План - конспект урока
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Сорокина Ольга Владимировна2

 

   Урок развития речи и его презентационное сопровождение направлены на формирование коммуникативно-речевых умений.

     Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка «Снегурочка»

Тип урока: комбинированный урок чтения.

Цели и задачи урока:

  1. средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
  2. учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
  3. способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
  4. учить соотносить поговорки с содержанием изучаемого произведения;
  5. способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
  6. совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: 

компьютерная презентация по теме «Устное народное творчество»,

 репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка»,

 аудиозапись с отрывком из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»,
компьютер,
проектор,

индивидуальные карточки,
учебник: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров»,

Ход урока

I.  Организационный момент

Психологическая гимнастика.

-  Какое сейчас время года? (Зима)

Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

  Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

II.Подготовка к усвоению нового материала

Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем, название этой книги и название удивительной страны. (на доске).

1-я страница (Прочитать, отгадать)

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

2. Белая скатерть, всё поле одела. (Снег)

- Что мы отгадывали ? (Загадки)

2-я страница (Прочитать)

1. Много снега-много хлеба.

2. Лето собериха-зима поедиха.

3. Зимою вьюга-летом ненастье.

-  Можно сказать, что это предложения? (Да.)

- Почему? (Они выражают законченную мысль.)

- А точнее, что это? (Пословицы.)

- Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость?

(Пословица- краткое народное изречение с поучительным смыслом.)

3-я страница (Чтение поговорок.)

1. Зима кончается, весна начинается.

2. Чему быть, тому не миновать.

3. Люди рады лету, а пчела цвету.

- Что мы прочитали? (Поговорки – краткое образное устойчивое выражение.)

- Как можно объяснить 2-ю поговорку? 3-ю?

4-я страница (Иллюстрация к сказке «По щучьему велению».)

-  Определите, к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию? (Русская народная сказка «По щучьему велению».)

На доске:

УСТНОЕ   ФОЛЬКЛОР   ТВОРЧЕСТВО   НАРОДНОЕ

-  Разгадайте, как можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

- Какие жанры в фольклоре вы знаете? (Сказки, загадки, пословицы, заклички, былины.)

III. Ознакомление с новым материалом

1.  Знакомство с темой урок.

Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать.

-  Кого мы лепили в начале урока? (Снеговика.)

-  Как можно назвать девочку из снега, составьте из предлагаемых букв слово? (Снегурочка.)

Н  О  С  Е  Г  У  К   Р  А  Ч

   Произведение, с которым мы будем работать, называется «Снегурочка».  (1 слайд)

И начнём с речевой разминки.

2. Речевая разминка
Работа над выразительностью речи.

- Прочитать, выделяя логическим ударением разные слова:

 Плакала Снегурочка, зиму провожая. (слайд     2 )

3. Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3 )
    Жили-были...
… не по дням, а по часам.
… запоёт — заслушаешься.
… души не чаяли ...

  4. Дополни фразу. 

 Сказка — ложь, да в ней...

  5. Проблемный вопрос

 - Кто запомнил выражения?  Продолжите их.  Какое выражение лишнее?            (Последнее выражение – это слова А.С. Пушкина.)   (слайд  4 )

 Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина?

- Почему  произведение «Снегурочка» относится к сказочному жанру?  (Зачин, концовка, волшебство)

- Почему эта сказка народная?  

6. Физминутка (слайд 5 )

             Снежинки                              
Мы пушистые снежинки, мы волшебные пушинки,
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В белом танце покружились.
И на землю тихо-тихо
Опустились и притихли.

7. Актуализация знаний.
- Что вы хотели бы рассказать о сказке «Снегурочка»? (Дети высказываются.)

- Вот мы и восстановили сюжет сказки.

- Что такое сюжет? (Последовательная цепочка событий.)

ятны?

8. Индивидуальная работа со словарём.

Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.

Атлас – сорт шелковой гладкой блестящей ткани.

9. Фронтальная работа

Лелеять – нежить, заботиться.

Миновало -  прошло

Эти слова нам встретятся в тексте.

IV.  Знакомство с новым произведением.

1.Решение проблемы приемом подводящего диалога.
- Найдите начало сказки.     (первый абзац)

- Что узнали об Иване и Марье? Кто они друг другу?

- Как они жили?     (ПРОЧИТАТЬ)

- Выборочное чтение. Как лепили Снегурочку?

- Как вы думаете, с каким чувством Иван и Марья лепили Снегурочку? ОБСУДИТЕ и докажите свою точку зрения.  

 -Зачитайте описание Снегурочки. (слайд   6   )

- А когда счастье поселилось в их доме? (С появлением Снегурочки)
-  ОБСУДИТЕ (группы) и сделайте вывод: о чём эта сказка?

- Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.  

- Какое настроение вызвала у вас сказка? (грустное)

- Группами найдите и зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные

чувства? Почему?   - не было детей

                                   – грусть Снегурочки

                                 

                                   – стон Снегурочки –

                                   – горе Ивана и Марьи –

- Только ли грустное настроение присутствует в сказке? Может, оно меняется?

-  Выборочное чтение. Когда радостное настроение?

 – появление Снегурочки –

 – растёт Снегурочка – стр. 135;  

 – радовалась Снегурочка тёмным тучам; граду –

 - праздник –

- О каком празднике говорится в сказке?  (В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд  7)      Вторая тайна сказки.

2. Рассказ учителя о народном празднике.

В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купалы. Он приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как в полночь цветет папоротник. ( слайд 8). На самом деле папоротник не имеет цветов. (слайд 9)       Существует поверье, что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье.

В лесу девушки плетут венки, водят хороводы,         (слайд     8   ) Пустивший по воде венок, обретет любовь.    
Вечером разжигают юноши большой костер, а прыгнув через костер, станешь здоровым.

-  Третья тайна сказки – поверье о папоротнике.   (слайд 9)

3.Выборочное чтение.

- В сказке есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение)  

- Четвёртая тайна сказки – легенда о цветке иван-да-марья.  (10    )

Пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью от грозы. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищают от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

4. Работа в группах: разделить сказку на части и составить план. 

5. Образ Снегурочки

- Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Почему?

- Что включает в себя образ Снегурочки.   (слайд 12   )

V.  Первичная проверка понимания новых знаний.

1. Работа по рядам с заданиями.

Дифференцированная работа.

1 ряд – в первой части найдите, где говориться о забавах детей. Прочитайте.

2 ряд – карточка с текстом (эпизод как лепили Снегурочку.)

3 ряд – найти в тексте и прочитать, как ожила Снегурочка.

2. Проверка задания 1 и 2 рядов.

3. Практическая работа.

  Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появилась Снегурочка.

  Покажите, какая у вас получилась Снегурочка.

4. Проверка задания 3 ряд.

VI. Физминутка (выполняется под музыку)

  Снег, снег, белый снег

  Кружит, падает на всех

  Мы из снега ком лепили

  Потом куклу смастерили.

  Снег, снег, белый снег,

  Вышла кукла лучше всех.

VII. Знакомство с шедеврами мировой культуры

    Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов. - Владимир Иванович Даль на основе народной придумал свою сказку о Снегурочке        (слайд 13   )
- Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу «Снегурочка».    (слайд  14   )
Его Снегурочка — юная девушка, мечтающая о любви.

Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов    (слайд 15   )
- По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор— сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями.

- Как звучала музыка? Что вы представляли, слушая ее?

- Какое настроение передал композитор?

VIII Итог урока. Рефлексия.
Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Какие мысли пробудила сказка?

Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:
1) Существительное
2) Два прилагательных
3) Три глагола
4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
5) Существительное — новое имя героя
Пример:
Снегурочка.
Ласковая, приветливая.
Улыбается, поёт, радует.
Хорошая дочка любящим родителям.
Мечта. (слайд 16)

Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.

IX. Домашнее задание. (по выбору)
-
Придумайте дома другое продолжение сказки.

- Найдите другие легенды о цветах или придумайте свои.
-Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...