Урок литературного чтения для 3 класса. А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
Урок интересен тем, что есть отрывок для инсценировки. Реально воплотить на уроке. Очень интересно детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_fgos.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт – Петербурга
Урок литературного чтения
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Со страниц на сцену.
3 класс
Автор – составитель
Лысенко Мария Владимировна
Учитель начальных классов
Образование высшее
Категория I
Санкт – Петербург
Целевой компонент урока
Педагогические цели:
1.Организовать работу по изучению кратких сведений о жизни и творчестве А. С. Пушкина, обобщению содержания «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2.Раеализовать инсценировку сказки как метод активного обучения.
3.Создать условия для творческого сотрудничества в коллективе.
4.Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся.
5.Создать условия для выражения творческого потенциала учащихся.
6. Дать возможность учащимся оценить свою работу на уроке.
Ожидаемый результат:
1.Учащиеся знают краткую биографию А. С. Пушкина, ориентируются в содержании произведения.
2.Учащиеся умеют играть роли в инсценировке.
3.Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, высказывая своё мнение.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.
Оснащение урока:
- элементы костюмов для инсценировки;
- иллюстрации детей к «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- портрет А. С. Пушкина;
- выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
- оценочные листы;
- листы для составления продолжения сказок;
- грамоты участников и победителей;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой обучающихся на работу. | Приветствие. Подготовка у року. Самоорганизация. | Регулятивные. |
Стадия вызова | Создание мотивации. Организация работы по заполнению таблицы. | Заинтересованы получить «Приз зрительских симпатий». Слушают выступающих и заполняют таблицу. | Регулятивные( постановка целей, самоконтроль) Познавательные (поиск информации) Коммуникативные (работа в инсценировке) |
Стадия осмысления | Организация беседы по отрывку сказки. | Отвечают на поставленные вопросы | Познавательные (отбор информации) Личностные (освоение моральных норм и правил, нравственный выбор) |
Сохранение интереса к теме при выполнении творческого задания в группах. | Составление продолжения сказки. | Коммуникативные (работа в группах) | |
Стадия рефлексии | Побуждение к свободным высказываниям и к само и взаимооценке. Награждение победителей и участников урока | Самооценка собственной деятельности на уроке: Мне понравилось….. Мне запомнилось больше всего…. Мне не понравилось…. Почему у меня всё получилось… Почему мне было трудно выполнить задание…. | Регулятивные (рефлексия, самооценка, взаимооценка) |
Сценарий урока
Учитель:
- Посмотрите на выставку книг. Назовите их. Кто автор этих сказок?
Сегодня на уроке мы устроим в классе театр! На наше представление в качестве жюри мы пригласили руководителя театральной студии, работника библиотеки. А так же учащихся из нашей параллели. Они и будут сначала нашими зрителями, а потом и непосредственными участниками.
Для того чтобы выбрать лучшего актёра, каждому зрителю мы раздадим оценочные листы. На них перечислены все участники нашего представления. Каждый из вас должен будет поставить крестик напротив самого лучшего, по его мнению, актёра. Потом мы посчитаем, выберем победителя и наградим его «Призом зрительских симпатий». А вот потом наши друзья из другого класса тоже поучаствуют в нашем уроке и получат награды.
Для начала повторим биографию А. С. Пушкина. Составим таблицу. Заполним сначала первую графу.
Я знал, что… | Я узнал, что… |
- А теперь послушаем учащихся нашего класса и заполним вторую графу.
Учащийся 1.
Родился А. С. Пушкин в Москве в 1799 году 6 июня. Семья Пушкина была высококультурной. Её влияние на Поэта было самое благотворное. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу. Саша получил хорошее домашнее воспитание. С детства привык искать опору в самом себе, быть терпеливым и целеустремлённым. Дядя – Василий Львович Пушкин – поддерживал поэтические начинания юного поэта, т. к. сам писал стихи, был человеком творческим. Да и отец Александра Сергеевича пробовал себя в этом направлении.
Учащийся 2.
Родители с детства приучали детей к чтению, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги. Они были ему верными друзьями. В гости к Пушкиным приходило много интересных и талантливых людей. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. А уже с 8 лет стал сочинять стихи.
Учащийся 3.
Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна, заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Такие строки поэт посвятил няне.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Учащийся 4.
Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни. Бабушка знала много сказок о старине, а с дядькой Никитой он часто гулял по шумной Москве. Уже в детские годы он много узнал о жизни талантливого русского народа.
Оценочные листы раздаются зрителям.
Царь Салтан | |
Первая девица - повариха | |
Вторая девица - ткачиха | |
Третья девица - царица | |
Бабариха | |
гонец |
Инсценировка отрывка из сказки.
Картина 1.
У окна сидят 3 девицы с прялками. В начале картины появляется за забором появляется Салтан и прислушивается к разговору девиц.
Ведущий.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 –я девица.
Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
2 – я девица.
Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 – я девица.
Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки - царя
Родила богатыря.
Незаметно появляется царь.
Ведущий:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Входит царь, девицы встают и кланяются в пояс.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по сему
Полюбилася ему.
Салтан.
Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки – сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
С последними словами Салтан, а за ним девицы уходят.
Ведущий:
В сени вышел царь- отец.
Все пустились во дворец.
(После небольшой паузы)
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
В углу показывается повариха и говорит: «В кухне злится повариха». Следом за ней появляется ткачиха и говорит плачущим голосом: «Плачет у станка ткачиха». Они говорят вместе: «И завидуют оне государевой жене». Уходят.
Ведущий:
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя,
Поберечь, его любя.
Между тем как он далёко
Бьётся долго и жестоко,
Наступает срок родин…
Торопливо пробегает повариха, остановившись, говорит: «Сына Бог им дал в аршин». Убегает.
Торопливо пробегает ткачиха, остановившись, говорит: «Сына Бог им дал в аршин». Убегает.
Картина 2.
У колыбели сидит царица и любуется младенцем.
Ведущий:
И царица над ребёнком,
Что орлица над орлёнком…
Царица хлопает в ладоши и входит гонец.
Шлёт она с письмом гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Бабариха с поварихой и ткачихой обнимают гонца, как будто приветствуют, и в его сумку кладут другую грамоту. С таким текстом:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
Картина 3.
Ведущий:
Как услышал царь – отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись, на сей раз,
Дал гонцу такой приказ…
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец и приехал наконец.
Ведущий:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят…
Допьяна гонца поят….
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Беседа по содержанию.
- Как царь выбирал себе жену?
- На каком выборе он остановился? Почему?
- Каким вы себе представили царя?
- Он добрый или злой герой?
- Кто и почему желал горя молодой царице?
- Куда уехал царь?
-Какие планы были у завистников? Как удалось им их реализовать?
- Какие распоряжения дал царь, узнав непонятные новости?
- Как поступили бояре, прочитав грамоту царя?
Составление продолжения сказки.
- Дети делятся на группы и придумывают своё собственное продолжение сказки.
- Дети зачитывают получившиеся сказки.
Жюри выбирает победителей.
Подведение итогов, выбор победителя.
- Пока жюри подводит итоги, мы попросим ребят рассказать о своих рисунках.
Рефлексия
Мне понравилось…..
Мне запомнилось больше всего….
Мне не понравилось….
Почему у меня всё получилось…
Почему мне было трудно выполнить задание….
Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
урок литературного чтения 3 класс Тема : А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Урок чтения в 3 классе по программе "Школа России" с технологической картой...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laqu...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 2 часть. УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» со 2 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laq...