Открытый урок на тему "Тема природы в традиционной русской народной росписи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Сазонова Александра Павловна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_prirody_v_tradiionnoy_russkoy_rospisi.docx_1.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы урока в 1 классе «Тема природы в традиционной русской народной росписи. ( Гжель)

Цель

Знакомство с традиционной русской народной  росписью, в том числе гжельской.

Задачи

•Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
•Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, учить применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок)
•Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 Научить детей разбираться в традиционной русской народной росписи в основном в гжельской росписи; позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Гжельская роспись», любить и сохранять природу.

Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру своего народа.
Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.
Познавательные:
логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);
общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Основные понятия

Промыслы, мотивы, мазок с тенью, бордюр, агашка – гжельская роза,

ДПИ.

Организация пространства

Материалы и оборудование:
Доска, ноутбук, наглядные пособия, презентация.
Иллюстративный ряд:
1.Иллюстрации росписей  «Хохломы», «Городец», «Жостово», «Гжель»

2.Рисунки детей с росписями.
Для обучающихся:
1.Трафареты чайной посуды
2.Гуашь синего цвета
3.Палитра
4.Круглая беличья кисть №3,№1
5.Плоская колонковая кисть №10
6.Тряпочка
7.Баночка с водой

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (знание своей национальности).

Развитие речи (обогащение словарного запаса).

Фронтальная,  индивидуальная.


Ход урока

1-й этап. Мотивация к деятельности

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы

(Слайд 1)

-Ребята, что вы видите на доске?

( традиционную русскую народную роспись)

-Это создано человеком. А как вы думаете, где берет человек мотивы для своих работ?

( в природе)

-А что такое природа?

( это все что нас окружает, но не создано человеком)

-Значит, природа вдохновляет человека на украшение своих изделий.

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?

 ( слайд 2)

- Итак, тема занятия «Тема природа в традиционной русской народной росписи. Гжель.»

- Цель занятия: познакомиться  с росписью гжель и украсить тарелку гжельской росписью.

2-й этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Актуализация знаний учащихся
Цель:
 актуализировать знания учащихся о народных промыслах

-Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье.

Часто в росписи используются цветочные мотивы, потому что природа благоухает цветами.

А что делают люди для сохранения природы?

(создают заповедники, красную книгу)

-Какие цветы из красной книги вы знаете и которые нельзя рвать?

(кувшинка, ландыш, васильки, лотосы)

-Обратите внимание на доску – вспомним традиционные русские народные промыслы.

(Слайд 3)

-Вот один из них «Хохлома»- это расписные деревянные изделия.

Алена Колушкина снимет с доски хохломские изделия и расскажет нам стишок.

Хохломская роспись –                                
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

(Слайд 4)

-Это Городецкая роспись

Артем Михальский снимет с доски городецкую роспись и расскажет стих.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

(Слайд 5)

Евгения Кочубарова снимет с доски жостовские подносы и расскажет стих.

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

Расширение знаний
Цель:
 сообщить учащимся знания о появлении росписи гжель, об элементах росписи,  о мазке с тенью, об агашке- гжельской розе.

Расширение знаний (продолжение)

А сейчас Дворецкая Мария расскажет стих о той росписи, которой мы сегодня будем заниматься. (Слайд 6)

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки. Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

 На доске остались иллюстрации только этой росписи – подсказка для вас при выполнении практической работы. А на столе подлинные изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на нее.

(Слайд 7)

Снежно- белая посуда,

Расскажика-

Ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими,

нежными,

красивыми.

(Слайд 8) 

 Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области,в  60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров, ведь в этих местах  располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Гончарное дело всегда развивалось там, где были глины. Так и Гжельский промысел появился на Гжельско-Кудиновском глиняном месторождении.

У России есть свои незыблемые традиции, которые хранятся многие десятилетия и передаются от поколения к поколению. Гжель - это один из таких традиционных российских центров по производству  фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.

(Слайд 9)

Чудеса росписи

Изделие расписывают черным кобальтом по белой глине. После обжига узор становится голубым и синим.

(Слайд 10)

Элементы росписи.

Нарисуем сеточку, словно тетрадь в клеточку.

(Слайд 11)

Капельки.

Прикладываем кисть.

(Слайд 12)

Бордюры.

Для оформления краев изделий.

(Слайд13)

Полукисть- мазок с тенью.

 «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками. Кстати, для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет!

(Слайд 14)

Агашка- гжельская роза.

Раз мазок, два мазок – получается цветок.

(Слайд 15)

Отгадай элементы росписи.

(Слайд 16)

Синяя птица счастья.

Русский народ считал птицу оберегом своего дома. Во всех росписях есть этот образ.

 Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой

Физкультминутка

- Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем, а заодно покажем, что мы умеем делать: физкультминутка.

Как живете – вот так

Как работаете – вот так

Как встаете – вот так

Как шагаете – вот так

Как летаете – вот так

Как садитесь – вот так

3-й этап Практическая работа

Сообщение плана работы.
Цель:
формировать умение принимать учебную задачу.

- Сейчас мы приступаем к выполнению практической работы.

                                     
(Слайд 17)
1. На листочке рисуем элементы росписи. В том числе полукистью - мазок с тенью, бардюры. На полкисти набираем синюю гуашь, на полкисти – белую. В акварели  размываем водой вместо белил. Мазок должен быть твердым с упором на темную часть и легким покручиванием кисти.
2. Довырезать мотив.
3. Приклеить мотив по центру тарелки.
4. Раскрасить мотив.

5.Расписать бордюр по краю тарелки. Тарелку можно вращать.

Изготовление и украшение варежки.
Цель:
научить ученика подбирать мотив узора, украсить тарелку гжельскими узорами, постоянно контролируя свои действия.

На листочке рисуем элементы росписи.

Учитель раздает тарелки для росписи и мотивы:

1 ряд – гжельскую розу,

2 ряд – кувшинку из красной книги,

3 ряд – ландыш из красной книги.

-Как вы думаете, почему я агашку заменила на кувшинку и ландыш?

(Чтобы напомнить об экологии в природе и бережном отношении особенно к тем растениям, которые постепенно исчезают.)


Учитель осуществляет контроль.

Звучит музыка.

4-й этап. Оценка результатов деятельности

Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Перед вывешиванием работ на доску.

- Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:
1) расписана ли вся тарелка?
2) Красивая ли получилась роспись;
3) аккуратна ли ваша работа.

На обратной стороне покажите, как вы оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуете два сердечка. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте одно сердечко.
Выходят по рядам  с работами для обсуждения.

(Все работы вывешиваются на доске)

Мои юные мастера, я вас благодарю за вашу работу и желаю, чтобы ваши ручки создавали еще прекраснее творения в рисунках.

(Учитель после занятия проводит анализ по формированию умения давать самооценку)

5-й этап. Итог урока. Рефлексия.

Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

- Ребята, сейчас мы подведем итог занятия.

- Чему учились?

- Что вам понравилось?

- Что было сложным в выполнение работы?

-Попрошу вас встать.

 Благодарю вас за работу.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Конспект открытого урока по музыке в 4 классе "Русские народные инструменты"

Цель урока: познакомить с составом народного оркестра,с тембрами народных инструментов;Задачи:учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать п...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»

На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...