Открытый урок
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Узденова Патия Азретовна

 

Урок-путешествие по «Былям-небылицам»

 

Цели урока:

1)    обобщить знания учащихся по пройденному разделу «Были-небылицы»;

2)    расширять словарный запас учащихся;

3)    развить способность понимать и выражать информацию путем образных сравнений, использовать метафоры в речи;

4)    сформировать навыки различения реальных (возможных) событий от выдуманных (фантазий, грез и т.п.), что, наряду с другими, является одним из основных новообразований возраста.

 

Наглядность: презентация (см. Приложение 1)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok-puteshestvie.ppt2.83 МБ
Microsoft Office document icon urok_po_rodnoy_rechi_urok-puteshestvie.doc605.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Карачаевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карачаевска

им. Д.К. Байрамукова»

(Литературное чтение, 3 класс, II полугодие)

Учитель: Узденова Патия Азретовна Ветеран труда, Почетный работник общего образования РФ, Учитель высшей категории

Карачаевск - 2013

Урок-путешествие по «Былям-небылицам»

Цели урока: 

  1. обобщить знания учащихся по пройденному разделу «Были-небылицы»;
  2. расширять словарный запас учащихся;
  3. развить способность понимать и выражать информацию путем образных сравнений, использовать метафоры в речи;
  4. сформировать навыки различения реальных (возможных) событий от выдуманных (фантазий, грез и т.п.), что, наряду с другими, является одним из основных новообразований возраста.

Наглядность: презентация (см. Приложение 1)

Ход урока:

  1. Организационный момент

(Слайд 1)

  1. Путешествие первое

– Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки. А чтобы открыть дверь в волшебную страну (Слайд 2), мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку:

                                Пошел Ипат

                                Лопаты покупать.

                                Купил Ипат

                                Пять лопат.

                                Шел через пруд,

                                Зацепился за прут.

                                Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

– Прочитайте «птичьим базаром».

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте, начиная тихим  голосом, затем все громче.

– Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.

– С вопросительной интонацией.

– С восклицательной.

– С сердитой.

– С веселой.

– А теперь скороговоркой.

Конкурс: кто быстрее произнесет скороговорку

(Слайд 3)

– Ребята, а дверь-то открылась! И перед нами предстал удивительный город «Былей-небылиц». (Слайд 4)

2. Сочинение историй учащимися

– Оглядеться не успели, как оказались мы с вами в пруду вместе с Ипатом. (Слайд 5)

– Ребята, сочините историю, что бы с вами могло произойти в пруду. Но сначала давайте вспомним, кто обитает и что растет на водоемах. А чтобы обитатели водоема появились, надо отгадать загадки.

        На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 6)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука) (Слайд 7)

На воде увидел ты

Белые цветы.

Это жители воды

На ночь прячут лепестки. (Лилия водяная) (Слайд 8)

Не кузнец, а с клещами. (Рак) (Слайд 9)

Драчун и забияка,

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. (Ёрш) (Слайд 10)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) (Слайд 11)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы) (Слайд 12)

        – Сочините историю о том, как вы оказались в пруду, и что с вами тут могло бы произойти. (Рассказы детей)

3. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста

        – Но чтобы пройти дальше, нам надо назвать, из какого произведения следующий отрывок, автора этого произведения, найти и вставить нужные слова (с. 43 учебника)

        «… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб, везде на камнях …, рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук».

        (М. Горький (Слайд 13). «Случай с Евсейкой». Пропущенные слова: «точно курные вишни».)

III. Путешествие второе

1. «На Дне рождения у слона».

        – Ребята, мы выбрались с вами из пруда. (Слайд 14) Где же мы оказались? (Дети: - «На Дне рождения у слона»!)

        – Кто ещё был у слона на Дне рождения?

Но слоги в словах перепутались. Итак,

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите эти строчки,

Сложив правильно кусочки.

        У слона на дне рождения

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре. Пять,

Помоги гостей собрать:

Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,

Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

(Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена). (Слайд 15)

        - Молодцы! Мы собрали всех гостей слона. Посмотрите, кто пришел… (Слайд 16). Это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? (Дети рассказывают историю про слова от имени хозяина зверинца).

        2. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.

        – Ребята, все гости пришли на день рождения слона. А где же сам виновник торжества? Он появится только, если мы вспомним, как он выглядит. Будьте внимательны! Сейчас вам будет зачитан отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения, его название, найдите и вставьте нужные слова (с. 43 учебника)

        «Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги … . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - … .

        (А.И. Куприн. (Слайд 17) «Слон». (Слайд 18) Вставить: 1. «Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий, палец).

        – Вот и счастливый именинник! (Слайд 19) Пришла пора нам попрощаться со всеми и продолжить свое путешествие…

        IV. Путешествие третье

        – Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь.

                        Мы объехали весь свет,

                        Торговали соболями,

                        Чернобурыми лисами;

                        А теперь нам вышел срок,

                        Едем прямо на восток,

                        Мимо …  (острова Буяна)

                        В царство славного Салтана.

(Это из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»)

– Мимо, какого острова мы только что проплыли? (Дети: «Баяна!») Молодцы! Долго мы путешествуем, пора и нам с вами немного отдохнуть. (Учитель включает песню «Чунга-чанга», дети делают разминку или танцуют под неё). (Слайд 20)

– Отдохнули? Готовы продолжить путешествие? (Дети: «Да!»)

V. Путешествие четвертое

1. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста

– Ребята, что бы понять в какой «были-небылице» мы оказались на этот раз, послушайте отрывок из рассказа. Вспомните автора и вставьте нужные слова.

« – От … смеются, – ответила мама, – а от …  плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».

(К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». (Слайд 21) Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…». 2. «А от большой – плачут». 3. «И крупный снег…» . 4. «Счастливые сны…» .)

        2. Выразительное чтение отрывков.

        – Прочитайте выразительно отрывок из этого рассказа, который вам больше всего понравился.

VI. Путешествие пятое. Возвращение домой

1. Беседа.

– Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел « Были – небылицы»?

        2. Рассматривание рисунков

– Сейчас откройте учебник на стр. 44. Рассмотрите рисунки. Кто из героев тебе знаком. Расскажите о каждом из них, чтобы помочь им вернуться в их сказки.

– А сейчас поиграем в игру «Веселая путаница». Если вы с этой игрой справитесь, тогда мы окажемся дома.

(Сформируйте группу, распределите роли в группе)

Ребята даётся три минуты вам,

Чтоб всех расставить по местам!

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо!- кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть!- и начали рассказ…

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Нахохотался я до слёз.

- И вдруг пошёл ко дну.

- Там пёс кота в коляске вёз.

- Закричал «Тону!»

- Там клоун был без головы.

- А тут ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли.

- Погодите-ка, друзья,

        Ничего не понял я …

        Повторите все до точки,

        Только – чур! – поодиночке…

– От чего же произошла путаница?

–  Расставьте всё по местам.

VII. Возвращение домой. Итог урока.

–  Ребята, вот наше путешествие и пришло к концу. Пристает наш корабль к берегу Реальности, оставляя позади приключения на Островах фантазии. (Слайд 22) Благодаря вам все герои вернулись в свои сказки, а мы оказались дома. Какие истории вы о них придумали? Расскажите. (Рассказы детей, составленные дома)

– Напишите домашнее задание. (Слайд 23)

– Спасибо за активную работу!

Домашнее задание:

Стр. 5 – 24 – подготовить выразительное чтение.

Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...