Дидактический материал по литературному чтению.
материал по чтению по теме

Дидактический материал по литературному чтению.

Виды работы над текстом.

Средства художественной выразительности. 

Жанры литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_literaturnomu_chteniyu.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Виды работы над текстом.

1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение  с сокращением текста. (Учащиеся убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого текста.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов выше.)

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали пословицами или поговорками (для басни).

21. Подборка звукового оформления отрывка.

22. Беседа с сопровождением выборочного текста.

23. нахождение в тексте выводов.

24. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

25. Чтение, рассказа о том, чем понравилось произведение, чем запомнилось.

26. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

27. Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать, почему?

28. Чтение по ролям.

29. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

30. Чтение. Пересказа прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

31. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

32. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.

33. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием.

34. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

35. Конкурсное чтение стихотворений.

36. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

37. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

38. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

39. Выразительное чтение отрывка рассказа по собственному выбору.

40. Кто быстрее найдет в тексте на заданное учителем правило.

41. Нахождение в рассказе само длинного слова.

42. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

43. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

  1. Сущ. + прил.
  2. Сущ.+ глаг.
  3. Местоимения + глагол (и наоборот)

44. Чтение, пометка непонятных слов.

45. Чтение слабо читающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

46. Нахождение и чтение в тексте слов,  близких по значению данным ( данные слова записаны на  доске).

47. Чтение слов, к которым даны сноски.

48. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

49. Чтение с выписыванием слов для практического словаря. (например

темы: «Осень», «Зима»)

50. Чтение с попутным комментарием и беседой.

51. Составление плана из рисунков.

Словарь настроений.

беспокойное

ликующее

скорбное

бодрое

любования

скрытое

боязливое

мечтательное

смешное

бурное

мрачное

солнечное

веселое

насмешливое

сонное

возбужденное

нежное

сосредоточенное

волшебное

обиженное

сочувствующее

воспевающее

ожидания

спокойное

восторженное

печальное

таинственное

высмеивающее

поучительное

теплое

героическое

привередливое

тихое

грустной радости

прихотливое

торжественное

грустное

прославляющее

тоскливое

добродушное

радостной готовности

тревожное

жуткое

радостное

хвалебное

загадочное

робкое

хвастливое

задиристое

светлое

хмурое

заносчивое

сердитое

шаловливое

звонкое

серьезное

шумное

капризное

сказочное

шутливое

Словарь терминов.

Средства художественной выразительности.

Метафора.  Метафорой называется употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов  или явлений: крыло самолета (крыло птицы); поезд идет (человек идет).

Олицетворение. Олицетворением называется разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ:  ветер воет, вьюга плачет, грустное небо, волшебница-зима.

Эпитет. Эпитетом называется разновидность метафоры, представляющая собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета: веселый ветер, кудрявая береза, золотая осень.

Устойчивый эпитет. Устойчивым эпитетом называют эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец, красна девица, зелена трава.

Сравнение. Сравнением называется уподобление одного предмета другому на основании общего признака: человек свистел соловьем, озеро как зеркало, туча, похожая на слона.

Фразеологический оборот. Фразеологическим  оборотом называют устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу, собаку съесть, бить баклуши, сесть на голову.

Жанры литературы.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны- кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

Признаки рассказа.

  1. повествовательность;
  2. небольшой объем;
  3. небольшое число героев;
  4. описание одного эпизода.

Стихотворение – это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм, рифму.

Признаки стихотворения.

  1. небольшие размеры произведения;
  2. изображение переживания или чувства;
  3. стихотворная форма.

Жанры фольклора.

Басня  это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажи басен чаще всего являются животные и растения.

Признаки басни:

  1. небольшие размеры произведения;
  2. иносказательность;
  3. поучительность.

Былина – это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Признаки былин.

  1. сказание о богатырях и исторических событиях;
  2. сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
  3. неторопливое повествование.

Загадка – это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчеркивая их важные признаки:  «скатерть бела весь свет одела».

Признаки загадки:

  1. известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
  2. названы важные признаки скрытого предмета или явления.

Поговорка – это краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «свалился как снег на голову».

Признаки поговорки:

  1. краткость;
  2. образность;
  3. незаконченность предложения.

Пословица – это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (пословица в отличие от поговорки является законченным предложением).

Признаки пословицы:

  1. краткость;
  2. меткость;
  3. точность мысли;
  4. законченность предложения.

Прибаутка – это забавное сочетание слов, повествующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

- Я медведя поймал.

- Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

Признаки прибаутки:

  1. очень короткий эпизод;
  2. форма диалога;
  3. забавное сочетание слов.

Считалка – это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.

Признаки считалки:

  1. краткость;
  2. стихотворная форма;
  3. цель – упорядочить игру.

Сказка – это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро побеждает зло.

Признаки сказок:

  1. наличие законченного сюжета;
  2. занимательность;
  3. необычность;
  4. наличие вымысла;
  5. воспитательная направленность.

Виды сказок:

1. Сказки  о животных. Героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты, как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.

2. Бытовые сказки. Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необычнее происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.

3. Волшебные сказки. Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героев. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, дурак, Царевич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по литературному чтению для 4 класса

Тест итоговой проверки знаний по литературному чтению в 4 классе...

Дидактический материал по литературному чтению.

Данный материал поможет учителям в работе над скороговорками....

Дидактический материал по литературному чтению 3 класс.

В статье приведены примеры карточек по литературному чтению...

Дидактический материал по литературному чтению. 2 класс

                                    Тест « Устное народное творчество» 1.   ...

Дидактический материал по литературному чтению

по программе " Начальная школа 21 век"...

02. Дидактический материал по литературному чтению, 3 класс, 1-4 четверть.

Карточки по литературному чтению  могут быть использованы для индивидуальной и групповой работы  учащихся 3 класса в урочной деятельности по программе "Школа России"....

03. Дидактический материал по литературному чтению (тексты для проверки техники чтения).

Тексты для проверки техники чтения  по программе "Школа России"....