Открытый урок на тему "Тема природы в традиционной русской народной росписи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы урока в 1 классе «Тема природы в традиционной русской народной росписи. ( Гжель)
Цель | Знакомство с традиционной русской народной росписью, в том числе гжельской. | |
Задачи | •Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Научить детей разбираться в традиционной русской народной росписи в основном в гжельской росписи; позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Гжельская роспись», любить и сохранять природу. | Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру своего народа. | |
Основные понятия | Промыслы, мотивы, мазок с тенью, бордюр, агашка – гжельская роза, ДПИ. |
Организация пространства
Материалы и оборудование:
Доска, ноутбук, наглядные пособия, презентация.
Иллюстративный ряд:
1.Иллюстрации росписей «Хохломы», «Городец», «Жостово», «Гжель»
2.Рисунки детей с росписями.
Для обучающихся:
1.Трафареты чайной посуды
2.Гуашь синего цвета
3.Палитра
4.Круглая беличья кисть №3,№1
5.Плоская колонковая кисть №10
6.Тряпочка
7.Баночка с водой
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир (знание своей национальности). | Фронтальная, индивидуальная. |
Ход урока
1-й этап. Мотивация к деятельности
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы | (Слайд 1) -Ребята, что вы видите на доске? ( традиционную русскую народную роспись) -Это создано человеком. А как вы думаете, где берет человек мотивы для своих работ? ( в природе) -А что такое природа? ( это все что нас окружает, но не создано человеком) -Значит, природа вдохновляет человека на украшение своих изделий. -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия? ( слайд 2) - Итак, тема занятия «Тема природа в традиционной русской народной росписи. Гжель.» - Цель занятия: познакомиться с росписью гжель и украсить тарелку гжельской росписью. |
2-й этап. Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания |
Актуализация знаний учащихся | -Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. Часто в росписи используются цветочные мотивы, потому что природа благоухает цветами. А что делают люди для сохранения природы? (создают заповедники, красную книгу) -Какие цветы из красной книги вы знаете и которые нельзя рвать? (кувшинка, ландыш, васильки, лотосы) -Обратите внимание на доску – вспомним традиционные русские народные промыслы. (Слайд 3) -Вот один из них «Хохлома»- это расписные деревянные изделия. Алена Колушкина снимет с доски хохломские изделия и расскажет нам стишок. Хохломская роспись – (Слайд 4) -Это Городецкая роспись Артем Михальский снимет с доски городецкую роспись и расскажет стих. Городецкая роспись – как ее нам не знать. (Слайд 5) Евгения Кочубарова снимет с доски жостовские подносы и расскажет стих. На жостовском подносе Багрянец поздних листьев. |
Расширение знаний Расширение знаний (продолжение) | А сейчас Дворецкая Мария расскажет стих о той росписи, которой мы сегодня будем заниматься. (Слайд 6) Чудо с синими цветами, На доске остались иллюстрации только этой росписи – подсказка для вас при выполнении практической работы. А на столе подлинные изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на нее. (Слайд 7) Снежно- белая посуда, Расскажика- Ты откуда? Видно с севера пришла И цветами расцвела. Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Слайд 8) Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области,в 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров, ведь в этих местах располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Гончарное дело всегда развивалось там, где были глины. Так и Гжельский промысел появился на Гжельско-Кудиновском глиняном месторождении. У России есть свои незыблемые традиции, которые хранятся многие десятилетия и передаются от поколения к поколению. Гжель - это один из таких традиционных российских центров по производству фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу. (Слайд 9) Чудеса росписи Изделие расписывают черным кобальтом по белой глине. После обжига узор становится голубым и синим. (Слайд 10) Элементы росписи. Нарисуем сеточку, словно тетрадь в клеточку. (Слайд 11) Капельки. Прикладываем кисть. (Слайд 12) Бордюры. Для оформления краев изделий. (Слайд13) Полукисть- мазок с тенью. «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками. Кстати, для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет! (Слайд 14) Агашка- гжельская роза. Раз мазок, два мазок – получается цветок. (Слайд 15) Отгадай элементы росписи. (Слайд 16) Синяя птица счастья. Русский народ считал птицу оберегом своего дома. Во всех росписях есть этот образ. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известно всем в народе её названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой |
Физкультминутка | - Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем, а заодно покажем, что мы умеем делать: физкультминутка. Как живете – вот так Как работаете – вот так Как встаете – вот так Как шагаете – вот так Как летаете – вот так Как садитесь – вот так |
3-й этап Практическая работа
Сообщение плана работы. | - Сейчас мы приступаем к выполнению практической работы. 5.Расписать бордюр по краю тарелки. Тарелку можно вращать. |
Изготовление и украшение варежки. | На листочке рисуем элементы росписи. Учитель раздает тарелки для росписи и мотивы: 1 ряд – гжельскую розу, 2 ряд – кувшинку из красной книги, 3 ряд – ландыш из красной книги. -Как вы думаете, почему я агашку заменила на кувшинку и ландыш? (Чтобы напомнить об экологии в природе и бережном отношении особенно к тем растениям, которые постепенно исчезают.)
Звучит музыка. |
4-й этап. Оценка результатов деятельности
Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | Перед вывешиванием работ на доску. - Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите: (Все работы вывешиваются на доске) Мои юные мастера, я вас благодарю за вашу работу и желаю, чтобы ваши ручки создавали еще прекраснее творения в рисунках. |
(Учитель после занятия проводит анализ по формированию умения давать самооценку)
5-й этап. Итог урока. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"
На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....
Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс
Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...
Конспект открытого урока по музыке в 4 классе "Русские народные инструменты"
Цель урока: познакомить с составом народного оркестра,с тембрами народных инструментов;Задачи:учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать п...
Открытый урок по литературному чтению. 1 класс. Русская народная сказка "Рукавичка"
Урок разработан для УМК "Школа России"....
Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»
На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....
Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...