"В гостях у учёного кота" А.С.Пушкин "У лукоморья..."
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Курс литературного чтения в начальной школе направлен на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности. С первого урока 2-го класса воспитываем интепес к чтению и книге. На материале урока формируем представление о добре и зле, развиваем нравственные чувстваи уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: «В гостях у ученого кота. А.С.Пушкин «У лукоморья…»
Цели: Обратить внимание учащихся на то, что сказки могут быть как народные (со сказкой-цепочкой и докучной сказкой дети познакомились в 1 классе), так и авторские.
Формировать у школьников мотив обращения к Хрестоматии.
Продолжить подготовительную работу по пониманию логики сказочного жанра.
Обнаружить особый завораживающий ритм пушкинского стиха.
Планируемые результаты:
Личностные: Патриотизм: чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории, гордости за них.
Метапредметные:
Регулятивные: самопроверка по тексту; чтение по ролям.
Познавательные: смысловое восприятие художественного и познавательного текстов, умение сравнивать художественный и научный текст, умение выделять существенную информацию; выяснить, что сказки бывают народные и авторские; обнаружить в поэтическом тексте Пушкина слова и выражения, характерные для русских волшебных сказок; развести понятия автор и герой; подготовить детей к пониманию того, что в волшебной сказке всегда есть два мира: земной и волшебный.
Коммуникативные: построение речевых высказываний
Предметные: поиск и фиксация информации в различных источниках.
Учебно-методическое обеспечение: учебник Литературное чтение Учебник (часть 1), Автор Чуракова Н.А. 2009г
Авторский медиапродукт – презентация 12 слайдов (среда POWER POINT)
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- наглядный метод, позволяющий вызвать интерес, развивать воображение.
ЭТАП | ЦЕЛЬ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1.Мотивация к учебной деятельности | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки: определить содержательные рамки урока | Слайд №1. (титульный) Слайд№2 - Вновь мы учебник открываем. Что же ждет нас впереди? Какие тайны мы узнаем? От предвкушенья замирают Сердца, горящие в груди! - Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Начинаем мы урок. - Мы вновь отправляемся в литературную страну, нашим путеводителем будет учебник «Литературное чтение» (часть1) для 2 класса Н.А.Чураковой. | Настраиваются эмоционально |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений и пробное учебное действие. | Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; развивать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. | - Вы любите сказки? Ты на обложку посмотри, Найди на ней друзей, Все, что знакомо, назови, И в путь пойдем скорей! - Герои каких сказок вам знакомы? (Слайд №3) Выразительное чтение учителем (стр. 5 ) - Подумай! Посмотри, какие книги взял с полки Миша. - Что общего в книгах, которые рассматривают Маша и Миша? Чтение учителем стр. 6 Помоги Мише уточнить название сказки Пушкина. Посмотри СОДЕРЖАНИЕ в начале учебника. | Развитие памяти, внимания Развитие устной монологической речи. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение. | Работа с хрестоматией. Какие ещё сказки Пушкина ты знаешь? Слайд №4. Так к какой же сказке художник Васильев нарисовал картинку? Чем отличается картинка от иллюстрации? | Сравнение двух понятий. Выделение отличительных признаков |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения: постановка цели проекта; уточнение темы урока; определение средств; построение плана достижения цели. | Знакомство с текстом (слайд №5) А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» (Прослушивание грамзаписи) Рассматриваем иллюстрацию. Действительно ли это дуб? Нашли ли фигурку кота, который лежит и читает сказки, видят ли филина, птицу Сирин на ветке, бабу Ягу с метлой, избушку на курьих ножках, фигурку Пушкина, который сидит с русалкой на дереве. Появилось ли чувство, что сучья деревьев – как руки, которые могут схватить и не выпустить? - Ты понял(а), что Пушкин знал много русских сказок? Сумеешь доказать? | Развитие смыслового чтения |
5.Физминутка | « Путешествие в лес.» Слайд №6 | ||
6.Реализация построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом; организовать фиксацию преодоления затруднения; организовать уточнение общего характера нового знания. | Повторное чтение детьми текста Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» Слайд №7 - Кто в сказках говорит: «Чу, Русским духом пахнет?» - А как эти слова звучат у Пушкина? - Кто же говорит эти слова – сам Пушкин или его герой, который всё это рассказывает? | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. |
7.Первичное закрепление | Кот Ученый умеет только сказки рассказывать? А герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни. Слайд №8 | Дети должны найти ответ в тексте: прочитать 5-ую и 6-ую строчки от начала. Дети должны обнаружить и зачитать последнюю строчку из «Лукоморья» | |
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | -Встречались ли тебе в сказках слова, похожие на эти: И я там был, мёд-пиво пил, По усам текло, а в рот не попало. -Где они находятся; в начале или в конце сказок? А в тексте Пушкина, где находятся подобные слова? -Кто же говорит: « И там я был, и мёд я пил…» - сам Пушкин или его ГЕРОЙ, который всё это рассказывает? Слайд №9 | Самопроверка Извлечение из текстов необходимой информации. | |
9. Включение в систему знаний и повторение. | Организовать выявление заданий, где используется новый способ действия. | Рассуждения по поводу ходьбы направо и налево передоверяются учителю: учитель это не читает, а просто рассказывает, попутно работая с текстом («Заметили, куда идет кот, когда он «песнь заводит»?» и т.д.). Завершается чтение и анализ поэтического текста тем, что обнаруживается его завораживающий таинственный ритм, в который вплетается «там-там». После этого учитель не просто читает действие интриги, а пытается у детей выяснить, почему они любят праздники, что, с их точки зрения, является в жизни самым важным и ценным. Вопрос «Кого еще из мира природы люди с древних времен считали своими предками?» | Познавательная активность. Внимание, память Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
10. Рефлексия учебной деятельности | Организовать оценивание собственной деятельности; организовать обсуждение и запись домашнего задания | - В древности люди считали своими прародителями сначала Слайд №10 животных (в те самые далекие времена, когда они добывали себе пищу охотой), а немного позже — и деревья, и растения. Славяне (а также кельты, германцы) своим первопредком считали медведя. Народы Севера — оленя. Некоторые народы Африки — крокодила и кита. Народы Древнего Египта — орла и змею. Индейцы древней Мексики — орла, волка (койота), черепаху. Народы Китая — зайца. И так далее. Такие животные и растения-прародители по-научному называются ТОТЕМАМИ. Тотем — слово из языка индейцев, которое означает «его род», т.е. родич, прародитель. На Руси тотемными деревьями, кроме дуба, считались все деревья, которые участвовали в обрядовой практике (т.е. в свадебном и похоронном обрядах). Это береза, рябина. Дурным тотемом считалась осина (осиновый кол — для борьбы с оборотнями). Поскольку новогодняя елка (сосна) в европейских странах и в России участвует в праздновании Нового года, ее тоже можно считать более поздним вариантом такого тотемного дерева (просто елка стала участвовать в обрядовой практике в те времена, когда люди уже вышли из состояния первобытной древности, стали цивилизованными). Естественно, что у других народов свои тотемные деревья. Слайд №11 - Что нового вы узнали на уроке? -С какими сказками познакомились? -Понравилась ли вам первая встреча с новым учебником? Спасибо за работу на уроке. Молодцы. Слайд№12 | Усвоение новой информации Умение выделять существенную информацию из сообщений учебного и художественного жанров. Развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); Контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; самооценка на основе критерия успешности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....
Презентация-инструкция по технологии. Изготовление сувенира. Кот учёный.
Презентация-инструкция по технологии. Изготовление сувенира. Кот учёный....
Проект "Музейное царство - учёное государство"
Использование богатого культурного наследия Новосибирска в образовательной работе с детьми младшего школьного возраста для полноценного развития современного новосибирца, становление его личности, при...
Юный учёный (мои первые научные опыты)
Программа дополнительного образования для учащихся 2-4 классов, связанная с проведением научных опытов в области физики....
«К. Э. Циолковский - великий учёный»
Предмет, класс. Внеурочная деятельность. 3-а класс. Краткое описание проекта. Проект предполагает выпуск учащимися стенгазеты «К. Э. Циолковский - великий учёный» в ...
Классный час «М.В. Ломоносов – первый русский учёный» (устный журнал и игра-путешествие «Дорогой Ломоносова»)
В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой в...
журнал "Молодой учёный" ___ Ссылка сайта: www.moluch.ru/
Уважаемые коллеги! Свой опыт работы предлагаю обобщать в ежемесячном научном журнале "Молодой учёный". Журнал предоставляет аспирантам, докторантам, соискателям, специалистам и студентам возможность о...