Открытый урок по литературному чтению "Мой Пушкин"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Данный урок является интегрированным (литературное чтение+музыка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 705.5 КБ |
naglyadnost_k_uroku.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Борисенкова Светлана Александровна.
Тыгдинская МСОШ.
1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей.
2.Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.
3.Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
1.О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.
2.В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина.
3.А.С.Пушкин. Автопортреты.
4.Выставка книг А.С.Пушкина.
5.О.А.Кипренский. Автопортрет.
6.В.А.Тропинин. Автопортрет.
7.И.Е.Репин. Портреты композиторов М.И.Глинки, Н.А.Римского – Корсакова.
8.Ария Руслана из оперы М.И.Глинки («О поле, поле, кто тебя усеял…») «Руслан и Людмила» (в грамзаписи).
9.М.И.Глинка. «Марш Черномора» (в грамзаписи).
10.Н.А.Римский – Корсаков. «Ария Царевны Лебедь» (в грамзаписи).
11.Н.А.Римский – Корсаков. «Полет шмеля».
12.Магнитофон.
13.Предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, чернильница, свеча.
Ход урока.
Учитель. Сегодня наш урок посвящен Александру Сергеевичу Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть.
Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Вот сегодня мы и поделимся друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие его произведения особенно дороги и близки каждому из нас.
Поэтому этот урок мы назовем «Мой Пушкин», и пройдет он в форме устного журнала, где будут странички, содержащие стихи и сказки, музыкальные и посвященные изобразительному искусству. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться его волшебными стихами.
Итак, первая глава нашего журнала посвящена вашим любимым стихотворениям.
Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы. Пусть они и откроют наш журнал.
1-й ученик. Я хочу прочитать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы. Он передает нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется ее приходу. Такую же радость испытывала и я, когда однажды поутру увидела, что черная мрачная земля покрылась белоснежным ковром.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
2-й ученик. А я хочу напомнить всем стихотворение, которое мы узнали в первом классе. В нем Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строчки, я как будто вижу перед собой картины замечательной зимней природы.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
3-й ученик. Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создает праздничное настроение. Мы его учили не полностью, а я решила выучить его до конца и прочесть вам.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче…погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Ребята прочли три стихотворения Пушкина.
- Как вы думаете, что их объединяет?
Да, наверное, их объединяет одно настроение – именно то, о котором говорила Кристина, - радостное и приподнятое. Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.
На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки?
И пробуждается поэзия во мне…
…и пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута – и стихи свободно потекут.
Вот что на портрете. Поэзия пробуждается в Пушкине, стихи живут в нем, он их слышит – «…минута – и стихи свободно потекут…»
Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, и он, конечно, имел право и на другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи?
(Дети называют «Зимний вечер», «Зимняя дорога».)
4-й ученик. Я прочитаю стихотворение «Зимняя дорога». Пушкину приходилось много путешествовать; ездили в то время на лошадях; дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий Александр Сергеевич сочинил эти строчки.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
И еще я хочу добавить. Хотя это стихотворение грустное, но оно очень красивое, так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.
Учитель.
После стихотворения, которое прочитала Юля, я хочу вам показать портрет Пушкина кисти другого художника – Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать вам его после прочтения такого довольно грустного стихотворения.
(Учащиеся говорят о том, что на этом портрете поэт выглядит печальным, задумчивым, серьезным.)
Кипренский сумел понять Пушкина, он угадал его печаль, его мысли о свободе, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворений сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу…»
Итак, сравнивая эти два портрета, мы видим, как Тропинин и Кипренский сумели отразить в них, каждый по-своему, сложный и богатый духовный мир поэта.
Чтобы завершить тему, связанную с изобразительным искусством, хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин сам постоянно рисовал своих персонажей. (Учитель демонстрирует иллюстративный материал.) Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде – в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор. Однажды Пушкин нарисовал себя счастливым – это прекрасный автопортрет. (По ходу рассказа учитель демонстрирует автопортреты Пушкина)
Настал черед другой странички.
5-й ученик. Мое стихотворение посвящено няне великого поэта – Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно из таких стихотворений я и прочитаю. Оно так и называется «Няне»:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Учитель. То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. К своей няне Арине Родионовне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки. Итак, мы открываем новую главу нашего журнала, посвященную сказкам Пушкина.
Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примите активное участие в викторине по сказкам великого поэта.
Из какой сказки эти слова?
Бедненький бес под кобылу подлез,
Понатужился, понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).
А теперь назовите эту сказку.
Ты волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,-
Подымаешь корабли. («Сказка о царе Салтане, о князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебедь»).
Из какой сказки эти строчки?
«Свет мой, зеркальце! Скажи
да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Какая сказка заканчивается словами?
С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. («Сказка о золотом Петушке»).
Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря? (33 года).
Каковы были желания старухи? (получить новое корыто, избу, стать столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья? (поварихой)
Кто помог Елисею найти невесту? (ветер)
Что потребовал у царя Дадона мудрец за чудесного петушка? (Шамаханскую царицу)
Я прочту начало самой большой сказки Пушкина. Послушайте и назовите ее.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Да, действительно, это сказка – поэма «Руслан и Людмила».
- Кто читал эту поэму всю?
Тогда ответьте на такие вопросы:
Кто первый раз похитил невесту Руслана? (Черномор.)
Кто похитил невесту во второй раз? (Фарлаф.)
Кто убил Руслана? (Фарлаф.)
Кто оживил его? (Старец.)
Где нашел Руслан Людмилу? (В Киеве, у князя Владимира.)
Что сделал князь Владимир с Фарлафом? (Простил его.)
Учитель. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» смело ввел в стихи разговорную речь, экспериментировал, сочетая в своем творчестве фольклор и литературный стиль. Но дерзость молодого Пушкина вызвала у критиков бурные споры.
Сценка – выходят «критики» и говорят:
А.Г.Глаголев: «Какая грубость! Мужицкая рифма портит изящный вкус поэмы! Поэма похожа на бородатого гостя в армяке и лаптях, который «Втерся» в Московское благородное собрание!
В.Г.Белинский: «Мы не можем понять, что за странная мысль овладела им и заставила тратить свой талант на эти поддельные цветы. Русская сказка имеет свой смысл, …переделанная и прикрашенная она не имеет решительно никакого смысла!»
Критики уходят.
Пушкин не отвечал критикам 8 лет. За это время он побывал в ссылке на Кавказе, в Крыму, на Украине, слушал народных певцов – кобзарей и лириков, беседовал со стариками, записывал молдавские, турецкие, цыганские песни, создавал новые произведения, жил в родном имении Михайловское и каждый вечер слушал сказки своей няни – Арины Родионовны.
Впечатления от пребывания в Михайловском позже отразились в пушкинских сказках, но особое место среди них занимает пролог к поэме «Руслан и Людмила», вышедшей в 1828 году. Вы его знаете как стихотворение «У Лукоморья».
А кто знает, сколько стихов в прологе? (33 стиха.)
Пролог был ответом Пушкина на споры по поводу его поэмы. В прологе поэт утверждает, что и простонародное может быть прекрасным, в нем он отразил самые главные особенности народной волшебной сказки. Как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки. И каждый кусочек мозаики превратился в отдельную сказку.
Сегодня мы вместе пофантазируем, как поэт сочинял свой пролог, что ему вспомнилось и кто ему помогал, когда он записывал строки пролога, как отдельные картинки мозаики складывались в общую картину волшебных сказок.
Инсценируют дети.
На сцене под дубом сидит Пушкин, рядом перо, свеча, лист бумаги, словарь. Пушкин молчит, думает, грызет перо…
Пушкин. Как лучше начать? Попробую так: Есть в Подмосковье дуб могучий…
Выходит Муза. Александр Сергеевич! В сказках не указывают место, это неведомая страна, загадочная и волшебная. (Муза уходит.)
Пушкин. Что делать? (Пауза.) О! Вспомнил! В сказке «Чудесные дети» есть такие слова.
Голос. У лукоморья стоит дуб, а на нем золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…
Пушкин (встает). Отлично. Пусть будет «У лукоморья» - это неизвестная сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу дуб, крепкий, красивый, непобедимый, могучий, молодой… (пауза) нет, лучше – зеленый (показывает на дуб).
(Читает с возвышенной интонацией.)
У лукоморья дуб зеленый,
Цепь золотая на том дубу…
Выходит Муза. Александр Сергеевич! Второй стих не звучит торжественно и ярко! Лучше так:
«Златая цепь на дубе том…»
Пушкин. Спасибо, Муза! Дальше про кота я сам сочиню. Как там в сказке про кота записано?
Голос. Кот ходит вверх – вниз по золотому столбу, по золотой цепи, по пню, по березке, по яблочному дереву. Он вверх идет – байки бает, а вниз идет – песни поет; лапой морду утирает, под дубом ходит, народ зовет, слушает сказки, песни распевает, кот морской, заморский, ученый.
Пушкин. Стоп! Это очень много! Надо короче. Не хочется мне повторять: вверх-вниз, по столбу или по пню. Пусть он ходит… (Пауза.)
…И днем и ночью! Это же моя сказка, а такого ни у кого нет!
И днем и ночью кот заморский… (Пауза.)
Нет, заморский ничего о Руси не знает, морской только про море знает, значит, остается ученый кот! И ходить мой кот будет по кругу, налево или направо!
Что же получилось? (Читает торжественно.)
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…(Пауза.)
Выходит Муза. Молодец, Пушкин! Только не спеши в волшебную сказочную страну. Сначала расскажи о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах…
Пушкин. Спасибо, Муза! Я так и напишу.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…(Пауза.)
Что бы такое придумать про разных фантастических зверей, про лес дремучий, чтобы страшно стало? (Думает.)
(В это время «вешают» на дуб и вокруг него русалку, лешего, прикрепляют избушку на курьих ножках и следы зверей.)
Пушкин.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей… (Пауза.)
Голос. Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят 30 отроков, точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час, и с ними старик…
Пушкин. Стоп! Не мешайте мне! Я знаю, как написать дальше. Торжественно, возвышенно, с сиянием света (читает стоя):
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать отроков…
-Нет!
Витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных
И с ними…(пауза) старец их…старшой…
(Пушкин сел, думает.):
У меня есть слуга Никита – это наш дворовый дядька. Кто такой дядька? Где словарь? (Пушкин берет словарь и читает.)
«Дядька – в старину: воспитатель (старый солдат или слуга в дворянской семье при мальчике)».
Подходит! Только мой дядька не простой солдат, а морской. (Продолжает стоя.)
И с ними дядька их морской…
(Входит няня – Арина Родионовна.)
Пушкин. Нянюшка моя! (Подходит к ней, обнимает.)
Помнишь, как перед сном
«С усердием перекрестив меня,
И шепотом рассказывать мне станешь
О мертвецах, о подвигах Бовы…» (Пауза.)
Много лет я думаю о тебе, славный и храбрый богатырь. Еще в лицее начал писать я сказочную поэму о Бове-королевиче, который победил огромного Лукопера и женился на прекрасной царевне Настасье. Так пусть сегодня в этой сказочной мозаике появится мой любимый богатырь. Слушай, нянюшка:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…(пауза).
Что же дальше? (Садится, обхватывает руками голову.)
Няня. Сашенька! Помнишь сказку «Три подземных царства»?
Злой Черномор, старый карлик с длинной бородой, умеющий летать по воздуху, похитил красавицу невесту и заточил ее в своем замке.
Но богатырь поймал злого колдуна за бороду и отрубил ее. А сила Черномора была в его бороде. Погиб злой карла, а богатырь освободил свою невесту и свадьбу сыграл.
Пушкин. Спасибо, милая нянюшка! Я вижу эту картинку. (Встает и торжественно читает.)
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря…(Пауза.)
Няня. Мой ангел! Я напомню тебе еще одну:
Иван-царевич по лесам,
И по полям, и по горам
За бурым волком раз гонялся…
Пушкин. Спасибо, няня! Только не хочу я повторять ту сказку. Пусть царевна грустит в темнице, ей служит волк, а Иван-царевич преодолеет все трудности и высшей наградой ему будет его верная царевна, которую он освободит. (Читает.)
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит…
Няня. Батюшка мой! Спокойной ночи! Пойду! Поздно уже. Благослови тебя, Господи, и помоги! (Крестит его и уходит.)
Муза. Что-то много в твоих стихах хороших (положительных) героев: витязи, королевичи, богатырь, верная царевна. А в сказке все должно быть в равновесии: четыре – положительных, четыре – отрицательных. У тебя пока два отрицательных – грозный царь и колдун, который несет богатыря. (Муза уходит.)
Пушкин. Ой, забыл про Баба Ягу и Кащея. Попоробуем.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет…
(Ходит и говорит):
Знаю, что вся эта нечисть: змеи-горынычи, бабки-ежки очень не любят запах живого человека – русский дух!
А в сказках добро всегда побеждало, жизнь не боится смерти…(пауза).
Вот так и закончим эту часть (с гордостью читает).
Там русский дух…там Русью пахнет!
Пушкин (встает). Смотрите, какая сказочная картина получилась! Ух, здорово!
Вот бы и мне в эту сказочную страну попасть! А почему бы и нет? Ведь я сам сказочник! (Пушкин подходит к дубу.)
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Учитель. Вот и закончилась наша сказка-фантазия. Вы все помните концовку народных сказок:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам – (пауза, все хором) урок!
Каждый из вас из нашей сказки научился чему-то. Я не спрашиваю потому, что у каждого это – свое. Но главное хочется сказать всем: чтобы творить – надо много знать. Гений – это не только творчество и талант, но и огромный труд. Стремитесь к творчеству, познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас! Творите добро – и мир вокруг нас станет добрее!
Настало время музыкальной страницы.
Вы уже знает, что многие стихи, поэмы и даже повести Пушкина легли в основу музыкальных произведений. И нам не хватило бы и всего урока только перечислить их.
Как вы думаете, почему великие композиторы и наши современники обращаются в своем творчестве к Пушкину?
(Его стихи очень музыкальны. Они красивы. Стихи Пушкина пробуждают в человеке высокие мысли и чувства.)
Сегодня я познакомлю вас с музыкой к сказкам Пушкина великих русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова (демонстрируются портреты композиторов).
Михаил Иванович Глинка по поэме «Руслан и Людмила» создал одноименную оперу. Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу звучат в арии героя оперы Руслана.
Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к «Сказке о царе Салтане».
Прослушайте фрагмент арии одной из героинь сказки, назовите ее.
(Прослушивание грамзаписи, ария Царевны Лебедь).
-Какой вам помогла увидеть ее музыка?
А теперь прослушайте еще один фрагмент. По характеру музыки вы должны определить, кого она изображает.
(Прослушивание грамзаписи «Полет шмеля»)
Прослушивание фрагмента «Песня белочки».
-Догадайтесь, какого героя изображает музыка?
Прослушивание фрагмента «33 богатыря».
-А это какие герои?
-Чем отличается музыка по характеру? (Одна спокойная, веселая; другая – марш.)
Учитель. Настал черед и моей странички. Свое восприятие творчества Пушкина я решила выразить в стихотворной форме.
Мой Пушкин.
Что Пушкин для меня?
Средь дней однообразных вереницы
Он для меня как дивная жар-птица,
Как дар волшебный счастья и добра.
Мой Пушкин – море красоты,
Волшебных грез очарованье.
Он факел на моем пути,
Несущий свет, добро и состраданье.
В минуты радости, тоски или печали
Он рядом, он со мной.
Утешит, усладит пленительной строфой
И позовет в неведомые дали.
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русской, как и он,
Читать его стихи.
Что может быть
И слаще, и приятней?
Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим Пушкину: «До скорого свидания».
Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом. Вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к родной Отчизне, его романы, повести, поэмы.
Я вас всех благодарю за участие в нашем разговоре о поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
Предварительный просмотр:
Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса оказал успехи:
-в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ;
-в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ;
в российской и французской словесности, также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ.
Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком.
6ч. подъем, молитва в зале
7-9ч. класс (учебные занятия)
9ч. чай с белой булкой
до 10ч. первая прогулка
10-12ч. класс
12-13ч. вторая прогулка
13ч. обед из трех блюд
14-15ч. чистописание или рисование
15-17ч. класс
17ч. чай
до 18ч. третья прогулка
18-20ч. повторение уроков
20.30ч. ужин из двух блюд
до 22ч. отдых, развлечения («мячик и беготня»)
22ч. вечерняя молитва, сон
«Дядька – в старину: воспитатель (старый солдат или слуга в дворянской семье при мальчике)».
Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
У лукоморья стоит дуб, а на нем золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…
Кот ходит вверх – вниз по золотому столбу, по золотой цепи, по пню, по березке, по яблочному дереву. Он вверх идет – байки поет, а вниз идет – песни поет; лапой морду утирает, под дубом ходит, народ зовет, слушает сказки, песни распевает, кот морской, заморский, ученый.
Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят 30 отроков, точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час, и с ними старик…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению УМК "Планета Знаний" 2 класс А.С. Пушкин "Золотая рыбка"
В разработанном мною уроке содержится обобщение материала по теме сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка". Урок состоит из конспекта с презентацией, кроссворда, эектронной физкультминутки....
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...
Материал открытого урока по литературному чтению "Пушкин"
Написан на Delphi 7. Открывается не на всех компьютерах, требуется библиотека Net FrameWork 4,0 и выше.Интуитивный интерфейс. Появляются ответы и отгадки. По материалам интернета....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
Открытый урок по литературному чтению: "А.С.Пушкин и его сказки".
Этот урок познакомит с биографией и произведениями А.Пушкина; поможет привить интерес и любовь к поэзии; дети смогут поупражняться в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение...
Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...
"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков....