Урок внеклассного чтения"Наш Берестов"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Знакомство с биографией В.Д.Берестова и его творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_nash_berestov.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1-
Урок внеклассного чтения
Тема: «Наш В.Д. Берестов»
Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством писателя.
2. Привить интерес к книге, любовь к стихам.
3. Работать над выразительностью чтения.
Оборудование: 1. Портрет писателя.
2. Книги писателя.
3. Детские рисунки к произведениям Берестова.
Ход праздника.
В классе выставка книг Валентина Берестова, на стенах, доске иллюстрации из этих книг, портрет писателя. Годы жизни 01.04.1928-15.04.1998г.
На доске слова: « Я пошёл в археологи, чтобы стать поэтом.»
Учитель: Ребята, вы все знаете, что мы уже давно готовились к
этому празднику- дню рождения очень хорошего писателя
и поэта Валентина Дмитриевича Берестова. Я думаю, что
некоторые ребята с ним знакомы, читали написанные им
стихи. А если кто-то с ним не знаком, то у него есть
прекрасная возможность сегодня познакомиться. Садитесь
поудобнее – мы начинаем!
Учитель: «Мартышкины качели.»
Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается
( Да-да-да!),
Тот не огорчается
Никогда!
Учитель: Кому знакомо это стихотворение?
Почти всем!
Где вы с ним познакомились?
Конечно же, ещё в детском саду.
А может, и родители некоторым читали.
-2-
Дети: А мы в детском саду вот эти стихи учили.
Мяч.
Бьют его, а он не злится.
Он поёт и веселится,
Потому что без битья
Нет для мячика житья!
Курица с цыплятами.
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Трусливая лягушка.
За лягушкой хворою
Послали помощь скорую.
А лягушка увидала врача,
Испугалась и дала стрекача.
Матрёшечка.
Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и пропаду,
Всё равно не пропаду!
По ягоды.
Человек идёт,
Ягоду берёт;
Белую,
Неспелую
Отправляет в рот,
Красную,
Прекрасную
В кружечку кладёт.
Учитель: Конечно же, стихи Берестова знакомы вам с самого раннего
детства. Почему?
Дети: Они коротенькие, легко запоминаются, весёлые, связаны с нашей жизнью.
-3-
Учитель: А в 1-ом классе вы встречались со стихами В.Д.Берестова?
Дети: Да! Когда ещё учили буквы!
Это стихотворение « Юла», «Петушки», «Читалочка».
Юла.
Куклы вальс танцуют старый,
Пара кружится за парой,
А юла, юла, юла
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем закру
Петушки.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Читалочка.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать!
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну прочитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
Учитель.
Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.
Книги были с ним с самого раннего детства.
Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор- 8- летний Берестов- был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвратило его от
-4-
сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это во время Великой Отечественной войны в 1942 году в г. Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову удивительно везло на счастливые встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл Чуковский Корней Иванович, которому 14- летний поэт решился показать свою заветную тетрадь. Корней Иванович помог развиться поэтическому таланту Берестова.
Первый сборник стихов Берестова «Отплытие» вышел в 1957году. В это же время выходит книжечка для дошкольников «Про машину». С этого времени книги Валентина Берестова появляются регулярно.
( Чтение стихотворения «Про машину.»)
Про машину.
Вот девочка Марина,
А вот её машина.
- На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу.
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!
Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфеткой «Мишка».
Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
-5-
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает всё на свете.
Первоклассный доктор- Петя
( Петя кончил первый класс),
И машину доктор спас
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
- Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела-
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять-
И завести!
Творчество В.Д. Берестова многогранно: стихи о любви, о природе, поэтические и познавательные книги об интересных археологических находках, о радостях и буднях кропотливого труда археолога. Археология и поэзия помогли Берестову восстановить порвавшуюся «связь времён», органически слились в его творчестве. Ведь археолог и поэт не могут жить без открытий. А открытия не бывают без удивлений.
А мы идём в горячей мгле
По выжженным местам,
Чтоб реку возвратить земле
И запахи цветам.
-6-
Так написал поэт о своей профессии и о своём творчестве. Потому что всякий настоящий поэт «возвращает» свои открытия людям - своим читателям.
Учитель.
Творчество поэта пронизано весельем и простотой Особенно ярко эти черты поэтической натуры писателя проявились в его книгах для детей. Детские стихи Валентина Берестова сказочны и необычны.
( Ученики читают стихи: «Приятная весть», «Серёжа и гвозди», «Картинки в лужах», «Доктор Лебедев», «Весёлое лето», «Кошкин щенок».)
Приятная весть.
- Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать
Приятную весть?
-Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая
Приятная весть?
- А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы
Узнавать по часам.
- Ты прав. Так и есть,
Без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе
За приятную весть!
Серёжа и гвозди.
Сотрясается весь дом:
Бьёт Серёжа молотком;
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
-7-
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Серёжею они
Просто издеваются-
В стенку не вбиваются.
Хорошо, что руки целы.
Нет, совсем другое дело-
Гвозди в землю забивать.
Тук! – и шляпки не видать.
Не гнутся,
Не ломаются,
Обратно вынимаются!
Картинки в лужах.
В лужах картинки!
На первой – дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.
Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.
Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.
А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки.
-8-
Доктор Лебедев.
К нам доктор Лебедев пришёл.
Он шляпу снял. Он сел за стол.
Не понимая ничего,
Мы с братом смотрим на него.
Он без халата. Он с женой.
Он не спросил: «А кто больной?»
И открывать не нужно рот,
Когда он ложечку берёт.
Он нам не сделает укол.
Он просто в гости к нам пришёл.
Весёлое лето.
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Кружат пчёлы,
Вьются птицы.
А Маринка
Веселится.
Увидала петуха:
- Вот так чудо! Ха – ха – ха!
Удивительный петух:
Сверху – перья, снизу – пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
- Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок
Дырявый,
А крючок
Вертлявый?
-9-
А Барбос,
Рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!»
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Кошкин щенок.
Был у кошки сын приёмный –
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка – мать –
Животное
Очень чистоплотное.
Но подрс
Сынок приёмный,
И теперь он пёс
Огромный.
-10-
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка!
Чтобы вымыть шею
Сыну,
Надо влезть
Ему на спину.
-Ох,- вздохнула кошка-мать,-
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся.-
Сын купается в реке.
Мама дремлет на песке.
Учитель.
Валентин Берестов всем своим творчеством утверждает, что детство – сердцевина, «стержень» человека будущих времён. Поэтому и создаёт он светлые, поэтические произведения в стихах и прозе для совсем маленьких читателей.
Валентин Берестов стал профессиональным литератором. Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдёт в нём своего автора. В стихах – он лирик и философ. Порой - ироничный собеседник или добрый сказочник. У него есть прозаические сказки, написанные вместе с Т. Александровой, Н. Панченко. Ну, и от человека, родившегося 1 апреля, конечно, ждут шуток, розыгрышей. Один из его сборников так и называется «Улыбка».
А его стихи для малышей полны озорной выдумки. В них баюкают больную машину, а в столовую заходит Дракон! В них игра и сказка, глее возможно всё:
Дружно
Ударились
Рыбы
-11-
Об лёд,
И на реке
Начался ледоход.
Учитель.
Сегодня вы услышали только некоторые стихи поэта Берестова. Я надеюсь, что они вам понравились и вас заинтересовало творчество этого удивительного человека.
Кроме стихов Берестов писал и рассказы для маленьких читателей. Они интересны, легко читаются и их даже можно инсценировать.
Ребята нашего класса приготовили сценку по рассказу Берестова «Как найти дорожку.»
Действующие лица: автор, ребята, белка, заяц, улитка, пчела.
В конце праздника ребята рисуют любимых героев к произведениям В. Берестова.
Как найти дорожку.
Ребята пошли в гости к деду – леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята – к ней:
-Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.
- Очень просто,- отвечает Белка. – Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той – на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой – большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!
- Спасибо, Белка! - говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого- нибудь спросим.
Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:
-12-
- Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.
- В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка – лесник самовар ставит.
- Спасибо, Зайка, - говорят ребята. - Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого – нибудь спросить.
Видят, ползёт Улитка.
- Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.
- Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. – Лу – у – уч – ше я вс туда провожу-у-у. Ползите за мной.
- Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого – нибудь спросим.
На цветке сидит пчела. Ребята к ней:
- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.
- Ж –ж – ж, - говорит Пчела, - покажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж – ж – жасно тороплюсь. Ж –ж –ж…
И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать.
Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.
-13-
Литература:
1.Баласс Москва 1999 г. «Очерки о детских писателях».
2.Издательство Либерея Москва 1998 г. «Писатели нашего детства».
3.Москва «Детская литература». 1978 г. В. Берестов «Жаворонок».
4.Оса. Росстани – на – Каме 1995 г. «Слово о писателе – на урок».
Корж Маргарита Константиновна
учительница начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Урай Тюменская обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения В. Берестов "Честное гусеничное"
Урок с элементами технологии РКМЧП...
Презентация к уроку литературного чтения В. Берестов "Честное гусеничное" 2 класс "Школа 2100"
Прзентация к уроку литературного чтения 2 класс "Школа 2100"...
Презентация к уроку литературного чтения В. Берестов "Кошкин щенок"
Презентация к уроку литературного чтения, стихотворение В. Берестова "Кошкин щенок"...
Презентацияк уроку литературного чтения В. Берестов. "Гляжу с высоты на обиду...".Школа России. 2 класс.
Презентацияк уроку литературного чтения В Берестов. "Гляжу с высоты на обиду...".Школа России. 2 класс....
Урок литературного чтения В.Берестов "Честное гусеничное" 2 класс
Урок литературного чтения по произведению В.Берестова "Честное гусеничное" для УМК "Школа 2100"...
Конспект урока литературного чтения "В. Берестов "Знакомый"" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения В. Берестова «Знакомый»; формирование знаний о жанровых особенностях стихотворени...
Урок литературного чтения В. Берестов " Знакомый"
Урок литературного чтения В. Берестов " Знакомый"...