Скорость чтения - важный фактор успеваемости.
статья по чтению (3 класс) по теме

Уварова Светлана Васильевна

В даннай работе идёт речь о развитии оптимального чтения. Чтения, которое помогает хорошо учиться не только в начальной школе, но и в старшем звене, т.к. развивается техника чтения. Даются рекомендации по развитию  оптимального чтения.В данном материале приводится результат работы за1,2, 3,4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_2.doc738 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ДИНСКОГО РАЙОНА

Тема: 

СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ –

 ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСПЕВАЕМОСТИ.

Автор опыта:

Уварова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 4

 ст. Динская. Динской район.

Содержание:

1.        Информация об опыте…………3

2.        Технология опыта……………   9

3.        Результативность опыта……   10

4.        Библиографический список….12

5.        Приложение к опыту ………    13  

1.Условие возникновения опыта.

    Я работаю учителем начальных классов в обыкновенной сельской школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам.  Перед ними стоит задача в умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д. И это должно способствовать улучшению качества успеваемости.

Но как, в большом потоке информации, будет ориентироваться ребёнок, не умеющий читать. Жизнь  показывает, что  ребёнок, который  не  умеет  читать(или  имеет  низкий  темп  чтения),испытывает  большие  затруднения  при  выполнении  домашних  заданий. Ему  неинтересно  на  уроках, он  не  усидчив, чтение  книг  при  низкой  технике  чтения – это для  ребёнка  не  столько  удовольствие, сколько  мука.

  Поиск эффективных методик привели  меня к методическим рекомендациям И.Т. Федоренко и И.Т.Пальченко, В.Н. Зайцева. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила  меня. 

2. Актуальность опыта.

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И.Жинкин), развивает у ребёнка «дар слова» (К.Д.Ушинский), его «судительные силы» (Ф.И.Буслаев). «Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф.Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым оно может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысли и любознательность»). « Чтение,- продолжал и углублял эту мысль выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источником какой-либо информации.

Уже в 9 классе объем домашних устных заданий составляет в среднем 6500 слов. Не трудно подсчитать, что ученик, читая в темпе 80 слов в минуту, затратит около полутора часов только на то, чтобы один раз прочитать тексты. А так как низкая скорость чтения мешает восприятию, он должен читать один и тот же  дважды, трижды.  Прибавьте ещё сюда время для выполнения письменных заданий по русскому языку и математике. Время, затраченное на выполнение домашнего задания, увеличивается в несколько раз. Вот почему теряется интерес к учению. Вот почему ученик учит уроки от случая к случаю, а тот, кто читает еще медленнее, практически не в состоянии их готовить. И тогда вы можете приглашать самых лучших из лучших учителей, но и они не смогут помочь ученику в улучшении успеваемости. Это будет длиться до тех пор, пока его не научат самому элементарному – читать.

3.Теоретическое обоснование опыта.

Младшим школьникам надо овладеть скоростью чтения – в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно с такой скоростью приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальным значением 80 – 90 слов в минуту для учеников, переходящих в 5 класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи и поэтому порождает сомнение: не слишком ли занижен норматив?

Хочется отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Естественно, что все их учесть в нашей работе невозможно, но выявлено было около 40 факторов,  сильно влияющих на успеваемость. Существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо  более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения.

 Что делать?

Если ослабевают связи между звеньями системы, если результаты работы начальных классов не устраивает учителей, работающих в 5 классе, если результат работы девятых классов не устраивает работников колледжей, если результаты работы одиннадцатых классов не устраивают вузы, если работа вузов, т. е. подготовка молодых специалистов, не устраивает директоров школ, то вполне позволительно говорить о том, что связи системы просвещения разрушены, что система находится в состоянии кризиса. И тем быстрее выйдем из состояния  кризиса, чем быстрее наладим связи между звеньями.

Самое слабое звено – это начальные классы. Здесь мы теряем 60 – 70 процентов учеников. Далее они не могут учиться на «4» и «5». Они переходят в пятый класс, где увеличивается объём информации, а низкая техника чтения не позволяет материал осваивать… В средних и старших классах у нас тоже есть потери, но относительно небольшие. Наибольшие потери наблюдаются в начальных классах.

Поэтому вопрос « Что делать?», может быть сначала ограничен: «Что делать в начальных классах?» - и затем переведён в более конкретную плоскость: «С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?».

Об этом вопросе говорят много, но поскольку вопрос столь важен, то рассмотрим его более обстоятельно. Рассмотрим три существующие точки зрения на необходимую скорость чтения учеников.

Первая точка зрения принадлежит бывшему Министерству просвещения. В нормативах, которые были в ту пору узаконены, кстати, они существуют и до сих пор, указанно, что скорость чтения к концу начального обучения должна составлять 80 – 90 слов в минуту.

Вторая точка зрения принадлежит Н.А.Лошкаревой, доценту Московского государственного пединститута имени В.И.Ленина. В брошюре, которая была широко распространена в школах (она была утверждена Главным управлением школ), приводится рекомендация: к концу начального обучения желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

И, наконец, третья точка зрения. Она принадлежит видному украинскому педагогу В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» этот педагог пишет, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150 – 300 слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, т.е. 150 слов минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой, с точкой зрения бывшего Министерства просвещения. Кто – то из великих ошибается. Прибегнем к простому рецепту: «Прав всегда потребитель»…Давайте посмотрим, как учатся в средних классах ученики, по- разному закончившие начальные классы.

Из школьного журналов 6 - 8 классов были выписаны фамилии отличников в один список, фамилии хорошистов -  в другой, троечников выписывать не стала. Из архива школы дали журнал, который вёлся несколько лет назад, когда эти ученики занимались ещё в 4 классе, тот журнал, в котором регистрировалась скорость чтения учеников. Оказалось, что те, кто стали отличниками, имели в конце начального обучения скорость чтения в пределах 120 – 170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто  стали хорошистами, имели в конце начального обучения скорость чтения от100 до 140 слов в минуту. В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80 – 90 слов в минуту – приближенно, конечно. Такова закономерность.

Давайте выпишем её:

«5» - 150

«4» - 120

«3» - 90

Это закономерность, которой нельзя пренебрегать, которую надо учитывать в нашей работе.

Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались преимущественно на «5», он должен выполнять рекомендацию В.А.Сухомлинского. Если он ставит более скромные задачи, если он хочет, чтобы все его питомцы были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендации Н.А.Лошкаревой – выйти на уровень 120 слов в минуту. А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить норматив Министерства просвещения. Такова логика, продиктованная существованием закономерности.

В реальных условиях вряд ли в какой – то школе стремятся, чтобы все дети занимались на  «отлично». Но не устраивает коллектив школы и положение, когда большинство детей занимаются на «3». Поэтому устроило бы такое положение, чтобы большая часть учеников (т.е. больше чем 50 процентов) занимались на «4». И для этого надо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Может быть это благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь, скажем, разные ученики имеют разный темперамент. Холерики говорят быстро и читают быстро, а вот флегматики говорят медленнее и читают медленнее. Каковы здесь возможности? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120 – 150 слов в минуту. Значит, холерики, и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников врядли достижима  скорость чтения 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Такой подарок она преподнесла и нам, учителям. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. По данным НИИ психологии, более 90 процентов учеников относятся к этим двум категориям. Флегматики и меланхолики составляют менее 10 процентов, т. е. не более чем 3 – 4 человека в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?

4.Идея опыта.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Некоторые рекомендации, которые будут здесь изложены, - старые, давно известные рекомендации. Другие отличаются новизной. Но деление на старое и новое проводить не будем, такое деление кажется несколько предвзятым, неправомерным. Безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны.

Многие учителя считают, что хорошо было бы снизить наполняемость начальных классов до европейского уровня. Это действительно так. Если в классе 20 учеников, можно ожидать, что учитель добьется средней скорости чтения 140 и более слов в минуту, при наполняемости же 30-35 человек-максимум 90 слов в минуту. Однако уменьшение наполняемости - не единственный способ улучшения навыка чтения. Необходимо применять более технологичные способы обучения в условиях переполненных классов: здесь учитель не имеет возможности работать с каждым учеником индивидуально, поэтому использует коллективные и групповые методы работы, уделяет внимание созданию правильных  установок и стимулированию учеников.

Итак, рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению. Они отобраны учителями творческой группы лаборатории В.Н.Зайцева, учителями базовых школ, были экспериментально проверены на применимость в массовых условиях и на полезность. Отбирали очень тщательно, и отобрали немного рекомендаций, но зато это те рекомендации, которые могут работать в любых условиях.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Что же зачастую наблюдается в интеллигентных семьях? Папа или мама усаживает своего сынишку - первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: « Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час - полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы.  Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час - два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа- полутора за один приём.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель опросит за урок не более десяти учеников. При этом каждый ученик поупражняется  в течение не более двух минут. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит

10 • 2 =20 (чел./мин.)

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тридцать человек в классе, тренаж идёт в течение пяти минут: 30 • 5=150 (чел./мин.) тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого, пять минут. Вряд ли надо комментировать эти цифры.

Еже урочные пятиминутки чтения. Этот резерв заимствован в школах Монгольской Народной Республики. Группа учителей, работавшая в МНР, рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Начали расспрашивать учителей: а что там - особая методика какая-то? Каким образом идёт обучение чтению? Оказалось, что никакой методики особой нет. Просто у каждого ребёнка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, а дальше идёт обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает по обычной методике и в 4 классе он имеет 3 уроков чтения, то при наполняемости класса 30 человек он за неделю опросит по одному разу каждого ученика. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две минуты, две минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать.

Хорошо, если ребёнку повезло с семьёй: если ребёнок из такой семьи, которая компенсирует дома недоработки школы, то, может быть, она научит ребёнка читать. А если ребёнку с семьёй не повезло? Тогда весь тренаж сводится к этим двум минутам, и естественно, что такой ребёнок читать не научится.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Запишем:

5• 4• 5= 100.

Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 100 минут. Очевидно, если увеличилось время тренировки в 50 раз, с двух минут до 100 минут, то без всяких методических ухищрений что- нибудь хорошее да получится, несомненно, будет положительный эффект.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Приведу общеизвестные примеры этой закономерности.

Ещё 200 лет назад говорилось: «студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т. е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Второй пример. В любых религиях, будь то православная или мусульманская, обязательно есть вечернее обращение к богу – вечерняя молитва. Считалось, что последнее впечатление дня, связанное с вечерней молитвой, укрепляет верующих в вере в бога. Если служители культа знали об этом, то нам, учителям, вовсе непростительно не учитывать этот психологический эффект.

Третий пример. Частенько, когда мы советуем ребёнку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация обозначает одно: прочитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

Приведу ещё один пример, тоже общеизвестный. Во многих дворянских семьях было традиционным вечернее чтение. Семья собиралась за столом, родители и дети по очереди читали книгу. Это было последним ярким впечатлением дня, это укрепляло вкус к чтению. (Семья Ульяновых)

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать.

Режим щадящего чтения, о котором говорим – эти такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы (чтение «Комиксов»): две строчки прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку…(Журналы «Комиксы»)

Вполне возможно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

Рекомендуя этот приём родителям, следует обратить внимание на то, что  далеко не каждому ребёнку по силам прочитать за вечер весь журнал. Поэтому читать надо поочерёдно: несколько страниц читает ребёнок, потом, когда родители видят, что ребёнок устал, подключаются они. Читают, помогают преодолеть ученику эти трудности.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, т. е. просмотр диафильмов (чтение журнала «Комиксы») проводить перед сном.

У некоторых учеников низкая техника чтения наблюдаемся и 4, и в 5, и в 6, и даже в 7 классе.

Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребёнок, который не любит читать, может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов (журналов «Комиксы»), с помощью режима щадящего чтения.

Развитие техники чтения тормозится из – за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до третьего – четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов (приложение № 3), тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. приложение). Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В своё время была издана брошюра профессора об обучении чтению.

Зрительные диктанты проводятся следующим образом. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается на столько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из восьми – девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от четырёх до семи секунд. По истечении этого времени учительница стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно кто – то в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? В этом случае надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить».

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение стёрто, снова следует его записать в ученических тетрадях.

На шесть предложений одного набора уходит  от  пяти до восьми минут времени.

Если учительница видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, т. е. не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить снова. Если на следующий день картина повторяется – надо повторить и в третий день, а может быть и четыре дня подряд. Толь после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не даёт.

 Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

И ещё одна деталь. Если предложения не будут совпадать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко заимствовала три упражнения, которые оказались наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т. е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 5, кто-то на 15 слов больше). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Вот для этого и предназначено следующее упражнение – чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено только для артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения при переходе на незнакомую часть текста, продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две – три недели чтение ребёнка заметно улучшится.

5.Технология опыта.

В моём классе 27 учеников.

 Необходимость применения методов, которые бы помогли развить и увеличить скорость чтения, появилась. Скорость чтения во втором классе стала ниже. Количество детей читающих «ниже нормы» увеличилось.

Для этого надо было проследить скорость чтения каждого ученика. Поэтому составлялись диаграммы техники чтения. По ним мы видим рост каждого ребёнка в отдельности (приложение № 1). В зависимости от успехов учеников в достижении улучшения техники чтения применялись следующие резервы обучения чтению: длительность и частота тренировочных упражнений, жужжащее чтение, еже урочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, методы для развития  оперативной памяти. Применялись эти методы на протяжении 3,4 классов. Метод развития оперативной памяти использовался в 4 классе  индивидуально. Результат работы мы можем проследить по диаграмме (приложение № 1).

В своей работе, по развитию навыка чтения, использую много приёмов стимулирования. Однако хотелось бы остановиться на одном из этих приёмов, который с успехом используется.

В конце урока чтения обычно оставляю три – четыре минуты времени для того, чтобы провести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.

Изо дня в день на каждом уроке чтения  проводится эта работа. Уже через неделю виден результат. Он свидетельствует о прибавки скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении ученика к тренировке.

Работа с родителями.

Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям. Все родители знают о пользе чтения. Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению школьника, помощь и руководство его чтением.

Большинство детей любят читать, но сами книгу выбрать не могут. Очень важно, чтобы родители следили за подбором книг. Следя за чтением, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве, журналы «Весёлые картинки», «Мурзилка».

При выборе книг надо учитывать и интересы ребёнка. Подбирать книги так, чтобы они могли углубить или расширить знания по интересующей его теме.

Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли проконтролировать правильность чтения.

Для того чтобы научить детей самостоятельно читать, родители могут использовать такой приём:  кто-нибуть из взрослых начинает читать, но на самом интересном месте надо прекратить чтение. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев начинает читать самостоятельно. Можно рассказать интересный эпизод из книги и предложить после этого ребенку книгу. Воспитание любви к книге приходит значительно быстрее в тех семьях, где родители сами любят читать, много говорят о книгах.

Родители моих учеников знают, как помочь детям, как проконтролировать их работу. На консультациях подробно рассказываю, как организовать работу с детьми дома. Многие родители имеют секундомеры. Другие пользуются часами с секундной стрелкой. Все помогают учителю. На родительских собраниях родители обмениваются опытом своей работы – рассказывают, как они организовали в домашних условиях совершенствование чтения своих детей. Надо сказать, что без такого сотрудничества мы не добились бы высоких результатов.

6.Результативность опыта.

Совместные усилия семьи и школы позволяют уже в 1 классе выполнить норматив 2 класса и даже превзойти его. Я считаю, что если ребёнок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

Итак, используя рассмотренные выше резервы, количество хорошо читающих учеников в классе составляет   66,6%  процента. т.е. превысило половину (приложение № 2).  

6 класс мои ученики закончили: «5» -3человека;«5» и «4»-15 человек ; «3» -9 человек.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на развитие скорости чтения, оправдывает себя во всех отношениях:

  1. повышение качества знаний
  2. продвижение ребёнка в общем развитии
  3. помогает преодолеть трудности

   

    

Библиографический список:

  1. Бунаков Н.Ф. «В школе и дома». – М.,1886. –С.3..
  2. Ежемесячный научно - методический журнал «Начальная школа». М., «Просвещение», 1990г.№ 8.
  3. Ежемесячный научно - методический журнал «Начальная школа». М., «Просвещение», 1994г.№ 6.
  4. Иващенко Л.М. «Труд и развитие личности школьника». М., «Просвещение», 1987г.
  5. Крутецкий В.А. «Психология». Учебник для учащихся педучилищ 2-е издание переработанное и дополненное. М., «Просвещение». 1986г.
  6. Сухомлинский В.А.  «Разговор с молодым директором школы» – Киев, 1968. – с.19.
  7. Сухомлинский В.А.  «Сердце отдаю детям». – Киев, 1969. – с.169.
  8. Федоренко И. Т. «Подготовка учащихся к усвоению знаний». - Киев, 1980.

                                                                                         

 Приложение № 1

Диаграммы техники чтения каждого ученика.

                                                                                                                                                                         

Приложение№ 2

Диаграмма процентного соотношения хорошо читающих и слабо читающих учеников.

(4 класс)

                                                                                                 

                                                                                             Приложение № 3

Тексты зрительных диктантов

(по И.Т.Федоренко)

№п\п

                     

                                              Предложения


Число букв


Время экспозиции

Набор № 1

1.

Тает снег

8

4

2.

Идёт дождь

9

4

3.

Небо хмурое

10

5

4.

Коля заболел

11

5

5.

Запели птицы

11

5

6.

Поле опустело

12

6

Набор № 2

1.

Трещат морозы

12

6

2.

Я ищу землянику

13

6

3.

В лесу росла ель

13

6

4.

Наступила осень

14

7

5.

Дни стали короче

14

7

6.

В лесу много берёз

15

8

Набор № 3

1.

Прилетели птички

15

8

2.

Ярко светит солнце

16

8

3.

Лида вытерла доску

16

8

4.

Весело бегут ручьи

16

8

5.

Подул резкий ветер

16

8

6.

Зоя прилежно учится

17

8

Набор № 4

1.

Дятел долбил дерево

17

8

2.

Я хочу посадить цветы

18

7

3.

Иней запушил деревья

18

7

4.

Без воды цветы завянут

19

7

5.

Пролетело жаркое лето

19

7

6.

Возле дома посадили ель

20

7

Набор № 5

1.

Солнышко светит и греет

20

6

2.

Федя решил задачу у доски

21

6

3.

Загорелась в небе зорька

21

6

4

На деревьях сверкал иней

21

6

5.

Город Киев стоит на Днепре

22

6

6.

В лесу собирают землянику

22

6

Набор № 6

1.

Зимой река покрылась льдом

23

5

2.

Мальчик подарил маме цветы

23

5

3.

Дежурные стёрли пыль с доски

24

5

4.

Колхозники работают на лугу

24

5

5.

На огород забрались цыплята

24

5

6.

Мы жили возле берёзовой рощи

24

5

Набор № 7

1.

Небо покрылось серыми тучами

25

4

2.

Дети посадили во дворе акацию

25

4

3.

Бабушка купила внуку букварь

25

4

4.

Землю согрело тёплое солнышко

26

4

5.

Моя сестра работает на фабрике

26

4

6

Ласково греет весеннее солнце

26

4

Набор № 8

1.

Идёт дождик

10

5

2.

Мы любим наш Киев

14

7

3.

Береги учебные вещи

17

8

4.

У Андрея чистая тетрадь

20

10

5.

Помогай своему товарищу

21

10

6.

Октябрята – внучата Ильича

22

10

Набор № 9

1.

Воды морей солёные на вкус

22

7

2.

Наша страна борется за мир

22

7

3.

Октябрята – будущие пионеры

23

7

4.

Началась большая перемена

23

7

5.

Дети ходили в лес за грибами

23

7

6.

Красивы улицы нашего города

24

7

Набор № 10

1.

Москва – столица нашей Родины

24

5

2.

Школьники поливают саженцы

24

5

3.

Депутаты съехались на съезд

24

5

4.

Надо быть честным и правдивым

25

5

5.

Звёзды сияют на башнях Кремля

25

5

6.

Летом наша семья жила на Волге

25

5

Набор № 11

1.

Весело колосится густая рожь

25

4

2.

Поля запорошило белым снегом

24

4

3.

Мы читали интересный рассказ

25

4

4.

Мичурин много и упорно работал

26

4

5.

Новые дома растут быстро

26

4

6.

Из машины вышел Владимир Ильич

26

4

Набор № 12

1.

Мальчики принесли сухих веток

26

4

2.

В поле поспевают рожь и пшеница

26

4

3.

Комсомольцы поехали на стройку

27

4

4.

Дети всех стран хотят жить в мире

27

4

5.

Свежий ветерок повеял прохладой

28

4

6.

Сверкнула молния и загремел гром

28

4

Набор № 13

1.

Давно скосили и убрали луга и поля

28

4

2.

Белка взобралась на верхнюю ветку

29

4

3.

Солнце светило ярко, и дети купались

30

4

4.

Весь народ гордится героями космоса

31

4

5.

Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо

32

4

6.

Люблю я в поле встречать восход солнца

32

4

Набор № 14

1.

Поднялась за рекой большая серая туча

32

4

2.

В далёкой тайге  живут охотники эвенки

33

4

3.

Все радовались встрече с космонавтами

33

4

4.

Разведчицы отправились в опасный путь

33

4

5.

Дружная семья и землю превратит в золото

34

4

6.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

34

4

Набор № 15

1.

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый город

34

4

2.

Меж редеющих верхушек показалась синева

35

4

3.

Хороши широкие привольные степи Украины

35

4

4.

На смелого собака лает, а трусливого кусает

36

4

5.

Нам велит трудиться школа, учит этому отряд

36

4

6.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

37

4

Набор № 16

1.

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси

36

5

2.

Сквозь волнистые туманы пробивается луна

36

5

3.

Школьники готовятся к новому учебному году

37

5

4.

Много работы в колхозном саду ранней весной

37

5

5.

На берегу моря раскинулся пионерский лагерь

38

5

6.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

38

5

Набор № 17

1.

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел

38

5

2.

Пробилась из под земли вода, и родился родничок

39

6

3.

От города в тайгу комсомольцы проложили шоссе

39

6

4.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики

40

6

5.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят

41

7

6.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит

42

7

Набор № 18

1.

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем

42

7

2.

Каждый день тысяча людей въезжают в новые квартиры

43

7

3.

Школьники выращивают мандарины, лимоны и апельсины

44

7

4.

По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник

45

8

5.

Мальчик подошел к столу и увидел за окном строящийся дом

46

8

6.

Советский Союз живёт в мире и дружбе с другими народами

46

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Духовно- нравственное воспитание как важный фактор становления личности( презентация)

Данная презентация может быть использована педагогами на МО, на родительских собраниях, на педсоветах....

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

Чтение- важный фактор развития ребенка

Ни для кого не секрет, что современные дети перестали читать. Эту важную деятельность им заменил экран. Дети смотрят  всё подряд:  рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы. И т.д. В результ...

Важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Этот фактор является залогом успешного обучения в средней и старшей школе.

Важный фактор, в начальной школе отслеживать развитие навыков чтения, который влияет на успеваемость школьника....

КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

Данная статья раскрывает пользу перекрестных (кинезеологических) упражнений в коррекционно-логопедическом обучении учащихся. Приведен пример ряда игр и упражнений на межполушарное взаимодействие, кото...