Урок устного слова по здоровьесберегающей технологии обучения чтению
учебно-методический материал (чтение, 2 класс) по теме

Барашкова Оксана Рустемовна

 

Урок устного слова.

Тема: Берегите братьев наших меньших.

Цели:

   познакомить детей с проблемами защиты животных;

   развивать умение  детей выразительно читать и выступать перед публикой;

   воспитать чувство любви к природе, посредством искусства (литературы, музыки и живописи).

Задачи:

    закреплять умение детей следить за чтением товарища;

    развивать умение обобщать делать выводы;

    воспитывать умение слушать и слышать;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тип: урок устного слова.

Тема: Берегите братьев наших меньших.

Цели:

  1. познакомить детей с проблемами защиты животных;
  2. развивать умение  детей выразительно читать и выступать перед публикой;
  3. воспитать чувство любви к природе, посредством искусства (литературы, музыки и живописи).

Задачи:

  1. закреплять умение детей следить за чтением товарища;
  2. развивать умение обобщать делать выводы;
  3. воспитывать умение слушать и слышать;

Оборудования:

  1. Тексты стихов у детей;
  2. Тексты, аудиофайлы песен;
  3. Бумага, цветные карандаши, фломастеры у групп;
  4. Презентация письма Матушки Земли;
  5. Специально созданный к данному уроку видеофильм.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выход на тему урока. 

Чтение вслух – пение песни. Текст песни у каждого.

Не дразните собак   Муз. Е. Птичкина Слова М. Пляцковского

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля

Не дразните собак, ля-ля-ля не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ля-ля-ля ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи ля-ля-ля  песенкой разбудят,

А царапать и кусать   вас никто не будет.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля

Если очень шуметь ля-ля-ля около берлоги,

То придется потом ля-ля-ля уносить вам ноги.

И пчела просто так ля-ля-ля тоже не пристанет.

Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля

Ни к чему обижать ля-ля-ля бабочку на ветке,

Веселее в лесу ля-ля-ля от ее расцветки.

Не пугайте жуков ля-ля-ля с длинными усами,

И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля

Если вам по душе ля-ля-ля красота земная,

Берегите ее, ля-ля-ля устали не зная.

Непременно тогда ля-ля-ля станем мы друзьями,

А про кошек и собак пойте вместе с нами!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля

Мы спели песню. О чём говорится в песне? (Ответы детей) О чём же мы сегодня поговорим на уроке? Какая тема нашего сегодняшнего урока?

(Открывается тема урока “Берегите братьев наших меньших»)

III. Основная часть

1. Определение проблемы и способов решения проблемы

Учитель: Кто-то стучится к нам. К нам в гости пришел Тигрёнок. Он принёс нам письмо. Давайте прочитаем его и узнаем кто нам пишет и о чём говорится в письме.

Письмо на слайде. (Учитель читает, дети следят глазами)

Дорогие дети! Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух…Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. Я передаю сигналы SOS! Только вы, дети, можете спасти меня.     Ваша родная Земля!

Учитель: Кто знает, что такое сигнал SOS? (Ответы детей) Правильно это сигнал о беде,  призыв о помощи.

Слышите? Наша Матушка Земля просит помощи! Наша планета устала от дымящихся труб, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно, обходится с ней человек.

Скромные жители Земли подают голоса мольбы. Они напоминают человеку о кровном родстве с Природой. Но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршащих осенних листьев, говор ручья, пение песка… Они не слышат жалобного сигнала о трудной жизни в современных условиях. Давайте же и мы с вами, мои юные друзья, прислушаемся к тревожным сигналам SOS!

Выступление подготовленных детей.

Берегите землю!

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты – 
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты.

Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над родным покоем,
Берегите землю! Берегите!

Берегите животных  

Берегите животных — Божье создание,
Чтобы не стали легендой, преданием.
Без них на земле как-то станет тоскливо
И без зверья в лесу сиротливо.

Берегите животных — чудо природы:
Муравьишку, бегущего в свой домик,
Лося громадного, жующего листик,
Пушистую белку с шишкой на ветке,
Чтобы все чудо осталось навеки!

Берегите животных  на всей планете!
Мы постоянно за них в ответе:
Снежного барса, пугливую ламу,
Гризли медведя, лесную панду,
Фламинго, павлина и кенгуру.


Пусть расправит крылья раненая птица!
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сеи и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце – сердце человечье.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель:

1. Какая же беда случилась? (Ответы детей фиксируются на доске)

2. Как мы можем помочь братьям нашим меньшим? Какие решения проблемы вы предлагаете? (Предложенные решения каждой проблемы фиксируется на доске)

Учитель: Ребята, давайте беречь нашу планету, оберегать братьев наших меньших. И пусть в «Жалобной книге природы» будет как можно меньше тревожных отзывов.

2.  Выразительное чтение детей.

Учитель: Наш гость приглашает каждого выступить. Ребята, вы подготовили стихи для выразительного чтения, оформили их рисунками. И в конце нашего занятия мы издадим книжку “Братья наши меньшие". И у нас прибавится ещё одна книжка в нашей копилке библиотеки.

Во время чтения наших товарищей я включу тихую классическую музыку, которую написали великие композиторы и на экране появятся картины известных художников.

Выразительное чтение детей.

Физкультминутка

IV. Самостоятельная работа детей.

1. Творческая работа в группе.

Ребята, вот мы услышали тревожный зов нашей Земли. А многие дети его ещё не услышали. Давайте сделаем для них плакаты, чтобы увидев их они сразу поняли, что надо охранять братьев наших меньших.

Приблизительные темы для плакатов (Группы выбирают тему):

Помоги животным!

Не засоряй природу!

Люби животных!

Не рубите лес!

Охраняй природу!

Не рвите цветы!

Защити животных!

Не убивайте животных!

Берегите птиц!

Не загрязняйте моря и реки!

Берегите лес от пожара!

2  Презентация работ. Выступление групп, защита работ.

V. Чтение вслух - пение песни.    Песня «Всем нужны друзья». Текст песни у каждого.

Всем нужны друзья

Мне не нужно ни игрушек, ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки поселился воробей.

Чтобы слушался получше этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай птичий выучить язык

Я решил на всякий случай птичий выучить язык.

  Чирик-чик-чик,

  Чирик-чик-чик,

  Всем нужны друзья

  Чирик-чик-чик,

  Чирик-чик-чик,

  Даже воробьям.

Сколько вкусных бутербродов искрошил в кормушку я,

Очень трудная работа – дрессировка воробья.

Но зато в районе нашем удивляется народ,-

Воробей вприсядку пляшет, бьет в ладоши и поет.

Воробей вприсядку пляшет, бьет в ладоши и поет.

С ним мы делимся обедом как положено друзьям,

Расчирикал он об этом всем знакомым воробьям.

Я из крошек дам послаще, и недели не пройдет,

Все увидят настоящий воробьиный хоровод.

Все увидят настоящий воробьиный хоровод

VI. Итог урока. Рефлексия. 

1. О чём мы говорили на уроке? (Ответы детей)

2. Что же мы напишем в ответном письме?

(Все вместе)

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Цветы и деревья, птицы и я!



Предварительный просмотр:

Аист (В. Боков)

Аист - долог,

Аист - тонок,

Дом построил без крыльца.

Поглядите - аистёнок

Уродился весь в отца.

Он ещё похож на маму,

Та хлопочет допоздна.

Дай им, дятел, телеграмму,

С новосельем их поздравь!

Бабочка (Г. Глушнев)

Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется -

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

Барсук (Т. Белозёров)

Под берёзой на горе

Спит барсук в своей норе.

А нора у барсука

Глубока-преглубока.

Барсуку тепло и сухо,

Целый день ласкают ухо

Шум берёзовых ветвей

Да сопение детей:

На подстилке крепко спят

Мальчики с усами

И от сытости сопят

Влажными носами…

Скрипнет ветка или сук -

Приоткроет глаз барсук.

Чутким ухом поведёт,

Усмехнётся и уснёт:

Ведь нора у барсука

Глубока…

Белка (Е. Трутнева)

Почему грибы на ёлке,

На сучках, сидят верхом?

Не в корзине, не на полке,

Не во мху. Не под листком -

У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

Грузди, рыжики, синявки,

Толстяки боровики

Не в сухой осенней травке,

А надеты на сучки!

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это Белкина кладовка,

Это Белкин летний сбор!

Вон она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик,

С пышной шёрсткой и хвостом.

Бобры (Я. Аким)

А ближе к вечеру бобёр

Бобрятам мягкой лапой

Глазёнки сонные протёр.

- Куда так рано, папа?

- Мне нынче зяблик у пруда

Пел песенку на ветке.

Ох, дайте вспомнить… вот беда,

Забывчив стал я, детки!

«Свети нам, солнышко, свети

Над речкою высоко!

Кору древесную налей

Тягучим сладким соком.

Пускай не любим мы жары,

Милее нам прохлада,

Но чем зимою без коры

Прокормятся бобрята?..»

И в самом деле, без коры

Не проживут зимой бобры.

Божья коровка (Ф. Грубин)

Точка, точка,

Два крючочка -

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа - точка, слева - точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука -

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.

Верблюд (С. Баруздин)

Интересно прокатиться

На коне и на слоне!

Но удобнее садится

У верблюда на спине!

С виду горд и непреклонен,

Он на деле не таков!

По натуре он тихоня

И добряк из добряков!

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края,

Прокатитесь на верблюде!

Право, здорово, друзья!

Волки (Е. Серова)

Выбегают пять волчат -

Страсти!

Зубы острые торчат

В пасти.

Нападут со всех сторон

Молча.

Уж такой у них закон

Волчий.

Им бы только поскорей

Драться.

Не люблю таких зверей,

Братцы!

Воробьи (С. Егоров)

Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Дельфины (С. Баранов)

По-над морем бродит

Ласковый туман.

По утрам выходит

К морю мальчуган.

Мальчик громко свистнет -

Из морских пучин

Выплывает быстро

Голубой дельфин.

Брызгами сверкая,

Вынырнет к нему,

Спину подставляя

Другу своему.

Пляшет побережье

На волнах крутых…

Даже ветер свежий

Не догонит их!

Ёж (Г. Ладонщиков)

Он, как ёлка,

Весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий.

Обижать его не смей.

Он в лесу живёт.

Но вхож

И в сады забавный ёж.

Жираф (С. Егоров)

Шёл по городу жираф,

У него был добрый нрав.

Никого не задевал,

Всем приветливо кивал.

Но порой его приветы

Оставались без ответа.

И тогда серчал жираф,

Несмотря на добрый нрав.

Ну разве жираф

В этом деле не прав?!

Шагал жирафик бодро,

От всей души хотел

Наделать много добрых,

Хороших славных дел.

И пусть ему за это

Добро его услуг

Заплатят лишь приветом,

Словами:

- Здравствуй, друг!

Журавли (С. Баранов)

У болота в полдень тихий

Ивы нежно шелестят.

На пригорке журавлиха

Обучает журавлят.

Только слышно над лугами,

Где курлычат журавли:

«Раз, два, три! Толчок ногами!

Отрывайтесь от земли!»

Журавлихин голос тонок,

В нём и радость, в нём и грусть.

Самый младший журавлёнок

Говорит: «А я боюсь!»

На сынишку мать взглянула:

«До чего же он несмел!»

Клювом длинным подтолкнула -

Журавлёнок полетел…

Расстояния большие!

Трудный путь для журавлят!

В первый раз в края чужие

Журавлята полетят.

А весной вы их найдёте

Там, где ивы шелестят,

У знакомого болота

С новой стайкой журавлят.

Кенгуру (Е. Котенева)

Рано-рано поутру

С сумкой скачет кенгуру.

Не по магазинам -

По лугам-равнинам!

Что же рано поутру

Носит в сумке кенгуру?

Там сидит ребёнок

Рыжий кенгурёнок.

Вот кто едет с мамой

В этой сумке странной!

Летучие мыши (Ю. Вронский)

Летучие мыши

Летают над крышей,

А если хотят,

То летают и выше.

И думает кошка,

Смотря из окошка:

«Как жалко, что я

Не летучая кошка!»

Попугай (К. Авдеенко)

Попугай-попугай

Весело танцует,

Попугай-попугай

Пляшет и балует;

Попугай-попугай

Опрокинул чашку,

Попугай-попугай

Съел из блюдца кашку!

Совёнок (К. Авдеенко)

Угу! Угу!

Гуляют на лугу;

С утра там всё поют,

Поcпать мне не дают.

Ёжик и лисица
С. Маршак

Бежит ёжик вдоль дорожек,

Да скользит по льдy.

Говорит емy лисица:

"Дай переведy."

Отвечает серый ёжик:

У меня две пары ножек

Сам я перейдy."

Корова     В. Шульжик

Корова идёт на работу,

На пастбище,

По молоко.

Корове не очень охота

Идти далеко-далеко.

Сонлива она

И печальна.

И даже не видит цветка.

А мальчик -

Коровий начальник -

Глядит на неё свысока.

Корова шагает с работы,

Тяжёлое вымя несёт.

Родные увидит ворота,

Не выдержит

И запоёт.

Корова поёт:

"Открывай-ка,

Я всех молоком напою!"

И с ломтиком хлеба

Хозяйка

Встречает корову свою.

Про кита
Г. Сапгир

Кто-то

Глянул

С самолета

Hа кита

И сказал,

Махнув рукою:

- Мелкота!

 

Котята 
Английский фольклор (пер. С. Маршака)

Два маленьких котенка поссорились в yглy

Сердитая хозяйка взяла свою метлy

И вымела из кyхни дерyщихся котят

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернyвшись, на камень y крыльца,

Носы yткнyли в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

- Нy что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?

Прошли они тихонько в свой yгол на ночлег,

Со шкyрок отряхнyли холодный, мокрый снег

И оба перед печкой заснyли сладким сном.

А вьюга до рассвета шyмела за окном.

Злая собака 
К. Журавлёв

Висит на заборе табличка такая:

"Внимание! Очень большая и злая

Собака здесь сад день и ночь охраняет.

Не лезьте, иначе она растерзает."

И каждый, кто этy табличкy читает,

Уже не полезет, ведь он понимает:

Наброситься может собака большая,

Облает, штаны разорвет, искyсает...

В садy за калиткой, и в правдy, - цепная

Лежала собака большая-большая,

Лохматая, страшная очень... Однако,

Была очень доброй большая собака.

Собака мечтала, чтоб с ней поиграли,

Чтоб ласково за yхом ей потрепали,

Чтоб сняли ошейник - побегать пyстили,

Чтоб в дом в непогодy её пригласили.

Чтоб дети к ней на спинy смело взбирались,

Верхом на собаке по садy катались.

И чтобы на речкy кyпаться позвали,

Чтоб щеткою шерсть y неё причесали.

Хрюшка 
Саша Чёрный

"Хавронья Петровна, как ваше здоровье?"

- "Одышка и малокровье..."

- "В самом деле?

А вы бы побольше ели!.."

- "Хрю-хрю! Hет аппетита...

Еле доела шестое корыто:

Ведро помоев,

Решето с шелухою,

Пуд варёной картошки,

Миску окрошки,

Полсотни гнилых огурцов,

Остатки рубцов,

Горшок вчерашней каши

И жбан простокваши".

- "Бедняжка!

Как вам, должно быть, тяжко!!!

Обратитесь к доктору Ван-дер-Флиту,

Чтоб прописал вам капли для аппетиту!"

Мартышка 
Саша Чёрный

"Отчего ты, мартышка, грустна

И прижала к решётке головку?

Может быть, ты больна?

Хочешь сладкую скушать морковку?"

- "Я грустна оттого,

Что сижу я, как пленница, в клетке.

Hи подруг, ни родных - никого

Hа зеленой развесистой ветке.

В африканских лесах я жила,

В тёплых, солнечных странах;

Целый день, как юла,

Я качалась на гибких лианах...

И подруги мои -

Стаи вечно весёлых мартышек -

Коротали беспечные дни

Средь раскидистых пальмовых вышек.

Каждый камень мне был там знаком,

Мы ходили гурьбой к водопою,

В бегемотов бросали песком

И слонов обливали водою...

Жеребёнок
Саша Чёрный

Хвост косичкой,

Hожки - спички,

Оттопырил вниз губу...

Весь пушистый,

Золотистый,

С белой звёздочкой на лбу.

Юбку, палку,

Клок мочалки -

Что ни видит, все сосёт.

Ходит сзади

Тёти Hади,

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле -

Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль - и вдруг

Взвизгнет свинкой,

Вскинет спинкой

И галопом к маме в луг.

Бульдог
Э. Мошковская

Идёт бyльдог,

Две пары ног,

Приплюснyт нос,

Обрyблен хвост,

На шею емy дали

большие

медали.

Идёт бyльдог,

Идёт бyльдог,

Хозяйка держит поводок.

Хозяйка малолетняя,

На ней -

Панама летняя.

Баллада о слонёнке
С. Козлов

Шел слоненок по берегy моря,

На далекий кораблик глядел.

Шел слоненок по берегy моря,

Одинокyю песенкy пел:

- Вот идy я по берегy моря,

Вижy белый кораблик вдали.

Вот идy я по берегy моря,

Нy а значит по краю земли.

Что же делать, дрyзья,

               Что же делать?

Я не знаю, где я нахожyсь.

И yстал я по краешкy бегать,

И yйти я отсюда боюсь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куда ____ Якутия ____ _______ город Якутск _ Кому __ учащимся ____ _ 2 Г класса МОБУ ____ __ СОШ № 27 ________ От кого __ Матушки __ _ Земли ______________

Слайд 2

Дорогие дети! Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. Я передаю сигналы SOS ! Только вы, дети, можете спасти меня. Ваша родная Матушка Земля!

Слайд 3

Помоги животным! Не засоряй природу! Люби животных! Не рубите лес! Охраняй природу! Не рвите цветы! Защити животных! Не убивайте животных! Берегите птиц! Не загрязняйте моря и реки! Берегите лес от пожара!

Слайд 4

Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля! Отныне мы дети твои и друзья. Цветы и деревья, птицы и я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

В  современной  школе  чаще  всего  условия  сохранения  здоровья  понимаются  и  соблюдаются  лишь  в  отноше...

Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»

Открытый урок в третьем классе коррекционной школы VIII вида по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»....

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым,  творчески  активным.  Исследованию проблемы влияния музыки на   состояние   здоровья...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Конспект урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Задачи:1. Образовательные:формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;выделять предлоги в потоке речи на слух;формировать навыки предложного управления;закреплять навыки о мног...