, что ребенок видит лесного царя. Высказываются. Да/ Нет. Высказываются. Он в него не верит, думает, что это все воображение ребенка. Мальчик, возможно, болеет. Он может видеть другой мир. |
Постановка учебной задачи | В начале баллады не говорится, что ребенок болен. Почему же он умер в финале произведения? Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос. | Высказывают предположения. |
Анализ текста. Устное словесное рисование | Где и когда происходят события? Как вы узнали, что событие разворачивается около леса, и почему именно ночью? Докажите словами из текста. Что такое ветлы? Скажите, а какая между этими словами разница? Может, стоило сказать про ивы сразу? А «хладная мгла»? Почему автор использует именно это сочетание? Вы сказали, что это поздняя ночь и доказали словами из текста. А что значит слово «запоздалый»? Мог бы автор донести до нас эту мысль, используя другое слово? Почему? Как бы вы себя чувствовали, окажитесь вы в этом месте да еще и поздней ночью? Как создается атмосфера тревожности, напряжения? Скажите куда и зачем мчится отец с сыном? Можем мы ответить на этот вопрос? А предположить? Почему у старика такой маленький сын? Болен или здоров ребенок в начале баллады? Почему в финале младенец умирает? Есть ли ответы на эти вопросы в балладе? Как вы думаете почему? Чего добивался автор этим? Благодаря чему еще мы чувствуем напряжение и страх, когда читаем это произведение? Что чувствует мальчик? Каким ему представляется этот мир? Докажите словами из текста. Почему он кажется ему волшебным? Докажите словами из текста. Бирюзовый цвет, это какой? Почему именно это слово использовал автор? Что такое чертог? Почему Жуковский выбрал именно этот синоним? Как звучит он? Почему Лесной Царь говорит о перлах, а не о жемчуге, это же одно и то же? Значит описываемый Лесным царем мир лучше и мальчик соглашается? Почему? Докажите. А что же отец? Мальчик же ему говорит о Лесном Царе. Докажите словами из текста. А какие чувства испытывает отец? Как мы об этом узнаем? Докажите. Что значит оробелый? Почему переводчик использует именно этот синоним? Почему же отец беспокоится так за сына? Ведь он не видит и не слышит Лесного Царя. Докажите словами из текста. Кто же побеждает в этой схватке Лесной царь или отец? Почему? А мог ли победить отец? Почему, как вы думаете? А почему он оказывается сильнее? Ведь отец очень любит своего сына и переживает за него. Можем ли мы ответить на этот вопрос? Обратите внимание, в этом произведении нет ответов на многие вопросы. Случайно ли это? | Поздней ночью, где-то около леса. Доказывают. Плакучие ивы. Нет, потому что так звучит необычнее, загадочнее. Холодный туман. Потому что от него становится неуютно, страшно. Человек поздно отправился в путь, не вовремя. Нет, не мог. Так и коротко, и ясно. Было бы страшно, тревожно, неспокойно. Звуками, ощущением быстрого темпа. Нет. Предполагают. Ответов нет. Создается атмосфера какой-то тайны. Волшебным, пугающим, но со своими богатствами. Ребенку хочется в этот мир, но в то же время его это пугает. Он ищет поддержки у отца. Доказывают. Потому что ему рассказывает о нем Лесной царь, он говорит о красотах и богатствах. Доказывают. Светло-зеленый с голубизной. Потому что он хотел нам показать эти переливы цвета из одного в другой. Это дворец, владения. Звучит торжественно, величественно, гордо. У лесного царя должны быть именно чертоги – они необъятны. Так звучит необычнее, таинственнее. Нет, потому что мальчик а Царь начинает угрожать. Доказывают. Отец успокаивает сына, он не слышит Лесного Царя, поэтому не верит в его существование. Доказывают. Он переживает, беспокоится за ребенка. Доказывают. Испуганный. Потому что от слова «оробелый» все внутри сжимается, мы чувствуем переживания отца. Он чувствует, что что-то происходит, мальчику становится хуже. Доказывают. Побеждает Лесной царь, он обещал забрать мальчика и он его забирает. Ребенок не хотел уходить к нему, он любит отца и не хочет с ним расставаться. Поэтому он постоянно делится с отцом переживаниями. Нет, потому что Лесной царь – волшебник. Он сильнее. В балладе нет ответа на этот вопрос. Это необычное произведение, это баллада. Значит это признак этого жанра. |
Выразительное чтение по ролям | Мы с вами попробовали устно нарисовать сцену и даже частично изобразили ее наглядно. А сейчас мы будем учиться передавать голосом все эмоции, которые увидели в лицах каждого из героев. Для этого мы должны прочитать балладу выразительно по ролям. Сколько ролей? Верно. (распределение ролей) Удалось ли передать чувства героев? Как? Каким образом? | 4 – лесной царь, мальчик, отец и автор. (читают, меняясь ролями) Да/нет. Меняя окраску голоса, динамику. Высказываются. |
Итог урока | Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу, и нам следует подвести итоги. Вспомним название произведения и автора. С каким трагическим событием столкнулись мы в этой балладе? Почему оно произошло? Назовите жанр этого произведения. Мы очень много говорили о балладе, выделим признаки этого жанра. Начнем с формы. Какую форму имеет баллада? Можем мы назвать балладу лиричным произведением? Почему? О чем нам рассказывают в балладе? Обобщим, что такое баллада? Так какую же мысль хотел до нас донести автор? Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось в уроке? Почему? | «Лесной царь», В.А. Жуковский Мальчик умер в дороге. Потому что отец не верил в Лесного царя, он не услышал в словах сына переживания трудного выбора. Мальчика забрал Лесной царь. Баллада. Стихотворную. Нет, есть повествование, атмосфера тайны и страха. О переживаниях, чувствах героев и автора. Баллада – это стихотворение, в котором есть повествование о таинственном событии. В центре баллады находятся переживания героев. Нужно прислушиваться к близким, даже если нам кажется, что они говорят нечто неважное, несущественное. Описывали мир баллады с позиций мальчика, его отца и Лесного царя. Высказываются. |
Домашнее задание | Откройте дневники, запишите д/з: Ст. 67-68, выразительно читать; самостоятельно прочитать «Кубок» Жуковского-Шиллера, определить жанр произведения; уметь пересказать. Вы должны не просто уметь пересказать текст, а пересказать его от лица каждого из персонажей. Есть вопросы по заданию? | Открывают дневники, записывают. Задают вопросы, если они имеются. |
Оценка работы учащихся на уроке | Мне было приятно с вами сегодня работать. Сейчас ко мне подойдут…(перечисляет). Всем спасибо! Урок окончен. |
Приложение
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» — «Дитя, оглянися; младенец, ко мне; «Родимый, лесной царь со мной говорит: «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей «Родимый, лесной царь созвал дочерей: «Дитя, я пленился твоей красотой: Ездок оробелый не скачет, летит; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лесная полянка Устный счёт 1 класс
Закрепить навык счёта и состав чисел в пределах 10...
КВН по окружающему миру в 3 классе "В гости к лесному царю"
Методичекая разработка к внеклассному мероприятию по окружающему миру в 3 классе. КВН "В гости к лесному царю"....
Презентация к КВНу по окружающему миру в 3 классе. "В гости к лесному царю".
Презентация к КВНу по окружающему миру в 3 классе....
Методика работы по развитию воображения у учащихся посредством использования приемов словесного рисования, драматизации и выразительно¬го чтения.
Развитие воображения у учащихся предполагает развитие:- познавательного интереса учащихся,-...
Тема занятия: Словесное рисование , сравнение и олицетворение на основе стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха»
Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.Дети научились находить в тексте об...
Конспект внеклассного мероприятия для учеников 1-4 классов на тему: "В гости к лесному царю"
КВН по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов....
Сценарий праздника «Осень в царстве лесного царя Берендея»
Сценарий для проведения утренника "Праздник Осени" в начальной школе. Утренник построен в форме сказки, подобраны стихи , песни, частушки. Разработано мероприятие с целью показать крас...