Урок литературного чтения В. Берестов " Знакомый"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гергедава Светлана Алексеевна
Урок литературного чтения В. Берестов " Знакомый"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berestov_znakomyy.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

В.Берестов "Знакомый", "Путешественники".


Цели урока: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста

Оборудование:  компьютер; портрет писателя В.Берестова; картинки на доске; выставка книг В.Берестова; карточки с пословицами; аудиозаписи.

План урока.

1. Организационный момент.

Прочитайте стихотворение Л.Кондрашенко “Тарарам”.

Говорят, что по утрам. В нашем доме тарарам. Отодвинули мы стулья, Заглянули под буфет, Всё вверх дном перевернули - Тарарама в доме нет! Мы искали до упаду,
Но опять сказали нам: - Эй, друзья, прибрать бы надо, В вашем доме - тарарам.

Что означает слово тарарам? (устроить беспорядок, перевернуть вверх дном, поднять пыль столбом)

- Можно ли использовать для замены следующие выражения: организовать уборку, навести порядок, навести чистоту, привести в порядок? Почему?

Почему мы урок начали с этого стихотворения?

Вывод: мы читаем произведения по теме “ И в шутку и всерьёз”. На прошлом уроке познакомились с творчеством Э. Успенского и его замечательными стихотворениями “Если был бы я девчонкой” и “Над нашей квартирой”.

2. Сообщение темы урока.

Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве  Валентина Дмитриевича Берестова - поэта, переводчика, критика, литературоведа.

Даты жизни 1 апреля 1928 — 15 апреля 1998

1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя истории родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. В четыре года он научился читать. Первым буквам мальчика научила слепая прабабушка, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии. Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Новые стихи записывались в тетрадь и хранились в тайнике. Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. В далёком трудном военном году на улице Самарканда знаменитый поэт Корней Чуковский повстречал никому неизвестного мальчика. Мальчик писал стихи и почти умирал от голода. Корней Иванович был человеком очень чутким к чужой беде. Он помог мальчику. Что же касается стихов, то они привели старого писателя в восторг. Четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. В то время К.И. Чуковский писал: “Этот четырнадцатилетний подросток обладает талантом. Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. Отец привил Валентину любовь к истории, и юноша поступил на исторический факультет Московского университета, стал археологом. Он принимал участие в раскопках, писал повести и очерки. Детским писателем стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому писателю. Замечательные стихи написал для детей. Стихи Валентина Дмитриевича знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:

Викторина по произведениям В.Берестова.

Вы, ребята, любите викторины и умеете их отгадывать (Задание для каждого ряда: 1 ученик выразительно читает данные строчки. Необходимо дополнить недостающими словами, вспомнить название стихотворения).

1) Мы ссорились, мирились, И спорили порой

Но очень подружились (За нашею игрой.) “За игрой”

2) О чём поют воробушки

В последний день зимы? - Мы выжили! - Мы дожили!
(Мы живы! Живы мы!) “Воробушки”

3) Не идётся и не едется,

Потому что гололедица. Но зато Отлично падается!

 Почему ж никто (Не радуется) “Гололедица”

4) Гляжу с высоты

На обиду

Теряю обиду (Из виду). “Гляжу с высоты”

5) Петушки распетушились, Но подраться не решились.

Если очень петушиться

Можно пёрышек лишиться,

Если пёрышек лишиться (Нечем будет петушиться) “Петушки”

6) Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти (Прочти, пожалуйста, прочти!) “Как хорошо уметь читать”

Вывод. Вот с этими стихотворениями мы уже знакомы.

Выставка книг автора.

Берестов ещё и сказочник. Знакомство с книгами В.Берестова: - “Как найти дорожку”.
- “Честное гусеничное”. - “Катя в игрушечном городе”. (О домовёнке Кузе)

По сценарию Валентина Дмитриевича Берестова были сняты два мультфильма.

Он и литературовед – исследователь творчества А.С. Пушкина, Шекспира.

В девяностые годы – Валентин Берестов много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами. (Послушать песенку. В.Берестов сам поёт)

4. Знакомство с новым стихотворением В.Берестова “Знакомый”.

1).Прогнозирование произведения. О каком знакомом пойдёт речь?

Прослушивание аудио записи.

2) Словарная работа.

 Босоногий - С босыми ногами.

3).Чтение учителем и работа над содержанием. Кем оказался знакомый мальчика?

Вопрос 1 по учебнику.

Почему они не обращали внимания на кошку? (Выборочное чтение)

Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто?

4) Работа в парах: выразительное чтение стихотворения.

Чтение хором по рядам.

5) Составление картинного плана.  (Мальчик. Неразлучные друзья. Щенок. Кошка.)

6) Какова главная мысль произведения.  Чтение по ролям. (Мальчик, щенок. автор)

Вывод. Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. В.Берестов смог заставить задуматься нас, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.

5. В.Берестов “Путешественник”.

1) Чтение слова путешественник по слогам Значение слова по словарю. Образовано от двух слов путь и шествие. Передвижение по к.-л. территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразоват., познават., спортивными и др. целями. До 18-19 вв. П. были одним из основных источников получения сведений о тех или иных странах (их природе, населении, истории, х-ве), общем характере и очертании поверхности Земли. ГЛУШЬ, - Глухое, заросшее место

2) Прогнозирование содержания стихотворения.

3) Чтение учителем и хорошо читающимися учащимися.

Значение какого слова вы не поняли?. Словарная работа.

Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим?

Автор сочувствует героям или посмеивается над ними? Чтение по предложениям. Хоровое чтение по рядам.

Работа над выразительностью этих стихотворений.

6. Закрепление изученного материала. Сравнение стихотворений.

Сходство и различие двух изученных произведений. Ответы учащихся.

Вывод. С друзьями всегда и везде хорошо. Друзей надо беречь и их нужно ценить.

7. Работа в парах. Даны пословицы, в которых части перепутаны.

Какое задание может быть? (Ответы учащихся)

Составьте пословицы. Выберите пословицу к изученным произведениям. Объясните значение пословицы. (Самопроверка)

Дружба - великая сила.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Будете, друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

Был бы друг - найдётся и досуг.

Подведение итогов урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились? (знакомый)

- Кто автор?

- Что понравилось?

Выставление оценок

Д/з – выр.чт.

Валентин Дмитриевич Берестов

berestov8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения В. Берестов "Кошкин щенок"

Презентация к уроку литературного чтения, стихотворение В. Берестова "Кошкин щенок"...

Презентацияк уроку литературного чтения В. Берестов. "Гляжу с высоты на обиду...".Школа России. 2 класс.

Презентацияк уроку литературного чтения  В Берестов. "Гляжу с высоты на обиду...".Школа России. 2 класс....

Урок литературного чтения В.Берестов "Честное гусеничное" 2 класс

Урок литературного чтения по произведению В.Берестова "Честное гусеничное" для УМК "Школа 2100"...

Конспект урока литературного чтения "В. Берестов "Знакомый"" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения В. Берестова «Знакомый»; формирование знаний о жанровых особенностях стихотворени...