рабочая программа по литературному чтению,3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Ирина Ананьевна Шигина

рабочая программа по литературному чтению, 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_3.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Уринская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено МО школы                Согласовано на МС школы                        Уверждено.



«___» ______ 2012                         «___»_______2012                    приказ №____ от «____»_____ 2012



Руководитель МО                         Руководитель МС                                  Директор школы



_________ Колмакова Е.Г.                 __________   Шигина И.А.                  ________ Аксентьева Г.Л.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

3класс

        Разработчик программы:

Шигина Ирина Ананьевна

с. Уро

2012 г.

Срок действия программы 1 год

     

 Пояснительная записка

   Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования ,    на основе примерной программы начального общего образования Министерства Образования, программы по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  .  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Актуальность программы

      Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
    Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы и  уроки внеклассного чтения.

Цели, задачи курса

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  7. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  8. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  9. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  10. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  11. работать с различными типами текстов;
  12. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Общая характеристика учебного курса

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Характеристика возраста детей и ведущих видов деятельности

 С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть...                              

 С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира —ощущений и восприятии...

Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость .Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления  (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Место предмета в базисном учебном плане

Количество часов на изучение программы           136

Количество часов в неделю                                       4

На изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, из них: из федерального компонента- 3 часа, 1 час из школьного компонента

Учебно-методический комплект:

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение: 3 класс».

Учебный план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

1

Самое великое чудо на свете

3

2

Устное народное творчество

14

Тесты, техника чтения, стихи наизусть

3

Поэтическая тетрадь № 1

10

Тесты, стих наизусть

4

Великие русские писатели

22

Тесты, стих наизусть, техника чтения

5

Поэтическая тетрадь №2

7

Тесты, стих наизусть,

6

Литературные сказки  

12

Тесты, стих наизусть,

7

Часть 2. Были-небылицы

12

Тесты, стих наизусть,

8

Поэтическая тетрадь №3

 

4

Тесты, стих наизусть, техника чтения

9

Люби живое    

19

10

Поэтическая тетрадь №4  

7

11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

14

Стихи наизусть

12

По страницам детских журналов

5

Тесты, стих наизусть,

13

Зарубежная литература

7

Техника чтения

итого

136

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата

По плану

факт

1

Самое великое чудо на свете (3ч)

Рукописные книги Древней Руси. Составление рассказа по вопросам.

1

Изучение нового материала

ответы

на вопросы

2

Первопечатник Иван Фёдоров.

Особенности ролевого чтения при передаче эмоционального состояния героя.

1

Изучение нового материала

текущий

3

Систематизация знаний по истории создания книги. Урок-путешествие в прошлое.

1

Комбинированный

текущий

4

Устное творчество народное

 (14 ч)

Вн.чтение. Любимая книга, прочитанная летом. Организация выставки книг

1

Урок-практикум

5

Устное народное творчество. Русские народные песни.

1

Изучение нового материала

текущий

6

Малые фольклорные жанры.

Докучные сказки.

1

Изучение нового материала

текущий

7

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Обучение анализу сказки.

1

Изучение нового материала

текущий

8

Вн.чтение. Устное народное творчество. Взаимосвязь фольклорных жанров.

1

Комбинированный

текущий

9

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Чтение по ролям.

1

Комбинированный

Чтение по ролям.

10

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Словесное составление портретов героев сказки.

1

Изучение нового материала

Составление портретов

11

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Деление на части.

1

Комбинированный

Пересказ по частям

12

Вн.чтение. Русские народные сказки. Соотнесение иллюстраций с произведениями.

1

Комбинированный

13

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Первичное знакомство с текстом.

1

Изучение нового материала

текущий

14

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Хар-ка главных героев.

1

Комбинированный

текущий

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Нравственные уроки сказки.

1

Комбинированный

Пересказ

16

 Вн.чтение. Сказки народов мира. Сравнительная характеристика русских и зарубежных н.сказок.

1

Комбинированный

17

Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество». Урок – театрализация.

1

Урок-обобщение




текущий

18

Поэтическая тетрадь № 1

(10 ч)

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». Особенности поэтического языка. Образные средства.

1

Изучение нового материала

текущий

19

Ф.И.Тютчев «Листья». Сравнительный анализ стихотворений.

1

Комбинированный

текущий

20

Вн.чтение. Стихи русских поэтов об осени. Взаимосвязь поэзии, музыки и живописи.

1

Комбинированный

текущий

21

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь…». Образные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры.

1

Изучение нового материала

наизусть

22

И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать…». Составление описания картин природы.

1

Изучение нового материала

выразительное

чтение

23

И.С.Никитин «Встреча зимы». Создание динамичности картин при помощи поэтической речи.

1

Комбинированный

текущий

24

Вн.чтение. Стихи поэтов-классиков для детей. Конкурс чт.

1

Урок-практикум

текущий

25

И.З.Суриков «Детство». Работа над интонацией в зависимости от содержания стихотворного текста.

1

Изучение нового материала

наизусть

26

И.З.Суриков «Зима». Наблюдение над языковыми средствами выразительности языка.

1

Комбинированный

текущий

27

Образ русской природы в произведениях поэтов. Обобщение изученного материала.

1

Комбинированный

текущий

28

Великие русские писатели (22 ч)

Вн.чтение. Литературные стихи-сказки. Экскурсия в библиотеку.

1

Экскурсия

текущий

29

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». Особ-и поэтических образов русской природы.

1

Изучение нового материала

текущий

30

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ произведений.

1

Комбинированный

наизусть

31

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Первичное знакомство с произведением.

1

Изучение нового материала

выразительное

чтение

32

 Вн.чтение. Сказки А.С.Пушкина. Викторина «В гостях у сказки».

1

Комбинированный

текущий

33

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности

 поэтического языка.

1

Комбинированный

текущий

34

И.А.Крылов «Мартышка и очки». Жанровые особенности басни.

1

Изучение нового материала

текущий

35

Вн.чтение. «Что говорят стихи?» Урок- учебный диалог.

1

Комбинированный

текущий

36

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». Сопоставление басни и произведений устного народного творчества (пословицы, сказки и др.)

1

Комбинированный

текущий

37

И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Выбор интонации в зависимости от отношения к героям.

1

Изучение нового материала

текущий

38

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…». Скрытый, переносный смысл произведений поэта.

1

Изучение нового материала

текущий

39

Вн.чтение. Взаимосвязь поэзии и  искусства (музыка, живопись, архитектура). Экскурсия.

1

Комбинированный

текущий

40

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень». Роль образных средств языка в поэзии.

1

Изучение нового материала

текущий

41

Л.Н.Толстой «Детство». Анализ содержания произведения.

1

Изучение нового материала

текущий

42

Л.Н.Толстой «Акула». Особенности составления плана.

1

Изучение нового материала

текущий

43

Вн.чтение. Произведения Л.Н.Толстого для детей. Составление аннотаций к произведениям.

1

Комбинированный

текущий

44

Л.Н.Толстой «Прыжок». Деление на части. Составление плана.

1

Изучение нового материала

текущий

45

Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Обоснование взаимосвязи главной мысли и концовки рассказа.

1

Изучение нового материала

текущий

46

Л.Н.Толстой «Какая бывает

роса на траве», «Куда девается вода». Жанровые особенности произведений.

1

Комбинированный

текущий

47

Вн.чтение. «Что? Где? Когда?». Справочная литература и энциклопедии для детей.

1

Комбинированный

текущий

48

Обобщающий урок по теме: «Великие русские писатели». Урок – защита творческих проектов.

1

Урок-обобщение

текущий

49

Поэтическая тетрадь №2

(7 ч)

Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…». Работа над интонированием произведений.

1

Изучение нового материала

50

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Обучение творческому пересказу (перевод поэтического текста в прозаический).

1

Комбинированный

51

 Вн.чтение. Произведения Е.Чарушина. Развитие наблюдательности в процессе работы над текстом.

1

Комбинированный

52

К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Работа над выразительным чтением.

1

Изучение нового материала

выразительное

чтение

53

И.А.Бунин. Анализ лирических произведений.

1

Изучение нового материала

текущий

54

Обобщение по теме: «Русская поэзия». Творческая мастерская.

1

Урок-обобщение

текущий

55

Вн.чтение. Литературные сказки. Нравственные уроки произведений.

1

Комбинированный

текущий

56

Литературные сказки  (12 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Взаимосвязь литературной и народной сказки.

1

Изучение нового материала

текущий

57

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…». Характеристика главных героев сказки.

1

Изучение нового материала

Пересказ

58

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Первичное знакомство.

1

Изучение нового материала

деление на части

59

Вн.чтение. Литературные сказки. Самобытность сказок П.Бажова. Обучение умению рассказывать сказки.

1

Комбинированный

Текущий

60

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».  Обучение пересказу сказки в лицах.

1

Изучение нового материала

чтение в лицах

61

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Анализ сюжета.

1

Изучение нового материала

текущий

62

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сопоставление с русской народной сказкой «Морозко».

1

Комбинированный

текущий

63

Вн.чтение. Идёт красавица –Зима… Стихи русских поэтов о зиме. Экскурсия.

1

Комбинированный

текущий

64

В.Ф.Одоевский « Мороз Иванович». Сравнительная характеристика  главных героинь сказки.

1

Комбинированный

текущий

65

Сказочные образы в стихотворениях К.Бальмонта. Работа над выразит. чтением.

1

Урок-практикум

выразительное

чтение

66

Обобщение и систематизация материала. Проверка навыков чтения.

1

Урок-обобщение

техника

чтения

67

Вн.чтение. Произведения

К.Д.Паустовского. Мир природы глазами писателя.

1

Комбинированный

текущий

68

Часть 2. Были-небылицы.   (12 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой». Характеристика главного героя.

1

Изучение нового материала

текущий

69

М.Горький «Случай с Евсейкой». Работа над продолжением сказки.

1

Комбинированный

текущий

70

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Первичное знакомство. Тема произведения.

1

Изучение нового материала

текущий

71

Вн.чтение. Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку.

1

Комбинированный

текущий

72

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Развитие сюжета. Главная мысль.

1

Комбинированный

текущий

73

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Обучение разным видам творческого пересказа.

1

Комбинированный

текущий

74

А.И.Куприн «Слон». Тема и проблема произведения.

1

Изучение нового материала

текущий

75

Вн.чтение. Произведения А.И.Куприна. Обсуждение прочитанного.

1

Практикум

текущий

76

А.И.Куприн «Слон». Обучение составлению вопросов по содержанию.

1

Комбинированный

составлению вопросов по содержанию.

77

А.И.Куприн «Слон». Деление на части. План рассказа.

1

Комбинированный

деление на части.

78

Вн.чтение. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочное и реальное рядом. Уроки произведения.

1

Изучение нового материала

Текущий

79

Обобщающий урок по теме: «Были-небылицы». Сочинительство мини-сказок.

1

обобщение

Сочинительство мини-сказок.

80

Поэтическая тетрадь №3 (4 ч)

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон». Работа над выразительным чтением.

1

Изучение нового материала

выразительное

чтение

81

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Особенности мелодики стиха.

1

Изучение нового материала

текущий

82

Вн.чтение. Стихи и рассказы о животных. Организация стенда «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Комбинированный

текущий

83

С.А.Есенин «Черёмуха». Словесное рисование на основе образных средств языка.

1

Изучение нового материала

текущий

84

Люби живое    (19 ч)


М.М.Пришвин «Моя Родина». Работа над главной мыслью рассказа.

1

Изучение нового материала

текущий

85

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Составление портрета главного героя.

1

Изучение нового материала

Составление портрета главного героя

86

Вн.чтение. Рассказы М.Пришвина. Моделирование обложки произведения.

1

Комбинированный

текущий

87

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Работа над продолжением сказки.

1

Комбинированный

продолжение сказки.

88

В.И.Белов «Малька провинилась». Образ главной героини.

1

Изучение нового материала

текущий

89

В.И.Белов «Ещё про Мальку». Работа над заголовком произведения.

1

Комбинированный

текущий

90

Вн.чтение. В.Бианки.

Жанровое своеобразие произведений.

1

Комбинированный

текущий

91

В.В.Бианки «Мышонок Пик». Первичный анализ произведения.

1

Изучение нового материала

текущий

92

В.В.Бианки «Мышонок Пик». План произведения. Обучение творческому пересказу.

1

Комбинированный

творческий пересказ

93

Б.С.Житков «Про обезьянку». Первичное знакомство с рассказом.

1

Изучение нового материала

текущий

94

Вн.чтение. Рассказы Б.Житкова. Обучение составлению формуляра книги.

1

Комбинированный

текущий

95

Б.С.Житков «Про обезьянку». Анализ содержания произведения.

1

Комбинированный

текущий

96

Б.С.Житков «Про обезьянку». Работа над сжатым пересказом.

1

Комбинированный

Сжатый

пересказ

97

Б.С.Житков «Про обезьянку». Составление портрета главного героя.

Комбинированный

98

В.Л.Дуров «Наша Жучка». Нравственные уроки произведения.

1

Изучение нового материала

99

Вн.чтение. Образ матери в литературных произведениях.

1

Комбинированный

текущий

100

В.П.Астафьев «Капалуха». Смысловая нагрузка фраз в понимании ситуации происходящего.

1

Изучение нового материала

текущий

101

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Характеристика главного героя.

1

Изучение нового материала

текущий

102

Обобщение и систематизация материала. Урок-конференция «Земля – наш дом».

1

Обобщение и систематизация

текущий

103

Вн.чтение. «Земля – наш дом родной». Обучение самостоятельной работе с каталогом книг. Экскурсия в библиотеку.

1

Комбинированный

самостоятельная работа с каталогом книг

104

Поэтическая тетрадь №4   (7 ч)

С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Работа над выразительным чтением.

1

Изучение нового материала

выразительное

чтение

105

А.Л.Барто «Разлука». Составление рассказа на основе стихотворения.

1

Изучение нового материала

Составление рассказа на основе стихотворения.

106

А.Л.Барто «В театре». Сравнительный анализ стихотворений.

1

Комбинированный

текущий

107

Вн.чтение. Любимые детские поэты. Защита творческих проектов.

1

Защита проектов

текущий

108

С.Михалков «Если». Работа над соединением интонации, мимики и жестов в ходе выразительного чтения.

1

Комбинированный

текущий

109

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Передача настроения через осознание смысловой нагрузки произведений.

1

Изучение нового материала

текущий

110

Обобщение и систематизация материала по изученному разделу. Сравнительная характеристика произведений.

1

Обобщение и систематизация

текущий

111

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14 ч)

Вн.чтение. Книги о космонавтах и космонавтике. Создание космических проектов.

1

Комбинированный

текущий

112

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Работа над пословицами.

1

Изучение нового материала

текущий

113

А.П.Платонов «Цветок на земле». Характеристика главных героев.

1

Комбинированный

текущий

114

А.П.Платонов «Ещё мама». Деление на части.

1

Изучение нового материала

деление на части.

115

Вн.чтение. Комиксы. Своеобразие комиксов. Коллективное составление комикса.

1

Комбинированный

составление комикса.

116

М.М.Зощенко «Золотые слова». Взаимосвязь темы, заголовка и главной мысли произведения.

1

Изучение нового материала

текущий

117

М.М.Зощенко «Золотые слова». Нравственные уроки произведения.

1

Комбинированный

текущий

118

М.М.Зощенко «Великие путешественники».  Чтение в лицах.

1

Комбинированный

Чтение в лицах.

119

120

Вн.чтение. Пробуждение природы глазами поэтов. Творческая мастерская.

1

Комбинированный

текущий


М.М.Зощенко «Великие путешественники». Восстановление последовательности событий

1

Комбинированный

текущий

121

Н.Н.Носов «Федина задача». Чтение в лицах.

1

Изучение нового материала

Чтение в лицах.

122

Н.Н.Носов «Телефон». Литературное инсценирование.

1

Комбинированный

Литературное инсценирование.

123

Вн.чтение. Рассказы Н.Носова. Юмор в произведениях для детей.

1

Комбинированный

текущий

124

В.Ю.Драгунский «Друг детства». Обобщение изученного материала по разделу.

1

Комбинированный

текущий

125

По страницам детских журналов (5 ч)

Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Сравнительный анализ произведений.

1

Изучение нового материала

текущий

126

Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Творческая работа.

1

Изучение нового материала

текущий

127

Вн.чтение. Сказки Г.Х.Андерсена. Роль иллюстраций в восприятии произведения. Художники – иллюстраторы.

1

Комбинированный

текущий

128

Р.Сеф «Весёлые стихи». Работа над выразительным чтением.

1

Практикум

выразительное чтение

129

Обобщение и систематизация изученного материала по разделу. Проверка навыков чтения.

1

Обобщение и систематизация

Навыки  чтения.

130

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции.  «Храбрый Персей». Жанровое своеобразие мифа.

1

Изучение нового материала

текущий

131

Вн.чтение. Самое большое чудо на свете! Экскурсия в библиотеку. Книги для чтения на лето.

1

Экскурсия

текущий

132

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Образ мифологического героя.

1

Комбинированный

текущий

133

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Первичное знакомство.

1

Изучение нового материала

текущий

134

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Иллюстрирование сказки.

1

Комбинированный

Иллюстрирование сказки.

135

Конкурсная программа «Книжкина страна».

1

Урок-конкурс

текущий

136

Обсуждение нравственных уроков литературных произведений.

1

Обобщающий урок

текущий

Содержание тем учебного курса

Название разделов и тем

 курса

Количество

часов

для изучения

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий используемые при изучении темы

1

Самое великое чудо на свете

3

Рукописные книги древней Руси.
      Первопечатник Иван Федоров.

Творческие задания, практические.

2

Устное народное творчество

14

Русские народные песни.
      Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Творческие задания, практические.

3

Поэтическая тетрадь № 1

10

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Творческие задания, практические.

4

Великие русские писатели

22

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Творческие задания, практические.

5

Поэтическая тетрадь №2

7

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Творческие задания, практические.

6

Литературные сказки  

12

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Творческие задания, практические.

7

Часть 2. Были-небылицы

12

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Творческие задания, практические.

8

Поэтическая тетрадь №3

 

4

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Творческие задания, практические.

9

Люби живое    

19

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Творческие задания, практические.

10

Поэтическая тетрадь №4  

7

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Творческие задания, практические.

11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

14

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

Творческие задания, практические.

12

По страницам детских журналов

5

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Творческие задания, практические.

13

Зарубежная литература

7

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Творческие задания, практические.

итого

136

Требования к уровню подготовки  учащихся к концу 3 класса

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса.

  Обучающиеся должны:

  1. владеть навыками правильного, сознательного,  достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70 - 75 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
  2. понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.

      Обучающиеся должны уметь:

  1. устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
  2. самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
  3. составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;
  4. самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
  5. сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
  6. подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
  7. ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
  8. различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

       Обучающиеся должны знать:

  1. наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
  2. названия, темы и сюжеты  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  3. народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.

Перечень учебно-методического обеспечения

Образовательная программа - Школа России    (под редакцией Плешакова),Литературное чтение.

Авторы :Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Учебник. Литературное чтение.Родная речь.3 класс,2 части,

М.Просвещение ,2011 г. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано»

Методическое пособие. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова, Москва, «ВАКО», 2009

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

Методическое пособие. Поурочные разработки по внеклассному чтению.И.Ф.Яценко, Москва, «ВАКО», 2007

Контрольно-измерительные материалы

1 полугодие

Распушились в садах цветы. Загудели, засновали на солнечном свету пчелы. Садятся на венчики цветов, ощупывают их хоботком и потом срываются, летят поскорее к ульям. Томный запах разливается вечерами по улицам.

     Словно в подвенечном наряде разметалась по лесным просекам черемуха. Надушилась, напудрилась. Обволакивает сладким ароматом. Не ломайте ее, друзья! Берегите эту красоту  -  для всех она предназначена!

                                                                            55 слов  (И. Коданев)

ТУКАН

   Тукан -  птица из Южной Америки. Удивителен своим необыкновенным клювом. Клюв у него несоразмерно большой. У некоторых туканов он длиннее самой птицы! А раскрашен многоцветно, словно радуга: оранжевый, красный, зеленый и желтый. У иных туканов до пяти разных тонов в окраске!

    Тукан -  не хищник. Ест фрукты и орехи, которые в изобилии растут в тех лесах, где он живет.

                                                                                                                     58 слов  (И. Акимушкин)

СОРЕВНОВАНИЯ

     У нас сегодня спортивный день. У нас -  соревнования. Мы прыгаем через скакалку. Кто дольше всех проскачет, тот и победил. Лучше всех скакала Оля. Она победила.

     А еще мы бегали по дорожке. Как только Марина Викторовна махнет красным флажком, надо бежать. Я прибежала самая первая. Мне дали приз: большую шоколадную конфету. Я не жадина. Конфету мы съели втроем? я, Миша и Катя.

                                                                      62 слова

СЕНТЯБРЬ

      Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьев. Однако к полудню солнышко все еще прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь – самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пестрым мягким ковром устилают землю.

                                                                           65 слов

Второе  полугодие

ЛИВЕНЬ

     Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.

      Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.

      А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями…

      Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:

«Га, га-га-га …»

      Какое удовольствие  -  хороший ливень !

                                                                    84 слова (А. Тумбасов)

ВЕСТНИЦА ВЕСНЫ

       Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.

       Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

      В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.

         «Ци-фи    ци-фи»,  - точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!             79 слов  (В. Флинт)

ВЕТЕР

      В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

      Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

     Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

                                                 112 слов.     Африканская сказка

 

***

        Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.

        Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.

        Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.

        Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:

-         Подумаешь, соловей ! Разве я хуже пою ? Ко-ко-ко !  Куд-куда !

       А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она кудо-то ввысь, к счастью.

        Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…

Ориентировочные показатели по темпу чтения:

1 класс – 25-30 слов в минуту

2 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия,

40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.

3 класс – 50- 60 слов в минуту в конце первого полугодия,

65-75 слов в минуту в конце второго полугодия.

4 класс – 70 - 80 слов в минуту в конце первого полугодия,

85-95 слов в минуту в конце второго полугодия.

Список литературы

Для учителя:

  1. Закон «Об образовании».
  2. Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  3. Письмо министерства образования РФ от 20.02.2004г №0351101403 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  4. Приказ министерства образования РФ от 09.08.2004 г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования»
  5. Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005  «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Н.В. Лободина Литературное чтение.3 класс: поурочные планы по учебнику Л.Ф. Климановой и др. – Волгоград: Учитель, 2007

Литература, использованная при подготовке программы:

БУП 2004, с изменениями 2008, 2011 г.

Концепция программ для начальных классов «Школа России».-Москва, Просвещение, 2007.-157 с.

Начальная школа. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки РФ.-Москва, 2005.-56 с.
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...