Открытый урок
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок-путешествие по «Былям-небылицам»
Цели урока:
1) обобщить знания учащихся по пройденному разделу «Были-небылицы»;
2) расширять словарный запас учащихся;
3) развить способность понимать и выражать информацию путем образных сравнений, использовать метафоры в речи;
4) сформировать навыки различения реальных (возможных) событий от выдуманных (фантазий, грез и т.п.), что, наряду с другими, является одним из основных новообразований возраста.
Наглядность: презентация (см. Приложение 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.ppt | 2.83 МБ |
urok_po_rodnoy_rechi_urok-puteshestvie.doc | 605.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Карачаевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карачаевска
им. Д.К. Байрамукова»
(Литературное чтение, 3 класс, II полугодие)
Учитель: Узденова Патия Азретовна Ветеран труда, Почетный работник общего образования РФ, Учитель высшей категории
Карачаевск - 2013
Урок-путешествие по «Былям-небылицам»
Цели урока:
- обобщить знания учащихся по пройденному разделу «Были-небылицы»;
- расширять словарный запас учащихся;
- развить способность понимать и выражать информацию путем образных сравнений, использовать метафоры в речи;
- сформировать навыки различения реальных (возможных) событий от выдуманных (фантазий, грез и т.п.), что, наряду с другими, является одним из основных новообразований возраста.
Наглядность: презентация (см. Приложение 1)
Ход урока:
- Организационный момент
(Слайд 1)
- Путешествие первое
– Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки. А чтобы открыть дверь в волшебную страну (Слайд 2), мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку:
Пошел Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
– Прочитайте «птичьим базаром».
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче.
– Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.
– С вопросительной интонацией.
– С восклицательной.
– С сердитой.
– С веселой.
– А теперь скороговоркой.
Конкурс: кто быстрее произнесет скороговорку
(Слайд 3)
– Ребята, а дверь-то открылась! И перед нами предстал удивительный город «Былей-небылиц». (Слайд 4)
2. Сочинение историй учащимися
– Оглядеться не успели, как оказались мы с вами в пруду вместе с Ипатом. (Слайд 5)
– Ребята, сочините историю, что бы с вами могло произойти в пруду. Но сначала давайте вспомним, кто обитает и что растет на водоемах. А чтобы обитатели водоема появились, надо отгадать загадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 6)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука) (Слайд 7)
На воде увидел ты
Белые цветы.
Это жители воды
На ночь прячут лепестки. (Лилия водяная) (Слайд 8)
Не кузнец, а с клещами. (Рак) (Слайд 9)
Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ёрш) (Слайд 10)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) (Слайд 11)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы) (Слайд 12)
– Сочините историю о том, как вы оказались в пруду, и что с вами тут могло бы произойти. (Рассказы детей)
3. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста
– Но чтобы пройти дальше, нам надо назвать, из какого произведения следующий отрывок, автора этого произведения, найти и вставить нужные слова (с. 43 учебника)
«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб, везде на камнях …, рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук».
(М. Горький (Слайд 13). «Случай с Евсейкой». Пропущенные слова: «точно курные вишни».)
III. Путешествие второе
1. «На Дне рождения у слона».
– Ребята, мы выбрались с вами из пруда. (Слайд 14) Где же мы оказались? (Дети: - «На Дне рождения у слона»!)
– Кто ещё был у слона на Дне рождения?
Но слоги в словах перепутались. Итак,
Начинаем склейку слов
Из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки,
Сложив правильно кусочки.
У слона на дне рождения
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре. Пять,
Помоги гостей собрать:
Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,
Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,
Ена-мот-ге-бе-раф-ги,
Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!
(Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена). (Слайд 15)
- Молодцы! Мы собрали всех гостей слона. Посмотрите, кто пришел… (Слайд 16). Это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? (Дети рассказывают историю про слова от имени хозяина зверинца).
2. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.
– Ребята, все гости пришли на день рождения слона. А где же сам виновник торжества? Он появится только, если мы вспомним, как он выглядит. Будьте внимательны! Сейчас вам будет зачитан отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения, его название, найдите и вставьте нужные слова (с. 43 учебника)
«Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги … . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - … .
(А.И. Куприн. (Слайд 17) «Слон». (Слайд 18) Вставить: 1. «Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий, палец).
– Вот и счастливый именинник! (Слайд 19) Пришла пора нам попрощаться со всеми и продолжить свое путешествие…
IV. Путешествие третье
– Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь.
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо … (острова Буяна)
В царство славного Салтана.
(Это из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»)
– Мимо, какого острова мы только что проплыли? (Дети: «Баяна!») Молодцы! Долго мы путешествуем, пора и нам с вами немного отдохнуть. (Учитель включает песню «Чунга-чанга», дети делают разминку или танцуют под неё). (Слайд 20)
– Отдохнули? Готовы продолжить путешествие? (Дети: «Да!»)
V. Путешествие четвертое
1. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста
– Ребята, что бы понять в какой «были-небылице» мы оказались на этот раз, послушайте отрывок из рассказа. Вспомните автора и вставьте нужные слова.
« – От … смеются, – ответила мама, – а от … плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».
(К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». (Слайд 21) Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…». 2. «А от большой – плачут». 3. «И крупный снег…» . 4. «Счастливые сны…» .)
2. Выразительное чтение отрывков.
– Прочитайте выразительно отрывок из этого рассказа, который вам больше всего понравился.
VI. Путешествие пятое. Возвращение домой
1. Беседа.
– Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел « Были – небылицы»?
2. Рассматривание рисунков
– Сейчас откройте учебник на стр. 44. Рассмотрите рисунки. Кто из героев тебе знаком. Расскажите о каждом из них, чтобы помочь им вернуться в их сказки.
– А сейчас поиграем в игру «Веселая путаница». Если вы с этой игрой справитесь, тогда мы окажемся дома.
(Сформируйте группу, распределите роли в группе)
Ребята даётся три минуты вам,
Чтоб всех расставить по местам!
- Ну, ребята, как делишки?
- Хорошо!- кричат мальчишки.
- Есть ли новости у вас?
- Есть!- и начали рассказ…
- Ходил я в цирк не так давно.
- А я на речке был.
- Как было весело, смешно!
- Разделся и поплыл.
- Нахохотался я до слёз.
- И вдруг пошёл ко дну.
- Там пёс кота в коляске вёз.
- Закричал «Тону!»
- Там клоун был без головы.
- А тут ребята шли.
- Играли в мяч морские львы.
- Они меня спасли.
- Погодите-ка, друзья,
Ничего не понял я …
Повторите все до точки,
Только – чур! – поодиночке…
– От чего же произошла путаница?
– Расставьте всё по местам.
VII. Возвращение домой. Итог урока.
– Ребята, вот наше путешествие и пришло к концу. Пристает наш корабль к берегу Реальности, оставляя позади приключения на Островах фантазии. (Слайд 22) Благодаря вам все герои вернулись в свои сказки, а мы оказались дома. Какие истории вы о них придумали? Расскажите. (Рассказы детей, составленные дома)
– Напишите домашнее задание. (Слайд 23)
– Спасибо за активную работу!
Домашнее задание:
Стр. 5 – 24 – подготовить выразительное чтение.
Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...